Философская антропология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:49, контрольная работа

Описание работы

Вопрос "Что есть человек?" изначально является фундаментальным вопросом философии. Уже в самых ранних памятниках философской мысли (некоторые из них лишь сегодня доходят до нас) представлен вопрос человека о самом себе, откуда он пришел и куда направляется. В греческой философии, под влиянием которой формировалось и формируется наше культурное пространство, два классических философа – Платон и Аристотель – развили наиболее целостные теории личности, в каком отношении друг к другу находятся человеческие тело и дух, что значит то, что человек является одновременно духовным и мыслящим существом, как соотнесен человек с другими живыми существами. Эти вопросы занимали Платона и Аристотеля, как и морально-философский вопрос о том, что есть хорошая жизнь, eudamonia*.

Содержание работы

Становление и развитие философской антропологии
Человек, как объект философского анализа
Проблемы происхождения и смысл человеческой жизни
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Становление и развитие философской антропологии.docx

— 65.04 Кб (Скачать файл)

Эстетическими ценностями являются: прекрасное/безобразное; возвышенное/низменное; трагическое/комическое; поэтическое/прозаическое.

Политические и правовые ценности:

сверхличностны, поскольку соответствующие  оценки выносятся индивидом не от собственного имени, а от имени той  общности, к которой он принадлежит, однако они базируются на переживании  — эмоциональном восприятии индивидом  интересов и идеалов общности, к которой он принадлежит. И если правовые ценности по своей природе  являются силой стабилизирующей  и консервативной, то политические ценности могут иметь и консервативный и прогрессивный характер, могут  обосновывать и реформаторскую, и  реакционную и революционную  практику.

Правовые ценности: общественный порядок, права представителей тех или  иных социальных групп и законопослушание.

Политические ценности: патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, сословная гордость, классовая солидарность, партийная дисциплина и т. п., т. е. духовные силы, объединяющие множество  людей независимо от того, знакомы  ли они, находятся ли в непосредственном контакте друг с другом.

Религиозные ценности:

Если право и политика рационально  формируют свои ценности, то религия  овладевает иррациональным уровнем  человеческого сознания, объединяя  людей не знаниями и рассуждениями, а верой и переживанием недоступного познанию. Религиозные ценности, кроме  того, характеризуются мессианством, нетерпимостью и нравственной двойственностью. Они выражаются и передаются в  заповедях.

Чаще всего религиозные ценности представляют из себя попытку по другому  выразить более глубинные ценности, которые получили название экзистенциальных.

Экзистенциальные ценности — это  ценности связанные с осмыслением  своего бытия, с нахождением смысла жизни. Ценностное истолкование субъектом  смысла своего бытия имеет две  формы: либо утверждение уже обретенного  субъектом способа существования, либо представление желаемого, но пока недоступного бытия.

Своеобразие экзистенциальной ценности состоит не только в ее содержании, но и в механизме ее порождения. Им является психологический закон  самообщения, внутреннего диалога  самим с собой, когда каждый участник этого диалога имеет свой смысл  бытия.

Смысл человеческого бытия 

Назначение жизни человека —  это функциональная категория, которая  показывает для чего человек предназначен вне его воли и желаний, то есть чему служит человек как существо биосоциодуховное. Это многослойная система детерминант (обусловленностей) различной степени абсолютности и относительности. Пытаясь понять предназначение своей жизни, человек  постепенно приходит к формирования смысла жизни.

Смысл жизни человека — это осмысленное  человеком назначение его жизни. Исходя из многослойности предназначения жизни такой же характер имеет  и смысл его жизни. Поэтому  широко мыслящим человеком является тот, кто охватывает своим сознанием  всю гамму задач, поставленных перед  ним жизнью и сложившимися обстоятельствами, начиная от «вечных истин» и заканчивая бытовыми проблемами и вопросами. Целостный  смысл жизни приводит к постановке человеком правильных целей своей  жизни.

Цель жизни человека — это  должное, некий образ, сформированный им в своём сознании, который он хочет реализовать в объективной  или субъективной жизни. Свои цели человек  может ставить и без осмысления своего предназначения и иногда они  даже могут приводить к позитивным результатам, но в конечном итоге  человек тогда становиться по- настоящему деятельным и сознательным существом, когда предназначение, смысл  и цель жизни человека соответствуют  друг другу.

Гармония предназначения, смысла и  цели жизни человека осмысляется  человеком как счастье.

Счастье — это высшая степень  ценного, значимого для человека; высшее благо, как завершенное самодостаточное  состояние жизни.

Роль ценности в жизни человека

Историю культуры можно представить  как исторический переход от доминирования  внешне нормативного к безусловному преобладанию внутреценностного. В  связи с этим особую актуальность приобретает процесс воспитания, т. е целенаправленного формирования системы ценностей человека, превращения  ценностей социума в ценности личности.

Это может происходить только через  приобщения к ценностному сознанию других людей, которое осуществляется (осознаваемое или неосознаваемое) в ходе общения человека с человеком. Общение порождает общность ценностей. Она достигается не внешним давлением, а внутренним приятием, переживанием ценностей другого, становящихся моими  ценностными установками. Способом общения становится диалог- исповедь, когда происходит слияние смысложизненых позиций, устремлений, идеалов участников общения. Именно таким путем происходит внешнее функционирование ценностей, то есть их воздействие на человеческую деятельность, поведение, отношение  к миру, общественную жизнь, развитие культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Акулов В.Л. Философия, ее  предмет, структура и место  в системе наук. М., 1986.

2. Алексеев П.В. Философия. М., 2003.

3. Билль о правах человека  и природы. М., 1997.

4. Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). М., 1997.

5. Миронов В.В. Философия. Учебник  для вузов. М., 2005.

6. Словарь философских терминов. Под ред. В.Г. Кузнецова. М., 2004.

7. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. М., 2003.

8. Спиркин А.Г. Философия. М., 1999.

9. Философский энциклопедический словарь. М., 1999.


Информация о работе Философская антропология