Философская антропология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:49, контрольная работа

Описание работы

Вопрос "Что есть человек?" изначально является фундаментальным вопросом философии. Уже в самых ранних памятниках философской мысли (некоторые из них лишь сегодня доходят до нас) представлен вопрос человека о самом себе, откуда он пришел и куда направляется. В греческой философии, под влиянием которой формировалось и формируется наше культурное пространство, два классических философа – Платон и Аристотель – развили наиболее целостные теории личности, в каком отношении друг к другу находятся человеческие тело и дух, что значит то, что человек является одновременно духовным и мыслящим существом, как соотнесен человек с другими живыми существами. Эти вопросы занимали Платона и Аристотеля, как и морально-философский вопрос о том, что есть хорошая жизнь, eudamonia*.

Содержание работы

Становление и развитие философской антропологии
Человек, как объект философского анализа
Проблемы происхождения и смысл человеческой жизни
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Становление и развитие философской антропологии.docx

— 65.04 Кб (Скачать файл)

ряд других исследователей. Появление философской антропологии как специального

учения о человеке явилось  своеобразным итогом наращивания философского

человекознания. В 1928 году М.Шелер  писал: "Вопросы: "Что есть человек  и каково его

положение в бытии?" - занимали меня с момента пробуждения моего  философского

сознания и казались более  существенными и центральными, чем  любой другой

философский вопрос" (Шелер  М. Положение человека в космосе // Избранные

произведения. М.,1994. С.194.). Шелер  разработал обширную программу философского

познания человека во всей полноте его бытия. Философская  антропология, по его мнению,

должна соединить конкретно-научное  изучение различных сторон и сфер человеческого

бытия с целостным философским  его постижением. Поэтому, по мнению Шелера,

философская антропология - это наука о метафизическом происхождении  человека, о его

физическом, духовном и психическом  началах в мире, о тех силах  и потенциях, которые

им движут и которые  он приводит в движение.

Основой для выводов философской  антропологии стали общие догадки  Ф.Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто

несостоявшееся, биологически ущербное. Однако современная философская  антропология

- это сложное и противоречивое  явление, в котором уживается  множество школ,

соперничающих друг с другом, и часто представляющих настолько  противоположные

мнения, что выделить в  них что-либо общее, кроме внимания к человеку, весьма сложно.

Особой страницей в  истории философии является философия  марксизма. К.Марксу

принадлежит заслуга выступления  против метафизического исследования проблемы

человека. Более подробно мы остановимся на марксистских выводах  несколько нижее,

пока же ограничимся верной, на наш взгляд, характеристикой, данной вкладу Маркса в

философию человека: "В  чем-то методологическое влияние социальной философии

марксизма на понимание человека аналогично влиянию христианской доктрины. Там так

же одновременно открывались  и новые ориентиры, горизонты  постижения человека и его

связи с Богом и тут  же устанавливались границы - опять  же в связи с Богом. Так и

социальная философия  марксизма, открыв новые горизонты  понимания человека в его

общественной жизни, эти  же горизонты объявила их пределами" (Барулин В.С.

Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской

антропологии. М.,1994. С.23-24.).

Для современного изучения философских проблем человека определяющее значение имел XVIII Всемирный философский конгресс, проходивший в 1988 г. в Великобритании. На

нем прозвучала мысль о  насущной необходимости критического анализа традиционных

представлений о природе  человека. Вместе с тем, неоднократно отмечалось, что

исчерпывающее определение  сущности (природы) человека дать невозможно.

В современной литературе делается попытка дать комплексный  анализ человека как

социоприродного, космопланетарного  существа, в котором в единое целое  объединены

космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная стороны индивида.

  1. Проблемы происхождения и смысл человеческой жизни

Антропосоциогенез: это одновременное возникновение человека и общества как единый процесс.

Антропогенез — это процесс  формирования человека от антропоида (исходного предкового вида) к человеку разумному.

Видимым результатом антропосоциогенеза является трудовая деятельность.

Качества, необходимые для возникновения  субъекта деятельности?

