Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:34, доклад
Индийская философия - это нравственность человека, путь самосовершенствования души и тела, освобождение его от мира страстей, конечная цель - достижение нирваны. Человеческая жизнь в индийской философии предстает как бесконечная цепь перерождений души, если человек при жизни достоин, то после смерти он воплощается в священнослужителя - брахмана, представителя власти - кшатрия, земледельца, торговца или ремесленника - вайшья. Если человек вел неправедный образ жизни - его ждет низшая каста - шудра (каста слуг) или обличье животного. Человек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе.
Основные категории древней индийской философии: Джайнизм, Буддизм, Индуизм.
Джайнизм.
Древнеиндийская философия. Общие идеи, классические учения: индуизм, буддизм, джайнизм.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА зародилась
на основе мифологического понимания
мира и разделяется на три цивилизации
: древнеиндийскую, древнекитайскую
и древнюю цивилизацию Среднего
Востока.
Индийская философия - это нравственность
человека, путь самосовершенствования
души и тела, освобождение его от мира
страстей, конечная цель - достижение нирваны.
Человеческая жизнь в индийской философии
предстает как бесконечная цепь перерождений
души, если человек при жизни достоин,
то после смерти он воплощается в священнослужителя
- брахмана, представителя власти - кшатрия,
земледельца, торговца или ремесленника
- вайшья. Если человек вел неправедный
образ жизни - его ждет низшая каста - шудра
(каста слуг) или обличье животного. Человек
мыслится как часть мировой души со стремлением
к свободе.
Основные категории древней индийской
философии: Джайнизм, Буддизм, Индуизм.
Джайнизм. Джива (живое) и аджива (неживое).
Провозглашает дуализм. Сущность человека
двояка - материальная и духовная. Джайнисты
подробно разработали концепцию кармы
и различают восемь видов разных карм
(злые и добрые). Джайнизм, одно
из основных религиозно-философских учений
Индии, возникшее в 6 в. до н. э. Основателем
Д. считается странствующий проповедник
Вардхамана, которому впоследствии были
даны имена Махавиры ("великого героя")
и Джины ("победителя") — отсюда название
учения. В ходе своего развития Д. разделился
на ряд сект, из которых наиболее значительные:
секта дигамбаров, т. е. обнажённых (буквально
— "одетых странами света"), и секта
шветамбаров ("одетых в белое"). Ядро
религиозно-философской литературы Д.
— джайнский канон (в основе которого
лежат так называемые Джайна-сутры). Среди
неканонической литературы наибольший
интерес представляют сочинения Умашрати
(1 в. до н. э.) и Сиддхасены Диракара (6 в.
н. э.). Д., как и параллельный ему буддизм, явился реакцией
на ритуализм и абстрактную спекулятивность брахманизма. Д. отверг
авторитет Вед, открыл доступ
в свою общину мужчинам и женщинам всех
варн (каст).
Учение о дживах, или живых существах, и свойственных им двух видах бытия — бытии несовершенном и бытии совершенном, является основой Д. В состоянии несовершенного бытия джива, сущность которого заключается в вечной, обладающей сознанием душе, находится в соединении с "материей", образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу в состояние страдания, которое и служит отличительным признаком несовершенного бытия. В зависимости от соотношения духовного и телесного элементов эти дживы образуют своеобразную лестницу: на низшей её ступени располагаются дживы, представляющие формы, в которые выливается существование неорганических веществ и растений. На более высокой ступени пребывают дживы, имеющие форму животных, людей, богов. (Т. о., бог в Д. — только одна из форм несовершенного бытия дживы.) Капля росы, человек, бог — ступени единой системы принципиально одинаковых видов бытия, характеризующегося отягощённостью материей. Вверху иерархии джив находятся "освобождённые" дживы, для которых не существует материальных уз и даже духовных условий, ограничивающих их существование, и они способны полностью управлять собственным бытием. Освобождения могут достичь только дживы, получившие форму человеческого существа. Такие дживы называются Титханкары; они являются в мир с известной периодичностью. Вардхамана считается последним из них в данную эру (двадцать четвёртым).
Основным путём к "освобождению" Д. считает аскетизм. Аскетические принципы Д. предусматривают активное истребление телесного элемента (конкретные правила джайнского аскетизма включают в себя, помимо отказа от одежды, строгого поста и прочее, всевозможные мучения и истязания). Наряду с подавлением телесного начала правила джайнского поведения требуют неуклонного соблюдения принципа ахимсы, заключающегося в отказе от причинения малейшего вреда любому живому существу. Подчёркивание преимущественного и, в частности, нравственного значения аскетизма и строжайшее соблюдение аскетического образа жизни, предусматривающего тщательную разработку правил этого поведения, отличают Д. не только от буддизма, но и от всех др. систем Индии, также подчёркивающих важность аскетизма. Практическая часть Д. включает определённую обрядность, которая, вопреки принципиальному со стороны Д. отрицанию ритуальности, выработалась под влиянием потребностей "массового" почитания (храмовое почитание Титханкаров, публичная исповедь, чтение джайнских текстов и др.).
