Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:18, реферат
Джон Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы, которую он начал в Вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском университете, становится учителем греческого языка и риторики. Уже в ходе учебы он проявляет исключительный интерес к современному естествознанию и, в частности, к современной философии, главным образом к системам Бэкона и Декарта.
В свете сказанного нельзя признать правильным утверждение, имеющееся во II
Томе «Истории философии» (1941), будто сам факт признания рефлексии означал «уступку феноменализму» в смысле агностицизма или субъективного идеализма. Само это утверждение есть уступка мнению многих буржуазных исследователей, будто Локк заменил «объективный эмпиризм» Бэкона «субъективным эмпиризмом».
В-третьих, выделение рефлексии как особого объекта познания подчёркивало отличие рационального знания от знания сенситивного, т. е. чувственного, хотя в других разделах своей системы сам же Локк, понимая это различие метафизически, как отсутствие связи одного вида знания с другим, пытался его преодолеть. Метафизический образ мыслей не позволил Локку увидеть и взаимодействия чувственного и рационального.
Субъективно сам Локк относился к логике не всегда вполне уважительно, имея, правда, в виду, как это явствует из многих страниц «Опыта», средневековую, узко силлогистическую логику. Вполне правильной оценке роли логики в процессе познания часто мешало свойственное методу рассуждения Локка смешение логической и психологической сторон вопроса, их явно недостаточное расчленение.
Один из видов идеалистической
интерпретации философии Локка
и состоял именно в отрицании
логического характера хотя бы части
идей рефлексии, в отождествлении рефлексии
с чисто интуитивным знанием.
Не приходится возражать, что внутреннему
опыту, согласно Локку, действительно
присуща черта
Было бы неверно, с другой
стороны, полагать, будто рефлексия
обладает исключительно логическим
содержанием, обособленным от эмоционального
чувственного содержания. Декартово cogito
ergo sum способствовало, бесспорно, появлению
у Локка его идеи рефлексии, однако
гносеологическое различие между двумя
видами опыта не доходит у Локка
не только до принятия дуалистического
раскола субстанции на две: протяжённую
и мыслящую, но также и до обособления
логического (рационального) познания
от познания чувственного (связанного
непосредственно с внешним
Действительное основание для упрёка по адресу Локка, что он начинает вступать в противоречие с им же принятым принципом материалистического сенсуализма и делает уступки одностороннему рационализму, а отсюда в известном смысле и дуализму декартова типа, появляется тогда, когда Локк пытается определить конкретные результаты познавательных операций рефлексии. В этом отношении прав критик Локка английский материалист Джон Толанд (1670-1722). Именно здесь у Локка возникает двойственность.
С одной стороны, рефлексия
обращена на чувственные восприятия,
имеющие источник и побуждающие
ум к рефлектирующей деятельности.
Идеи рефлексии – это в значительной
своей части идеи операций ума
над идеями внешнего опыта: «…именно
деятельности ума с полученными
от ощущения идеями, ставши предметом
рефлексии, сами являются новым рядом
идей…». Это материалистическая линия
рассуждения. С другой стороны, Локк
истолковывает рефлектирующую активность
в том смысле, что наблюдение субъектом
течения идей его внутреннего
опыта независимо от внешнего опыта
порождает такие
Локк метафизически
4. Учение Локка об истине
В IV книге «Опыта» Локк рассматривает вопрос об отношении между простыми идеями и внешним их источником. Этот вопрос выступает здесь в качестве проблемы истины.
Локк считал истинность и
ложность свойством предложений. «…собственно
говоря, «истинность» или «ложность»
приложим к идеям лишь постольку,
поскольку они так или иначе
заключают в себе скрытым образом
некоторое мысленное
Но в учение Локка об истине проникает всё же и иная тенденция. В силу непонимания диалектики содержания и формы познания и смешения гносеологической и психологической сторон вопроса в ряде формулировок Локка получил одностороннее выражение тот, использованный впоследствии Юмом, факт, что субъект в процессе познания непосредственно имеет дело не с внешней действительностью, а собственными идеями, т. е. со своими ощущениями, представлениями о ней и т. д. Так, в первой же главе книги IV мы читаем: «…познание есть лишь восприятие связи и соответствия, либо несоответствия и противоречия наших идей». Следовательно, согласно этой формулировке, познание ограничено знанием отношений между идеями внутри области самих идей. Это не значит, однако, что Локк придерживается двух совершенно различных определений истинности: в числе связей и отношений идей, как правило, он подразумевает и важнейшее отношение их – к внешнему их источнику. В § 18 главы 32 книги IV «Опыта» Локк ставит вопрос: «…когда бывают ложны идеи субстанций?» Ответ гласит «Когда в них соединяются простые идеи, которые в действительном существовании вещей не находятся ни в каком единстве…» Тем не менее приведённая формулировка вносит некоторую неясность в понимание истины.
