Развивая данный сюжет, невозможно уклониться
от обсуждения темы инвариантов человеческой
жизни. По аналогии с фундаментальными
физическими константами (ФФК), к которым
относятся постоянная Планка, слабого,
сильного взаимодействия, тонкой структуры
и т. д., введем понятие фундаментальных
социальных констант (ФСК). По аналогии
же с тем, что ФФК ответственны за устойчивость
связанных состояний от ядер и атомов
до звезд и галактик, наделим ФСК ответственностью
за фиксированность общественных структур
в цивилизационной
системе отношений. Основные параметры
социальности, подразумевая тип производства,
общественного и экзистенциального устроительства,
весьма стандартны. Вычленяя крайности,
получаем либо дисциплинарный, либо инициирующий
социум с соответственными способами
поддержания жизни:
— производство: контингентированность
— самостимулированность;
— гражданственность: казарменность
— гарантированность свободы;
— жизнесфера: отчужденность — самореализованность.
Принципиально сходное, на наш взгляд,
обстояние дел в обществознании. Мир не
взорван до сих пор изнутри потому, что
имеются универесальные постоянные социальности
в виде законов эффективной коллективности,
производительности, экзистенциальности.
Из теории никак не вытекает значений
констант для обеспечения жизни. Теория
как перебор логических диспозиций, вообще
говоря, допускает любые значения. На деле
в естествознании и в обществознании не
веер, а одновариантность. Само наличие
жизни отрицает произвольные значения
ФФК, не стимулирующие факт жизни. Также
наличие социальности отрицает любое
устроение общества, ставящее под сомнение
факт социальности при несоблюдении ФСК.
Хотя общество a priori может организовываться
по-разному, условия отбора накладывают
жесткие ограничения на социальную технику
в лице системных требований цивилизованности.
Поскольку есть ФСК, есть единство истории,
понимаемое как внутреннее тождество,
родство, сходность способов, приемов
вершения, отправления гарантийной жизни.
В физике варьирование значений ФФК влечет
идею ансамбля Вселенных. В социологии
сходная операция обусловливает идею
плюрализма культурных миров. В отличие
от физики, где видоизменение ФФК остается
абстрактной возможностью, в социологии
многообразие типов социумов с атрибутивными
им ФСК дано опытно-исторически: на ограниченных
геопланетарных просторах воплощается
ансамбль способов воспроизводства жизни
со всеми мыслимыми (и немыслимыми) комбинациями
начальных условий и ФСК. Картина историко-культурного
многообразия, однако, по ходу прогресса
утрачивает многоцветие: в цивилизационном
отношении все народы идут к одному оптимальному
укладу. В обществе потенциальный кредит
имеют лишь гуманитарно оправданные формы.
Перспектива дееспособного общества просматривается
для минимума комбинаций параметров, которые
обосабливают в ансамбле миров особое
цивильное подмножество. Остальное —
дикость, нецивилизованные стадии человечности.
Будучи общезначимыми предпосылками
деятельности, ФСК и сцепленные с ними
гуманитарные абсолюты задают актуальный
горизонт персональной и групповой реализации.
Чем развитей социум, тем массивней линия
соприкосновения индивида с общественным
целым, тем большими степенями свободы
(в рамках легальных инициатив) располагает
личность. Напротив, чем более отстало
общество, тем худосочней человеческие
возможности. Век от века, поэтому, законы
общества, истории формируются, как бы
впитывая, вбирая в себя совершенные устои
жизни, связанные с расширением полномочий,
условий, гарантий достойного существования.
Речь идет о всем спектре человеческого
утверждения, воления, творения, сопряженного с идеалами бытия ad unguem.
Аксиологическая
функция: конституирование социальных форм взаимодействий
людей в групповой, «роевой» жизни, налаживание
систем «вовлечения», «участия», ценностно,
гуманистически регламентирующих обмен
деятельностью индивидуальных общественных
существ.
Индивид самостиен, но глубинная настроенность
на признание— социально удостоверенные
стандарты, идеалы, поддерживающие Я-концепцию
и не ниспровергающие индивида, не низводящие
его до ничтожества, предопределяет фигуры
персональной мобильности, содержание
и форму индивидной и межиндивидной коммуникации,
интеракции, циркуляции. Во всех ипостасях
самоутверждения социум присутствует
как аксиологический фильтр, шкала предпочтений,
множество презумпций, стимуляций, что
в терминах модели фундаментальных социальных
констант и странных аттракторов выражается
понятием устойчивости ценностного сознания
к малым возмущениям — помехам свободы
воли. Ценностная стабильность ФСК и странных
аттракторов позволяет толковать антропологические
многообразия как безусловно рациональные,
и следовательно, воспроизводить их на
языке теории; расценивать поведенческую
стохастичность как имманентное свойство,
фиксируемое не в аппарате теории вероятностей,
а в аппарате теории ценностей.
