Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:13, реферат
Описание работы
Данная тема настолько мало изучена, что переработав большую часть сочинений выдающихся мировых философов древности и современности, мною были найдены лишь краткие упоминания о праве и его месте в философской мысли. Многие философы занимались данной проблемой, но выдающимися в исследованиях правовой философии стали Сократ, Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Гроций, Локк, Кант, Гегель, Чичерин, Новгородцев, Соловьев, Бердяев и другие.
Содержание работы
Вступление………………………………………………………………………………….стр. 2 Понятие философии права, ее место среди других наук…………..…...стр. 3 Предмет философии права ……………………………………....…………..…...стр. 6 “Филисофия права Гегеля и ее значение в истории философско - правой мысли…………………………….………………………………………………………..….стр. 8 Свобода и право…….………………..………………………………………………...стр. 12 Государство и право…………………………………..……………………………….стр. 16 Публичное и частное правою…………………………………………………….стр. 1 Проблема правового государства: теория и реальность………..………стр. 22 Заключение……………………………………………………………………………… стр. 34 Список использованной литератур…..…………………..……………….…….стр. 35
Какой-либо другой
формы бытия и выражения свободы
в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество
до сих пор не изобрело. Да это и невозможно
ни логически, ни практически. Так же невозможно,
как и другая "арифметика", где бы
дважды два равнялось не четырем, а пяти
или чему-то другому.
Люди свободны
в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая
свобода, свобода без всеобщего масштаба
и единой меры, словом, так называемая
"свобода" без равенства - это идеология
элитарных привилегий, а так называемое
"равенство" без свободы - идеология
рабов и угнетенных масс (с требованиями
иллюзорного "фактического равенства",
подменой равенства уравниловкой и т.
д.). Или свобода (в правовой форме), или
произвол (в тех или иных проявлениях).
Третьего здесь не дано: неправо (и несвобода)
- всегда произвол.
Отсюда и
многоликость произвола (от "мягких"
до самых жестких, тиранических и тоталитарных
проявлений). Дело в том, что у права (и
правовой формы свободы) есть свой, только
ему внутренне присущий, специфический
принцип - принцип формального равенства.
У произвола же нет своего принципа; его
принципом, если можно так выразиться,
является как раз отсутствие правового
принципа, отступления от этого принципа,
его нарушение и игнорирование. Бесправная
свобода - это произвол, тирания, насилие.
Фундаментальное
значение свободы для человеческого бытия в целом
выражает вместе с тем место и роль права
в общественной жизни людей. Наблюдаемый
в истории прогрессирующий процесс освобождения
людей от различных форм личной зависимости,
угнетения и подавления - это одновременно
и правовой прогресс, прогресс в правовых
(и государственно-правовых) формах выражения,
существования и защиты этой развивающейся
свободы. В этом смысле можно сказать,
что всемирная история представляет собой
прогрессирующее движение ко все большей
свободе все большего числа людей. С правовой
же точки зрения этот процесс означает,
что все большее число людей (представители
все новых слоев и классов общества) признаются
формально равными субъектами права.
Историческое
развитие свободы и права в
человеческих отношениях представляет собой, таким образом,
прогресс равенства людей в качестве формально
(юридически) свободных личностей. Через
механизм права - формального (правового)
равенства - первоначально несвободная
масса людей постепенно, в ходе исторического
развития преобразуется в свободных индивидов.
Правовое равенство делает свободу возможной
и действительной во всеобщей нормативно-правовой
форме, в виде определенного правопорядка.
Об этом убедительно
свидетельствует практический и
духовный опыт развития свободы, права, равенства и справедливости
в человеческих отношениях.
Между тем повсеместно
довольно широко распространены представления
о противоположности права и
свободы, права и справедливости,
права и равенства. Они обусловлены
во многом тем, что под правом имеют в виду любые веления власти,
законодательство, которое зачастую носит
антиправовой, произвольный, насильственный
характер.
Нередко свобода
противопоставляется равенству. Здесь
можно выделить несколько направлений
критики равенства (по сути дела - правового равенства) с позиций той или
иной концепции свободы.
В отличие от
аристократической критики правового
равенства "сверху" (в пользу элитарных
версий свободы) марксистское отрицание
правового равенства и права
в целом идет "снизу" (в целях
всеобщего прыжка в коммунистическое "царство
свободы", утверждения "фактического
равенства" и т, д.).
Свобода и равенство
неотделимы и взаимно предполагают
друг друга. С одной стороны, исходной
и определяющей фигурой свободы
в ее человеческом измерении является
свободный индивид - необходимая основа
правоспособности и правосубъектности
вообще; с другой стороны, эту свободу
индивидов можно выразить лишь через всеобщий
принцип и нормы равенства этих индивидов
в определенной сфере и форме их взаимоотношений.
Право не просто всеобщий масштаб и равная
мера, а всеобщий масштаб и равная мера
именной прежде всего свободы индивидов.
