Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:13, реферат
Описание работы
Данная тема настолько мало изучена, что переработав большую часть сочинений выдающихся мировых философов древности и современности, мною были найдены лишь краткие упоминания о праве и его месте в философской мысли. Многие философы занимались данной проблемой, но выдающимися в исследованиях правовой философии стали Сократ, Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Гроций, Локк, Кант, Гегель, Чичерин, Новгородцев, Соловьев, Бердяев и другие.
Содержание работы
Вступление………………………………………………………………………………….стр. 2 Понятие философии права, ее место среди других наук…………..…...стр. 3 Предмет философии права ……………………………………....…………..…...стр. 6 “Филисофия права Гегеля и ее значение в истории философско - правой мысли…………………………….………………………………………………………..….стр. 8 Свобода и право…….………………..………………………………………………...стр. 12 Государство и право…………………………………..……………………………….стр. 16 Публичное и частное правою…………………………………………………….стр. 1 Проблема правового государства: теория и реальность………..………стр. 22 Заключение……………………………………………………………………………… стр. 34 Список использованной литератур…..…………………..……………….…….стр. 35
При этом, конечно,
не следует забывать, что права
человека - явление не раз и навсегда
определенное и завершенное, а исторически
возникающее, изменяющееся, развивающееся.
б) Публичное
и частное право
История прав человека - это история очеловечивания
людей, история прогрессирующего расширения
правового признания в качестве человека
тех или иных людей для того или иного
круга отношений.
Поэтому становление
и развитие прав человека и гражданина
неразрывно связано с генезисом и эволюцией содержания
самого принципа формального (правового)
равенства в различные эпохи и в различных
обществах.
Возникшая в
древности идея всеобщего равенства
людей (т. е. вместе с тем и идея
прав человека как человека) не была
реализована и в средние века; но она не
была забыта и продолжала развиваться
с различных позиций, в разных формах и
направлениях, например, в творчестве
религиозных авторов, идеологов средневековых
ересей, в работах средневековых философов,
юристов и т. д.).
Практическое выражение этой идеи в
правовых актах того времени неизбежно
носило сословно-ограниченный характер
и представляло собой закрепление сословных
прав и свобод (вольностей). Вместе с тем
это было исторически перспективное направление,
оказавшее влияние на формирование тех
тенденций и юридических конструкций
прав и свобод человека, с которыми, в свою
очередь, связаны современные представления
о правах человека. И с точки зрения истории
прав человека следует отметить определенную
содержательную связь, логику преемственности
и момент развития в цепочке таких, в частности,
актов, как английские Великая Хартия
Вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628
г.), Декларация прав (1688 г.), Билль о правах
(1689 г.); американские Декларация права
Виржинии (12 июня 1776 г.), Декларация независимости
Соединенных Штатов Америки (4 июня 1776
г.), Конституция США (1787 г.), Билль о правах
(1789 - 1791 гг.); французская Декларация прав
человека и гражданина (1789 г.); Всеобщая
декларация прав человека (1948 г.), последующие
международные пакты о правах человека.
Уже на материале
перечисленных правовых документов
можно увидеть пути и логику формирования
юридических норм и конструкций
в области прав и свобод человека:
утверждение этих норм и конструкций
первоначально в сословно-ограниченном варианте, последующее
развитие первичной модели, обогащение
ее содержания, постепенное распространение
ее (в той или иной модификации и модернизации)
на другие социальные слои и страны, наконец,
признание универсального характера достижений
наиболее развитых стран в области прав
человека современным мировым сообществом
и проистекающие отсюда международно-правовые
(в сочетании с внутригосударственными
возможностями и усилиями) формы и средства
для их утверждения во всех государствах
и национально-правовых системах.
Во всем этом
процессе постепенной универсализации
(сперва на внутригосударственном, затем
и на международном уровнях) положений
о правовом равенстве людей и
правах человека существенную роль сыграли
представления о естественных и
неотчуждаемых правах человека,
которые, сохраняясь и в условиях государственности,
должны быть признаны и гарантированы
публичными властями и законами.
Непреходящее
историческое значение имело провозглашение
свободы и правового равенства
всех людей во французской "Декларации прав человека
и гражданина" 1789 г. В духе идей
общественного договора в ней было подчеркнуто,
что цель каждого государственного союза
состоит в обеспечении естественных и
неотчуждаемых прав человека. К таким
правам в Декларации отнесены свобода,
собственность, безопасность и сопротивление
угнетению. В качестве права человека
признана также свобода выражения мыслей
и мнений, в том числе и по вопросам религиозным.
