Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:18, реферат
Джон Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы, которую он начал в Вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском университете, становится учителем греческого языка и риторики. Уже в ходе учебы он проявляет исключительный интерес к современному естествознанию и, в частности, к современной философии, главным образом к системам Бэкона и Декарта.
Таким образом, Локк более
оптимистично, чем Гоббс, оценивал «человеческую
природу». Упомянутое выше рассуждение
означало, что собственность возникает
независимо от государственной власти,
и было развитием идей, ранее высказанных
Джемсом Гаррингтоном (1611-1677) и некоторыми
другими английскими
Рассуждение Локка о «равенстве» означало лишь признание равных прав для всех людей на личную свободу и её использование в своих интересах.
В своём учении о возникновении
государства Локк считал, что народ
в далёкие времена, когда стало
намечаться превращение естественного
состояния в
Выдвинутая Джоном Локо теория, которая носила буржуазно-либеральный характер, не имела целью защиты интересов трудящихся масс. Интерес широких трудящихся масс, низов народа его мало беспокоил. И не случайно, что если, с одной стороны, он ещё в 1689 г. поставил вопрос об устранении вопиющих диспропорций в избирательной системе, ущемлявших прежде всего права буржуазии (вопрос о так называемых гнилых местечках, получивший разрешение только в 1832г.), то с другой стороны, он вовсе не заботился о расширении избирательных прав народных масс. О последнем свидетельствует проект административного устройства, составленный Локком в 1669г. для частной английской колонии «Каролина» в Сев. Америке, отданной Карлом II во владение 8 лордам. Введённое там, согласно рецептам Локка, управление было столь угнетающим для английских переселенцев, что спустя 20 лет они всё же добились отмены этих порядков.
В 1692 и 1695 гг. вышли в свет
три экономические статьи Локка
под общим заглавием «Некоторые
соображения о последствиях понижения
процента и повышения ценности монеты».
С позиции более высоких, чем
меркантилизм, он рассматривает в
них вопросы монетарного
Среди различных сочинений
и набросков Локка, посвященных
вопросам педагогики, главнейшей работой
являются «Некоторые мысли о воспитании»
(1693) – книга, известная русскому
читателю ещё в переводе 1759 г. Политические
и философские взгляды Локка
и его практический опыт воспитателя
нашли здесь свою реализацию. Целью
всей системы педагогического
Наряду с неприемлемыми для нашей, советской, педагогики идеями в «Мыслях о воспитании» было не мало ценных положений. Многие из них оказали глубокое воздействие на практику и теорию педагогики XVIII в.( в частности, на педагогику Ж.Ж.Руссо) . Они не потеряли своего значения и в наши дни. В соответствии с исходными материалистическими посылками Д.Локк считает, что предпосылкой правильного воспитания является укрепление физического здоровья ребёнка. Мыслитель подчёркивает далее, что характер и мировоззрение подростка зависят прежде всего от воздействия на него окружающей среды, и осуждает схоластические методы обучения. Особое внимание Локк обращает на нравственное воспитание молодого поколения. Он призывает развивать естественные способности детей, их самостоятельность, внимательно учитывая при этом их индивидуальные способности.
В последние годы жизни Локка возрос его интерес к религиозным проблемам. Если в «Письмах о веротерпимости» он стремился прежде всего отстоять свободу в религиозных убеждениях, то теперь он занялся разработкой той общей основы, на которой можно было бы, по его мнению, примирить различные разновидности христианской религии. Но и вышедшая в 1695 г. его работа «Разумность христианства, как оно передано священным писанием», написанная, возможно, по прямому поручению Вильгельма III Оранского, представляет собой не какое-то резюме – из обветшалой догматики официальной церкви, а рационалистическую версию религии в духе, близком к деизму и к одной из разновидностей еретических течений XVI-XVII вв. – социнианизму (антитринитаризму). Локк высказывается за так называемую «естественную религию», которая была бы своего рода посредствующим звеном между христианской верой и наукой. В «Разумности христианства» и в двух последовавших полемических добавлениях он продолжает оставаться защитником веротерпимости и отделения церкви от государства, не соглашаясь в этом вопросе с точкой зрения Гоббса. Но веротерпимость Локка не распространялась на два крайних полюса в области взглядов на религию – ортодоксальный католицизм, который был знамение Стюартов и всей феодальной реакции, и на атеизм, страшный для богобоязненного буржуа. На католицизм Локк указывает как на доктрину, по своей сущности несовместимую с веротерпимостью, а на атеизм – как на учение, якобы делающее невозможной государственную присягу. В текст конституционного устройства провинции «Каролина» Локк вписал даже специальный пункт, лишающий атеистов гражданских прав.
28 октября 1704 г. Локк
умер. После философа остался
большой архив, наглядно
2. Критика Локком учения о врождённых идеях
Рассмотрим философски воззрения Джона Локка в том виде, в каком они изложены прежде всего в его «Опыте о человеческом разуме», труде, который составил в истории философии новую эпоху и был первым в европейской литературе произведением, целиком посвящённым теории познания. А.И Герцен в «Письмах об изучении природы» отмечал, что это произведение – «нечто вроде логической исповеди рассудочного движения». Компромиссное решение Локком политических и религиозных вопросов вело и к компромиссной позиции в философии. Основное же ядро его философских взглядов оставалось, однако, материалистическим.
