Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 11:26, контрольная работа
Границы между античностью и средними веками размыты и нечетки. Поэтому, как это ни парадоксально, средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга. Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.
Введение………………………………………………………………………………………...
Философия средних веков …………………………………………………………..…………
1.1.Основная проблематика и характерные черты средневековой философии….……..…..
1.2.Исторические формы средневековой философии………………………….………..…....
1.3.Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии ….………….……
1.4.Полемика номиналистов и реалистов об универсалиях………….………………………
2.Философия эпохи Возрождения ……………………………………..………………………
2.1.Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения………………….……………..
2.2.Наиболее яркие представители эпохи Возрождения ……………………………………..
3. Сравнительный анализ философии средних веков и Возрождения ………… …………..
Заключение…………………………………………………………………………..…………..
Список литературы ………………………………………………………………….………….
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: |
Философия |
Тема: |
Философия средних веков и Возрождения |
ВЫПОЛНИЛ: | ||||||
студент |
группы | |||||
Ф. И.О. | ||||||
ПРОВЕРИЛ: |
к.ф.н. | |||||
ученая степень, звание | ||||||
| ||||||
Ф. И.О. | ||||||
Оценка |
||||||
Подпись |
||||||
« |
» |
2013г. |
Барнаул, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Философия средних веков …………………………………………
1.1.Основная проблематика и
1.2.Исторические формы
1.3.Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии ….………….……
1.4.Полемика номиналистов и
2.Философия эпохи Возрождения ……………………………………..………………………
2.1.Гуманизм и пантеизм в фило
2.2.Наиболее яркие представите
3. Сравнительный анализ
Заключение……………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………………….…………
Приложение №1 …………………………………………………………………….……… |
3
4
4
5
7
9
10
10
12
17
21
22
23 |
Введение
В исторической науке период средневековья в Западной Европе датируют V–ХV вв., однако по отношению к философии такая датировка не совсем корректна. Средневековая европейская философия — это христианская философия. Христианская философия начала складываться гораздо раньше. Первые христианские философы разрабатывали свои идеи во II в. н. э. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители — апологетами, поскольку их сочинения были направлены на защиту и оправдание христианского вероучения.
1. Философия средних веков
1.1.Основная проблематика и характерные черты средневековой философии
Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверх природное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов. Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал - активного и пассивного, идей или форм, с одной стороны, материи - с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение. Разница между Богом и творением - огромная: это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен и является источником всего сущего.
Христианский философ IV-V веков Августин Блаженный говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует священному писанию. В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря другому, отсюда происходит изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Христианский Бог, хотя сам по себе не доступен для познания, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания. Понимание бытия в средние века нашло свое выражение в формуле: ens et bonum conventuntur (бытие и благо обратимы). Так как Бог и только Бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, тоже хорошо и совершенно. Отсюда следует утверждение о том, что зло само по себе – небытие, оно не является сущностью. Так, дьявол, с точки зрения средневекового мышления, это небытие прикидывающееся бытием. Зло живет благом за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром. В этом учении выразился оптимистический мотив средневекового сознания.
1.2. Исторические формы средневековой философии
Представление о реальном существовании сверхъестественного начала (Бога) заставляет смотреть под особым углом зрения на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего — креационизм). Христианство принесло в философскую среду идею линейности истории. История движется вперед к Судному Дню. История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм). Христианская философия стремится осмыслить внутренние личностные механизмы оценки — совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души — это новая, проповедуемая христианством ценность. Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник - Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.
Средневековая
философская мысль прошла в своем развитии
следующие этапа:
- патристика
(лат. pater — отец) — произведения отцов
церкви, первоначально «отцом церкви»
именовался духовный наставник, обладающий
признанным учительским авторитетом,
позже это понятие было уточнено и стало
включать в себя четыре признака: святость
жизни; древность; ортодоксальность учения;
официальное признание церкви;
- схоластика
— тип религиозной философии, характеризующийся
принципиальным подчинением примату теологии,
соединением догматических предпосылок
с рационалистической методикой и особым
интересом к формально-логической проблематике;
- мистика
— философия, осмысляющая религиозную
практику единения человека с Богом, погружения
созерцающего духа в океан божественного
света, если в схоластике преобладал спекулятивно-логический
аспект, то в мистике — созерцательный,
все мистические учения тяготеют к иррационализму,
интуитивизму, намеренной парадоксальности;
они выражают себя не столько на языке
понятий, сколько на языке символов.
