Становление философии иудаизма проходило, с одной
стороны, под влиянием исламской философии,
а, с другой стороны, под влиянием аристотелизма
и неоплатонизма. Несколько мыслителей
из последователей иудаизма попытались
адаптировать эти концепции к иудаизму,
включая Саадия бен Йосефа, который предпринял
попытку создать еврейский калам по аналогии
с исламскими каламами, и Маймонида.[135]
Философия в Индии и
на Дальнем Востоке[править | править вики-текст]
См. также: Буддийская философия
Важные термины: чань-буддизм, дзэн-буддизм, неоконфуцианство
Развитие философии в Индии всегда происходило
относительно медленно. Усугубляющим
фактором стало широкое распространение
к III в. н. э. в Индии буддизма, в концепциях которого
не приветствуются категоричные ответы
на поставленные вопросы, что отрицательно
сказывалось на развитии философской логики.[150] Однако вторжение в
Индию мусульман в VIII веке и ренессанс индуизма в XIII веке обострили
как теологические, так и философские
дискуссии, и к XVI веку в Индии насчитывалось
уже около 600 текстов, которые можно считать
философскими. Прослеживаются параллели
в обсуждаемых философских вопросах и
вариантов ответов на них между философами
Индии и их современниками из Европы —
христианскими философами-схоластами.[151]
Распространение буддизма
в Китае в III—V вв. привело к
появлению отдельной китайской ветви
буддизма — чань-буддизма, которая сочетала
в себе близкие философии одной из традиционных
индийских буддийских школ, Махаяны, и китайскогодаосизма.[152] Именно чань-буддизм
распространяется в Японию, в Корею, во Вьетнам и в другие страны Дальнего Востока, где получает название
«дзэн-буддизм». В Японии комбинация
конфуцианства и дзэн-буддизма ложится
в основу философиисамураев. Буддизм принёс в Китай
намного более развитый логический и категориальный
аппарат, чем тот, каким пользовались древнекитайские
философы, однако к XI веку влияние философии
буддизма в Китае снижается, и наблюдается
возврат к слегка модифицированному конфуцианству, которое получает
название «неоконфуцианство».[152]
Философия эпохи Возрождения
Основой философии Возрождения явился гуманизм — уходящая корнями
в итальянский проторенессанс концепция, ставящая
человека в центр философской системы
«мир-человек». Гуманисты, которые не были
«профессиональными философами», получающими
учёные степени в европейских католических
университетах, полагали, что философия
не может обслуживать только божественное,
а должна интересоваться делами земными,
прежде всего человеком. Вместе с этим
гуманисты не столько создавали собственную
философию, сколько, выступая против «схоластизированного» Аристотеля, закреплённого католической церковью в качестве единственного
авторитета, предлагали вернуться к неоплатонизму и к другим античным
философским течениям.[153][154] В числе первых известных
философов-гуманистов были Николай Кузанский и Мишель Монтень. Поначалу гуманисты
выступали именно против схоластики, а не против церкви,
однако эволюция философской мысли Возрождения в Европе быстро приходила
в противоречие с христианским догматом. Стремительное развитие эстетики, натурфилософии и науки, связанное, в частности,
с именами Микеланджело, Леонардо да Винчи и Николая Коперника, в сочетании с характерным
для этой эпохи безнравственным поведением римских пап девальвировало авторитет
католической церкви у большой прослойки
интеллектуалов. Оставаясь верующими
христианами, многие интеллектуалы засомневались
в авторитете Ватикана — во многих уголках
Европы начиналась Реформация. Философы Возрождения
перестали доверять официальной церковной
философии и стали искать другие источники
знания, обратившись в первую очередь
к забытымфилософам античности.[155][156]
Философия Нового времени
Начиная с XVII века происходит
стремительное развитие философии, и мир
обогащает множество новых философских
концепций и подходов. Священные тексты
как основной источник знания отодвинуты
в сторону, и философы вновь возвращаются
к базовым философским вопросам, поднятым
в древности. В Европе, начиная с эпохи Возрождения, переведены и систематизированы
все сохранившиеся работы античных философов,
и, опираясь на античную философию, философская мысль движется
дальше. Параллельно начинаются революционные
преобразования в натурфилософии, которые позже станут называться
«революцией в науке».Фрэнсис Бэкон чётко формулирует
идею эксперимента как источника знания,
а Галилео Галилей закладывает основу методологии,
которая станет фундаментом для всей науки, —
методологии научного метода.[165]
Одновременно всё заметнее
становятся результаты глобализации, и знания начинают
свободно перемещаться по миру — начинается
взаимная интеграция разных философий.