Д., в отличие от буддизма, строго онтологичен — имеет учение о бытии; душа (джива) и "недуша" (аджива), включающая материальное, признаются в качестве равноправных, вечно существующих начал — субстанций. Т. о., Д., в отличие от брахманизма, дуалистичен (см. Дуализм). Наряду с дживами и адживами, представляющими две основные сущности (таттвы) онтологии Д., существуют ещё 5 таттв, исчерпывающих все возможные виды отношений и взаимосвязи дживы и адживы. Каждая из 7 таттв определённым образом классифицируется и иерархически членится. В частности, материя делится на тонкую (кармическую), представляющую нечто вроде "силы", и грубую, ощущаемую органами чувств и делимую на атомы (ану).
Не вышедший за пределы Индии
Д. сохранил здесь своё влияние. В
начале 70-х гг. в Индии (главным
образом в Гуджарате и
Буддизм. Будда (просветленный) - принц
Гаутам. Центром учения являются четыре
благородные истины. Существование человека
неразрывно связано со страданием. Причиной
страдания является жажда. Устранение
причин страдания заключается в устранении
жажды., и путь самоистязания. Hиpвана -
постепенное угасание желаний. Отвергается
жизнь, посвященная чувственным удовольствиям. Буддизм, одна
из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б. возник
в древней Индии в 6—5 вв. до н. э. и в ходе
своего развития разделился на ряд религиозно-философских
школ. Основателем Б. считается индийский
принц Сиддхартха Гаутама, получивший
впоследствии имя Будды, то есть пробужденного,
просветлённого.
Б. появился в период,
когда Индия, представлявшая собой конгломерат
мелких монархических государств (деспотий)
и родоплеменных союзов, переживала процесс
формирования единого государства, закончившийся
образованием в 4 в. до н. э. империи Маурьев.
Происходило крушение сложившихся жизненных
устоев, обострение противоречий между
социальными группами, кастами, которые
осложнялись пестротой этнического состава
населения. Кризисное состояние вызывало
стремление к выходу из него, хотя бы в
сфере нереального. Б. был ответом на эти
искания. Явившись реакцией на брахманистскую
религию и став в оппозицию к освящаемому брахманизмом касто
Уже в первые столетия своего существования Б. разделился на 18 сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов — в Раджагрихе (около 477 до н. э.), в Вайшали (около 367 до н. э.), в Паталипутре (3 в. до н. э.) и в Кашмире (2 в. н. э.). Важнейшим событием в истории Б. было образование в период деятельности 2-го собора секты махасангхиков (сторонников "большой общины"), знаменовавшее начало раскола Б., который привёл в начале н. э. к разделению его на 2 крупнейшие ветви: хинаяну ("малая колесница" или "узкий путь") и махаяну ("большая колесница", или "великий путь"). В течение 1—5 вв. окончательно сформировались главные религиозно-философские школы Б.: в хинаяне — вайбхашики и саутрантики, в махаяне — йогачары, или виджняновадины, и мадхьямики. Сторонники хинаяны называют своё направление тхеравада Б. (буквально — учение старейших).
Время расцвета Б. в Индии — середина 1-го тыс. до н. э. — начале 1-го тыс. н. э. Конец этого периода, совпавший с развитием индуизма, ознаменовался в истории Б. определённым стиранием его специфичности и сближением с индуизмом. Растворившись к 12 в. в индуизме на своей родине, Б. не исчез; проповедуемый монахами-миссионерами, в частности посланцами императора Ашоки (3 в. до н. э.) — деятельного приверженца Б., он распространился по всей Юго-Восточной и Центральной Азии, захватив отчасти Среднюю Азию и Сибирь. (В период с 3 в. до н. э. до середины 1-го тыс. н. э. Б. утвердился на Цейлоне, в Индонезии и Индокитае; в первые века н. э. Б. начал проникать в Китай, Тибет, в 4—6 вв. — в Корею, Японию, в 16—17 вв. — в Монголию, В 18 в. — в Бурятию.) В юго-восточных странах утвердилась хинаяна, получившая название южный Б.; в северных — махаяна, ставшая известной под именем северного Б.