Во-первых, у него должна была возникнуть способность к формированию идеальных  образов объектов и образов действий с объектами, то есть способность  мыслить

Во-вторых, он должен был иметь органы, с помощью которых можно осуществлять трудовую деятельность.

В-третьих, у него должна была появиться  способность передавать каким-либо образом свои мысли, знания другим, ибо труд по необходимости являются коллективной формой активности.

Теории и гипотезы возникновения  человека: симиальная, космическая, теософская, теологическая и др.

Симиальная теория антропосоциогенеза утверждает, что человек произошёл  от древних антропоидов — общих  предков человека и человекообразных обезьян, что стало результатом  реализации возможностей, созданной  длительной эволюцией живого.

Предпосылки формирования человека

Природные предпосылки:

• стадная форма обитания антропоидов, как предшественницу человеческой общины;

• определённая телесная организация  предков человека, позволившую им путём перехода к прямохождению  освободить одну пару конечностей от функции передвижения и приспособить её к выполнению трудовых функций;

• развитая нервная система предлюдей, сложный по структуре головной мозг, развитие первой сигнальной системы;

• особые географические и климатические  условия.

Когда приспособительные возможности  организма были исчерпаны, дальнейшее развитие способов взаимодействия со средой могло осуществляться только путем внесения изменений в среду. Но это выходит за пределы биологической  формы движения материи и, следовательно, возможно только под воздействием качественно  новых факторов — факторов социогенеза.

Социальные предпосылки:.

1. Трудовая деятельность. Благодаря  ей человек выделился из природы,  трансформируя постепенно действие  биологических факторов эволюции. Появились настолько развитые  животные, что они оказались в  состоянии догадаться не выбросить  палку, камень и т. п., случайно  применённые в качестве средств  усиления собственных органов,  а использовать эти предметы  в типичных ситуациях и впредь.

2. Возникновение языка и речи. Применение простейших орудий  естественным образом привело  к необходимости разработки определённых  форм закрепления и передачи  накопленного опыта, то есть  к возникновению языка и речи. Язык — это социальное средство  хранения и передачи информации. Речь — это специфически человеческий  способ коммуникации.

Наряду с этим так же объективно развивался процесс ослабления механизмов инстинктивной регуляции поведения, что снижало непосредственную приспособленность  к среде обитания. Эти две группы обстоятельств создали объективную  потребность в возникновении  третьей предпосылки.

3. Жизнь в обществе. Всё большая  степень сплочения стада обеспечивала  повышение эффективности борьбы  его членов за существование.  Возрастающая сплочённость требовала  и создавала возможность развития  средств общения, прежде всего  членораздельной речи

Таким образом, важнейшей чертой антропосоциогенеза является его комплексный характер, то есть единое и системное действие биологии, трудовой активности и социальности.

Сущность человека

Родовые черты человека:

Во-первых, человек есть продукт  материального мира.

Во-вторых, это часть природы, выделившаяся из неё благодаря трудовой деятельности.

В-третьих, человек — это существо общественное.

В-четвёртых, он есть существо сознательное, духовное.

Сущность человека не есть абстракт, то есть те или иные признаки сходства или различия, а совокупность (ансамбль) всех общественных отношений.

Во-первых человек не может быть независим от постоянно развивающегося мира, в котором живёт и, следовательно, он является продуктом взаимодействия с ним.

Во-вторых человек противоположен объективному миру и по отношению  к нему его сознание имеет относительную  самостоятельность. Это обуславливает  то, что человек является субъектом  деятельного отношения к окружающей действительности, познаёт и преобразует  её. Однако, необходимо подчеркнуть, что  субъектом и продуктом деятельности человек может стать только в  составе общества, ибо труд по самой  своей сути может функционировать  только в виде коллективной совместной деятельности, поддерживаемый системой общественных отношений.

Человек как личность

Индивид — это отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий  характерные признаки целого. Каждый индивид обладает индивидуальностью, которая означает то особое, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других, включая как унаследованное, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические  особенности.