Европа открывает для себя Индию иКитай во всей полноте, а Индия
и Китай — Европу. Для западной философии столкновение с Китаем
в первую очередь отразилось на этико-религиозных
вопросах. Во-первых, сам факт существования
древней китайской цивилизации, цивилизации,
не упомянутой в Библии, которая хранила летописи со времён древнее «Всемирного»
потопа,[прояснить] подорвал авторитет
Библии. Во-вторых, цивилизованность китайцев
и их представления об этике, восходящие к Конфуцию, поставили перед европейцами
вопросы о связи между этикой и религией,
возникла получившая продолжение во французском Просвещении[⇨] идея «естественной религии», то есть религии, не
связанной со священными текстами.[166] Философия Индии была интегрирована
в западную философию, главным образом,
начиная с публикаций Артура Шопенгауэра.[167]
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ
ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ,
ЕГО ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА
Первые попытки человека осмыслить
окружающий его мир – живую и неживую
природу, космическое пространство, наконец,
самого себя – следует отнести к тому
периоду человеческого существования
(предположительно, его можно датировать
пятым-четвертым тысячелетиями до нашей
эры), когда человек в процессе эволюции,
прежде всего умственной, начал дифференцировать
природу как среду своего обитания, постепенно
выделяя себя из нее. Именно вследствии
того, что человек стал воспринимать животный
и растительный мир, космос как нечто отличное
и противостоящее ему, у него началось
формирование способностей осмысливать
действительность, а затем и философствовать,
то есть делать умозаключения, выводы
и выдвигать идеи об окружающем его мире.
Родоначальники философского мышления
появились в древнейших человеческих
цивилизациях – Египте, Шумерах, Вавилоне,
свидетельством чему являются многочисленные
исторические памятники, к сожалению,
только косвенные. Письменных свидетельств
деятельности мыслителей этих цивилизаций
до нас не дошло.
Известные нам наиболее древнейшие
сочинения, в которых формулируются философские
идеи, появились во втором тысячелетии
до нашей эры в древней Индии, Древнем
Китае и несколько столетий спустя в Древней
Греции.
Как правило, это были литературные
памятники, в которых в мифологической
форме высказывались наивные идеи об окружающем
человека мире и делались робкие попытки
его осмысления. Древнейшие человеческие
цивилизации, по сути, не имели прочных
связей и не оказывали взаимного влияния,
что предполагает их изолированность
друг от друга, а следовательно, в философском
плане они развивались вполне самостоятельно.
Известные в наше время источники свидетельствуют,
что наибольшего успеха философия достигла
в Древней Греции, и именно греческая культура
оказала в последующем преобладающее
воздействие на развитие человеческого
общества. В немалой степени этому способствовали
дошедшие до нас в немалом количестве
сочинения древнегреческих мыслителей,
поставленные в них проблемы, и высокий
уровень их философского анализа.
Понятие философия в буквальном
смысле означает любовь к мудрости. Оно
возникло в Древней Греции много десятилетий
спустя после появления философствующих
людей. Кстати, подобное характерно для
любой формы человеческой деятельности.
Сначала зарождается явление, какое-то
время уходит на его развитие и становление
и лишь затем для его обозначения находится
адекватное понятие. Традиционно принято
считать, по крайней мере в отечественной
историко-философской литературе, что
понятие философия впервые использовал
Пифагор. Другие античные авторы полагают,
что приоритет принадлежит Гераклиту.
Но в любом случае философами считались
люди, занимавшиеся проблемами окружающего
их мира, его постижением, уяснением места
и роли в нем человека. Большие трудности
представляет вопрос об определении предмета
философии. Эта проблема, возникнув на
заре существования философии, вызывает
споры и в настоящее время. Одни авторы
рассматривали философию как любовь к
мудрости, как науку о мудрости, другие
же как “стремление к постижению многих
вещей” (Гераклит).
Исторически предмет философии
изменялся, что обусловливалось общественными
преобразованиями, духовной жизнью, уровнем
научных, в том числе философских знаний.
В настоящее время философия – это учение об универсальных принципах
бытия и познания, сущности человека и
его отношении к окружающему миру, иными
словами – наука о всеобщих законах развития
природы, общества и мышления.
Возникновение философии: истоки
и предпосылки
Мифологическое понимание
является предпосылкой философии.
Мифология - тип сознания, способ
понимания мира, характерный для ранних
стадий развития общества. Мифы существовали
у всех народов мира. В духовной жизни
первобытных людей мифология выступала
как универсальная форма их сознания,
как целостное мировоззрение.