Уже в Индии махаяна испытала заметное влияние брахманизма и индуизма (веданты и йоги). Столкнувшись же с условиями и культами северных стран, махаяна дала начало различным течениям, переплетающимся с даосизмом в Китае, синтоизмом в Японии, местными натуралистическими верованиями в Тибете и т.д. В своём внутреннем развитии разбившись на ряд сект, северный Б. образовал, в частности, секту дзэн (возникла в 5 в. в Китае, китайский чань; в настоящее время более всего распространена в Японии). В 5 в. появляется особое направление Б. — ваджраяна, параллельное индуистскому тантризму, под влиянием которого возникло новое направление Б. — ламаизм. Будучи исключительно восприимчивым к разнообразным идеологическим комплексам, Б., однако, сохранял неизменными свои центральные положения, превращая заимствования в составляющие своего учения, культа и мифологии.
Религиозно-философская
Особенностью буддийского учения является его практическая направленность. С самого начала Б. выступил не только против особого значения внешних форм религиозной жизни, в частности ритуальности, но и против абстрактных спекуляций, характерных для концепций брахманизма, и выдвинул в качестве центральной проблему бытия личности. Основное содержание буддийских книг — практическая доктрина "спасения", или "освобождения". Она изложена в учении о "четырёх благородных истинах": существует страдание, причина страдания, состояние освобождения от страдания, путь, ведущий к освобождению от страдания; короче — существует страдание и освобождение от страдания. С одной стороны, страдание и освобождение предстают как исключительно субъективное состояние, с другой стороны (особенно в системах развитых школ Б.) — как бытие — это страдание, Б. определяет страдание, прежде всего некая "реальность", имеющая и объективную (космическую) основу.
Подчеркнув в качестве исходного положения, что вообще не как переживание какого-то конкретного состояния, а как ожидание этого состояния, ожидание реального страдания, более того — ожидание эффектов самого этого ожидания: ощущений страха, тревоги и прочие. Т. е. страдание в Б. выступает как состояние бесконечного беспокойства, как состояние общей нелёгкости, напряжённости, неудовлетворённости. В этом смысле страдание оказывается эквивалентом желания, которое считается в Б. психологической причиной страдания. Буддийское представление о бытии как страдании усугубляется тем, что Б. принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в Б., таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому — к новым страданиям.
В основе интерпретации страдания как космической реальности лежит представление о жизнедеятельности личности в связи с внешним миром, в частности о психофизических элементах этой жизнедеятельности, называемых дхармами. Дхармы вспыхивают, исчезают и появляются вновь, то есть находятся в постоянном волнении, вызывая своей неустойчивостью ощущение страдания. Это вечное вспыхивание и исчезновение часто уподобляется в буддийской литературе горению пламени светильника с характерным для Б. подчёркиванием становления вместо ставшего, процесса — вместо субстанции. Следствием признания существования дхарм является отрицание Б. души как неизменной духовной сущности и отождествление человеческого "я" с совокупным функционированием пяти наборов дхарм, так называемых скандх: чувственное бытие организма в целом, эмоции, представления, кармические волевые импульсы (см. Карма) и сознание.
Б. исходит из того, что цель неотделима от средства её осуществления. Поэтому в Б. освобождение, прежде всего, выражено в категориях пути, то есть предстаёт как "правильное поведение" и "правильное знание". В Б. нет жёсткого канона поведения и, по существу, отрицается значение любой внешней формы поведения. Особенно это положение подчёркнуто, например, в раннем Б., дзен и др. В нравственном плане это означает признание разнообразия и относительности нравственных норм, уравнение нравственно-противоположных действий, отсутствие понятий ответственности и вины как чего-то абсолютного. Главными чертами буддийской нравственности в её внешнем выражении являются терпимость, "текучесть"; это — мораль, всем равно помогающая и одновременно всем далёкая. В основе буддийской концепции поведения лежит сознание внутренней отдалённости субъекта всему, что его окружает. Б. считает удовольствие и добро не только равно необходимыми, но и равно не необходимыми (что отчасти выражено Б. в доктрине так называемого среднего пути, одинаково отвергающего погружение в чувственные удовольствия и умерщвление плоти). Его идеалом является человек, настолько занятый изменением своего внутреннего, психического бытия, что при этом не обязательно устранение обычных жизненных целей. Буддийский идеал поведения органически связан с представлением об истинном знании, главной чертой которого является отсутствие направленности вовне (при общей отзывчивости на всё) и созерцание внутреннего бытия, Одним из основных средств преобразования психики и психофизиологии личности на пути к самоуглублению выступает практика буддийской йоги (дхьяны). Состояние совершенной не связанности с внешним и самоуглублённости есть освобождение, илинирвана.