Неясность переходит в противоречие, когда Локк в IV книге «Опыта» проводит различие между видами знания по степени его очевидности, о чём частично уже говорилось.
Высшим видом знания Локк объявляет знание, полученное путём интуиции. Интуитивное познание состоит в непосредственном восприятии разумом соответствия и несоответствия идей. Это наиболее элементарная операция, производимая над чувственным материалом. Принцип интуиции Локк заимствовал от Декарта, «Правила для руководства ума» которого задолго до выхода в свет (1701) циркулировали в многочисленных списках, и, как и Декарт, он использует этот принцип в борьбе против слепой веры. Эта интуиция противоположна иррационализму, интуиция – это сам разум. Но понимание интуиции Локком всё же существенно отличается от картезианского: оно свободно от априоризма, ибо разум сравнивает идеи, получаемые им из опыта. Это ставит учение Локка об интуитивном познании в связь с его критикой теории врождённых идей.
Тем не менее, учение об интуитивном, самоочевидном знании не было приведено Локком в полное соответствие с его материалистическим сенсуализмом. Считая интуитивное познание высшим родом знания. Локк тем самым отдаёт дань рационализму, понимая под последним здесь направление в теории познания, которое ищет прямого пути разума к общеобязательным истинам, минуя отдельные факты, из которых это знание, с его точки зрения, не выводимо. Всё же рационализм Локка не онтологического свойства, и когда он заявляет, что «всякое общее познание мы можем отыскивать и находить только в собственной душе», то речь идёт здесь о комбинационном способе образования общих идей.
Интуитивным путём люди,
согласно Локку, познают своё собственное
существование, характер душевных процессов
и некоторые простейшие общие
математические и другие соотношения
между идеями (Тождества, различия и
т. д.). И здесь обнаруживается отступление
от сенсуализма; сближаясь с Декартом,
Спинозой и Лейбницем, Локк делает математические
аксиомы независимыми от индукции и
отступает от использования им же
самим выдвинутого способа
Второй вид познания –
демонстративный. Это познание через
умозаключения. Оно менее совершенно,
чем интуитивное познание, поскольку
приходит к истине лишь опосредствованно
и через большее напряжение мысли.
Познание через умозаключения –
это как бы цепочка, в которой
каждое отдельное минимально малое
звено носит интуитивный
Локк отнюдь не считал демонстративное, то есть дедуктивное, познание беспредельным по своим возможностям. Люди, как считал Локк, познают с его помощью положения из области математики и этики (при условии твёрдого установления исходных этических принципов), а так же существовании бога. Познание бескрайнего многообразия единичных внешних объектов происходит посредством третьего, сенситивного вида познания, уже рассмотренного нами выше.
Таково учение Джона Локка о видах знания.
Заключение
Значение философии Локка
было велико. Можно без преувеличения
сказать, что его воззрения преобладали
в Англии в первой половине XVIII в.
Критика истории врождённых идей,
обоснование учения о чувственном
происхождении знания и об опытных
основах морали, углубленная разработка
вопроса теории познания в целом
составили новый шаг в
В теории познания и отчасти
в политических идеях из Локка
исходили защитник «свободомыслия»
Толанд и материалист Пристли. Они
продолжили линию эмпиризма Локка,
разрушили его «теологические рамки»,
подвергли критике
Философия Локка была горячо
воспринята во Франции. «Чувствовалась
необходимость в такой книге,
которая привела бы в систему
тогдашнюю жизненную практику и
дала бы ей теоретическое обоснование.
Сочинение Локка о «
С другой стороны, на слабых пункта философии Локка развил свои спекуляции, воспользовавшийся прежде всего её агностическими нотками. Неотчётливость понятия «идеи» и двусмысленность внутреннего опыта были на руку Д.Беркли, пытавшемуся доказать, что весь опыт лишён внешнего материального источника. Своё отрицание материи Беркли подкреплял и локковской критикой понятия субстанции. Через философию Беркли идеалистическая линия вела к агностику Д.Юму. Локковы «идеи» были превращены им из основы познания в конечный его источник. Юм гипертрофировал также допущение Локка о возможности развития математики вне зависимости её от отношений, отвлечённых от внешних объектов. Агностический отрыв явления от сущности был, после Д.Юма, завершён И.Кантом: он превратил комбинационную деятельность рассудка в категориальную априорность, а реальную сущность – в недосягаемую для знания «вещь в себе».