Философия средних веков и Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Границы между античностью и средними веками размыты и нечетки. Поэтому, как это ни парадоксально, средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга. Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...


Философия средних веков …………………………………………………………..…………

1.1.Основная проблематика и характерные черты средневековой философии….……..…..

1.2.Исторические формы средневековой философии………………………….………..…....

1.3.Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии ….………….……

1.4.Полемика номиналистов и реалистов об универсалиях………….………………………


2.Философия эпохи Возрождения ……………………………………..………………………

2.1.Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения………………….……………..

2.2.Наиболее яркие представители эпохи Возрождения ……………………………………..


3. Сравнительный анализ философии средних веков и Возрождения ………… …………..


Заключение…………………………………………………………………………..…………..


Список литературы ………………………………………………………………….………….

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ_2013_контрольная работа_моя_!!!!!!.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина:

Философия

Тема:

Философия средних веков  и Возрождения


 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент

 

 группы

 

Ф. И.О.

ПРОВЕРИЛ:

к.ф.н.

ученая степень, звание

   

 

Ф. И.О.

Оценка

 

Подпись

 

«

 

»

 

2013г.


 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2013

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………………...

 

 

Философия средних веков …………………………………………………………..…………  

 

1.1.Основная проблематика и характерные  черты средневековой философии….……..…..   

 

1.2.Исторические формы средневековой  философии………………………….………..…....  

 

1.3.Проблема мира и человека  в средневековой культуре и  философии ….………….……  

 

1.4.Полемика номиналистов и реалистов  об универсалиях………….………………………

 

 

2.Философия эпохи Возрождения  ……………………………………..………………………

 

2.1.Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения………………….……………..

 

2.2.Наиболее яркие представители эпохи Возрождения ……………………………………..

 

 

3. Сравнительный анализ философии  средних веков и Возрождения  ………… …………..

 

 

Заключение…………………………………………………………………………..…………..

 

 

Список литературы ………………………………………………………………….………….

 

 

Приложение №1 …………………………………………………………………….…………..

 

 3 

 

 

 4

 

 

5

 

7

 

9

 

 

10

 

10

 

12

 

 

17

 

 

21

 

 

22

 

 

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          В исторической науке период средневековья в Западной Европе датируют V–ХV вв., однако по отношению к философии такая датировка не совсем корректна. Средневековая европейская философия — это христианская философия. Христианская философия начала складываться гораздо раньше. Первые христианские философы разрабатывали свои идеи во II в. н. э. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители — апологетами, поскольку их сочинения были направлены на защиту и оправдание христианского вероучения.

          Границы между античностью и средними веками размыты и нечетки. Поэтому, как это ни парадоксально, средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга. Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим  (бытием), сущность должна быть сотворена Богом. 

          В вечном споре, который издавна ведут  между собой вера и знание, религиозная и научная философия, Средневековье стало временем преобладания религиозных начал в философии и культуре. Это было время господства церковных догматов, притеснения свободной мысли, преследования выдающихся философов, ученых. Тяжкие преступления, совершенные Церковью во времена Средневековья, такие, как суды инквизиции, крестовые походы, преследования «еретиков», темным пятном лежат на ее истории и признаются современными деятелями как достойные осуждения и покаяния.

          Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В Средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра – Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от Средних веков к Новому времени.

          Предмет работы: философия Средних веков и эпохи Возрождения.

          Цель  работы: изучить специфику философии средних веков и эпохи возрождения.

          Задачи  работы:

         1.Определить основные проблемы и характерные черты средневековой философии;

         2.Изучить патристику и схоластику, этапы развития средневековой философии;

         3.Рассмотреть гуманизм и пантеизм эпохи Возрождения;

         4. Охарактеризовать наиболее ярких представителей гуманистической мысли эпохи Возрождения.

         Методы  работы: анализ историко-философской литературы, описание, сравнение, сопоставление, анализ, синтез.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Философия средних  веков

1.1.Основная проблематика и характерные черты средневековой философии

          Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма).    К   таким   религиям   принадлежат   иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как  европейской,  так  и  арабской  философии  средних веков. Средневековое мышление теоцентрично, Бог является реальностью, определяющий все сущее. Наиболее сильное влияние на западную философию  оказала христианская  религия,  поэтому далее будет обсуждаться именно она. В основе  христианского  монотеизма  лежат  два важнейших принципа,   чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно  философскому  мышлению  языческого мира, идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо  предполагают единого личного Бога.  Идея творения лежит в основе средневековой онтологии,  а идея откровения  составляет фундамент учения о познании. Согласно христианскому  догмату, Бог  сотворил  мир   из ничего , сотворил  воздействием  своей воли,  благодаря своему всемогуществу.  Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется  креационизмом   (creatio  -  творение, создание).

          Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверх природное  начало.  В отличие от античных богов,  которые были родственны природе,  христианский Бог стоит над природой, по  ту  сторону  ее  и  потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы  изымается  из  природы,  из космоса  и  передается Богу;  в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие,  не  есть живое  и  одушевленное  целое,  каким  его  считали  многие из греческих философов. Другим важным следствием креационизма является  преодоление   характерного  для  античной  философии дуализма противоположных начал  -  активного  и пассивного, идей или форм,  с одной стороны,  материи - с другой. На место дуализма приходит  монистический  принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог,  а все остальное - его творение.  Разница  между Богом и творением - огромная: это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те  атрибуты,  которыми  античные философы наделяли бытие.   Он вечен и  является  источником  всего  сущего.

