Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 11:26, контрольная работа
Границы между античностью и средними веками размыты и нечетки. Поэтому, как это ни парадоксально, средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга. Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.
Введение………………………………………………………………………………………...
Философия средних веков …………………………………………………………..…………
1.1.Основная проблематика и характерные черты средневековой философии….……..…..
1.2.Исторические формы средневековой философии………………………….………..…....
1.3.Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии ….………….……
1.4.Полемика номиналистов и реалистов об универсалиях………….………………………
2.Философия эпохи Возрождения ……………………………………..………………………
2.1.Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения………………….……………..
2.2.Наиболее яркие представители эпохи Возрождения ……………………………………..
3. Сравнительный анализ философии средних веков и Возрождения ………… …………..
Заключение…………………………………………………………………………..…………..
Список литературы ………………………………………………………………….………….
Если в Средние века признавалась греховная сущность человека, то в эпоху Возрождения признается величие природы человеческой. Именно в эпоху Возрождения было создано огромное количество произведений искусств, показывающих всю красоту человека. В это время начинает формироваться политический взгляды на устройство общества. В отличие от Средних веков человек получает больше прав и свобод.
Заключение
Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:
- теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
- изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);
- сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; - выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
- мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
- значение средневековой теологической философии для последующего развития философии стало связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения ;
- сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;
- способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии – учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология – самостоятельное учение о познании);
- способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
- положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я – концепция, рационализм);
- пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
- выдвинула
идею оптимизма, выразившегося в вере
в победу добра над злом и в воскрешении.
Средневековая
философия Запада и Востока - это прежде
всего философия до индустриального, или
феодального, общества, для которого характерно
господство теологии и религии. Коренные
изменения произошли в эпоху Возрождения,
которая создала свою блестящую культуру.
В своей работе я пытаюсь сравнить эти эпохи в тех аспектах философии, которые кажутся мне наиболее важными. Я использую не учения какого-то одного философа эпохи, а наиболее характерные положения разных представителей своего времени.
Список литературы
1.Асмус В. Ф. Античная
2. Бучило Н.Ф. Философия в двух частях. Часть 1: История философии.: учебник / Н.Ф. Бучило, В.И. Кириллов и др. – М.: Юристъ, 2002. - 307 с.
3.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс.: учебник для вузов. 4-е издание. - М.: «ЛОГОС» 2002 г. – 344 с.
4.Радугин А. А. Философия. Курс лекций. - М.: Прогресс, 1999 г.
5.РЕАЛЕ Дж., АНТИСЕРИ Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 6.Новое время. –ТОО ТК «Петрополис», 1996г.
7.Романов Ю. И. Сандулов Ю.
А. Краткая история
8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.: учебник / А.Н. Чанышев. - М.: Высшая школа, 2003. – 358 с.
9.Шаповалов В.Ф. Основы философии:
от классики до современности.: учебник
/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. –
412 с.
10.Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира: Учебное пособие. СПб.: Специальная литература, 1999 г.
11.Основы философии: Учебное пособие для вузов. /под ред. Попова Е.В./. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
12.История философии: Учебное пособие
для вузов / А.Н. Волкова, В.С. Горнев и др.;
под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова.–
М:«Издательство ПРИОР», 997. – 464 с.
13.Философия: Учебник/Под ред.
14.Философия. Учебник для вузов / Под
общ. ред. В. В. Миронова 2005г.
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Приложение №1