Свободные индивиды - "материя", носители,
суть и смысл права. Там, где отрицается
свободная индивидуальность, личность,
правовое значение физического лица, там
нет и не может быть права (и правового
принципа формального равенства), там
не может быть и каких-то действительно
правовых индивидуальных и иных (групповых,
коллективных, институциональных и т.
д.) субъектов права, действительно правовых
законов и правовых отношений и в обществе
в целом, и в различных конкретных сферах
общественной и политической жизни.
Эти положения в полной
мере относятся и к такой существенной
сфере жизнедеятельности общества,
как экономика и производство,
как отношения собственности в целом.
Сама возможность наличия начал свободы,
права, равенства людей в сфере экономической
жизни общества с необходимостью связана
с признанием правоспособности (а, следовательно,
и свободы, независимости, самостоятельности)
индивида в отношениях собственности,
т. е. признания за индивидом способности
быть субъектом права собственности на
средства производства. Здесь особо следует
подчеркнуть то обстоятельство, что именно
отношения по поводу средств производства
образуют содержание, смысл и суть экономических
отношений. Там, где сложились и действуют
правовые формы экономических отношений,
где, следовательно, признано и функционирует
право собственности индивида на средства
производства, там и другие (непроизводственные)
объекты, включая предметы личного потребления,
вовлекаются в сферу правовых отношений
собственности, становятся объектом права
собственности. Но собственность на предметы
потребления носит вторичный, производный
характер, зависящий от наличия или отсутствия,
признанности или непризнанности в соответствующем
обществе права собственности индивидов
на средства производства.
Индивид как субъект права
собственности (и прежде всего - на средства
производства) - исходная база и непременное
предварительное условие для
возможности также и других, неиндивидуальных
(групповых и т. д.) субъектов права собственности
("юридических лиц").
В целом право собственности
- это свобода индивидов и других
субъектов социальной жизни, причем
свобода в ее адекватной правовой
форме и, что особо важно подчеркнуть,
свобода в такой существенной сфере общественной
жизни, как отношение к средствам производства,
экономика в целом.
Исторический прогресс свободы
и права свидетельствует о
том, что формирование и развитие
свободной, независимой, правовой личности
необходимым образом связаны с признанием
человека субъектом отношений собственности,
собственником средств производства.
Собственность является не просто одной
из форм и направлений выражения свободы
и права человека, но она образует собой
вообще цивилизованную почву для свободы
и права. Где полностью отрицается право
индивидуальной собственности на средства
производства, там не только нет, но и в
принципе невозможны свобода и право.
В логике таких взаимосвязей
собственности, свободы и права
коренятся глубинные причины несовместимости
социализма (всеобщий запрет частной собственности,
ее обобществление и т. д.) с правом и свободой.
Этой же логикой определяется фундаментальное
значение десоциализации собственности
во всем процессе перехода от тоталитарного
социализма к началам права и свободы.
а) Государство
и право
При освещении
истории учений о правовой государственности
необходимо остановиться и на таком
теоретически и практически влиятельном направлении в
подходе к этой теме, как юридико-позитивистские
концепции правового государства. Это
направление в Х1Х и ХХ вв. представлено
различными течениями и вариантами юридического
позитивизма. К его известным приверженцам
относятся, в частности, К. Гербер, А. Дайси,
Г. Елливек, Р. Иеринг, Н.М. Коркувов, П. Лабаид,
А. Эсмен и др. Суть их концепций правового
государства (при всех имеющихся между
ними различиях) состоит в попытке создать
ту или иную конструкцию самоограничения
государства им же самим созданным правом.
При этом отрицается различение права
и закона, и право сводится к установлениям
государства.
Права и свободы личности,
общественных союзов и общества в
целом с позиций такого подхода
лишаются объективного и самостоятельного
смысла и оказываются октроированными,
дарованными сверху "благами".
Так же по усмотрению властвующих эти
"блага" могут отбираться обратно.
Внутренняя противоречивости
несостоятельность различных юридико-позитивистских
конструкций правового государства
очевидны. С одной стороны, государство
в виде силы, творящей право, возвышают
над правом, а с другой стороны, в самом
этом праве усматривают средство для ограничения,
обуздания и "связывания" произвольной
силы его собственного творца (т. е. государства),
причем реализация этого благопожелания
зависит опять-таки от прихоти самой власти,
ее "самоограничения". Возможность
нового произвола со стороны государства,
следовательно, пытаются предотвратить
его "связанностью" со своим старым
произволом. Кроме того, уверяют, что произвол
действий властей можно удержать в границах
произвола их нормативных установлений.
Одни формы произвола должны, по этой юридико-догматической
логике, пресечь другие его проявления.
Гарантии против произвола, таким образом,
в самом произволе!
Позитивистские концепции
правовой государственности вращаются
в порочном кругу тавтологии, где сила
определяет, что есть право, и вместе с
тем сама становится правовой, т. е. тем,
что зависит от ее собственного определения.