Было бы неправильно утверждать, что Локк сводил свою философию к теории познания. Бесспорно то, что разрешение главнейших гносеологических вопросов он считал первоочередной задачей философии своего времени. Теория познания не могла строиться иначе, как на определённых общефилософских предпосылках. Локк хорошо понимал это и разрабатывал её в основном на базе материалистической теории бытия.
Одним из исходных положений
теории познания Локка был тезис
о происхождении всего
Но эмпиризм может быть различным, так как под «опытом» можно понимать либо чувственные восприятия людей (такой эмпиризм называется сенсуализмом), либо состояния психики вообще и в частности разума (эмпирический рационализм). Сенсуализм в свою очередь бывает либо идеалистическим, когда отрицают существование внешнего материального источника у ощущений (Беркали), либо материалистическим, когда опыт рассматривается как совокупность чувственных восприятий внешних объектов. Именно такого рода сенсуализм присущ теории познания Локка.
Джон Локк выступил продолжателем
материалистической линии Бэкона, Гоббса
и Гассенди. Посвятив в этой области
свои усилия всестороннему развитию
эмпиризма, Локк развил его как материалистический
сенсуализм и дал обоснование
его «главному принципу – происхождению
знаний и идей из чувственного мира».
Но для того чтобы обосновать материалистический
сенсуализм, необходимо было подвергнуть
основательной критике
Теоретической основой идеалистического учения о внечувственном знании было во времена Локка учение о врождённых идеях, основанное ещё древнегреческим философом – идеалистом Платоном, который процесс «подлинного» познания истолковал как «воспоминание» идей. Локку пришлось иметь дело в основном с той средневековой традицией, которая восходила ещё к Августину и считала наиболее общие принципы и понятия (например, понятие бога) врождёнными человеческому уму.
Локкова критика была направлена не в дин адрес. Совокупным адресатом её была почти вся схоластическая и университетская философия. Но были и более определённые объекты критики: картезианцы-идеалисты, в частности Николай Мальбранш (1638-1715), кембриджские платоники во главе с Генри Мором (1614-1687) и Ральфом Кэдвортом (1617-1688 ), а также английский философ Герберт Чербери.
Объектом локковской критики являлся также и Декарт. В «Метафизических размышлениях» он писал о врожденной идее как о такой идее, которая «произведена вместе со мною тогда, когда я был создан, подобно идее обо мне самом».
Критика учения о врожденных
идеях и вообще о внечувственном
знании была по существу дела критикой
идеализма и опиралась в «
Критика учения о врождённых
идеях связывается Локком с критикой
религиозной ортодоксии: отсутствие
подобных идей означает отрицание божьей
опеки над людьми, отсутствие божественного
промысла. А на последних страницах
I книги «Опыта» автор обращает
внимание и на широкое общественное
значение ниспровержения врождённых идей:
признание их выгодно тем, кто
в корыстолюбивых интересах желает
заставить других безропотно подчиниться
своему господству. «При такой слепой
доверчивости легче было управлять
и пользоваться для тех, которые
имели способность и
Критика Локка умело обнажала
слабые пункты теории врождённых идей.
Локк опровергает аргументацию сторонников
этого учения, основанную, в частности,
на мнимом факте «общего согласия»
людей относительно истинности некоторых
идей и на утверждении, будто существуют
особые понятия, сразу являющиеся разуму,
едва тот начинает мыслить. Локк отмечает,
что есть народы, которые отнюдь
не «согласны» с идеей бога. Далее
он указывает на невозможность мышления
до того, как разум сможет располагать
чувственными идеями, и на неубедительность
понятия о потенциальном
Однако Локк не считал возможным
полное отрицание врождённой предрасположенности
психики ребёнка к ряду способностей,
страстей и к тому, что называют
инстинктами. Отрицать это полностью
означало бы прийти в противоречие
с материалистическими
В своей критике английский материалист на каждом шагу апеллирует к фактам, среди них: и рассмотрение медицинских примеров, и различные данные различные развития детской психологии, и этнографические сведения. Если бы врождённые идеи существовали, то люди знали бы их раньше других истин, так что дети и представители малоразвитых народов осознавали бы их с особенной ясностью. Заметим здесь же, что допущение, будто между народами якобы существует изначальное неравенство, независимо от воздействий внешней среды, Локк отвергает как совершенно необоснованное.
Большое принципиальное значение
имела критика взгляда, вытекающего
из учения о врождённых идеях, будто
общие идеи, как правило, составляют
начальный этап познания. Разбирая
этот вопрос в I книге «Опыта», Локк
возвращается к нему и в IVкниге (глава
седьмая «О максимах»). Локк отрицает
какую-либо изначальную очевидность
логических законов и математических
аксиом. Не будучи бесспорными истинами,
они, следовательно, не могут быть, по
мысли Локка, и самыми первыми
посылками в процессе развития науки.
Отсюда вытекает важнейший для дальнейшего
развития знания вывод о том, что
сами аксиомы должны получать определённое
обоснование, а процесс восхождения
в науке от частных фактов к
общим положениям подлежит специальному
изучению. Сильнейшее подтверждение
этому выводу дали в конце XIX века
попытки геометров доказать постулат
Эвклида о параллельных, которые
привели к гениальному открытию
Лобачевского. Установление парадоксальных
свойств бесконечных множеств показало,
что не во всех случаях действуют
и самые, казалось бы, очевидные арифметические
аксиомы, а создание и практическое
применение различных систем математической
логики привели к подобному выводу
и в отношении некоторых