Философская антропология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:49, контрольная работа

Описание работы

Вопрос "Что есть человек?" изначально является фундаментальным вопросом философии. Уже в самых ранних памятниках философской мысли (некоторые из них лишь сегодня доходят до нас) представлен вопрос человека о самом себе, откуда он пришел и куда направляется. В греческой философии, под влиянием которой формировалось и формируется наше культурное пространство, два классических философа – Платон и Аристотель – развили наиболее целостные теории личности, в каком отношении друг к другу находятся человеческие тело и дух, что значит то, что человек является одновременно духовным и мыслящим существом, как соотнесен человек с другими живыми существами. Эти вопросы занимали Платона и Аристотеля, как и морально-философский вопрос о том, что есть хорошая жизнь, eudamonia*.

Содержание работы

Становление и развитие философской антропологии
Человек, как объект философского анализа
Проблемы происхождения и смысл человеческой жизни
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Становление и развитие философской антропологии.docx

— 65.04 Кб (Скачать файл)

Связь переживания и поведения  со скрытыми глубинными слоями психики  открыла школа психоанализа, основанная З.Фрейдом. Ее революционный для  того времени подход выразился в  привлечении инстинктивного фона для  объяснения "фигуры" человеческого  поведения. И если у Фрейда на переднем плане его работы в качестве важнейшего инстинкта рассматривается сексуальность, то у его ученика А. Адлера движущей силой человеческого поведения  становятся инстинктивные по своей  природе стремления к признанию  и власти. При всей теоретической  плодотворности глубинной психологии, у Фрейда и его учеников сохраняется  весьма проблематичный момент – идентификация  духовной жизни с инстинктивным  внеличностным механизмом. Эта идентификация  сегодня подвергнута убедительной критике. Но следует отметить несомненную  заслугу глубинной психологии: она  по-новому освещает инстинктивный фон  и жизненно-исторические условия  поведения. Уже Ницше, проницательно  заметивший способность человека легко  переориентироваться и приспособиться, чтобы "разгрузить" свое сознание или поднять его на должный  уровень, подготовил путь для этой "разоблачающей" психологии. Психоанализ исходил  из мучительных нарушений, которые  для невротика делают невозможной  гармоничную жизнь, разрушительно  влияют на общение с людьми, работу, любовь и семью, то есть на все жизненно важные области. При этом сам невротик не способен понять причины и мотивы своего неадекватного поведения. Психоанализ  обнаружил связи между жизненными запросами, такими как потребность  в любви и личностном развитии, влияющими на детскую судьбу, и  отказом от этих запросов из-за вмешательства  среды, отказом, ведущим к неврозам, комплексам и странностям характера, пробелами в поведении, а значит, к непреодолимым препятствиям и  неудачам в последующей жизни.

В качестве следующего нового момента  в психологических исследованиях  я хочу назвать психологию развития. Сегодняшнюю психологиею уже  невозможно представить без этого  этапа, прошедшего также под знаком целостности. Развитие – это не просто появление нового (Hinzukommen von Neuem). Это  продвижение от ступени к ступени, последовательное их прохождение. Оно  берет начало в примитивном состоянии, когда жизнь по преимуществу не выходит  за рамки животных функций. Но развитие – процесс не только индивидуальный, охватывающий движение от грудного ребенка  к зрелому и старому человеку; развитие распространяется на все человечество в целом, с его племенами и  ступенями.

Со времен первой мировой войны  психология развития добилась значительных результатов. Было бы абсолютно бесполезным  пытаться в нескольких предложениях продемонстрировать ее достижения, до мельчайших подробностей исследовано, например, изменение мыслительных структур и образов представления в  работах Кинде; причем заметно движение ко все большей подвижности и  все более отчетливо различаемым  ступеням постижения их соотношения. Пока для нас не совсем понятно развитие жизни чувств, но с учетом исследований глубинной психологии и здесь  многое стало сейчас яснее.

