Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:13, реферат
Описание работы
Данная тема настолько мало изучена, что переработав большую часть сочинений выдающихся мировых философов древности и современности, мною были найдены лишь краткие упоминания о праве и его месте в философской мысли. Многие философы занимались данной проблемой, но выдающимися в исследованиях правовой философии стали Сократ, Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Гроций, Локк, Кант, Гегель, Чичерин, Новгородцев, Соловьев, Бердяев и другие.
Содержание работы
Вступление………………………………………………………………………………….стр. 2 Понятие философии права, ее место среди других наук…………..…...стр. 3 Предмет философии права ……………………………………....…………..…...стр. 6 “Филисофия права Гегеля и ее значение в истории философско - правой мысли…………………………….………………………………………………………..….стр. 8 Свобода и право…….………………..………………………………………………...стр. 12 Государство и право…………………………………..……………………………….стр. 16 Публичное и частное правою…………………………………………………….стр. 1 Проблема правового государства: теория и реальность………..………стр. 22 Заключение……………………………………………………………………………… стр. 34 Список использованной литератур…..…………………..……………….…….стр. 35
Эта позиция, конечно,
не соответствует природе и требованиям
разума, ориентированного не на мнения
и авторитеты, а на истинное, теоретически, философски
осмысленное знание о соответствующем
объекте, в данном случае - о праве.
Основной смысл
этих и подобных вопросов в теоретически
концентрированном виде можно сформулировать
в виде проблемы различения и соотношения
права и закона, которая имеет определяющее
значение для любого теоретически последовательного
правопонимания и обозначает предметную
область философии права.
Такое теоретическое
различение права и закона не только
терминологически, но и понятийно, по
своему смыслу выступает как общая теория
для всех остальных (названных и иных)
частных случаев подобного различения
и тем самым позволяет понять и выразить
момент общности и единства в познавательной
ориентированности, в смысловой структуре
и предмете различных прошлых и современных
философско-правовых учений.
Ведь именно
наличие момента такого внутреннего
единства оправдывает объединение
внешне разноликих учений под общим
названием "философия права" и
дает содержательное основание для
их понимания и толкования в качестве той или иной концепции
именно философии права, понимаемой не
в виде случайного набора и конгломерата
разнородных воззрений, а как предметно
определенной и внутренне единой дисциплины
(научной и учебной).
Бытие права
в человеческом мире подразумевает и включает в себя правовую
определенность и упорядоченность мира
человеческого бытия, правовое понимание
и правовой подход к основным отношениям,
формам, институтам и установлениям в
общественной жизни людей.
Этот правовой
подход (правовое понимание, толкование, характеристика, оценка
и т, д.) распространяется и на такой основополагающий
институт общественной жизни людей, как
государство. Поэтому в предметную область
философии права традиционно включаются
проблемы философского исследования государства,
тематика философии государства.
Предмет “философии
права” это основные проблемы философии
права (общая часть курса), так
и различные прошлые и современные
концепции философии права (специальная
часть курса, посвященная историческому
развитию и современному состоянию философии права).
При этом отбор
проблем общей части и философско-правовых
концепций в специальной части
курса продиктован задачами достаточно
полного для учебных целей
освещения основных моментов предмета
философии права.
б) Философия
права Гегеля
Проблемы философии
права занимают большое место
в творчестве Гегеля.
Уже в работе
"О научных способах исследования
естественного права, его месте
в практической философии и его
отношении к науке о позитивном
праве" (1802 - 1803) Гегель различает
три способа трактовки естественного
права: эмпирический (концепции Гоббса,
Руссо и других мыслителей до Канта); формальный
(подход Канта, Фихте и их последователей)
и абсолютный (свой подход).
Эмпирический
подход к естественному праву, по
оценке Гегеля, соответствует лишь начальным требованиям
науки, отличающим ее от простого повествования
и перечисления признаков предмета.
Моральность и
легальность, противопоставляемые
друг другу в учениях Канта
и Фихте, представляют собой, согласно
Гегелю, лишь абстрактные моменты целостности, которые
"снимаются" и вместе с тем сохраняются
в системе нравственности. Эти мысли развернуто
и систематически развиты в последующих
произведениях Гегеля, особенно в его
"Философии права" (1820 г.), полное наименование
которой ("Естественное право и наука
о государстве в очерках. Основы философии
права"), да и ее содержание показывают,
что Гегель, не отвергая самой проблематики
естественного права, настаивает на ее
именно философской (в гегелевском смысле
этого понятия) трактовке.
В рамках гегелевской системы философии
философия права представляет собой философию
объективного духа. Тремя основными ступенями
диалектически развивающегося духа, по
Гегелю, являются: субъективный дух (антропология,
феноменология, психология), объективный
дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный
дух (искусство, религия, философия).
