Философия и язык. Философия языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:33, контрольная работа

Описание работы

Первые представители аналитическая философия Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Они разрабатывали программу глубинного логического анализа языка, который противопоставляли «поверхностному» подходу лингвистической науки. Особое внимание уделялось выявлению логической формы тех языковых средств (например, обозначающих фраз), применение которых приводит к всевозможным заблуждениям и парадоксам, имеющим философское значение.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

Другими словами, в речи на первый план выступает в большинстве  случаев коммуникативная функция  языка, обусловленная коммуникативным  намерением говорящего. Познавательная функция может служить при этом фоном (субстратом), если сообщаются некие "готовые" знания, или выступать в качестве равноправной, даже ведущей, например, в ситуации, когда познавательный и коммуникативный акты сливаются во времени. Это можно показать на самом простом примере: Вы несете что-либо в руке, уже зная, что это. На вопрос собеседника: Что это? вы отвечаете, скажем: Это жук. Если же, идя по дорожке сада, вы видите нечто ползущее и в результате опознания признаков этого "нечто" идентифицируете его Это жук, то, очевидно, на первый план здесь выступает познавательная функция языка, которая может сопровождаться определенным коммуникативным намерением при наличии собеседника, или же проявляться в виде внутренней речи (в том числе в свойственной ей чисто предикативной форме Жук!).

В системе элементов, составляющих язык, закреплены (зафиксированы) как  значения, связанные с отражением объективной действительности, так  и значения, непосредственно связанные  с потребностями коммуникации. При  этом важно подчеркнуть, что соответствующие  языковые образования существуют в  языке в качестве полноправных структурных  элементов и характеризуются  всеми теми видами связей (отношений), которые характерны вообще для языковой (парадигматической) системы. Ограничимся  здесь одним примером (подробное рассмотрение языковых значений в этом плане и основные примеры даются ниже).

В каждом языке существуют три вида предложений по цели высказывания (или "по коммуникативной установке"): сообщение (повествование), вопрос и  побуждение. В парадигматическом  плане между ними существует связь  оппозиции: Петр сейчас дома противоположно Петр сейчас дома? и Пусть Петр будет дома. Основание этой оппозиции имеет коммуникативный характер, оно обусловлено намерением говорящего: в первом случае сообщить нечто, во втором - желанием получить некую информацию для подтверждения своего предположения или уточнения неполного знания; в третьем - желанием побудить к действию. Далее, помимо отношения оппозиции, которое, по-видимому, нужно признать основным отношением между языковыми единицами, между этими структурными единицами существуют также отношения омонимии и синонимии: форма вопроса может быть употреблена в значении сообщения (риторический вопрос), т. е. возможна нейтрализация, приводящая тем самым к возникновению синонимии выражения сообщения (ср. Возможно ли это? в значении 'Это невозможно').

Рассмотрев вопрос о многокомпонентности  мышления и многофункциональности  языка, можно прийти к следующему выводу. В плане взаимосвязи языка  и мышления - а может быть, и  не только в этом плане - необходимо разграничивать два вида мышления: 1) познавательное мышление, т. е. отражение, осознание, осмысление вещей и явлений; 2) коммуникативное мышление, которое  можно рассматривать как переработку  уже познанного, известного для себя в информацию для других, иначе  говоря как коммуникативное преобразование определенных знаний. В обоих этих видах мышления язык участвует в известной степени различным способом и разными своими сторонами. В познавательном мышлении система уже сложившегося языка, которым владеет субъект, выступает в первую очередь как базис и как орудие, при помощи которого и на основе использования средств которого происходит осознание объекта познания путем анализа, абстрагирования, обобщения. Это формирование - осуществление мысли в слове. Здесь в психологическом аспекте основным процессом является, по-видимому, переход от чувственных элементов познания к понятию.

В коммуникативном мышлении проявляется  другая сторона языка и используются другие его средства - средства упорядочения, выражения и передачи мысли. Основным процессом в психологическом плане здесь является переход от знания для себя к оформлению его в качестве сообщения для других. Существеннейшим моментом в этом процессе является необходимость выбора определенного варианта из многих существующих в языковой системе, в зависимости от цели сообщения, отношения говорящего к высказываемому и собеседнику и функционального стиля. При этом не имеет принципиального значения, происходит ли выбор варианта импульсивно под непосредственным влиянием эмоций или вопроса собеседника или же соответствующая форма выбирается, так сказать, сознательно, путем определенного обдумывания [11]. Естественно, что чем сложнее содержание, подлежащее сообщению, тем богаче набор вариантов и труднее выбор.

