Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:13, реферат
Описание работы
Данная тема настолько мало изучена, что переработав большую часть сочинений выдающихся мировых философов древности и современности, мною были найдены лишь краткие упоминания о праве и его месте в философской мысли. Многие философы занимались данной проблемой, но выдающимися в исследованиях правовой философии стали Сократ, Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Гроций, Локк, Кант, Гегель, Чичерин, Новгородцев, Соловьев, Бердяев и другие.
Содержание работы
Вступление………………………………………………………………………………….стр. 2 Понятие философии права, ее место среди других наук…………..…...стр. 3 Предмет философии права ……………………………………....…………..…...стр. 6 “Филисофия права Гегеля и ее значение в истории философско - правой мысли…………………………….………………………………………………………..….стр. 8 Свобода и право…….………………..………………………………………………...стр. 12 Государство и право…………………………………..……………………………….стр. 16 Публичное и частное правою…………………………………………………….стр. 1 Проблема правового государства: теория и реальность………..………стр. 22 Заключение……………………………………………………………………………… стр. 34 Список использованной литератур…..…………………..……………….…….стр. 35
В своем проекте
идеального государства Платон говорит
о разделении труда между тремя сословиями
(философами, стражами и ремесленниками).
Очевидно, что теория разделения властей
нового времени подразумевает в качестве
одного из необходимых своих моментов
развитые представления о разделении
труда в области государственной жизни,
хотя, конечно, не сводится лишь к этим
представлениям. И платоновская трактовка
разделения труда как принципа строения
идеального государства является, несомненно,
важным теоретическим моментом, оказавшим
влияние, в частности, и на формирование
теории разделения властей в Новое время.
Но самого Платона такой теории нет.
Более того, с
точки зрения теории разделения властей
в платоновской конструкции разделения
труда между различными сословиями
идеального государства как раз
отрицается, а не признается разделение властей. Это ясно
уже из того, что именно первое сословие
(философы-правители) обладает всей той
совокупностью государственных, властных
полномочий, сосредоточение которых в
руках одной правящей прослойки как раз
и свидетельствует об отсутствии разделения
властей.
Данное обстоятельство
нисколько не меняется от того, что
правители поочередно то законодательствуют,
то управляют, то судят. Это разнообразие
их функций - лишь показатель широты тех
властных полномочий, единство (а не
разделение!) которых они олицетворяют и осуществляют.
Против подобной монополии всей власти
в руках одной правящей элиты как раз и
нацелена теория разделения властей, тогда
как Платон идеализирует концентрацию
власти в руках узкой правящей прослойки.
Кстати говоря,
весьма примечательно, что платоновский
коммунистический проект, как и последующие
варианты коммунизма (от утопических версий
до реального социализма ХХ в.), предполагает
монополизацию власти и отвергает идею
разделения властей. Характерно и то, что
в подобных построениях вместо господства
права и идей правовой государственности
обосновываются представления о государстве
законности, о господстве законов, которые
мелочно и жестко регламентируют все стороны
жизни людей - членов "счастливого"
строя.
Заметные шаги античная политико-правовая
мысль сделала в направлении типологизации
органов власти с учетом специфики осуществляемых
ими функций.
Так, Аристотель
отмечал, что во всяком государственном
строе имеется "три элемента: первый
- законосовещательный орган о
делах государства, второй - магистратуры
(именно; какие магистратуры должны быть
вообще, какие из них главные, каков должен
быть способ их замещения), третий - судебные
органы" (Аристотель,
Политика, 1Ч, 11, 1, 12, 97 в 30). Эти три элемента,
по его оценке, составляют основу каждого
государства, и "само различение государственного
строя обусловлено различной организацией
каждого из этих элементов" (там же).
При всей своей значимости эти мысли Аристотеля,
однако, еще не содержат концепции разделения
властей в духе теории правового государства,
в плане которой было бы принципиально
важно показать, что различие отдельных
форм государственного строя обусловлено
не только различной организацией каждого
из названных им элементов, но и (что весьма
существенно именно для теории и практики
правового государства) характером отношений
между этими элементами, формой их взаимосвязей,
способом разграничения их полномочий,
мерой их соучастия в реализации всей
совокупности властных полномочий государства
в целом.
Для последующей теории разделения властей
(в плане теоретических истоков, преемственности
в истории политической мысли и т. д.), скорее,
значимы те положения античных мыслителей
(Аристотеля, Полибия, Цицерона), где речь
идет о различении "правильных" (с
господством правовых законов) и "неправильных"
(произвольных) форм правления и о "смешанной"
форме правления, преимущество которой
видится им в сочетании достоинств различных
простых "правильных" форм правления.
Причем принципы простых форм правления
объединяются в рамках одной ("смешанной")
формы по сути дела в качестве различных
начал властвования, верная комбинация
и надлежащее соотношение которых обеспечивают,
по мысли античных авторов, не только стабильность
политического строя, но и его соответствие
требованиям права, справедливую меру
и разумную форму участия всех слоев свободного
населения (демоса, богатых, знатных) в
государственной жизни и отправлении
общегосударственных функций.
