Философия средних веков и Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Границы между античностью и средними веками размыты и нечетки. Поэтому, как это ни парадоксально, средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга. Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...


Философия средних веков …………………………………………………………..…………

1.1.Основная проблематика и характерные черты средневековой философии….……..…..

1.2.Исторические формы средневековой философии………………………….………..…....

1.3.Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии ….………….……

1.4.Полемика номиналистов и реалистов об универсалиях………….………………………


2.Философия эпохи Возрождения ……………………………………..………………………

2.1.Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения………………….……………..

2.2.Наиболее яркие представители эпохи Возрождения ……………………………………..


3. Сравнительный анализ философии средних веков и Возрождения ………… …………..


Заключение…………………………………………………………………………..…………..


Список литературы ………………………………………………………………….………….

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ_2013_контрольная работа_моя_!!!!!!.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

          Аристотель говорит о трех способностях души - растительной, животной и разумной, то есть человеческой. Человек в своем развитии проходит все эти три стадии, но иногда как бы застревает на низших ступенях развития. Каждый человек стремится если не к совершенству, то к тому, чтобы стать лучше, сильнее, умнее, богаче других. Способности человеческой души раскрываются в конкуренции, в борьбе, и от этого никуда не уйти. Если человек не может прямо достичь каких-то успехов, которые оправдывали бы его существование, стали бы смыслом его жизни, то есть он не способен найти счастье как все окружающие, то он ищет свою дорогу, нишу, ищет свои пути к счастью в творчестве, в создании чего-то нового, чего не было до него. «В здоровом теле - здоровый дух». В Средневековье эти понятия - тело (плоть), душа и дух резко разграничиваются. Тело человека, его плоть - это сосуд греха, плоть надо укрощать, подчинять духовным стремлениям. Душа человека бессмертна, она дана человеку от Бога, который сотворил первого человека (Адама) из глины (а женщину и вовсе из ребра). Но люди погрязли во грехе, они пошли на поводу у собственных телесных вожделений, и Бог отправил их на землю, чтобы мужчины в поте лица добывали свой хлеб, а женщины в муках рожали детей. В средние века была такая монашеская секта - флагелланы, которые публично занимались самобичеванием, умерщвляя свою плоть. Символ средневековья - это изможденный старец, не знающий плотских радостей, а целибат (отказ от брака и отношений с лицами противоположного пола) - был обязательным для церковных деятелей. И над всем этим возвышался Дух, душа принадлежала человеку от рождения, а Дух снисходил на него в процессе постижения веры и ее таинств. Таким образом, в античности были идеальные и материальные представления о человеке, а в Средние века главенствовали постулаты христианской религии.

          Подчеркнутое внимание к человеческой индивидуальности зародилось еще в недрах средневековой философской мысли. Если Бог создал человека по своему образу и подобию, следовательно, человек так же велик на земле, как Бог на небе, и несет в себе все черты одухотворенности, которыми наградил его Бог. Отсюда следует ценность, уникальность и неповторимость каждой личности. Духовная красота вдохновила беспрецедентное развитие живописи, что отражено в бессмертных полотнах Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи, который был не только художником, но и великим ученым. Человек перестал быть рабом Божьим, и принялся открывать мир, в результате чего произошли великие географические открытия, которые стали возможны благодаря тому, что Земля оказалась круглой, а не плоской, а вращение Земли позволило определять путь по Солнцу. Хотя мир сотворен Богом, он доступен человеческому пониманию, в результате научных открытий происходит десакрализация природы, а пантеизм - многобожество, вездесущность Божественного позволяет разуму понимать процессы и явления природы. В результате всего этого происходит секуляризация жизни общества, то есть церковь уже не диктует свои правила жизни, а остается в рамках, оставленных ей обществом. На основе этого возникает протестантская этика (отношение к труду) - идеологическое обоснование капитализма. Работа - это основное предназначение человека, его священный долг. В результате и произошло рождение современного экспериментального естествознания.

             Составив сравнительную характеристику философии Средневековья и эпохи Возрождения, можно сделать вывод о том, что с переходом от феодолизма к капитализму радикально меняется мировоззрение людей, в центре внимания теперь уже не Бог, а человек; начинает осознаваться его ценность, красота.1

             Если в Средние века признавалась греховная сущность человека, то в эпоху Возрождения признается величие природы человеческой. Именно в эпоху Возрождения было создано огромное количество произведений искусств, показывающих всю красоту человека. В это время начинает формироваться политический взгляды на устройство общества. В отличие от Средних веков человек получает больше прав и свобод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

          Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

          Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:

          - теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

          - изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

          - господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);

          - сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

          - человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

          - провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; - выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

         - выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

         - мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

         - значение средневековой теологической философии для последующего развития философии стало связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения ;

         - сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;

         - способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии – учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология – самостоятельное учение о познании);

         - способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

         - положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я – концепция, рационализм);

         - пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;

         - выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешении. 
         Средневековая философия Запада и Востока - это прежде всего философия до индустриального, или феодального, общества, для которого характерно господство теологии и религии. Коренные изменения произошли в эпоху Возрождения, которая создала свою блестящую культуру.

