Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 11:26, контрольная работа
Границы между античностью и средними веками размыты и нечетки. Поэтому, как это ни парадоксально, средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга. Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.
Введение………………………………………………………………………………………...
Философия средних веков …………………………………………………………..…………
1.1.Основная проблематика и характерные черты средневековой философии….……..…..
1.2.Исторические формы средневековой философии………………………….………..…....
1.3.Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии ….………….……
1.4.Полемика номиналистов и реалистов об универсалиях………….………………………
2.Философия эпохи Возрождения ……………………………………..………………………
2.1.Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения………………….……………..
2.2.Наиболее яркие представители эпохи Возрождения ……………………………………..
3. Сравнительный анализ философии средних веков и Возрождения ………… …………..
Заключение…………………………………………………………………………..…………..
Список литературы ………………………………………………………………….………….
Философия Николая Кузанского (1401 – 1464 гг.), папского кардинала и епископа, занимает рубежное положение между схоластикой и философией эпохи гуманизма, в ней чувствуется влияние мистики (особенно Мейстера Экхарта) и номинализма (У. Оккам). Н. Кузанский стремился философски определить сферу человеческого знания как область «знания о незнании» и расширить возможности познания при помощи принципа «совпадения противоположностей», причем это совпадение может быть достигнуто только в Боге. Бог для Кузанского – предельное понятие, к нему можно стремиться сколь угодно долго, но достичь его нельзя, поскольку всякое понятие имеет свой предел «у стены рая». Из-за своего предельного характера понятие Бога не может быть постигнуто дискурсивным путем, постижимым образом Бог – Абсолют может проявиться лишь в единичном, поэтому индивид, человек есть не противоположность общему, а скорее его истинное осуществление. У Кузанского человек предстает как Богочеловек, как творческое начало, и его главная способность проявляется в способности познания, которая реализуется, прежде всего, структурно-математическим образом, геометрически (вообще, геометризм в эпоху Возрождения являлся важнейшей формой представления действительности).
Связующим звеном между Богом и миром, по Кузанскому, служит Христос как воплощение Логоса. Человек, подобно всякой вещи, относится к микрокосму и является отблеском Универсума, который построен по иерархическому принципу постепенного перехода от высшего к низшему. В сущности, главным философским открытием Н. Кузанского являлось развитие понятия предела, использовавшегося им в толковании природы Бога и геометрических фигур.
Многие гуманисты в рассматриваемую нами эпоху отстаивали идеалы умеренного утилитаризма (под утилитаризмом в философии понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой), искали пути согласования личного интереса с интересами других людей, и при этом считали, что люди должны быть по отношению друг к другу источником радости, поэтому основу человеческих отношений должны составлять, прежде всего, любовь и дружба.
Гуманизм эпохи Возрождения ориентировался на свободомыслие в поисках моделей справедливого устройства общества, причем приоритет отдавался демократическим государственным устройствам, республиканскому строю. Однако реалии жизни (феодальная раздробленность, междоусобицы) диктовали свои условия, поэтому для достижения благих целей некоторые философы допускали варварские методы (Н. Макиавелли), другие же обратились к традиции Платона и создавали модели идеального государства («Утопия» Томаса Мора, «Город солнца» Томмазо Кампанеллы). Государство Т. Мора на острове Утопия (дословно – «Место, которого нет») очень напоминает государство Платона, Мор требует отчуждения собственности индивидов в пользу государства, религиозной веротерпимости и возможно меньшего количества религиозных догм, передачи дела воспитания юношества духовенству. Кампанелла также рисует картину совершенного государства в христианско-коммунистическом духе, в нем господствуют священники-философы во главе с олицетворяющим идеал папой.
Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.), представитель позднего Ренессанса, знаменует собой исход, завершение философии этой эпохи. В своих трудах он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника. В свете новейших данных Бруно продумывает идею Бога, так же, как и Кузанец, он считает, что существующие в окружающем нас мире противоположности совпадают и выступают в этом отношении абсолютным тождеством. Бог и есть это тождество, мировое целое, находящееся везде и нигде. Джордано Бруно исповедует пантеизм, учение, отождествляющее Бога с мировым целым. Материя, по Бруно, – не потенция, а самодвижущееся бытие, в мировом целом совпадают мировая душа и мировой разум. Весь мир представляется Бруно как нечто живое, в его учении явно проглядывается возрожденческий гилозоизм (от греч. гиле – материя и зое – жизнь).
