Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:49, контрольная работа
Вопрос "Что есть человек?" изначально является фундаментальным вопросом философии. Уже в самых ранних памятниках философской мысли (некоторые из них лишь сегодня доходят до нас) представлен вопрос человека о самом себе, откуда он пришел и куда направляется. В греческой философии, под влиянием которой формировалось и формируется наше культурное пространство, два классических философа – Платон и Аристотель – развили наиболее целостные теории личности, в каком отношении друг к другу находятся человеческие тело и дух, что значит то, что человек является одновременно духовным и мыслящим существом, как соотнесен человек с другими живыми существами. Эти вопросы занимали Платона и Аристотеля, как и морально-философский вопрос о том, что есть хорошая жизнь, eudamonia*.
Становление и развитие философской антропологии
Человек, как объект философского анализа
Проблемы происхождения и смысл человеческой жизни
Список используемой литературы
Свобода — это состояние человека,
это та или иная степень его
независимости. Различают внутреннюю
свободу и свободу внешнюю. Внешняя
свобода — это свобода
Когда речь идёт о поступке как о свободном личностном акте, это не означает отсутствие препятствующих факторов. Они есть, но оказываются преодоленными человеком как личностью: его сознанием, волей, нравственной привычкой. Следовательно, человек, действуя как личность, оказывается «выше» принуждающей силы обстоятельств и проявления своей собственной природы. И поэтому внутренняя свобода является глубинной, сущностной характеристикой личности. В масштабах личностного бытия свобода выступает в форме самостоятельности, — то есть способности личности действовать с опорой на свои собственные интеллектуальные, волевые и нравственные возможности без обращения за помощью к авторитету.
Внутренняя свобода личности должна быть соотнесена с объективным содержанием тех ценностей (положительных или отрицательных), которые выбирает человек, а в конечном итоге, должна быть соотнесена с другим важным фактором — ответственностью.
Ответственность — способность человека как личности нести ответ за свои мысли, чувства и поступки перед другими людьми, обществом, перед самим собой.
Свобода и ответственность —
это взаимодополняющие друг друга
противоположности. Степень ответственности
человека перед самим собой и
другими выступает нравственным
критерием его внутренней свободы.
Благодаря ответственности
Если свободу понимать по принципу «куда хочу, туда поворочу», то такая позиция окажется в противоречии с нормами морали.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Понятие «природа» имеет два основных значения: широкое и узкое. Природа в широком смысле — это базовая форма бытия, весь существовавший до человека многообразный мир и сосуществующий с ним сейчас.
Это означает следующее:
• природа существует вечно и независимо от сознания в его гносеологическом аспекте, она и существовала и тогда, когда не было и человека и поэтому никем не создана;
• природа бесконечна, и, следовательно, вне природы ничего не существует;
• природа изменяется благодаря естественным причинам и законам, присущим ей самой и поэтому она не управляется никакими сверхъестественными силами.
Природа бесконечно многообразна. Но ее конкретные формы различаются между собой, относительно самостоятельны. Чаще всего выделяют живую и не живую природу, которая определяется через диалектическое соотношение друг с другом.
В узком понимании природой считается
естественная среда обитания людей
— та часть материи, которая изучена,
воспринимается, осознается и используется
обществом для своей
Человек как биосоциодуховное существо:
Каждый человек кристализует в
себе все то, что накоплено человечеством
в течении веков путем
1) Механизм биологической
2) Социализация, то есть приобщение
к обществу и его культуре.
В ходе этого процесса
3) Самостоятельная активность
Роль социального и
С одной стороны, развитие и смерть
человеческого организма
А с другой стороны, не это делает
человека человеком, а его социальная
сущность, выраженная посредством культуры.
Это позволяет рассмотреть
Однако определяющая роль социального
фактора не означает игнорирование
биологической природы
Диалектика природного и социального в человеке:
Природное и общественное в значительной мере сопроницают друг друга, и нигде, ни в пространстве, ни во времени, не существует абсолютной, строго однозначной границы между ними.
Во-первых, с одной стороны, в
создаваемой человеком «
Во-вторых, в процессе общения человека и природы происходит «очеловечивание» природного предмета. Окружающие вещи становятся общественно значимыми, наделяются целым рядом специфически социальных, культурных характеристик приобретают смысл и значение, становятся воплощением различных способностей и возможностей человека, служат орудием и объектом его потребностей. То есть вещная форма предмета становится носителем его общественного содержания.
Граница между природным и общественным в человеке не совпадает с рубежом между первозданно-естественным и «искусственным», — она проходит в совершенно иной плоскости — в плоскости культуры.
ЦЕННОСТИ И СМЫСЛ ЖИЗНИ
Впервые выявление своеобразии феномена ценности было осуществлено в 50 — 60-е годы XIX столетия немецким философом лейбницевской школы Р. Г. Лотце (1817–1881 гг.) в книге «Микрокосм» и в трактате «Основания практической философии». Именно Р. Лотце ввел в качестве самостоятельной категории понятие «значимость» («Geltung»), ставшей в последствии основой ценностного осмысления.
Сущность ценности
Концепции ценности:
1. Объективно-идеалистическая
2. Теологическая концепция (Н.
Лосский, Ж. Маритен, Г.
3. Феноменологическая концепция
(Э. Гуссерль) Она двойственна.
С одной стороны, сознание
4. Экзистенциальная концепция (М.
5. Биолого-натуралистическая
6. Социологическая концепция (М.
Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс).
Она считает, что ценности —
это порождаемые и
7. Особо следует выделить две
концепции, сыгравшие
Ценность — это не есть предмет или его свойство, это общественная значимость объекта для оценивающего субъекта. Это внутренний, эмоциональный ориентир деятельности субъекта.
Ценностное отношение:
Для выявления ценности оценивающий субъект (им может быть личность, группа людей, класс, нация и т. д.) вступает в ценностное отношение, которое имеет как бы два слоя.
С одной стороны, перед нами только
субъект — объективное
Методологические требования, относящиеся к аксиосфере:
1. Недопустимо смешивать
2. Неправомерно считать
3. Нельзя отождествлять ценности
и носители ценности — предметы
(реальные или воображаемые), действия,
события. Поэтому материальным
или духовным может быть
4. Требуется различать
5. Было бы неправильно
6. Ценность является основой
возникновения ценностной
Классификация ценностей:
— по степени общности включает ценности личные, групповые и общечеловеческие;
— по формам культуры: материальные, духовные и художественные ценности;
— по формам сознания и видам деятельности ценности: эстетические, религиозные, политические, правовые, нравственные (этические), экзистенциальные, научные.
Нравственные и эстетические ценности:
выражают отношения к миру индивидуального
субъекта, то есть выносятся индивидом
от своего имени, на основании испытанного
им чувства — эстетического
Различие между этими формами состоит в том, что эмоционально оцениваются разные предметы: в одном случае носителем ценности является духовная сущность поведения, а в другом — материальная структура предмета.
Нравственными ценностями являются добро,
благородство, справедливость, самоотверженность,
бескорыстие, альтруизм и т. п. Они
проявляются в поступках
Говоря об эстетических ценностях следует иметь в виду, что природа сама по себе содержит только те или иные материальные структуры — симметрию, ритм, пропорции «золотого сечения», цветовые отношения, которые в определенных обстоятельствах могут стать носителями эстетических ценностей, но не являются самими этими ценностями, ибо ценность они приобретают лишь в отношении к человеку.