Гуманистическая
функция: сверхзадача, сверхцель философии —
поставить глубокую, солидную трактовку
«каким надо быть, чтобы быть человеком».35 Известно хорошо и полно, что добропорядочная
философия не развертывается как произвольный
поток сознания в модусе рассуждений ad
marginem. Конструирование реальности в философии,
отличаясь свободой, не терпит произвола.
Игра умственных сил, интеллектуальные
штудии, изощрения, нарочитости своим
естественным пределом имеют общественный
резонанс, социальное звучание, гражданскую
роль доктрины. Говорит Марк Аврелий: «Время
человеческой жизни — миг; ее сущность
— вечное течение; ощущение смутно; строение
всего тела бренно; душа загадочна; слава
недостоверна... Жизнь — борьба и странствия
по чужбине; посмертная слава — забвение.
Но что же может вывести на путь? Ничто,
кроме философии». Жизнелюбивой. Духоподъемной.
Дарующей счастье ощущать себя человеком.
У Г. Успенского в очерке «Выпрямила» Венера
Милосская позволила сельскому учителю
Тяпушкину покинуть медвежий угол сонного
заскорузлого провинциального прозябания
и обнаружить в себе личностное. Высокое.
Некий пилигрим — бродячий философ-одиночка,
дабы выработать у людей презрение к смерти
и стоическое отношение к несчастью, запалил
костер и бросился в него, прервав путь
жизненный. Уроки истории обязывают. Оценка
свершенного демонстрирует: философия
не выполняет своей очистительной миссии,
если не кладет в основание практики добытый
лишениями, но человекоутверждающий опыт.
Привлекая мысль В. Розанова можно сказать:
есть две вариации деформированной философии
— выпоротого (частный случай — самобичевание)
и ищущего, кого бы еще посечь. Свобода
воли и «воля к неволе» не в праве выдвигать
практический вопрос — разрушение жизни.
Перефразируя Антония Великого, правильно
утверждать: все раны залечиваются, раны
же от философии не имеют врачевания. Превращаясь
(точнее, перерождаясь) в дар делать жизнь,
человека ничтожными, философия утрачивает
сущностное — способность быть философией.
Соответствие понятия объекту есть истина;
соответствие объекта понятию есть идеал.
Качество творимого в деятельности наличного
бытия отвечает определенным понятиям.
Неудовлетворенность бытием (безотносительно
к физике и физиологии) справедливо адресовать
недоброкачественности понятий. Всякая
эпоха, всякая человеческая общность,
констатирует Хайдеггер, опираются на
ту или иную метафизику и через нее встают
в сущностные отношения к совокупности
сущего и тем самым также и к самим себе.
Кризис бытия по этой причине означает
кризис метафизики и раскрывается как
упадок власти сверхчувственного, порожденных
им идеалов.
Роль философии
в жизни человека и общества
В самом слове «фило-софия»,
(который, кстати, ввел Пифагор), уже заложен
ответ на вопрос о том, почему эта наука
играет такое большое значение в жизни
каждого из нас. Ведь буквальный перевод
этого термина означает «любовь к мудрости».
А кому из нас не нравится порой помудрствовать,
пофилософствовать? И если в области логарифмов
лирику развернуться нельзя, а физик неуверенно
чувствует себя в сфере ямба и хорея, то
поразмышлять любят и тот, и другой. Почему
это так, и какова роль философии в жизни
человека и общества? Аристотель назвал
ее «госпожой всех наук, которой они, подобно
рабыням, не смеют перечить». Сенека же
считал умение мыслить главным средством
культивирования гражданских добродетелей,
интеллекта и нравственности личности.
«Любовь к мудрости» действительно стоит
над всеми науками. По сравнению с ней,
каждая отрасль знания является лишь обрывком.
Роль философии в жизни человека и общества
заключается в том, что она гармонично
соединяет в себе достижения всех дисциплин
и выстраивает систему нашего познания
о мире, как о целостном феномене. Да, философские
воззрения изменяются в связи с открытиями
в области других знаний. Например, гелиоцентрическое
устройство Солнечной системы, открытое
Коперником, и происхождение человека
от высших приматов в результате эволюции
видов, доказанное Дарвином, заставили
пересмотреть философские концепции о
мироустройстве. Но философия является
«связующим звеном», которое, пользуясь
достижениями в отдельных областях, выстраивает
определенную «картину мира».
Но роль философии в жизни человека
и общества не исчерпывается построением
общих принципов мироздания (онтологией).
