Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:18, реферат
Джон Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы, которую он начал в Вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском университете, становится учителем греческого языка и риторики. Уже в ходе учебы он проявляет исключительный интерес к современному естествознанию и, в частности, к современной философии, главным образом к системам Бэкона и Декарта.
Критика теории врождённых
идей явилась принципиальным исходным
пунктом для всего
Основной этический принцип
Локка был использован
3. Локк об опытном происхождении знания
В положительном смысле вопрос о происхождении идей в уме человека Локк решает во II книге своего главного философского труда. Он начинает с указание на то, что «опыт» есть единственный источник наших знаний, и с рассмотрения того, что именно представляет собой «опыт».
Локк понимал под опытом совокупность всего того, с чем человек имеет дело «непосредственно» на протяжении всей своей жизни.
«В опыте заключается всё наше знание, от него, в конце концов, оно происходит» (стр. 79). Выдвигая это положение, Локк рассматривает человеческое сознание – «душу» - при рождении человека, т.е до того, как она сможет располагать данными опыта, как некую пассивную, но способную к восприятию среду. Чтобы яснее показать, что он имеет в виду, Локк употребляет образные сравнения: «пустая комната», «чистый лист белой бумаги», а в латинском переводе своёй книги – «выскобленная доска». По мнению Локка, содержание опыта – это прежде всего ощущения, поступающие от органов чувства и доказывающие «существование внешних вещей» (стр. 637).
Находясь во власти метафизического
метода мышления, Локк не смог подняться
до постановки вопроса об историческом
формировании органов чувств и развитии
ощущений. Тем не менее, он уже осознал
важное значение фактов истории развития
индивидуального человеческого
организма. При этом Локк считает, что
усложнение психики ребёнка находится
в прямой зависимости от развития
его органов чувств. Заметим что
изучения Локка о роли опыта вытекали
важные результаты для детской педагогики:
необходимость учитывать
Но что такое «простая идея» и «идея» вообще?
Локк рассматривал опыт как совокупность простых идей, данных нам как в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств, так и в результате деятельности самого нашего сознания.
Локк считал возможным
оперировать теремном «идея» в очень
широком смысле. Это было прежде
всего оправдано соображениями
филологического свойства, поскольку
термин «идея» означал на древнегреческом
языке то, что можно увидеть, воспринять,
познать. «Идеями» называл и Демокрит
свои атомы, и Платон свои вечные сущности.
Локк под «простой идеей» понимал
всякий объект познания, который стал
известен уму непосредственно. К
простым идеям он относил прежде
всего воспринятые душой
Как материалист, Локк был
убеждён в объективности наших
ощущений. Поэтому мы находим у
него ещё одно употребление понятия
«идея», о котором он сам говорит
так: «Если я говорю иногда об идеях,
как о принадлежащих самим
вещам, я понимаю под ними те качества
в объектах, которые производят в
нас идеи». В учении Локка о
так называемых первичных и вторичных
качествах такое понимание «
Было бы не верным полагать на основании того, что Локк называл идеями и ощущения людей и свойства самих внешних вещей, будто бы он рассматривал объективную реальность как сферу явлений внутри человеческого сознания. Всё это означало бы глубокое извращение существа взглядов Локка, неправомерное сближение их с воззрениями объективного идеализма, например, с философией Джорджа Беркли. В таком духе, однако, поступают те современные логические позитивисты, которые сближают философию Локка со своей собственной философией. Вот характерная для них точка зрения на Локка: «Если говорить «простые идеи» вместо «не подвергаемые определению термины», то можно увидеть, что вообще говоря это ( т.е позитивизм XXв. – И. Н.) есть лишь лингвистический вариант основной точки зрения Локка».
Вне всякого сомнения, перед
нами попытка фальсифицировать позицию
Локка. В действительности, обозначая
термином «идея» не только отражение
чувственно воспринимаемого качества
предмета в нашем сознании, но и
само это качество и в этом отношении
употребляя термин «идея» иногда почти
столь широко, как и Мальбранш,
Локк имел в виду наличие внешней,
объективной основы существования
идей различных качеств в сознании.
Таким образом, данное обстоятельство
отнюдь не говорит о субъективно-
В круг идей Локк включает также
и понятия, образованные относительно
той или иной вещи на основе её чувственного
представления, не проводя в данном
случае качественного различия между
чувственным и рациональным моментом
в познании. Точно так же Локк
называет «идеями» интеллектуальные,
волевые и эмоциональные акты,
состояния и функции
Включив в разряд «идей»
представления, а также понятия
о различных процессах и
Выдвижение Локком понятия
рефлексии, занявшего определённое
место в его философии, послужило
наряду с учением об интуитивном
знании в IV книге «Опыта» поводом
для ложных её интерпретаций. Уже
Г.Лейбниц утверждал о Локке, что
его взгляды почти совпадают
в этом пункте со взглядами его, Лейбница.
Немецкий историк философии Р.
Однако расчленение опыта
на внешний, чувственный, и на внутренний,
рефлективный, само по себе ещё не означало
измены материалистическому
Когда рассуждают об «измене»
Локка сенсуализму, то при этом, кроме
прочего, путают два различных вида
материалистического
Расщепление Локком опыта
на два вида страдало, разумеется, метафизичностью;
оно было проведено несколько
упрощённо: такое важное соединительное
звено между внешним и
Считая указанное изучение
необходимым, Локк выступает, во-первых,
как основатель эмпирической психологии,
наметивший её исходные принципы. Это
был прогрессивный шаг, который
на место спекулятивного учения о
субстанциональных свойствах «
Во-вторых, выделяя в качестве особого объекта познания специфическую форму самих познавательных объектов, т. е. восприятия, представления, абстрагирования, обобщения и т.д., как процессов оперирование ума над идеями чувственного опыта, Локк утверждал тем самым значение теории познания как науки, для которой недостаточно изучить вопрос об источнике познания, но особую важность представляет исследование активной деятельности субъекта. Признание особой познавательной значимости внутреннего опыта не противоречило не только эмпиризму вообще, но и материалистическому сенсуализму в частности. Скорее наоборот, Локка можно упрекнуть в том, что он недостаточно, как увидим дальше, вскрыл специфику законов активной познавательной деятельности. Признания относительного различия между двумя видами опыта неприемлемо лишь для теории, отрицающей специфику сознания как такового, т.е. для вульгарного материализма или же для теории, принципиально отождествляющей объективный мир и внутренний мир человека, т.е. для субъективного идеализма.
С точки зрения диалектического материализма, между объективной диалектикой внешнего мира и субъективной диалектикой в смысле науки о диалектических законах процесса познания существует не только внутреннее единство по генезису и содержанию, но и различие: законам субъективной диалектики присуще определённое своеобразие, некоторая специфика, что не может быть устранено тем фактом, что в конечном итоге эти законы отражают объективную диалектику познаваемых объектов. Это различие, хотя и в самой зачаточной, крайне смутной и совсем не диалектической форме, намечалось уже учением Локка о двух видах опыта.