          Христианский философ  IV-V  веков  Августин  Блаженный говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма,  высшее  благо.  Отождествляя  Бога  с бытием,  Августин следует священному писанию.  В  отличие  от Бога,  сотворенный  мир  не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе,  а благодаря другому, отсюда происходит  изменчивость,  преходящий характер всего,  что мы встречаем в мире. Христианский Бог, хотя сам по себе  не доступен  для  познания,  тем  не менее открывает себя человеку,  и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания. Понимание  бытия  в средние века нашло  свое выражение в формуле:  ens et bonum conventuntur (бытие и благо обратимы). Так как Бог и только Бог есть высшее бытие и благо, то все,  что  им сотворено,  тоже хорошо и совершенно.  Отсюда следует утверждение о том, что зло само по себе – небытие, оно не является   сущностью.   Так,   дьявол,   с   точки   зрения средневекового мышления,  это небытие прикидывающееся  бытием. Зло живет благом за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром.  В этом учении выразился  оптимистический  мотив средневекового сознания.

1.2. Исторические формы  средневековой философии

 

          Представление о реальном существовании сверхъестественного начала (Бога) заставляет смотреть под особым углом зрения на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего — креационизм). Христианство принесло в философскую среду идею линейности истории. История движется вперед к Судному Дню. История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм). Христианская философия стремится осмыслить внутренние личностные механизмы оценки — совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души — это новая, проповедуемая христианством ценность. Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник - Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.

          Средневековая философская мысль прошла в своем развитии следующие этапа: 
          - патристика (лат. pater — отец) — произведения отцов церкви, первоначально «отцом церкви» именовался духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом, позже это понятие было уточнено и стало включать в себя четыре признака: святость жизни; древность; ортодоксальность учения; официальное признание церкви; 
          - схоластика — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике;  
          - мистика — философия, осмысляющая религиозную практику единения человека с Богом, погружения созерцающего духа в океан божественного света, если в схоластике преобладал спекулятивно-логический аспект, то в мистике — созерцательный, все мистические учения тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов. 
          Хронологическими рамками этапа патристики принято считать I –VIII вв. На этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона, являющейся одним из основных идейных источников христианства. Крупнейшим  философом периода патристики был  Августин Аврелий (Блаженный), причисленный католической церковью за свои заслуги перед нею к лику святых, в православии именуется блаженным. Августин родился в Северной Африке в городе Тагаст, в семье мелкого собственника. Родители дали ему достаточно солидное для того времени образование. Долгое время он преподавал в своем родном городе, а затем – в Милане. Христианство он принял уже в зрелом возрасте. Вскоре он стал священником, а затем епископом в африканском городе Гиппоне, где и умер в 430 г. во время осады города вандалами.

          Главная заслуга Августина состоит в том, что он разработал основы теологии христианства, действовавшей на протяжении  всего периода Средневековья. Среди его огромного литературного наследства наибольшим признанием пользовались два труда «Исповедь» и «О граде Божьем». В центре его внимания находились проблемы бытия, исторического процесса и человеческой личности.

          Разрабатывая  проблемы онтологии Августин прежде всего обосновывал один из главных догматов христианства о  сотворении мира Богом из ничего. Согласно этой догме, Бог не только упорядочил, организовал мир из уже имевшейся вечной, первичной материи, как это представлялось Платону, но и создал из ничего самую субстанцию, из которой весь мир состоит. С  идеей  времени у Августина связана концепция исторического процесса. Основа концепции - признание непрерывности изменения и развития общественной жизни, в общем направлении от низших ступеней к высшим. По своему основному содержанию это была первая концепция исторического прогресса, признающая возможность не только материального, но и духовного, нравственного общества по восходящей линии. Эта концепция Августина получила в дальнейшем весьма широкое распространение.

          Большое место в философии Августина  заняли проблемы антропологии, природы человеческой личности. Природа человека, по его мнению, двойственна, включает в себя как духовное, так и телесное начала. Главное в человеческом духе – его способность верить в Бога, это высшая из всех человеческих способностей, но она не является единственной. Другая духовная ценность, данная человеку, - разум, мышление, с помощью которого человек способен познавать природу и общество. Однако разум лишь подкрепляет положения веры, но сам истины найти не может. Только сочетание этих способностей дает человеку возможность направить свою жизнь к добру и отвернуться от зла, к которому иногда склонен человек. Но любой человек, даже если он язычник или раб, поскольку он подобие Бога, может сделать этот решающий выбор.

          Схоластика - это средневековая латинская теологическая философия Средневековья, которая разрабатывалась и преподавалась в придворных, епископальных и монастырских школах, и представляет собой общеевропейскую, наднациональную науку, объединенную христианским мировоззрением и общим языком тогдашней науки и образования - латынью. Философы - схоласты были докторами теологии. В широком смысле к схоластике, помимо западной, относят также восточную (православную, грекоязычную) философию, родоначальником которой считается византийский философ Иоанн Дамаскин. Философская схоластика становится уже не просто знанием, а средством обоснования христианской религии, что в дальнейшем становится одной из характерных черт схоластики. Если вера станет слишком неземной - она выдохнется, превратится в нежизненную идею, а христианство переродится в мистику. Истина не может быть доступна только через откровение и экстаз. К Богу и пониманию ценностей можно придти и путём разума. Более того, разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. Истина, безусловно, одна - это Христос и его учение. Поскольку христианская вера истинная, то всё, что мы познаём в природе, созданной Богом, тоже истина и не противоречит вере. Проблема универсалий представляется как вопрос о том, являются ли роды и виды субстанциями, или просто концептами, и существуют ли они отдельно от вещей, внутри них или связаны с ними. Концептуалистической теории придерживался П. Абеляр.

Информация о работе Философия средних веков и Возрождения