Мифы - древние сказания
о фантастических существах, о делах богов
и героев - многообразны. Но ряд основных
тем и мотивов в них повторяется. Многие
мифы посвящены происхождению и устройству
космоса (космогонические и космологические
мифы). Они заключают в себе попытки ответа
на вопрос о начале, происхождении, устройстве
окружающего мира, о возникновении наиболее
важных для человека явлений природы,
о мировой гармонии, безличной необходимости
и др. Формирование мира понималось в мифологии
как его творение или как постепенное
развитие из первобытного бесформенного
состояния, как упорядочение, то есть превращение
из хаоса в космос, как созидание через
преодоление разрушительных демонических
сил.
Много внимания в мифах
уделялось и происхождению людей, рождению,
стадиям жизни, смерти человека, различным
испытаниям, которые встают на его жизненном
пути.
Миф, наиболее ранняя
форма духовной культуры человечества,
выражал мироощущение, мировосприятие,
миропонимание людей той эпохи, в которую
создавался. Он выступал как универсальная,
нерасчлененная (синкретическая) форма
сознания, объединяя в себе зачатки знаний,
религиозных верований, политических
взглядов, разных видов искусств, философии.
Лишь впоследствии эти элементы получили
самостоятельную жизнь и развитие.
Своеобразие
мифа проявлялось в том,
что мысль выражалась в конкретных эмоциональных,
поэтических образах, метафорах.
Миф
в собственном смысле слова - как целостный
тип сознания, особая форма жизни первобытных
народов - себя изжил. Однако не прекратился
начатый мифологическим сознанием поиск
ответов на вопросы о происхождении мира,
человека, культурных навыков, социального
устройства, о тайне рождения и смерти.
Время показало, что это - принципиальные,
ключевые вопросы всякого миропонимания.
Их унаследовали от мифа сосуществующие
в веках две важнейшие формы мировоззрения
- религия и философия.
В поиске ответов на
вопросы миропонимания, поставленные
в мифологии, творцы религии и философии
избрали в принципе разные (хотя и поныне
иногда тесно сближающиеся) пути. В отличие
от религиозного мировоззрения с его преимущественным
вниманием к человеческим тревогам, надеждам,
к поиску веры в философии
были вынесены на первый план интеллектуальные
аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую
в обществе потребность в понимании мира
и человека с позиций знания, разума. Философская
мысль заявила о себе как поиск мудрости.
Философия буквально означает
«любовь к мудрости». По некоторым историческим
свидетельствам, слово «философ» впервые
употребил древнегреческий математик
и мыслитель Пифагор по отношению к людям,
стремящимся к высокой мудрости и достойному
образу жизни. Истолкование же и закрепление
в европейской культуре термина «философия»
связывают с именем древнегреческого
мыслителя Платона философия - любовь
к мудрости).
В отличие от мифологического
и религиозного миросозерцания философская
мысль принесла с собой принципиально
новый тип миропонимания, прочным фундаментом
для которого стали доводы интеллекта.
Реальные наблюдения, логический анализ,
обобщения, выводы, доказательства постепенно
вытесняют фантастический вымысел, сюжеты,
образы и самый дух мифологического мышления,
предоставляя их сфере художественного
творчества. Развитие философской
мысли означало, таким образом, прогрессирующее
отмежевание от мифологии, рационализацию
мифа, а также преодоление узких рамок
обыденного сознания, его ограниченности.
В Европе рождение философии
было одной из составных частей великого
культурного переворота в Древней Греции
VIII-V веков до н.э., в контексте которого
возникла и наука (прежде всего греческая
математика VI - IV веков до н.э.). Слово «философия»
было синонимом зарождающегося рационально-теоретического
миропонимания. Философскую мысль вдохновляло
не накопление сведений, не освоение отдельных
вещей, а познание «единого во всем».
Кроме познания мира
любовь к мудрости предполагала также
раздумья о природе человека, его судьбе,
о целях человеческой жизни и ее разумном
устройстве. Ценность мудрости усматривалась
и в том, что она позволяет принимать продуманные,
взвешенные решения, указывает правильный
путь, служит руководством человеческого
поведения. Считалось, что мудрость призвана
уравновесить сложные взаимоотношения
человека с миром, привести в согласие
знания и действия, образ жизни. Важность
этого жизненно-практического аспекта
мудрости глубоко понимали и первые философы,
и великие мыслители более позднего времени.
Таким образом, возникновение
философии означало появление особой
духовной установки - поиска гармонии
знаний о мире с жизненным опытом людей,
с их верованиями, идеалами. В древнегреческой
философии было схвачено и передано последующим
векам прозрение того, что знаний самих
по себе недостаточно, что они обретают
смысл только в сочетании с ценностями
человеческой жизни. Гениальной догадкой
ранней философской мысли было и понимание
того, что мудрость - не что-то готовое,
что можно открыть, затвердить и использовать.
Она - стремление, поиск, требующий напряжения
ума и всех духовных сил человека.