Таким образом,
нечто аналогичное тому, что по
теории разделения властей достигается посредством надлежащего распределения
единой власти среди различных слоев,
классов и органов, в рамках античной концепции
смешанного правления осуществляется
путем сочетания в некое единство принципов
разных форм правления.
Значительной
развитостью, с точки зрения теории разделения
властей, отличается концепция смешанного
правления в разработке Полибия. Отмечая
наличие смешанного правления в Спарте,
Карфагене и Риме, он выделяет такое преимущество
этой формы, как взаимное сдерживание
и противодействие друг другу ее различных
составных элементов, что в целом позволяет
достичь надлежащей стабильной организации
политического строя. Это - одна из важных
идей также и для последующей теории разделения
властей.
Показав, каким
образом правление государством
у римлян распределяется между тремя
властями, Полибий далее освещает те устоявшиеся
политические процедуры и способы, с помощью
которых отдельные власти могут при необходимости
мешать друг другу или, наоборот, оказывать
взаимную поддержку и содействие. Возможные
претензии одной власти на несоответствующее
ей большее значение встречают надлежащее
противодействие других властей, и в целом
государство сохраняет свою стабильность и прочность.
Наличие смешанного
правления Полибий отмечает и
у карфагенского государства.
Невысоко оценивает
Полибий демократические государственные
устройства Фив и Афин, которые
лишь на короткое время словно по капризу
судьбы блеснули, но тут же стали
клониться к упадку, так и не
обретя необходимой устойчивости. Афинский
народ в этой связи он сравнивает с судном без кормчего.
Легко заметить,
что при всех исторических и социально-политических
различиях между античной концепцией
смешанного правления и последующей
теорией разделения властей у
них есть и существенно важные
общие моменты. Так, в смешанной форме правления
(особенно четко у Полибия) полномочия
представителей различных форм правления,
как и полномочия различных властей в
теории разделения властей, не сливаются
в одно единое начало и не теряют своей
специфики и особенностей, а остаются
разделенными и относительно самостоятельными,
взаимодействуют, сочетаются и сосуществуют,
взаимно сдерживая и уравновешивая друг
друга в рамках стабильного целого - государственного
строя. Цель в обоих случаях одна -формирование
такой конструкции государственной власти,
при которой полномочия правления не сосредоточены
в одном центре (начале), не сконцентрированы
у одного органа (одной из властей), а справедливо
распределены (в виде сфер ведения и правомочий
разных властей) между различными, взаимно
сдерживающими, противодействующими и
уравновешивающими началами - составными
частями общегосударственной власти.
Важной вехой
в развитии идей правовой государственности
стала их философская разработка
в трудах Канта и Гегеля. При
этом Кант выступил с философским обоснованием либеральной
теории правового государства. Благо государства,
по Канту, состоит в высшей степени согласованности
государственного устройства с правовыми
принципами, и стремиться к такой согласованности
нас обязывает разум через категорический
императив. Реализация требований категорического
императива государственности предстает
у Канта как правовая организация государства
с разделением властей (законодательной,
исполнительной и судебной). В соответствии
с наличием или отсутствием принципа разделения
властей он различает и противопоставляет
две формы правления: республику (это и
есть по существу правовое государство)
и деспотию.
Если у Канта
правовые законы и правовое государство
- это долженствование, то у Гегеля
они - действительность, т. е. практическая реализованность
разума в определенных формах наличного
бытия людей.
В ХХ в. многие либеральные
авторы выступили против гегелевской
философии права и государства
как одного из теоретических оснований
идеологии и практики фашизма, национал-социализма и вообще всех
разновидностей современного деспотизма
и тоталитаризма. Однако подлинное содержание
гегелевской концепции правового государства
свидетельствует об ошибочности и несостоятельности
подобных обвинений.
Государство, согласно
Гегелю, это тоже право, а именно - конкретное
право, т. е., по диалектической трактовке,
наиболее развитое и содержательно богатое
право, вся система права, включающая в
себя признание всех остальных, более
абстрактных прав, прав личности, семьи
и общества. С тем обстоятельством, что
в этой диалектической иерархии прав государство
как наиболее конкретное право стоит на
вершине правовой пирамиды, связано гегелевское
возвышение государства над индивидами
и обществом, восхваление его в качестве
"шествия Бога в мире"'. Все это подтверждает,
что Гегель - этатист (государственник).
Но Гегель - правовой этатист, он обосновывает,
восхваляет и обожествляет именно правовое
государство, он подчиняет (не отрицая
их!) 'права индивидов и общества государству
не как аппарату насилия, а как более высокому
праву - всей системе права. А "система
права есть царство осуществленной свободы"'.
Иными словами, Гегель философски восхваляет
государство как наиболее развитую действительность
свободы.
