Подобно тому, как
публично-политической властью в государственно-организованном
обществе могут и должны быть наделены
лишь государственные органы (различные
ветви и звенья системы суверенной государственной
власти), так и общеобязательный характер
(посредством государственного признания
и защиты) может и должно иметь лишь право
(правовой закон). Все общеобязательные
акты (конституция, закон, подзаконные
акты и т. д.) должны быть правовыми и по
содержанию, и по порядку, и процедуре
своего принятия и действия. На пути к
правовой государственности необходимо
не только легализировать (посредством
правовых законов) все правовое, но и делегализовать
(лишить легальности) и антилегализовать
(запретить законом] все противоправное.
Из сказанного
ясно, что требования господства законов
и законности, при всей их важности, все же недостаточны
для концепции правового государства,
для которой необходимо господство именно
правовых законов и правовой законности.
Надо, чтобы не только по названию, но и
по своему содержанию законы и соответствующая
законность выражали идеи господства
права, не нарушали правовые начала и требования.
Правовое государство
и правовой закон - необходимые всеобщие
формы выражения, организации, упорядочения
и защиты свободы в общественных
отношениях людей. Содержание и характер
этой свободы, ее широта и объем, ее
субъектная и объектная структуры (субъекты
и сферы свободы) и т. д., словом, ее количество
и качество определяются достигнутым
уровнем развития общества. Свобода относительна
в смысле ее фактической незавершенности,
исторического изменения и развития ее
содержания и т. д., но она абсолютна как
высшая ценность и принцип и поэтому может
служить критерием человеческого прогресса,
в том числе и в области государственно-правовых
норм, общественных отношений, положения
личности.
V
Заключение
В настоящей
курсовой работе была освещена проблематика
философии права как отдельной
самостоятельной науки. Философско-правовые
исследования имеют давние и богатые
традиции. Они восходят к истокам
философии и юриспруденции и
сопровождают всю историю их развития - вплоть
до современности.
Философия права
- в ее соотношении с другими
видами и способами изучения права
- является высшей духовной формой познания
права, постижения и утверждения
его смысла, ценности и значения
в жизни людей.
Философия права начинается с возникновения
идей об объективной, независимой от официально-властного
усмотрения и произвола, природе и смысле
права. Эти идеи стали зародышем всех последующих,
включая и современные, представлений
и концепций о внутренней взаимосвязи
и единстве права, свободы и справедливости,
о правах и свободах человека, о господстве
права, о правовом законе и правовом государстве.
И в том, что сегодня эти правовые идеи
стали общепризнанными современным мировым
сообществом ценностями и императивами,
- великая и неоспоримая заслуга также
и философии права.
Все это определяет
основополагающее место и значение
философии права в системе
юридических и других гуманитарных
наук и учебных дисциплин, объектами
изучения и освещения которых
являются право и государство. Показательно
в данной связи и то большое внимание,
которое вот уже на протяжении многих
столетий уделяется в западных университетах
преподаванию философии права. Значительный
опыт изучения и преподавания этой дисциплины
был накоплен и в дореволюционной России.
Что потеряно и непременно будет возрождено
в наших высших учебных заведениях Украины.
В современных
условиях радикальных преобразований
в стране и становления начал
права и правовой государственности
существенно возрастает роль философии права в системе гуманитарных
наук и отечественного вузовского образования,
значение этой дисциплины во всем процессе
формирования и утверждения в нашем обществе
ценностей права, свободы и справедливости.
Закончив работу
над темой “Философии права” я
не только написал очередную работу
для допуска к сессионным экзаменам, но
и почерпнул много интересной информации
из книг, которые до этого пылились на
полках библиотек. Даже изучая курс “Общей
философии” мы не пользовались столь
интересными трудами и размышлениями
философских мыслителей о жизни, бытие
и праве в государстве. И я считаю, что
необходимо ввести для преподавания в
высших учебных заведениях отдельный
курс “Философия права”, совместно с
которым можно изучать и общую философию
и логику и другие науки, касающиеся юридической
деятельности.
VI
Список использованной
литературы
Волчек
Е.З. Философия: Учебное пособие. Второе,
исправленное, издание - Лен.: НПЖ “Плюсминус”,
№ 1-2, 1995 г. - 295 с.
Власть
и право: Из истории русской правовой
мысли. Сборник // Сост.: А.В. Поляков,
И.Ю. Козлихин - Л.: Лениздат, 1990. - 319 с.
Гегель.
Философия права. М., 1990.
Гельвеций
Сочинения в 2-х томах. Сост. И общ.
Ред. Х. Н. Момджяна. М., “Мысль”, 1974.
История
политических и правовых учений. Учебник
для вузов. Под общей редакцией члена
- корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М.,
1996 - 736 с.
Козлихин
И.Ю. Идея правового государства: История
и современность. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского
университета, 1993 - 152 с.
Нерсесянц
В.С. Философия права. Учебник для
вузов. - М.: Издательская
группа ИНФРА . М - НОРМА, 1997. - 652 с.
Философия.
Часть 1. История философии: учебное
пособие для вузов// Под ред. В.И.
Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. -
М.: Юристъ, 1996 - 304 с.
Хрестоматия
по истории государства и права
зарубежных стан. М., 1984