Понимание личности в различных  философских школах:

— фрейдизм главный источник социальной активности личности находит в природно-биологических  инстинктах человека, вторгающихся в  сферу подсознательного;

— неофрейдизм (Э. Фромм, Г. Салливан) считает личностью сумму отношений  между фантастическими образами, возникающими в процессе общения;

— для экзистенциализма личность — это воплощение свободы человека;

— диалектико-материалистическая концепция  исходит из признания определяющего  влияния социальной среды на формирование человека как личности, что подразумевает  воздействие на неё всей гаммы  общественных связей и отношений;

— Л. Гумелев выдвинул идею пассионарной личности. Пассионарии (люди энергоизбыточного  типа) в пассионарной теории этногенеза — это люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней  среды энергии больше, чем это  требуется только для личного  и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. По Гумилёву, антипод пассионарию  — эгоист.

Личность — это совокупность реальных, через вещи осуществляемых отношений данного индивида к  другим индивидам; это человек —  носитель социально обусловленных  физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных и волевых качеств, определяющих его положение и  роль в обществе и являющихся средством  его социальной ориентации.

Развитие личности:

Личность находится не внутри «тела  особи», а внутри «тела человека», которое к «телу особи» не сводится, а вбирает в себя кроме того, культурное измерение человека. Поэтому  вполне очевидно, что личность возникает  тогда, когда индивид начинает самостоятельно осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам заданным ему  из вне — той культурой, в лоне которой он «просыпается» к человеческой жизни. То есть личность не дана человеку от рождении, она приобретается индивидом  в обществе в процессе социализации.

Социализация — это усвоение и дальнейшее развитие человеком  социально-культурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций), включение человека в систему  общественных отношений и формирование у него социальных качеств. Это осуществляется посредством воспитания и воздействия  внешней среды через язык, деятельность и её результаты. Непосредственной сферой, в которой происходит социализация человека, является семья, воспитательные и учебные заведения, первичные  трудовые коллективы, общественные и  неформальные организации, друзья, знакомые.

Диалектика личности и социальной среды: когда личность формируется, то по отношению к ней первична объективная реальность, а когда  личность реализуется, то она сама первична по отношению к объективной реальности. То есть, как общество создает человека, так и человек создает общество.

Структура личности включает в себя три подсистемы:

Первая — мотивационная. Она  содержит широкий спектр потребностей, интересов, целей, стремлений, желаний  и даёт первичный побудительный  мотив к самоопределению человека, утверждению в коллективе, формированию его направленности.

Вторая — интеллектуально-мировоззренческая. Включает осмысление человека своей  деятельности и формирование ценностных ориентаций и целей.

Третья — деятельная. В ней  происходит выбор средств и форм достижения целей, а также материализация (опредмечивание) элементов других подсистем. Основные виды деятельности человека: игра, учение, труд и общение.

Индивидуальность личности не сводится к особенностям биологическим, морфологическим  или психологическим, хотя все они  участвуют в её формировании. Она  проявляется в степени развития творческих сил человека, социальной инициативы и активности, в том, как  человек обогащает общество в  целом или тот коллектив, в  котом он живёт и действует. Личность не только продукт, но и субъект общественных отношений. Это придаёт ей относительную  самостоятельность. Так, принадлежность индивида к определённому классу не зависит от него. Но его конкретная роль всегда зависит от того, как  он осознаёт и оценивает своё положение. Таким образом, социальная деятельность человека проходит через фильтр собственного «я», через самосознание, которое, в  свою очередь, всегда производно от общественных связей индивида, от его социальной деятельности, в ходе которой формируется  внутренний мир человека, его мировоззрение, принципы и в конечном итоге, его  позиция.

Позиция личности является наиболее целостной характеристикой человека как личности. Свою позицию человек  задаёт себе сам и ставит её выше меняющихся желаний и потребностей, пристрастий и обстоятельств. В  позиции проявляет себя волевое  начало личности, её способность отстаивать свои принципы в любых ситуациях. Занимая определённую позицию в  мире, личность не может быть пассивной, она выражает эту позицию в  определённых практических актах.

Позиция является формой мнения личности, то есть взгляда личности на что-либо.

Поступок — это не обыденное  поведение человека, а сознательное, свободное волевое действие, акт  нравственного самоопределения  человека, в котором он утверждает себя как личность в своём отношении  к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом.

Информация о работе Философская антропология