В нашей повседневности нас, в принципе,
мало волнует, движется ли Земля вокруг
Солнца, или наоборот. Философская онтология
ценностно и эмоционально связана с человеческим
миром, поскольку ставит перед собой вопросы:
«Кто мы в этом мире?», «Каково наше место
здесь?», «На что мы можем надеяться?» То
есть, кроме онтологии, в науке философии,
которую Аристотель еще назвал метафизикой,
выделяются отделы антропология (учение
о человеке и его бытии), социальная философия
(учение о развитии человеческого общества
и роли в нем индивидуума), гносеология
(то есть, теория познания с греческого).
Замыкают этот ряд религиоведение, эстетика
и этика. Если мы узнаем, к примеру, что
электрический ток – это движение заряженных
электронов, мы усваиваем эту информацию
рассудком, запоминаем ее. Эмоции при этом
остаются не затронутыми. В дальнейшем
знание о токе позволит нам использовать
электрику для своих нужд и избегать удара
большим разрядом. Однако знание о потоке
электронов не изменит нашу жизнь, не перевернет
внутренний мир, не будет мотивом действовать
так, а не иначе. Роль философии в жизни
человека и общества важна еще и тем, что
она выстраивает мировоззрение, ценности
и идеалы. Она руководит поступками людей,
в какой-то мере предопределяет их. Познавая
какую-либо концепцию этой гуманитарной
науки, мы испытываем к ней симпатию или
антипатию, она становится «нашей» или
мы полностью ее отвергаем, чего нельзя
сказать в случае постижения какой-либо
естественной или математической дисциплины.
Роль философии в жизни человека,
индивидуума, тяжело переоценить. На вопросы
«Кто я, и зачем я живу?», «Что будет со
мной после смерти моего тела?» отвечает
и религия, но, в отличие от нее, философия
использует научный доказательный аппарат.
Отвечает ли она утешительно на экзистенциальные
вопросы? Смотря, к какой концепции склоняется
данный индивидуум. Нравственность –
это также продукт философских воззрений.
Уважение к каждой личности, как в другому
универсуму противостоят концепциям макиавеллизма
и социал-дарвинизма. То, что человек –
это «зоон политикон», животное общественное,
знали еще античные мудрецы. И это существо
пытается не приспособиться к условиям
мира, а переделать его «под себя». Роль
философии в жизни общества состоит в
том, что она ищет ответы на вопросы: «Можно
ли построить на земле идеальный социум?»,
«Каким он должен быть?», «Что должно управлять
человеческими массами?», «Возможно ли
достижение равенства и братства или это
- утопия?»
Зарождение философии[править | править вики-текст]
Зарождение философии,
формирование рационального философского
мышления началось примерно одновременно
в VII—VI вв. до н. э. на разных концах земного
шара: в Китае, в Индии и в средиземноморских греческих колониях. Возможно, что другие
цивилизации этого или более раннего периода
уже практиковали философское мышление[орисс?], однако их философские
работы остаются неизвестными. Отдельные
исследователи-нефилософы иногда причисляют
к древнейшей философии сборники пословиц и афоризмов, оставшиеся от цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии,[41] однако такое включение
не поддерживается в философской литературе[источник не указан 308 дней]. Вместе с этим культурное
влияние этих цивилизаций нагреческую цивилизацию в целом, и в частности
на мировоззрение ранних греческих философов несомненно,[42][43] однако не оно послужило
зарождению самостоятельной философской
древнегреческой мысли[44]. Занимавшийся проблемой
возникновения философии А. Н. Чанышев выделяет три её источника:
мифологию, науку и «обобщения обыденного
сознания»[45].
Общим элементом возникновения
и развития философии явилось формирование
философских школ, состоящих из последователей
определённого учения, причём во всех
регионах вклад последователей зачастую
приписывался основателю школы или школе
в целом. Становление индийской философии и греческой философии проходило по схожей
схеме, однако индийская философия развивалась
значительно медленнее.[46] Китайская философия, развитие которой
сдерживал консерватизм общественно-политического
устройства общества, развивалась в целом
ещё медленнее, хорошо проработанными
её областями стали только этика и политическая философия.[42][47]
Древнегреческая философия
(википедия)
Греческая философия
берёт своё начало в VI веке до н. э. Корни
западной философии, истоки рационального мышления и само возникновение
слова «философия» связаны с несколькими
мыслителями и их школами, которые появились
в Греции в этот период. Собирательно
все эти философы именуются досократиками, то есть предшествующими Сократу и в теоретическом,
и во временном смысле. Среди самых известных
досократиков Фалес, Демокрит, Пифагор и Зенон. Досократики ставили
перед собой метафизические вопросы вида «Что такое бытие?», «Существуют ли в
реальности границы между объектами?»
или «Меняются ли объекты в реальности?»,
а также создали несколько противоречащих
друг другу моделей мира, частично отвечающих
на эти вопросы. Главная ценность этих
моделей заключалась в новом способе получения
знания: рациональное теоретизирование
в связке с эмпирическими наблюдениями.[48][49]