Джордано Бруно считал, что мировое пространство бесконечно, а значит, существует бесконечное множество миров, похожих на наш (Бруно, как и Коперник, придерживался гелиоцентрической модели устройства солнечной системы). Идеи Бруно преследовались инквизицией, которая, будучи не в силах заставить философа отказаться от его убеждений, приговорила его к сожжению на костре в Риме в 1600 году.
Таким образом, отметим основные идеи эпохи Возрождения:
- антропоцентризм (внимание философов направлено прежде всего на человека, при этом по-новому интерпретируются и культивируются идеи неоплатонизма);
- гуманизм (человек признается личностью, имеющей право на свободу, творчество, счастье);
- постулирование творческой сущности человека (человек – деятель, он творит, никому не подражая, ни природе, ни Богу, в основном рукотворно, ремесленно);
- личностно-материальное понимание мира (все существующее проецируется на человека, при этом максимальный интерес проявляется к телесному началу);
- эстетическое понимание действительности (чувственные представления преобладают над моральными и научными);
- антисхоластика (ярко выражено стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы, активизируется Реформация – движение за реформирование религии);
- геометрически-структурное понимание мира;
- пантеизм.
2.2.Наиболее яркие
В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода:
- гуманистический (антропоцентрический), противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром;
- неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени;
- натурфилософский.
Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в..
Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.
У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 — 1321). Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием. Показательно, что толчок к созданию нового мировоззрения исходил не от философа-профессионала, а от поэта, вышедшего из среды людей, осознающих необходимость перемен в жизни. В своем творчестве Данте был теснейшим образом связан с современной ему философией, теологией, наукой. Он воспринял разнообразные течения тогдашней философской культуры. Предстающая перед читателем “Божественной комедии” картина мира по своей структуре еще вполне средневековая. Дело здесь не только в унаследованной от античности геоцентрической космологии, согласно которой Земля есть центр вселенной, но и в том, что творцом мира и его организатором считается Бог. И все же картина мироустройства, в сравнении с Библией и представлениями философов раннего Средневековья значительно усложнена и иерархически устроена более обстоятельно и детально.
Что касается предназначения человека, то Данте видит его не в подвижничестве во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а в достижении высшего предела земного совершенства. И напоминание о краткости земного существования, и ссылка на божественное происхождение человека служили не утверждению ничтожества человека в его земном существовании, а обоснованию призыва к “доблести и знанию”.
И так, вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в “Божественной комедии” первый гимн достоинству человека. Данте открывает путь к новому гуманистическому учению о человеке.
Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки (1304 — 1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов “на жизнь” и “на смерть”, “Мадонны Лауры”, канцон, мадригалов, эпической поэмы “Африка”. Петрарка написал ряд философских сочинений: “Моя тайна” (диалог) (1342 — 1343), трактаты “Об уединении жизни” (1346), “О монашеском досуге” (1347), “Инвектива против врага” (1352 — 1353) и памфлета “О своем и чужом невежестве” (1307). Великий поэт стал первым выдающимся мыслителем нарождающейся гуманистической философии.
Гуманизм возникает как новая система культурных ценностей, отвечающая потребностям и интересам тех общественных слоев, которые формируются в промышленно развитых городах. Сохранились сотни писем Петрарки, которые по существу являются короткими сочинениями по вопросам морали, политики и литературы. В них настойчиво пропагандируются гуманистические ценности. Петрарка пренебрег учебой в лучших схоластических университетах Европы, но, занимаясь самостоятельно, стал одним из образованнейших людей своего времени. Он выступил против схоластического способа философствования. В философе он желал видеть не толкователя чужих текстов, а создателя своих собственных.
Мыслитель горячо интересовался проблемами человека, что касается проблем онтологии, т. е. учения о бытии и материи, то они отступают в его философии на второй план. “Обращенность к себе, к своим внутренним стремлениям составляет главное содержание всего многообразного творчества Франческо Петрарки”. В то же время Петрарка выступает как подлинный и знающий жизнь учитель.