В этих позитивистских концепциях речь
идет по существу не о правовом государстве,
а, скорее, о "государстве законов"
или "государстве законности" (как
нередко именуют их и сами авторы соответствующих
конструкций). Причем этим законам и законности,
как и порождающему их и ими же "связанному"
государству, не хватает как раз главного
- объективного критерия их правомерности
и правового характера, их отличия от форм
произвола и несвободы. Между тем теоретически
ясно, и практика это убедительно подтверждает,
что законы могут исполняться, законность
соблюдаться и в том случае, когда они
вместе с установившими их властями носят
антигуманный, антиправовой характер.
Какой толк от таких законов и такой законности,
которые легализуют произвол властей
и бесправие подвластных?
У представителей юридического
позитивизма нет и по существу
не может быть убедительных, не противоречащих
принципам их подхода ответов на подобные
вопросы теории и практики.
Правовой закон и правовое
государство внутренне взаимосвязаны:
в обоих случаях речь идет о
различных формах выражения (нормативной
и институциональной формах) идеи
и принципа господства права. Правовое
государство невозможно без утверждения
верховенства правового закона, а правовой
закон для своего установления и последовательной
реализации нуждается в правовом государстве
с соответствующим разделением властей,
с конституционно-правовым контролем
и иными средствами обеспечения господства
права в человеческих отношениях.
История философско-правовых
учений о правовой государственности
- богатый арсенал идей и концепций,
без знания которых, учета их сильных и слабых сторон, достоинств
и недостатков невозможна сколько-нибудь
серьезная современная теоретическая
разработка и практическая реализация
идей правового государства.
История развития
философско-правовой мысли свидетельствует
о том, что для правового государства необходимы не только
господство права и правовых законов (нормативно-правовой
аспект), но и надлежащая правовая
организация самой системы государственной
власти, учреждение различных государственных
органов, четкое определение их компетенции,
места в системе, характера соотношения
между собой, способов формирования, форм
деятельности и т. д. (организационный,
властно-институциональный аспект).
Причем оба аспекта тесно взаимосвязаны
и один без другого невозможен. Так, без
надлежащей организации государственной
власти, должного разграничения задач,
функций и полномочий различных органов
власти, определенного порядка их взаимоотношений
и т. д. не может быть ни господства права,
ни правовых законов, ни тем более их верховенства.
С другой стороны, без соответствия праву
и соблюдения требований правового закона
невозможна сама организация системы
власти правового государства. А без этого
невозможна и реализация прав и свобод
человека.
Для правового
государства, конечно, необходимо, но далеко
не достаточно, чтобы все, в том числе и само
государство, соблюдали законы. Необходимо,
чтобы эти законы были правовыми, чтобы
законы соответствовали требованиям права
как всеобщей, необходимой формы и равной
меры (нормы) свободы индивидов. Для этого
необходимо такое государство, которое
исходило бы из принципов права при формулировании
своих законов, проведении их в жизнь,
да и вообще в процессе осуществления
всех иных своих функций. Но все это возможно
лишь в том случае, если организация всей
системы политической власти осуществлена
на правовых началах и соответствует требованиям
права. Таким образом, правовое государство
предполагает взаимообусловливающее
и взаимодополняющее единство господства
права и правовой формы организации политической
власти, в условиях которого признаются и защищаются
права и свободы человека и гражданина.
В соответствии
с этим правовое государство
можно определить как правовую форму организации
и деятельности публично политической
власти и ее взаимоотношений с индивидами
как субъектами права,
носителями прав и свобод человека и гражданина
К числу отличительных
признаков правового государства,
как минимум, относятся: признание
и защита прав и свобод человека
и гражданина, верховенство правового
закона, организация и функционирование
суверенной государственной власти на
основе принципа разделения властей. В
содержательной плоскости данным признакам
соответствуют три взаимосвязанных компонента
правового государства. Эти компоненты
(элементы теории и практики) правового
государства условно можно назвать так:
гуманитарно-правовой (права и свободы
человека и гражданина), нормативно-правовой
(правовой характер закона, конституционно-правовая
природа и основа источников действующего
позитивного права) и институционально-правовой
(система разделения и взаимодействия
властей, включая их взаимные сдержи и
противовесы).
Ключевой момент
теории и практики правового государства
и, можно сказать, его конечная цель
состоит в утверждении правовой
формы и правового характера
взаимоотношений (взаимных прав и обязанностей) между публичной властью
и подвластными как субъектами права,
в признании и надлежащем гарантировании
формального равенства и свободы всех
индивидов, прав и свобод человека и гражданина.
Причем предполагается, что правосубъектность
индивидов, их права и свободы, правовой
характер их отношений с властью - это
не продукт воли и усмотрения политической
власти, не ее "дар"
или уступка людям, а существенная составная
часть объективно складывающегося в данном
обществе права, соблюдение которого является
юридической обязанностью всех, и прежде
всего публичной власти и ее представителей.
В этом состоит смысл традиционного для
идей правового государства противопоставления
неотчуждаемых прав человека авторитарным
и тоталитарным представлениям об их октроированном
(дарованном, пожалованном) характере.