В конкретно-историческом
плане Гегель как мыслитель начала Х1Х в. полагал,
что идея свободы достигла наибольшего
практического осуществления именно в
конституционной монархии, основанной
на принципе разделения властей (государя,
правительства и законодательной власти).
Надлежащее разделение властей в государстве
Гегель считал "гарантией публичной
свободы"'. С этих позиций он защищал
суверенитет государственно-правового
целого и резко критиковал деспотизм -
"состояние беззакония, в котором особенная
воля как таковая, будь то воля монарха
или народа (охлократия), имеет силу закона
или, вернее, действует вместо закона,
тогда как суверенитет, напротив, составляет
в правовом, конституционном состоянии
момент идеальности особенных сфер и функций
и означает, что подобная сфера не есть нечто
независимое, самостоятельное в своих
целях и способах действия и лишь в себя
углубляющееся, а зависима в этих целях
и способах действия от определяющей ее цели целого
(к которому в общем применяют неопределенное
выражение благо государства)"'.
В целом вся
гегелевская конструкция правового государства
прямо и однозначно направлена против
произвола, бесправия и вообще всех внеправовых
форм применения силы со стороны частных
лиц, политических объединений и властных
институтов. Гегелевский этатизм радикально
отличается от тоталитаризма всякого
толка, который видит в организованном
государстве и правопорядке своих прямых
врагов и стремится вообще подменить правовой
закон - произвольно-приказным законодательством,
государственность - своим особым властно-политическим
механизмом, а суверенитет государства
- монополией политического господства
той или иной партии и клики. И в гегелевском
этатизме правомерно видеть не идеологическую
подготовку тоталитаризма, а авторитетное
философское предупреждение о его опасностях.
Ведь тоталитаризм ХХ в., рассмотренный
с позиций гегелевской философии государства
и права, - это антиправовая и антигосударственная
форма организации политической власти,
рецидив механизма насилия деспотического
толка, правда, в исторически новых условиях и с новыми возможностями,
целями и средствами.
Осмысление
гегелевской концепции государства
в контексте опыта и знаний
ХХ в. о тоталитаризме позволяет
понять враждебную и взаимоисключающую
противоположность между государственностью
и тоталитаризмом. В этом смысле
можно уверенно сказать: этатизм
против тоталитаризма.
Отсюда, конечно,
вовсе не следует отрицания недостатков
гегелевского этатизма (чрезмерное возвышение
государства над индивидами и
обществом в целом и т. д.). Однако
с точки зрения идей правовой государственности существенно отметить
как правовую природу гегелевской концепции
государства, так и то, что признаваемый
этатизмом (как утверждением всеобщего
государственного начала и верховенства) принцип суверенности
государства и государственных форм
выражения, организации и действия публичной
власти является по существу одновременно
и правовым требованием, необходимым условием
для любой концепции и практики господства
права и правового государства.
Либерально-демократическая
концепция правового государства
(в отличие, скажем, от гегелевской
недемократической концепции правового
государства, исходящей из идеи суверенитета
монарха) может быть лишь определенной
системой принципов, институтов и норм,
выражающей идею народного суверенитета.
Именно суверенитет народа - основа и источник
государственного суверенитета (как внутреннего,
который здесь нас интересует, так и внешнего).
Суверенитет либерально-демократического
правового государства как формы
выражения народиого суверенитета
- это концентрированное единство
полномочий и правомочий, силы
и права, распространяющихся на все население
и всю территорию страны и определяющих
законы и публично-политический порядок
общественной жизни. Государствеииый
сувереиитет означает верховенство, независимость,
полноту, всеобщность и исключительность
власти государства, т. е. государственно-организованной
формы политической власти. Государственность
- это не голая монополия силы и насилия
в общественной жизни, а определенная
форма (система и порядок) организации
и применения этой силы и насилия. Эта
форма определяется правом данного государственно-организованного
общества.
Правовая обоснованность
и оформленность придают государственному
применению силы характер правового
принуждения. Право государства
на такое (оправданное, определенное и ограниченное правом)применение
силы - его исключительная
прерогатива и существенный показатель
его суверенитета. Все другие (негосударственные)
субъекты такого права иметь не могут.
Очерченность
силы правом (как принцип всякой
цивилизации) означает также, что в любом государстве
(а не только в правовом) полномочия государства,
его органов и должностных лиц подразумевают
соответствующие правомочия и действительны
лишь в их рамках. В этом смысле любое государство
связано правом в меру его цивилизованности,
развитости права у соответствующего
народа и общества. Специальная же концепция
правового государства предполагает достаточно
высокий уровень развитости права и государственности
как исходную базу для сознательной разработки,
конституционного закрепления и практической
реализации социально-исторически подходящей
модели (конструкции) правовой государственности.
Здесь, кроме субъективных пожеланий,
необходимы и объективные социально-исторические,
правовые, экономические, политические,
духовные и культурные предпосылки.
Укрепление
суверенности государственной власти
и утверждение господства права
представляют собой два тесно
взаимосвязанных процесса на путях
к правовой государственности. Одно
без другого невозможно.