Философские методы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:32, реферат

Описание работы

Философские методы исследования реализуются в частных науках. Специфика философского метода определяется характером решения ряда коренных проблем:
1. Развивается ли мир или он пребывает в неизменном состоянии;
2. Представляет ли собой мир нечто единое целое или он механическая совокупность предметов;
3. Что является источником развития;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………2
1. Онтологические методы экономического исследовании…………….. 5
1.1 Методы диалектики и метафизики…………………………………… 6
2. Логико-гносеологические методы экономического исследования...…8
2.1 Методы индукции и дедукции………………………………………... 9
2.2 Методы формализации и аксиоматизации…………………………… 9
2.3 Метод аналогии ………………………………………………………..10
2.4 Методы логического обоснования …………………………………...11
Заключение …………………………………………………………………….13
Литература……………………………………………………………………. 14

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 49.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2

1. Онтологические методы экономического исследовании…………….. 5

1.1 Методы  диалектики и метафизики…………………………………… 6

2. Логико-гносеологические методы экономического исследования...…8

2.1 Методы  индукции и дедукции………………………………………... 9

2.2 Методы  формализации и аксиоматизации…………………………… 9

2.3 Метод аналогии ………………………………………………………..10

2.4 Методы  логического обоснования …………………………………...11

Заключение …………………………………………………………………….13

Литература……………………………………………………………………. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Метод – это система  принципов, приемов, правил, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Однако, вопрос о специфике применяемых  в философии методов – это  вопрос далеко не простой.

Философские методы исследования реализуются  в частных науках. Специфика философского метода определяется характером решения  ряда коренных проблем:

1. Развивается ли мир или он пребывает в неизменном состоянии;

2. Представляет ли собой мир нечто единое целое или он механическая совокупность предметов;

3. Что является источником развития;

4. Каково направление развития мира от низшего к высшему или это простое повторение?

Универсализм философских  методов проявляется в том, что  они могут быть использованы при  исследовании любых сфер и форм действительности, при построении как практической, так и теоретической программы  деятельности.

Философский метод – это метод интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу экономического исследования.

Всеобщие методы экономической  науки – это ее философские  методы, т.е принципы и законы философии, которые могут быть опосредованно применены экономической в частных экономических исследованиях [1].

Философские методы в экономическом  исследовании можно разделить на:

    1. Методы, которые раскрывают природу и диалектику развития объективного мира;
    2. Логико-гносеологические методы, которые раскрывают природу и диалектику развития объективного развития познания, экономического мышления.

Круг проблем первого  вида составляет предмет онтологии, второго вида – гносеологии и  диалектической логики. Оба эти раздела  философии имеют большое методологическое значение в экономическом исследовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Онтологические методы экономического исследовании.

 

Если гносеология и диалектическая логика, адаптированные к экономическому познанию, составляют органический философский элемент метода экономического исследования, то онтология представляет лишь предельно общее методологическое знание, необходимое для понимания природы и диалектики развития экономической деятельности. Например, на основе принципа всеобщей взаимосвязи явлений можно сделать вывод, что любое экономическое явление можно понять, рассматривая его не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Онтология, не являясь органической частью метода, выступает элементом методологии экономического исследования.

Для экономического исследования, формирования экономических законов  необходимо раскрытие природы и  форм разнообразных экономических  явлений, выступающих предметом  онтологического раздела. Только правильно  поняв и ясно представив полную картину экономической жизни, научно истолковав законы экономического развития, можно плодотворно заниматься экономическим исследованием, дальнейшим обобщением экономических фактов[1].

Многовековая теория и  практика познания свидетельствует, что  социально-экономические отношения  пронизаны диалектикой. При диалектическом подходе социально-экономическое  развитие рассматривается как объективная  реальность, находящаяся в постоянном изменении. Изменения в обществе происходят в соответствии с общефилософскими законами – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и обратно, всеобщей связи и взаимообусловленности, отрицания организации[2].

 

 

 

1.1 Методы диалектики и метафизики

В философии известны два  метода познания: диалектический, рассматривающий  явления, предметы, процессы материального  мира в тесном единстве, взаимодействии, развитии всех его сторон, и метафизический, рассматривающий явления и предметы материального мира вне их взаимосвязи  в неподвижном, статическом состоянии.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

Метафизика, как философский метод исследования, признает вещи, явления, процессы обособленными друг от друга, а связи между ними, которые их отражают, рассматриваются отдаленными друг от друга.

Диалектика, наоборот, обосновывает, что все вещи, явления, процессы, а также понятия, которые их отражают, взаимосвязаны внешне и внутренне. Поскольку ми, при всем разнообразии, является одним целым, поэтому и диалектический метод требует, чтобы все, что становится предметом нашего исследования, рассматривается с учетом внутренних и внешних связей. Конкретизацией этого требования является системный и комплексный подходы, которые имеют важное значение для современной науки и практики.

Метафизика признает вещи, явления  неизменными. Метафизический метод  заключается в том, что они  рассматриваются вне процесса развития. Если развитие ними и не отрицается, то он сводится к количественным изменениям или понимается как повторение одних  и тех же циклов. Поэтому с метафизической точки зрения невозможно объяснить, почему и как возникает новое [6].