Был провозглашен принцип равенства всех
граждан перед законом как выражением
общей воли. Декларация подчеркивала,
что источник суверенитета зиждется по
существу в нации. Ряд статей Декларации
посвящен защите прав и свобод человека
в уголовно-правовой сфере.
Проводимое
в Декларации 1789 г. различие между
правами человека и правами гражданина по сути дела означает
различие между человеком вообще как частным
человеком (членом гражданского общества)
и политическим человеком - гражданином
государства, членом политического государства.
Различие прав человека и прав гражданина
здесь, следовательно, в конкретно-историческом
плане подразумевает послефеодальную,
буржуазную ситуацию разграничения и
относительно самостоятельного бытия
экономических и политических отношений,
сфер частного и публичного права, словом
- различение гражданского общества и
государства (как политического сообщества).
Очевидно, что
исторически сложившийся термин
"гражданское общество" явно не
соответствует тому, что им обозначается.
Ведь сообществом граждан является
не гражданское общество, а, напротив,
государство. В сфере же гражданского общества
- вопреки наименованию - мы имеем дело
как раз не с гражданином (не с политической
фигурой, не с субъектом публично-властных
отношений и публичного права), а с частным,
неполитическим и непубличным, человеком
- носителем частных интересов, субъектом
частного права, участником гражданско-правовых
отношений. Кстати, и "гражданское право"
- это тоже не права граждан (не область
политических прав), а сфера отношений
частного права и частных лиц.
Так, в римской
ситуации, чтобы быть субъектом неполитических,
частноправовых отношений, надо было быть
свободным римлянином, т. е., иначе говоря,
гражданско-правовая правосубъектность
человека была следствием его политической,
государственной правосубъектности. Поэтому,
включая все его частноправовые нормы,
было сугубо римским правом и правом только
для римлян (отсюда и его обозначение
как квиритского права, т. е. как права
исконных римлян).
Подобная зависимость
гражданско-правовой правосубъектности
от политической сохранилась (правда,
в значительно ослабленной форме
и не столь явно) и в гораздо более развитых
условиях разделения сфер гражданского
общества и политического государства.
И в наши дни повсюду, даже в наиболее развитых
странах, лица без гражданства (т. е, те,
кто не являются гражданами именно данного
государства) оказываются так или иначе
ущемленными также и в неполитической
сфере жизни этой страны - в качестве членов
гражданского общества, субъектов частного
права, участников гражданско-правовых
отношений. Так что и все современные национальные
системы права имеют свои "квиритские"
ограничители. Да и само различение прав
человека и прав гражданина означает,
что права гражданина как политического
субъекта и в наше время - это трансформированные
"квиритские" привилегии и в непосредственно
политической сфере, и в относительно
и условно неполитической области частных
интересов и гражданско-правовых отношений.
Все это свидетельствует
о тесной внутренней взаимосвязи
публичного и частного права как
относительно самостоятельных частей
единой системы действующего
права. В контексте постсоциалистического
движения к правам и свободам человека
и гражданина, к господству права, к гражданскому
обществу и правовому государству очевидна
необходимость одновременного, согласованного,
взаимодополняющего и взаимоутверждающего
развития начал, норм, институтов и частного,
и публичного права - вопреки распространенным
ошибочным представлениям, будто главное,
что нам нужно сегодня для рыночного общества,
- это частное право, а публичного права,
мол, у нас и так много со времен социализма.
Этим легкомысленным утверждениям как
раз и соответствуют знакомые всем нам
реалии криминального базара с бесчинствующими
стражами порядка.
Конечно, от любых
деклараций о правах человека и гражданина
до их реализации в условиях правового государства
- большое расстояние, но история показывает,
что без таких деклараций, пролагающих
дорогу к цели, до искомой правовой действительности
еще дальше. В свое время Кант, один из
горячих поборников господства права
во внутренней и международной политике,
любил повторять афоризм: "Да свершится
справедливость, если даже погибнет мир".
В современных условиях, когда гибель
мира - уже не назидательный оборот речи,
а вполне реальная возможность, когда
проблема прав человека приобрела глобальное
значение и их соблюдение стало пробным
камнем и символом справедливости во внутренних
и внешних делах всех государств и народов,
кантовский афоризм можно перефразировать
следующим образом: "Если справедливость
свершится, мир не погибиет".