Но варианты возможны даже в самых  простых случаях. Продолжим пример с жуком, приведенный выше. В качестве сообщения о познанном факте, знании, что данный предмет - 'жук', возможны следующие варианты: Это же жук; Смотри, какой жук!; Не бойся, это жук (скажем, при обращении к ребенку, который  не знает, что это жук).

Таким образом, нужно признать, что  мысль и совершается и выражается в слове. Альтернативное утверждение Л. С. Выготского, что мысль не выражается в слове, а совершается в нем, было, по-видимому, реакцией на особенно распространенную в его время формулировку, что мысль выражается в слове (мышление выражается в языке), и общей направленностью его исследований на изучение внутренней речи в онтогенетическом плане, в которой, как это доказано самим Выготским и всей его школой, действительно мысль прежде всего совершается в слове.

Итак, со стороны мышления целесообразно  различать познавательное и коммуникативное  мышление, а со стороны языка - познавательную и коммуникативную функцию. Естественно, что это разграничение в известной  степени условно. Естественно также, что не существует каких-то точных границ, глухой стены ни между видами мышления, ни между функциями языка. Они  тесно переплетаются и взаимодействуют  в единой общей картине функционирования языка и мышления. В единстве познавательного  и коммуникативного проявляется  единство биологического и социального  компонентов и языка и мышления. Однако в речемыслительном процессе можно установить проявления специфически познавательной и специфически коммуникативной сторон, а в языковой системе, при рассмотрении ее с содержательной стороны, можно установить наличие разных элементов, связанных преимущественно либо с познавательной, либо с коммуникативной функцией языка.

И в процессе речи, и в системе  языка эти функции языка переплетаются  с экспрессивной функцией: на познавательно-коммуникативное  содержание накладываются различные  отношения субъекта, его эмоции, чувства, мотивы, что еще больше усложняет  общую картину связи языка  и мышления.

Особенности искусственных языков.

ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ — знаковые системы, являющиеся результатом целенаправленной деятельности людей, что отличает их от естественных языков, которые формировались  стихийно вместе с развитием человеческого  общества.

Можно выделить две большие группы И. я. К первой группе относятся языки, создаваемые с целью замещения  естественного языка (звукового  или письменного). Ко второй — И. я., которые создаются для решения ограниченных, специальных задач.

Среди языков первой группы наиболее известным является эсперанто, созданный  как международный язык общения. Проект эсперанто разработал в 1887 варшавский врач Л.М. Земенгоф. Основу эсперанто составляют интернациональные слова, часто понятные без перевода, и 16 основных грамматических правил. На эсперанто ежегодно издается более 200 книг и выходит около 300 периодических изданий.

Создание большинства языков первой группы было вызвано необходимостью коммуникации в ситуациях, когда  использование естественного языка  затруднено или невозможно. В 4 в. до н.э. тиран Сиракуз Дионис запретил пользоваться голосом при общении, разрешив выражать свои нужды кивками, жестами рук и ног, глазами. После долгих мучений жителям Сиракуз удалось перестроиться. Язык, который они создали, стал настолько выразительным, что распространился на юг Италии. Похожий случай произошел примерно два тысячелетия спустя в Константинополе, где султан ввел практику отрезания языка евнухам, чтобы они не могли никому сообщить об увиденном. Однако они компенсировали потерю тем, что создали язык жестов (султан, поняв, что не может отрезать и руки, отказался от этой практики).

В дальнейшем были созданы профессиональные жестовые языки, которыми пользуются водолазы, крупье или участники аукционов  в ситуациях, связанных с их деятельностью, некоторые языки глухонемых, а  также различные сигнальные системы (знаковые системы, которые используются для передачи информации на расстоянии), напр, азбука Морзе, передача сигналов флагами или руками и многие другие.

С целью замещения письменного  языка для быстрой записи устной речи, когда обычный алфавит не пригоден, была создана стенография. Самая ранняя известная система  стенографии, «тиронская запись», была изобретена греческим рабом Марком Туллием Тиро в 63 г. до н.э. для того, чтобы записывать речи своего господина, государственного деятеля и оратора Цицерона, и получила широкое распространение в Риме.

Многие языки первой группы создавались  на основе письменного естественного  языка, а именно на основе фонографического письма, т.е. в их основе лежит буквенный  алфавит. Напр., азбука Морзе является системой передачи алфавитного кода, в основе некоторых жестовых языков глухонемых лежит пальцевый алфавит. Другие языки, подобно иероглифике, имеют идеографический характер, т.е. в их основе лежат понятия. К таким языкам могут быть отнесены, напр., профессиональные жестовые языки, некоторые языки глухонемых, язык дорожных знаков.