Объективный дух
- это, по Гегелю, та ступень развития
духа (и всемирной истории), когда
свобода впервые приобретает
форму реальности, т.е. наличного
бытия в виде государственно-правовых формообразований.
Дух выходит из формы своей субъективности,
познает и объективирует внешнюю реальность
своей свободы: объективность духа входит
в свои права.
В философии
права Гегель освещает формы обнаружения
объективно свободного духа в виде осуществления понятия права
в действительности. Так как реализация
понятия в действительности, по Гегелю,
есть идея, предметом философии
права оказывается идея права - единство
понятия права и его осуществления, наличного
бытия. Идея права, которая и есть свобода,
развертывается в гегелевском учении
в мир государства и права, и сфера объективного
духа предстает как идеальная правовая
действительность.
Господство
разума в истории, согласно Гегелю,
означает, что свобода представляет
собой определяющее начало и конечную цель всего хода
развития духа. Всемирная история - прогресс
в сознании свободы, прогресс как в смысле
познания объективной истины, так и объективации
достигнутых ступеней свободы в правовых
и государственных
формах наличного бытия.
Идея свободы, по Гегелю, достигает своей
полной реализации лишь в конституционно
оформленных и развитых государствах
современности. Эти государства представляют
нечто разумное внутри себя; они действительны,
а не только существуют.
Отношения права
и свободы опосредуются в гегелевской философии
объективного духа через свободную волю,
которая представляет свободу во всех
перипетиях диалектики идеи права. Разум,
на котором покоится государство, осуществляет
себя как волю - через диалектику свободной
воли.
"... Свобода, - отмечает Гегель, - состоит
в том, чтобы хотеть определенное, но в
этой определенности быть у себя и вновь
возвращаться во всеобщее".
Подлинно свободной
и истинной воля становится тогда, когда
ее содержание тождественно с нею, "когда,
следовательно, свобода волит свободу"'.
Тремя основными
формами конкретизации понятия
свободы и права являются: абстрактное
право, мораль, нравственность. В сфере
абстрактного права воля непосредственна
и абстрактна. В сфере морали выступает
право субъективной воли в отношении ко всеобщему - к праву
мира. В сфере нравственности достигается
синтез этих двух предшествующих абстрактных
моментов.
Абстрактное право
представляет собой первую ступень
в движении понятия права от абстрактного
к конкретному, в диалектике свободной воли. Понятие правопорядка
еще абстрактно. Человек здесь выступает
в качестве совершенно абстрактного и
свободного "я". Такая единичная воля
есть лицо, личность. Личность, подчеркивает
Гегель, "содержит вообще правоспособность".
"Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай
других в качестве лиц".
Абстрактное право
выступает лишь как абстрактная
и голая возможность всех последующих,
более конкретных, определений права
и свободы.
Свою реализацию
свобода абстрактной личности находит,
по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель
обосновывает формальное, правовое равенство
людей: люди равны именно как свободные
личности, равны в одинаковом праве на
частную собственность, но не в размере
владения собственностью. Требование
же имущественного
равенства расценивается им как неразумная
точка зрения, пустая и поверхностная
рассудочность.
К сфере абстрактного
права Гегель относит и формы
неправды (простодушную неправду, обман,
принуждение и преступление).
Преступление -
это сознательное нарушение права
как права, и наказание поэтому
является, по Гегелю, не только средством
восстановления нарушенного права, но
и правом самого преступника, заложенным
уже в его деянии - поступке свободной
личности.
По логике гегелевской
трактовки, снятие преступления через
наказание приводит к морали. На
этой ступени, когда личность (персона)
абстрактного права становится моральным
субъектом, впервые приобретают значение
мотивы и цели поступков субъекта.
Требование
субъективной свободы состоит в
том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь
в поступке субъективная воля достигает
объективности и, следовательно, сферы
действии закона; сама же по себе моральная
воля ненаказуема.
Абстрактное право
и мораль являются двумя односторонними
моментами, которые приобретают
свою действительность и конкретность
в нравственности, когда понятие свободы
объективируется в наличном мире в виде
семьи, гражданского общества и государства.
Сферу межгосударственных
отношений Гегель трактует как область
проявления внешнего государственного права. Международное право
- это, по Гегелю, не действительное право,
каковым является внутреннее государственное
право (положительное право, законодательство),
а лишь долженствование. Какова же будет
действительность этого долженствования
- зависит от суверенных воль различных
государств, над которыми нет высшего
права и судьи в обычном смысле этих понятий.
На вершине
иерархии особых прав стоит право
государства (государство как правовое
образование, как наиболее конкретное
право). Поскольку в реальной действительности особые права
всех ступеней (личности, ее совести, преступника,
семьи, общества, государства) даны одновременно
и, следовательно, в актуальной или потенциальной
коллизии, постольку, по гегелевской схеме,
окончательно истинно лишь право вышестоящей
ступени.