          В своей работе я пытаюсь сравнить эти эпохи в тех аспектах философии, которые кажутся мне наиболее важными. Я использую не учения какого-то одного философа эпохи, а наиболее характерные положения разных представителей своего времени.

         

      

 

                                                                                                                       

Список литературы

     

1.Асмус В. Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа. 2001.

 

2. Бучило Н.Ф. Философия в двух частях. Часть 1: История философии.: учебник / Н.Ф. Бучило, В.И. Кириллов и др. – М.: Юристъ, 2002. - 307 с.

 

3.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс.: учебник для вузов. 4-е издание. - М.: «ЛОГОС» 2002 г. – 344 с.

 

4.Радугин А. А. Философия. Курс лекций. - М.: Прогресс, 1999 г.

 

5.РЕАЛЕ Дж., АНТИСЕРИ Д. Западная  философия от истоков до наших  дней. Том 6.Новое время. –ТОО  ТК «Петрополис», 1996г.

 

7.Романов Ю. И. Сандулов Ю.  А. Краткая история философской  мысли. СПб.: Лань 2002.

 

8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.: учебник / А.Н. Чанышев. - М.: Высшая школа, 2003. – 358 с.

 
 9.Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности.: учебник / В.Ф. Шаповалов. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – 412 с.

 

10.Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира: Учебное пособие. СПб.: Специальная литература, 1999 г.   

 

11.Основы философии: Учебное пособие для вузов. /под ред. Попова Е.В./. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

 
12.История философии: Учебное пособие для вузов / А.Н. Волкова, В.С. Горнев и др.; под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова.– М:«Издательство ПРИОР», 997. – 464 с.

 
13.Философия: Учебник/Под ред.  проф. В.Н.Лавриненко.-М.: Юристъ, 2001 г.

 
14.Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова 2005г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            Приложение № 1

 

 

 
Средние века

 
Эпоха Возрождения

 
Учение о Боге и творении

 
Учение о божественном предопределении  заключается в том, что Бог  одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни, других для осуждения на вечные муки в аду. 
 
Бог является высшим благом; высшая же цель человеческого существования- восхождение человеческой души к Богу. 
 
Бог вечен и постоянен; творческим началом во Вселенной является Бог; Бог сотворил окружающий Мир из ничего; творение мира есть результат акта Божьей воли; подлинным бытием является только Бог.

 
Бог- это полностью бесконечное существо, абсолют. Максимум. Бог рассматривается как творческое начало. Не отвергается ни сотворения человека Богом, ни бессмертие души. Отождествление Бога с природой. Задача философии не противопоставить в человеке божественное и природное, духовное и материальные начала, а раскрыть их гармонические единства.

 
Учение о человеке; идеальный  образ человека

 
Человек обладает разумной душой и  свободной воли. Средневековая мораль основывается на представлении о  греховной, низменной природе человека. Человек соединяет в себе природу материальных тел-растений и животных. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Самоуничтожение, смирение, отречение от самого себя, самобичевание- всем этим человек мог надеяться стать угодным Богу.

 
Высшим результатом деятельности человека, высшим осуществлением человеческого  достоинства является его «божественность» возвышение человека до того, по чьему  образу и подобию он сотворен.  Жизнь это высшая ценность. Признание ценности человека как личности. Права человека на свободное развитие и проявление своих способностей. Весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.

 
Учение о природе

 
Мир дан средневековому человеку не только во благо, но и в поучение. Ни одно явлении, ни одна природная вещь не открывает здесь самих себя, каждая указывает на потусторонний эмпирической данности смысл, каждая есть некий символ и урок. Новый взгляд на природу лишает ее самостоятельности, как это было в античности. Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки единственному ходу вещей, то есть творить чудеса.

 
Рассмотрение человека как частицы  природы, «микрокосма», «малого мира», вбирающего в себя все многообразие Вселенной. Диалектичность, проявляющаяся в подчеркивании всеобщей связи и движения вещей и процессов природы. 
 
Идея бесконечности природы.

 
Учение о государстве, обществе

 
Признается право народа выступать  против тиранов, которые отказывают людям в справедливости. Сущность власти связана с нравственностью, в частности с добром и справедливостью. Власть государя должна быть подчинена высшей- духовной власти государство это организация, заботящаяся о благе народа. При феодальном строе наряду с феодальной собственностью существовало частное хозяйство ремесленников и крестьян, основное на их личном труде.

 
Благополучие и сила государства  составляют высший закон политики. Необходима политика кнута и пряника  для создания сильного государства. Необходимость советского государства. В идеальном обществе нет частной собственности. Все основано на уравнительных принципах.


 

1 Приложение №1


Информация о работе Философия средних веков и Возрождения