Подобно тому, как 
публично-политической властью в государственно-организованном 
обществе могут и должны быть наделены 
лишь государственные органы (различные 
ветви и звенья системы суверенной государственной 
власти), так и общеобязательный характер 
(посредством государственного признания 
и защиты) может и должно иметь лишь право 
(правовой закон). Все общеобязательные 
акты (конституция, закон, подзаконные 
акты и т. д.) должны быть правовыми и по 
содержанию, и по порядку, и процедуре 
своего принятия и действия. На пути к 
правовой государственности необходимо 
не только легализировать (посредством 
правовых законов) все правовое, но и делегализовать 
(лишить легальности) и антилегализовать 
(запретить законом] все противоправное. 
Из сказанного 
ясно, что требования господства законов 
и законности, при всей их важности, все же недостаточны 
для концепции правового государства, 
для которой необходимо господство именно 
правовых законов и правовой законности. 
Надо, чтобы не только по названию, но и 
по своему содержанию законы и соответствующая 
законность выражали идеи господства 
права, не нарушали правовые начала и требования. 
Правовое государство 
и правовой закон - необходимые всеобщие 
формы выражения, организации, упорядочения 
и защиты свободы в общественных 
отношениях людей. Содержание и характер 
этой свободы, ее широта и объем, ее 
субъектная и объектная структуры (субъекты 
и сферы свободы) и т. д., словом, ее количество 
и качество определяются достигнутым 
уровнем развития общества. Свобода относительна 
в смысле ее фактической незавершенности, 
исторического изменения и развития ее 
содержания и т. д., но она абсолютна как 
высшая ценность и принцип и поэтому может 
служить критерием человеческого прогресса, 
в том числе и в области государственно-правовых 
норм, общественных отношений, положения 
личности. 
V
Заключение
В настоящей 
курсовой работе была освещена проблематика 
философии права как отдельной 
самостоятельной науки. Философско-правовые 
исследования имеют давние и богатые 
традиции. Они восходят к истокам 
философии и юриспруденции и 
сопровождают всю историю их развития - вплоть 
до современности. 
Философия права 
- в ее соотношении с другими 
видами и способами изучения права 
- является высшей духовной формой познания 
права, постижения и утверждения 
его смысла, ценности и значения 
в жизни людей. 
Философия права начинается с возникновения 
идей об объективной, независимой от официально-властного 
усмотрения и произвола, природе и смысле 
права. Эти идеи стали зародышем всех последующих, 
включая и современные, представлений 
и концепций о внутренней взаимосвязи 
и единстве права, свободы и справедливости, 
о правах и свободах человека, о господстве 
права, о правовом законе и правовом государстве. 
И в том, что сегодня эти правовые идеи 
стали общепризнанными современным мировым 
сообществом ценностями и императивами, 
- великая и неоспоримая заслуга также 
и философии права. 
Все это определяет 
основополагающее место и значение 
философии права в системе 
юридических и других гуманитарных 
наук и учебных дисциплин, объектами 
изучения и освещения которых 
являются право и государство. Показательно 
в данной связи и то большое внимание, 
которое вот уже на протяжении многих 
столетий уделяется в западных университетах 
преподаванию философии права. Значительный 
опыт изучения и преподавания этой дисциплины 
был накоплен и в дореволюционной России. 
Что потеряно и непременно будет возрождено 
в наших высших учебных заведениях Украины.
В современных 
условиях радикальных преобразований 
в стране и становления начал 
права и правовой государственности 
существенно возрастает роль философии права в системе гуманитарных 
наук и отечественного вузовского образования, 
значение этой дисциплины во всем процессе 
формирования и утверждения в нашем обществе 
ценностей права, свободы и справедливости. 
Закончив работу 
над темой “Философии права” я 
не только написал очередную работу 
для допуска к сессионным экзаменам, но 
и почерпнул много интересной информации 
из книг, которые до этого пылились на 
полках библиотек. Даже изучая курс “Общей 
философии” мы не пользовались столь 
интересными трудами и размышлениями 
философских мыслителей о жизни, бытие 
и праве в государстве. И я считаю, что 
необходимо ввести для преподавания в 
высших учебных заведениях отдельный 
курс “Философия права”, совместно с 
которым можно изучать и общую философию 
и логику и другие науки, касающиеся юридической 
деятельности.
VI
Список использованной 
литературы
Волчек 
Е.З. Философия: Учебное пособие. Второе, 
исправленное, издание - Лен.: НПЖ “Плюсминус”, 
№ 1-2, 1995 г. - 295 с.
Власть 
и право: Из истории русской правовой 
мысли. Сборник // Сост.: А.В. Поляков, 
И.Ю. Козлихин - Л.: Лениздат, 1990. - 319 с.
Гегель. 
Философия права. М., 1990.
Гельвеций 
Сочинения в 2-х томах. Сост. И общ. 
Ред. Х. Н. Момджяна. М., “Мысль”, 1974. 
История 
политических и правовых учений. Учебник 
для вузов. Под общей редакцией члена 
- корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 
1996 - 736 с.
Козлихин 
И.Ю. Идея правового государства: История 
и современность. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского 
университета, 1993 - 152 с.
Нерсесянц 
В.С. Философия права. Учебник для 
вузов. - М.: Издательская 
группа ИНФРА . М - НОРМА, 1997. - 652 с. 
Философия. 
Часть 1. История философии: учебное 
пособие для вузов// Под ред. В.И. 
Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. - 
М.: Юристъ, 1996 - 304 с. 
Хрестоматия 
по истории государства и права 
зарубежных стан. М., 1984