Хронологическими
рамками этапа патристики принято считать
I –VIII вв. На этом этапе происходит разработка
и оформление основного содержания христианской
философии на основе религиозного учения
Иисуса Христа и философской системы Платона,
являющейся одним из основных идейных
источников христианства. Крупнейшим
философом периода патристики был Августин
Аврелий (Блаженный), причисленный католической
церковью за свои заслуги перед нею к лику
святых, в православии именуется блаженным.
Августин родился в Северной Африке в
городе Тагаст, в семье мелкого собственника.
Родители дали ему достаточно солидное
для того времени образование. Долгое
время он преподавал в своем родном городе,
а затем – в Милане. Христианство он принял
уже в зрелом возрасте. Вскоре он стал
священником, а затем епископом в африканском
городе Гиппоне, где и умер в 430 г. во время
осады города вандалами.
Главная заслуга Августина состоит в том, что он разработал основы теологии христианства, действовавшей на протяжении всего периода Средневековья. Среди его огромного литературного наследства наибольшим признанием пользовались два труда «Исповедь» и «О граде Божьем». В центре его внимания находились проблемы бытия, исторического процесса и человеческой личности.
Разрабатывая проблемы онтологии Августин прежде всего обосновывал один из главных догматов христианства о сотворении мира Богом из ничего. Согласно этой догме, Бог не только упорядочил, организовал мир из уже имевшейся вечной, первичной материи, как это представлялось Платону, но и создал из ничего самую субстанцию, из которой весь мир состоит. С идеей времени у Августина связана концепция исторического процесса. Основа концепции - признание непрерывности изменения и развития общественной жизни, в общем направлении от низших ступеней к высшим. По своему основному содержанию это была первая концепция исторического прогресса, признающая возможность не только материального, но и духовного, нравственного общества по восходящей линии. Эта концепция Августина получила в дальнейшем весьма широкое распространение.
Большое место в философии Августина заняли проблемы антропологии, природы человеческой личности. Природа человека, по его мнению, двойственна, включает в себя как духовное, так и телесное начала. Главное в человеческом духе – его способность верить в Бога, это высшая из всех человеческих способностей, но она не является единственной. Другая духовная ценность, данная человеку, - разум, мышление, с помощью которого человек способен познавать природу и общество. Однако разум лишь подкрепляет положения веры, но сам истины найти не может. Только сочетание этих способностей дает человеку возможность направить свою жизнь к добру и отвернуться от зла, к которому иногда склонен человек. Но любой человек, даже если он язычник или раб, поскольку он подобие Бога, может сделать этот решающий выбор.
Схоластика - это средневековая латинская теологическая философия Средневековья, которая разрабатывалась и преподавалась в придворных, епископальных и монастырских школах, и представляет собой общеевропейскую, наднациональную науку, объединенную христианским мировоззрением и общим языком тогдашней науки и образования - латынью. Философы - схоласты были докторами теологии. В широком смысле к схоластике, помимо западной, относят также восточную (православную, грекоязычную) философию, родоначальником которой считается византийский философ Иоанн Дамаскин. Философская схоластика становится уже не просто знанием, а средством обоснования христианской религии, что в дальнейшем становится одной из характерных черт схоластики. Если вера станет слишком неземной - она выдохнется, превратится в нежизненную идею, а христианство переродится в мистику. Истина не может быть доступна только через откровение и экстаз. К Богу и пониманию ценностей можно придти и путём разума. Более того, разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. Истина, безусловно, одна - это Христос и его учение. Поскольку христианская вера истинная, то всё, что мы познаём в природе, созданной Богом, тоже истина и не противоречит вере. Проблема универсалий представляется как вопрос о том, являются ли роды и виды субстанциями, или просто концептами, и существуют ли они отдельно от вещей, внутри них или связаны с ними. Концептуалистической теории придерживался П. Абеляр.