Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:49, контрольная работа
Вопрос "Что есть человек?" изначально является фундаментальным вопросом философии. Уже в самых ранних памятниках философской мысли (некоторые из них лишь сегодня доходят до нас) представлен вопрос человека о самом себе, откуда он пришел и куда направляется. В греческой философии, под влиянием которой формировалось и формируется наше культурное пространство, два классических философа – Платон и Аристотель – развили наиболее целостные теории личности, в каком отношении друг к другу находятся человеческие тело и дух, что значит то, что человек является одновременно духовным и мыслящим существом, как соотнесен человек с другими живыми существами. Эти вопросы занимали Платона и Аристотеля, как и морально-философский вопрос о том, что есть хорошая жизнь, eudamonia*.
Становление и развитие философской антропологии
Человек, как объект философского анализа
Проблемы происхождения и смысл человеческой жизни
Список используемой литературы
Связь переживания и поведения
со скрытыми глубинными слоями психики
открыла школа психоанализа, основанная
З.Фрейдом. Ее революционный для
того времени подход выразился в
привлечении инстинктивного фона для
объяснения "фигуры" человеческого
поведения. И если у Фрейда на переднем
плане его работы в качестве важнейшего
инстинкта рассматривается
В качестве следующего нового момента
в психологических
Со времен первой мировой войны
психология развития добилась значительных
результатов. Было бы абсолютно бесполезным
пытаться в нескольких предложениях
продемонстрировать ее достижения, до
мельчайших подробностей исследовано,
например, изменение мыслительных структур
и образов представления в
работах Кинде; причем заметно движение
ко все большей подвижности и
все более отчетливо
До сих пор мы рассматривали тенденцию к интеграции как некоторую поправку, с помощью которой современная психология преодолевает старую, механистически-элементарную. Но необходимо также учитывать социальные отношения и определенность отдельно взятого члена общества. Социально-психологическая тематика становится все более актуальной, и поэтому важными становятся следующие вопросы: во-первых, в какую структуру включен человек – это семья, дом, социальный статус, школа, профессия, политическое общество, профессиональное сообщество или же коллектив с общими интересами; это сообщество, объединенное одной судьбой, или же случайное скопление масс и т. п.? Во-вторых, находится ли человек внутри этих сообществ в положении мужчины, женщины, супруга, ребенка, подчиненного, начальника, партнера, соседа, приятеля, товарища, конкурента? Далее, как он воспринимает такие детерминанты, как нравы, обычаи, мифы, моду, язык, религию, правовые и государственные институты, формы воспитания?
Но здесь мы прервемся и закончим наш обзор многочисленных точек зрения, которые сегодня рассматривают проблему духовного в психологии как эмпирической науке.
* счастье, блаженство как цель жизни (греч.) - прим. перев. и ред.
** "Антропология человеческого достоинства, природы и его особенности" (лат.) - прим. перев. и ред.
*** человечество должно изучать человека (англ.) - прим. перев. и ред.
**** культурная антропология (англ.) - прим. перев. и ред.
***** последний, но не худший (англ.) - прим. перев. и ред.
****** точное знание в его отличии от мнения; (греч.) - прим. перев. и ред.
Философское осмысление человека
связано с определенными
политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское
толкование человека. Сопряженность человека и философии - это выражение существа философской культуры. Философская культура является формой самопознания человека, его мировоззренческие ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща. Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом,
исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить
два параметра эволюции философии:
1) Степень понимания проблемы
человека в качестве
принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно
человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот
принцип важен.
2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла
существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человек превратился
в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической
глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он
рассматривается.
Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре
исторические периода:
1) изучение человека метафизикой (античность).
2) изучение человека теологией (средневековье),
3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).
4) изучение человека биологией.
Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии - в
мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек,
как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его
природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных
объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме - форме первобытных
верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы
существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными
покровителями рода или племени.
Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы,
сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует забывать, что в
Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось от обыденного знания, в
Древней Индии философия срослась с религиозным мировоззрением, а в Древнем Китае
она была нерасторжима с нравственной формой общественного сознания.
Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для нее
"стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность всеобщему. Здесь
универсальное "Я" превалирует над индивидуальным "Я". Если для древних латинян
характрно выражение "я и ты" ("ego et tu"), то в Индии и Китае предпочитали говорить
"мы", ибо каждое "я"
мыслилось как продолжение
мировоззрение пыталось отождествить и объединить человека и природные процессы.
Каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого
единства. Целью и смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное
с истиной Величайшего.
Античнаяая философия сформировала основные западно- европейские подходы к
выделению человека в качестве
отдельной и специальной
Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в ионийской
натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая попытка определить место
человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу,
которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то
время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.
И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав принцип разумного
миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и
признала за ним право на активность и инициативу.
Западноевропейское
мировидения на все стороны жизни людей, тем более - на жизнь духовную, которая была
неотделима от религиозного мировоззрения. Теоцентризм являлся основной характерной
особенностью философии эпохи средневековья, а философия находилась на положении
"служанки богословия" и обосновывала идею греховной сущности человека.
Одной из особенностей общественной мысли, а вместе с нею и философии, эпохи
Возрождения является антропоцентризм. Центром любого исследования - будь то
литература, живопись, скульптура или философские трактаты - становится человек.
Натуралистическая и религиозная направленность философских исследований уступает
место антропоцентрической.
Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических
отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт
путь к рациональному истолкованию человеческой сущности. Достижения точных наук
отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую
машину, которая заводится аналогично часовому механизму (французская философия
XVIII века - Ж.О.Ламетри, П.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро).
Но, пожалуй, самый интересный и значительный вклад в философское осмысление
человека был сделан немецким философом И.Кантом. С его именем связано становление
одной из первых в истории
философии антропологических
понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру
природной необходимости и миру нравственной свободы. Он разграничиваел
антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношениях. Первая исследует
то, что делает из человека природа, вторая - то, что человек, как свободно действующее
существо, делает или может и должен делать из себя сам.
Перечисляя основные вопросы философии, И.Кант заключает их вопросом: что есть
человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные
вопросы философии.
В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей:
1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его
чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше);
2) формирование целостного
взгляда на общественную жизнь,
человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс);
3) антиметафизическую
человека. Эту особенность нужно пояснить. У многих философов этого времени
появиляется мысль, что метафизика и религия - это вторичные явления культуры,
выводимые из первичных оснований, поэтому традиционные философские проблемы
становятся излишними. Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология,
социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский образ
спекулятивным (рассудочным, умозрительным), лишенным опытных оснований и
практической ценности.
В ХХ веке разработка философских
и философско-социологических
приобрела новую интенсивность и развертывалась по многим направлениям:
экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология.
Большое влияние на развитие философских исследований человека оказали фрейдизм и
неофрейдизм. Неофрейдизм -
это философское и
отмежевавшееся от ортодоксального фрейдизма. Оно сформировалось в США в 30-е годы,
как попытка смягчить потрясшие "добропорядочную публику" выводы Фрейда. Благодаря
фрейдизму и неофрейдизму получили рациональное объяснение многие явления
общественной и индивидуальной жизни, которые прежде были совершенно непонятными.
Открыв важную роль бессознательного в жизни как отдельного человека, так и всего
общества, фрейдизм позволил объемно и на многих уровнях представить картину
социальной жизни человека.
В ХХ веке произошло становление
специальной отрасли
сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила
название философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ
Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и