Еще один интерпретатор античного философского наследия Лоренцо Валла (1407 — 1457) выступил в защиту эпикурейской философии. В диалоге “О наслаждении” или “Об истинном и ложном благе” он противопоставил этику Эпикура с ее эгоцентризмом суровой этике стоиков. Валла отстаивает веру в силу человеческого разума и требует веротерпимости. Идеалу созерцательной жизни он противопоставил активную борьбу за свои идеи, требовал воспитания воли к действию.
В сочинениях гуманистов человек рассматривался как существо, достойное счастья в земной жизни. Мир видится представителям гуманизма как место, где человек призван действовать и пользоваться созидаемыми благами. Бог считается ими творческим началом и сосредоточием добра. Человек, по их мнению, должен стремиться уподобиться Богу. Задача философии для гуманистов состоит не в противопоставлении в человеке божественного и природного, духовного и материальных начал, а в раскрытии их гармонического единства.
Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов, применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский (1401 — 1464), Марсилио Фичино (1422 — 1495), Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Пьетро Помпонацци (1462 — 1525), Пико делла Мирандола (1463-1494), Эразм Роттердамский (1469 — 1536), Николо Макиавелли (1469 — 1527), Николай Коперник (1473 — 1543), Томас Мор (1479 — 1535). Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений о всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику.
Один из крупнейших философов этого период Николай Кузанский в своих сочинениях “Об ученом незнании” (1440) и “О предположениях” (1444), “Простец” (1450) Бога рассматривает как бытийность, порождающую все сущее. Единство мира, по его мнению, заключается в Боге. Движение к истине он рассматривает как процесс. Достижение окончательных истин, по мнению мыслителя, проблематично. Человек тем не менее способен созерцать природу в той мере, в какой ему разрешено Богом. Сам же Бог для человека остается непостижимым. И все же человек благодаря разуму соединен с миром и Богом.
Значительную переработку античного наследия и особенно идей Платона осуществил Марсилио Фичино. В его основном труде “Платоновское богословие о бессмертии души” (1469 — 1474) мироздание представлено как иерархически построенное единство. Фичино отождествляет Бога с всеобщей природой вещей. Бог и мир в его философии выступают в единстве. Мыслитель, продолжая гуманистическую традицию возвышения человека, уподобляет его Богу.
Пико делла Мирандола усиливает пантеистическую тенденцию в философии. Согласно пантеистическому представлению, Бог как сущность вещей находится всюду. Бог у Пико рассматривается как совершенство, заключенное в несовершенный мир. Отсюда познание мира есть познание Бога. По его мнению, человеческое совершенство не дано только как следствие того, что человек создан по образу и подобию Божию, а является достижимым.
Особенно яркий пример интерпретации схоластически понимаемого аристотелизма на новый лад, превращающий эту еще раз перетолкованную философию в явление философской мысли Возрождения, представлен в творчестве Пьетро Помпонацци. Особенность его философии заключается в том, что он, признавая необходимость религии, последовательно отстаивал независимость философии от теологии, т. е. от исследований религиозного вероучения. В своем труде “Трактат о бессмертии души”, принесшем ему широкую известность, он доказывал, что душа человека смертна. Помпонацци считал земную жизнь благом и полагал, что в этой жизни возможно достижение счастья. Земная жизнь, по его мнению, может быть устроена справедливо. Мыслитель уделил внимание проблеме опосредованности всего сущего. Оно оказывается у него детерминированным законом вечного движения. Однако это движение мира, не знающего ни конца, ни начала, идет по кругу. Закон движения мира в этом случае выступает законом вечного повторения, круговорота, необходимостью о которой человек должен быть осведомлен. Отсюда признание им ответственности человека за свои поступки. Природная необходимость в понимании Помпонацци не та по содержанию, как ее понимали в последующие времена материалисты. В его текстах природная необходимость — это Бог, но Бог, понимаемый по-философски. Отождествленный с природой, он лишается свободы воли и поступает в соответствии с необходимостью. Поэтому Бог признается невиновным за зло, царящее в мире.