До сих пор мы рассматривали  тенденцию к интеграции как некоторую  поправку, с помощью которой современная  психология преодолевает старую, механистически-элементарную. Но необходимо также учитывать социальные отношения и определенность отдельно взятого члена общества. Социально-психологическая  тематика становится все более актуальной, и поэтому важными становятся следующие вопросы: во-первых, в какую  структуру включен человек –  это семья, дом, социальный статус, школа, профессия, политическое общество, профессиональное сообщество или же коллектив с  общими интересами; это сообщество, объединенное одной судьбой, или  же случайное скопление масс и  т. п.? Во-вторых, находится ли человек  внутри этих сообществ в положении мужчины, женщины, супруга, ребенка, подчиненного, начальника, партнера, соседа, приятеля, товарища, конкурента? Далее, как он воспринимает такие детерминанты, как нравы, обычаи, мифы, моду, язык, религию, правовые и государственные институты, формы воспитания?

Но здесь мы прервемся и закончим наш обзор многочисленных точек  зрения, которые сегодня рассматривают  проблему духовного в психологии как эмпирической науке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* счастье, блаженство как цель жизни (греч.) - прим. перев. и ред.

** "Антропология человеческого достоинства, природы и его особенности" (лат.) - прим. перев. и ред.

*** человечество должно изучать человека (англ.) - прим. перев. и ред.

**** культурная антропология (англ.) - прим. перев. и ред.

***** последний, но не худший (англ.) - прим. перев. и ред.

****** точное знание в его отличии от мнения; (греч.) - прим. перев. и ред.

  1. Человек как объект философского исследования.

 

Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными

политическими пристрастиями. Все перечисленное так или  иначе влияет на философское

толкование человека. Сопряженность человека и философии - это выражение существа философской культуры. Философская культура является формой самопознания человека, его мировоззренческие ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща. Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом,

исторически изменялась и  развивалась. При этом в истории  философии можно выделить

два параметра эволюции философии:

1) Степень понимания проблемы  человека в качестве методологически  исходного

принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ  осознает, что именно

человек - центр, критерий и  высшая цель всего философствования, насколько этот

принцип важен.

2) Степень философского  осмысления самого человека, его  бытия, его смысла

существования, его интересов  и целей. Другими словами, насколько  человек превратился

в отдельный и специальный  предмет философской рефлексии, с какой теоретической

глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он

рассматривается.

Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории  изучения человека четыре

исторические периода:

1) изучение человека метафизикой  (античность).

2) изучение человека теологией  (средневековье),

3) изучение человека математикой  и механикой (Новое время).

4) изучение человека биологией.

Первые представления  о человеке возникают задолго  до появления философии - в

мифологическом и религиозном  сознании. При этом в верованиях древних людей человек,

как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его

природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных

объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме - форме  первобытных

верований, заключающейся  в поклонении растениям и животным, с которыми якобы

существует кровнородственная  связь и которые являются сверхъестественными

покровителями рода или племени.

Первыми философскими взглядами  на проблему человека можно считать  выводы,

сложившиеся в древневосточной  философии. Однако при этом не следует  забывать, что в

Древнем Египте философское  мировоззрение еще не отделилось от обыденного знания, в

Древней Индии философия  срослась с религиозным мировоззрением, а в Древнем Китае

она была нерасторжима с  нравственной формой общественного  сознания.

Важнейшей особенностью древневосточной  философии была характерная для  нее

"стертость" личностного  начала, его "безликость" и подчиненность  всеобщему. Здесь

универсальное "Я" превалирует  над индивидуальным "Я". Если для  древних латинян

характрно выражение "я  и ты" ("ego et tu"), то в Индии  и Китае предпочитали говорить

"мы", ибо каждое "я"  мыслилось как продолжение иного  "я". Древневосточное

мировоззрение пыталось отождествить и объединить человека и природные  процессы.

Каждый человек ценился  не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого

единства. Целью и смыслом  жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное

с истиной Величайшего.