IV
Проблема правового государства: теория
и реальность
Правовое государство
- как определенная философско-правовая
теория и соответствующая практика
организации политической власти и
обеспечения прав и свобод человека
- является одним из существенных достижений
человеческой цивилизации. Его
общечеловеческая ценность определяет и современные
установки, устремления и усилия по формированию
и развитию начал правовой государственности
в посттоталитарной России, в других бывших социалистических
странах.
Становление теории и практики правового государства
имеет долгую и поучительную историю.
Сам термин "правовое
государство" сформировался и
утвердился довольно поздно - в немецкой
юридической литературе в первой
трети Х1Х в. (в работах К.У, Велькера,
Р. фон Моля и др.). В дальнейшем этот термин получил
широкое распространение, в том числе
и в дореволюционной России, где среди
видных сторонников теории правового
государства были Б.Н. Чичерии, Б.А. Кистяковский,
П.И. Новгородцев, И.А. Покровский, В.М. Гессен,
К.И. Палиенко и др. В англоязычной
литературе данный термин не используется-
его эквивалентом в известной мере является
термин "правление права". Но суть
дела, конечно, не в терминах и не во времени
их появления.
В содержательном
смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире,
а теоретически развитые концепции и доктрины
правового государства были сформулированы
в условиях перехода от феодализма к капитализму
и возникновения нового социально-политического
строя. Исторически это происходило в
общем русле возникновения прогрессивных
направлений буржуазной политической
и правовой мысли, становления и развития
нового (антифеодального, светского, антитеологического
и антиклерикального) юридического мировоззрения,
критики феодального произвола и беззаконий,
абсолютистских полицейских режимов,
утверждения идей гуманизма, принципов
свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых
прав человека, поисков различных государственно-правовых
средств, конструкций и форм (разделение
государственных властей, конституционализм,
верховенство закона и т. д.),направленных
против узурпации публичной политической
власти и ее безответственности перед
обществом и т. д.
При всей своей
новизне теоретические концепции
правовой государственности разработанные
в трудах Д. Локка Ш.Л. Монтескье, Д. Адамса, Д. Мэдиссона,
Т. Джефферсона, И. Канта, Г.В. Гегеля и др.)
опирались на опыт прошлого, на достижения
предшествующей социальной, политической
и правовой теории и практики, на исторически
сложившиеся и апробированные общечеловеческие
ценности и гуманистические традиции.
Значительное
влияние в этом плане на формирование
теоретических представлений, а
затем и практики правовой государственности
оказали политико-правовые идеи и
институты Древней Греции и Рима,
античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка.
Различные аспекты
античного влияния на последующую
теорию правового государства группируются
вокруг тематики правового опосредования
и оформления политических отношений.
Эта тематика включает в себя, прежде
всего, такие аспекты, как справедливость устройства
полиса (античного города-государства),
его власти и его законов, разумное распределение
полномочий между различными органами
государства, различение правильных и
неправильных форм правления, определяющая
роль закона в полисной жизни при организации
взаимоотношений государства и гражданина,
взаимосвязь права и государства, значение
законности как критерия классификации
и характеристики различных форм правления
и т. д.
Уже в древности
начинаются поиски принципов, форм и
конструкций для установления
надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей
и согласованного взаимодействия права
и власти. В общем русле углублявшихся
представлений о праве и государстве довольно
рано сформировалась идея о разумности
и справедливости такой политической
формы общественной жизни людей, при которой
право благодаря признанию и поддержке
власти становится властной силой (т. е.
общеобязательным законом), а публично-властная
сила (с ее возможностями насилия и т. д.),
признающая право, упорядоченная и, следовательно,
ограниченная правом и одновременно оправданная
им, - справедливой (т. е. соответствующей
праву) государственной властью.
Символическим
выражением подобных представлений
стал образ Богини Правосудия, олицетворяющей
единение силы и права; охраняемый богиней правопорядок
в равной мере обязателен для всех. По
представлениям древних этот образ Правосудия
(остающийся, кстати говоря, и сегодня
наиболее подходящим символом для правовой
государственности) выражает смысл и идею
не только справедливости суда как специального
органа, но и справедливости вообще, включая
и идею справедливой государственности
(справедливой организации власти в человеческом
обществе). Юстиция - это суждение по праву
(т.е. осуществление справедливости) не
только по особым спорам в суде (при судоговорении),
но и по всем делам государственно-организованной
жизни.
Идею единения
силы и права в организации
Афинского государства на демократических
началах сознательно проводил в
своих реформах уже в Ч1 в. до н.
э. Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов.
Мысль о том,
что государственность вообще возможна
лишь там, где господствуют справедливые
законы, последовательно отстаивали
Сократ, Платон и Аристотель.