Языки первой группы разнообразны. Некоторые  из них максимально приближены к  естественному языку. Они обладают большими возможностями передачи информации, напр. эсперанто, жестовые языки глухонемых, сигнальные системы. Другие являются очень  «бедными» по сравнению с естественным языком, позволяют передавать только фиксированную информацию и представляют собой, скорее, наборы, чем системы  знаков, напр., профессиональные жестовые языки. Языки первой группы отличает от естественного языка большая  регулярность их «грамматики» и стремление к моносемичности их «лексики». Еще в большей степени эти свойства характерны для языков второй группы.

Языки второй группы создавались не как средство общения, а для решения  специальных, познавательных задач. Развитие науки требовало стандартизации некоторых фрагментов естественного  языка, а затем создания особых И. я.

С именем Декарта связывают появление  алгебраических языков в математике. Благодаря ему в математический обиход вошли буквенные исчисления. Многие математические операции удалось свести к ограниченному набору стандартньгх операций с цепочками символов. Громоздкие словесные формулировки теорем получили сжатое и ясное выражение. Это послужило мощным толчком для дальнейшего развития науки.

Развитый язык записи химических формул позволяет наглядно представлять структуру  сложнейших соединений и реакций, в  которые они вступают друг с другом.

И. я. были применены для более  глубокого понимания и самого естественного языка. Американский лингвист Н. Хомский считается основоположником теории формальных грамматик. Им были созданы специальные системы  грамматических правил для порождения предложений И. я., выступающих аналогами  грамматически правильных и осмысленных  предложений естественного языка.

Бурное развитие современной логики напрямую связано с использованием специальных символических языков. Именно благодаря их появлению был  преодолен кризис в основаниях математики. Общенаучным достоянием стали теоремы К. Геделя и А. Тарского, говорящие о выразительных возможностях И. я. и границах их применимости.

К новому поколению И. я. относятся  алгоритмические языки. Их аналогом в естественном языке служат инструкции по выполнению тех или иных действий. Изобретение удобной системы  записи для представления алгоритмической  деятельности позволило уточнить понятие  вычислимости. В связи с этим в  историю науки вошли имена  А. Тьюринга и А. Черча. Последующее  развитие алгоритмических языков привело  к созданию современных компьютеров. Их современной конкретной реализацией  явились языки программирования, языки запросов к базам данных, языки искусственного интеллекта.

Одним из важных современных методов  научного познания является «метод формализации». Его завершающим этапом является построение специального И. я. с точным синтаксисом и семантикой. В качестве известного примера можно привести формализацию геометрии Евклида.

В настоящее время продолжается создание новых И. я. и совершенствование созданных ранее. Это вызвано развитием процессов обмена информацией, которые приобретают все более интенсивный характер. Ч. Моррис в работе «Основания теории знаков», изданной в 1938, писал: «Наука и знаки — неотделимы друг от друга, поскольку наука дает в распоряжение людей все более надежные знаки и представляет свои результаты в форме знаковых систем. Человеческая цивилизация невозможна без знаков и знаковых систем, человеческий разум неотделим от функционирования знаков, — а возможно, и вообще интеллект следует отождествлять именно с функционированием знаков».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.Бахтин  М.М. Человек в мире слова.  М., 1995 .

2.Бахтин  М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

3.Барт  Р. Мифология. М., 1996.

4.Барт  Р. Избранные работы: Семиотика.  Поэтика. М., 1988.

5.Березин  Ф.М. История лингвистических  учений М., 1984.

6.Безлепкин  Н.И. Философия языка в России: к истории русской лингвофилософии. СПб, 2002.

7.Вендина  Т.И. Введение в языкознание:  Учебное пособие. М., 2001.

8.Донских  О.А. Происхождение языка как  философская проблема. Новосибирск, 1984.

9.Лосев  А.Ф. Философия имени. М., 1990.

10.Маслова  В.А. Лингвокультурология. М., 2001.

11.Современная  наука философия. Семиотика и  лингвистика. М., 1995.

12.Хайдеггер  М. Язык. СПб., 1991.

13.Язык  и моделирование социального  взаимодействия. М., 1987.

14.Бубер М. Я и Ты. Диалог. // Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

15.Витгенштейн Л. Логико-философский  трактат (любое издание)

Информация о работе Философия и язык. Философия языка