Античнаяая философия  сформировала основные западно- европейские подходы к

выделению человека в качестве отдельной и специальной философской  проблемы.

Западная философия берет  начало в Древней Греции и Древнем  Риме. Уже в ионийской

натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая попытка  определить место

человека в мире. Алкмеон  из Кротона первым дал определение  человеку как существу,

которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то

время как другие, хотя и  воспринимают, но не понимают.

И еще одна важная черта  античной философии. Сформулировав  принцип разумного

миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной  ценности и

признала за ним право  на активность и инициативу.

Западноевропейское средневековье  отмечено сильнейшим воздействием христианского

мировидения на все стороны  жизни людей, тем более - на жизнь  духовную, которая была

неотделима от религиозного мировоззрения. Теоцентризм являлся  основной характерной

особенностью философии  эпохи средневековья, а философия  находилась на положении

"служанки богословия" и обосновывала идею греховной  сущности человека.

Одной из особенностей общественной мысли, а вместе с нею и философии, эпохи

Возрождения является антропоцентризм. Центром любого исследования - будь то

литература, живопись, скульптура или философские трактаты - становится человек.

Натуралистическая и религиозная  направленность философских исследований уступает

место антропоцентрической.

Философия Нового времени  формируется под влиянием развития капиталистических

отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт

путь к рациональному  истолкованию человеческой сущности. Достижения точных наук

отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как  на специфическую

машину, которая заводится  аналогично часовому механизму (французская  философия

XVIII века - Ж.О.Ламетри, П.Гольбах,  К.А.Гельвеций, Д.Дидро).

Но, пожалуй, самый интересный и значительный вклад в философское  осмысление

человека был сделан немецким философом И.Кантом. С его именем связано становление

одной из первых в истории  философии антропологических программ. И.Кант исходил из

понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру

природной необходимости  и миру нравственной свободы. Он разграничиваел

антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношениях. Первая исследует

то, что делает из человека природа, вторая - то, что человек, как  свободно действующее

существо, делает или может  и должен делать из себя сам.

Перечисляя основные вопросы  философии, И.Кант заключает их вопросом: что есть

человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все  остальные основные

вопросы философии.

В философии человека ХIХ  века можно выделить несколько особенностей:

1) углубление изучения  духовности человека, внимание к  его внутренними миру, его

чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше);

2) формирование целостного  взгляда на общественную жизнь,  на отношение общества и

человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс);

3) антиметафизическую направленность  появляющихся с середины XIX века  концепций

человека. Эту особенность  нужно пояснить. У многих философов  этого времени

появиляется мысль, что метафизика и религия - это вторичные явления  культуры,

выводимые из первичных оснований, поэтому традиционные философские  проблемы

становятся излишними. Возникшие  в середине ХIХ века науки о  человеке (психология,

социология, биологическая  теория эволюции) сделали прежний  философский образ

спекулятивным (рассудочным, умозрительным), лишенным опытных оснований  и

практической ценности.

В ХХ веке разработка философских  и философско-социологических проблем  человека

приобрела новую интенсивность  и развертывалась по многим направлениям:

экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология.

Большое влияние на развитие философских исследований человека оказали фрейдизм и

неофрейдизм. Неофрейдизм - это философское и психологическое  направление,

отмежевавшееся от ортодоксального  фрейдизма. Оно сформировалось в  США в 30-е годы,

как попытка смягчить потрясшие "добропорядочную публику" выводы Фрейда. Благодаря

фрейдизму и неофрейдизму получили рациональное объяснение многие явления

общественной и индивидуальной жизни, которые прежде были совершенно непонятными.

Открыв важную роль бессознательного в жизни как отдельного человека, так и всего

общества, фрейдизм позволил объемно и на многих уровнях представить  картину

социальной жизни человека.

В ХХ веке произошло становление  специальной отрасли философского знания, которая

сложилась в Германии в 20-е  годы и занимается изучением человека. Она получила

название философской  антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ

Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и

Информация о работе Философская антропология