Одним из определений
свободы и форм объективации понятия
права является закон. Характеризуя
"право как закон", Гегель пишет:
"То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном
бытии, т. е. определено для сознания мыслью
и известно как
то, что есть и признано правом, как закон; посредством
этого определения право есть вообще позитивное право"'.
В процессе законодательства
право превращается (позитивируется) в
закон и тем самым праву придается форма
всеобщности и подлинной определенности.
Предметом законодательства, подчеркивает
Гегель, могут быть лишь действия людей,
внешние стороны человеческих отношений,
а не их внутренняя сфера.
В своей концепции
различения права и закона Гегель
стремится исключить их противопоставление.
"Представлять себе различие
между естественным или философским правом
и позитивным правом таким образом, будто
они противоположны и противоречат друг
другу, - замечает Гегель, - было бы совершенно
неверным; первое относится ко второму
как институции к пандектам".
Гегеля интересует
лишь то закономерное в позитивном
праве, т.е. лишь правовое в законе. Этим
и обусловлено то, что в гегелевской
философии права речь идет не о
противостоянии права М закона, а
лишь о различных определениях одного
и того же понятия права на разных ступенях его
конкретизации. Оправдывая такой подход, Гегель
пишет: "То обстоятельство, что насилие
и тирания могут быть элементом позитивного
права, является для него чем-то случайным
и не затрагивает его природу"'. По своей
идеальной природе положительное право
(закон) как ступень самого понятия права
- это разумное право.
Гегелевская высокая
оценка роли закона имеет в виду
правовой закон. Философская разработка
Гегелем понятия права, развертывающаяся
в систему философии права, своим
существом направлена на демонстрацию
несостоятельности противопоставления
естественного и позитивного права, права
и закона.
Таким образом,
система гегелевской философии
права, хотя и содержит в себе принцип
различения права и закона, но разработана
она в плане не развертывания, а снятия
этого принципа и доказательства его мнимости,
поскольку речь идет лишь о различных
определениях одного понятия.
"Философия
права" Гегеля занимает выдающееся
место в истории философского
познания проблем свободы, права,
государства. Идеи Гегеля и непосредственно,
и в различных интерпретациях (младогегельянцев
и старогегельянцев Х1Х в., неогегельянцев
начала ХХ в., современных исследователей
его творчества) заметно содействовали
становлению и развитию философии права
как самостоятельной дисциплины. Они привлекают
пристальное внимание и современных философов
права.
III
Свобода и право
Свобода индивидов
и свобода их воли - понятия тождественные.
Воля в праве - свободная воля, которая
соответствует всем сущностным характеристикам права и тем самым отлична
от произвольной воли и противостоит произволу.
Волевой характер права обусловлен именно
тем, что право - это форма свободы людей,
т. е. свобода их воли. Этот волевой момент
(в той или иной, верной или неверной интерпретации)
присутствует в различных определениях
и характеристиках права в качестве волеустановленных
положений (Аристотель, Гроций и др.), выражения
общей воли (Руссо), классовой воли (Маркс
и марксисты) и т. д.
Свобода, при
всей кажущейся ее простоте, - предмет сложный и для понимания и тем
более для практического воплощения в
формах, нормах, институтах, процедурах
и отношениях общественной жизни.
В своем движении
от несвободы к свободе и от
одной ступени свободы к более
высокой ступени люди и народы
не имеют ни прирожденного опыта свободы,
ни ясного понимания предстоящей свободы.
Поскольку свобода
всегда связана с борьбой за освобождение
от прежнего гнета, она прежде всего
ассоциируется у большинства
с самим процессом высвобождения
от прошлого, со свободой от чего-то (или свободой против
чего-то). При таком негативном восприятии
свободы кажется, будто освобождение от
некоторого известного по прошлому опыту
гнета - это освобождение на все будущее
от всего негативного и достижение абсолютной
свободы и счастья. Подобные иллюзии, абсолютизирующие
некую относительную ступень и форму будущей
свободы, не только типичны, но, видимо,
и социально-психологически необходимы
для надлежащей мотивации активной борьбы
за нее против прошлого.
Отмечая различные
значения, придаваемые слову "свобода", Монтескье
в работе "О духе законов" писал: "Нет
слова, которое получило бы столько разнообразных
значений и производило бы столь различное
впечатление на умы, как слово "свобода".
Одни называют свободой легкую возможность
низлагать того, кого наделили тиранической
властью; другие - право избирать того,
кому они должны повиноваться; третьи
- право носить оружие и совершать насилие;
четвертые - видят ее в привилегии состоять
под управлением человека своей национальности
или подчиняться своим собственным законам.
Некий народ долгое время принимал свободу
за обычай носить длинную бороду. Иные
соединяют это название с известной формой
правления, исключая все прочие"'.