При изучении предметов и явлений  диалектика рекомендует исходить из следующих принципов:

1. Рассматривать изучаемые объекты  в свете диалектических законов:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) перехода количественных изменений  в качественные;

в) отрицания.

2. Описывать, объяснять и прогнозировать  изучаемые явления и процессы, опираясь на философские категории:  общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности  и явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины  и следствия.

3. Относиться к объекту исследования  как к объективной реальности.

4. Рассматривать исследуемые предметы  и явления:

  а) всесторонне;

б) во всеобщей связи и взаимозависимости;

в) в непрерывном изменении, развитии;

г) конкретно-исторически.

5. Проверять полученные знания  на практике.

Философский метод, вооружающий  экономиста-исследователя знанием  всеобщих законов и принципов  экономического развития, и экономическая  теория, раскрывающая сущность и особенности  экономических явлений. Не руководствуясь наиболее общими законами и принципами общественной жизни, а так же экономическими законами, нельзя правильно понять и исследовать сложнейший и многообразный  мир экономических процессов. Человек  может обеспечить свое существование, расширить свои экономические потребности  и удовлетворить их с наибольшей полнотой, если он будет беспрестанно изучать процесс воспроизводства  и экономические отношения, возникающие поэтому поводу, выводить законы экономического развития, изучать их объективные требования и сообразовывать свои хозяйственные действия в соответствии с этими требованиями. Умение связывать специальные проблемы с философией сегодня становится необходимым условием для успешных теоретических исследований в экономике, существенным показателем культуры этих исследований и важнейшей чертой современного стиля научного мышления[2].

 

  1. Логико-гносеологические методы экономического исследования.

 

      Логические методы экономического исследования основаны на логике формальной и математической. К их числу относят следующие методы:

    • Дедукции и индукции;
    • Формализации и аксиоматизации;
    • Логической интерпретации;
    • Аналогии;
    • Логического обоснования.

Логические методы так  же составляют основу построения «языка науки» - знаково-символической системы, выражающей основные инструменты научного познания [1].

Логические методы – это  такие общие методы, которые представляют собой систему категорий и  законов науки логики и средствами которых они анализируют и  строятся.

Языки науки, структура самого процесса познания и его результаты – научные теории, научные познания [2].

 

 




 

 


 

 

 

Схема 1

 

2.1 Методы индукции и дедукции

Философия немыслима в первую очередь без методов индукции и дедукции. В ходе применения индукции (от лат «inductio» – «наведение») мысль движется от частного, фактологического знания к знанию общего, сущностного, закономерного.

Индуктивные умозаключения «наводят»  на мысль, на общее. Например, метод  индукции используется в юриспруденции  для установления причинных связей между явлениями, деянием и наступившими последствиями. В криминологии этот логический прием позволил сделать  умозаключение о том, что многочисленные факты совершения преступлений по мотиву национальной, расовой, религиозной  ненависти или вражды свидетельствуют  о появлении в России преступности на почве межнациональных конфликтов.

При использовании дедукции (от лат  «deductio» – «выведение») умозаключение идет от общего к частному

Дедукция – это выведение  единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений  «выводят» определенную мысль из других мыслей. Дедуктивный метод  используется в криминалистике, которая  учит, как необходимо применять общие  положения методики расследования  отдельных видов преступлений к  частным случаям[2].

 

2.2 Методы формализации и аксиоматизации

Формализация – отображение  явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и  изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном  исследовании позволяет устранить  такие недостатки естественного  языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем  операций с формулами искусственных  языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Формализация является основой  для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования. Этот метод используется, например, для создания компьютерных программ квалификации преступлений.

Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в  том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств  и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные  знания. Этот метод может быть использован, например, при исследовании субъективной стороны умышленного преступления. За аксиому принимается положение, согласно которому лицо, совершившее  преступление, знало о существовании  уголовно-правового запрета, осознавало общественную опасность своих действий и предвидело возможность наступления  вредных последствий. Поэтому субъект  преступления не может оправдываться  незнанием закона, поскольку предполагается, что все должны знать опубликованный закон и незнание его не освобождает  от ответственности[5].

 

  2.3 Метод аналогии

Аналогия - метод научного исследования и познания хозяйственной жизни используется в экономической науке по существу на всех главных этапах ее эволюции. Благодаря этому методу свойства известных явлений в различных сферах познания человека переносятся на неизвестные явления и в том числе в сфере функционирования экономики. Так, традиционно используемое при обосновании важнейших положений экономической науки в качестве одного из центральных положений понятие теория было заимствовано по принципу аналогии из физики. К примерам аналогии, заимствованным экономической наукой из физики, можно отнести также широко распространенные ныне в экономическом анализе понятия эластичность и равновесие. Яркими элементами заимствования экономической наукой аналогий из сферы медицины явились, к примеру, постулаты из теории воспроизводства Ф. Кенэ, используя которые он, а вслед за ним последующие поколения экономистов, стали вести речь о неких закономерностях кругооборота хозяйственной жизни (функционирования экономики на макроуровне) наподобие функционирования человеческого организма и т. д. [4]

Информация о работе Философские методы исследования