Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 17:57, реферат
Разнообразные функции философии ни в чем другом, кроме как в сообщении культуры мысли, жизненной глубины, далевого видения, внутренней сосредоточенности, не коренятся, что обусловлено самим назначением философского знания быть средством выработки предельных ценностных ориентаций, глобальных целей, сводящих к единству, означивающих все частные, конечные цели и ценности, движущие человеком. Жизнеучительское место, катарсическая миссия философии обеспечивается квалифицированным образом действия на основе знания
Фалес был первым из философов, который использовал редукционизм — попытался выделить внутри сложного окружающего мира какие-либо простые законы или составляющие. Этот метод был в течение следующих 200 лет повторён многими из досократиков, в частности Демокритом и Левкиппом — авторами концепции атомизма, которая оказалось очень ценной философской, а впоследствии и научной концепцией, применяемой и по сей день.[50] Заслуга досократиков также заключается в совершествовании логики, которая ими отрабатывалась не только на философском, но и на математическом материале. Неслучайно, многие достижения элементарной математики и геометрии тоже связаны с именами досократиков.[51] Досократики заложили основу классической античной философии.[52] Пифагор был первым, кто начал использовать слово «философия», хотя ещё в более общем смысле, а не в качестве термина.[49]
Более поздняя группа древнегреческих философов, софисты, проявляла скептицизм в отношении досократиков, искавших истинные ответы на свои вопросы.[53] Софисты верили в релятивизм, в относительность истины и брались красноречиво и убедительно отстаивать любую точку зрения, а также обучали этому своих учеников. Хотя софисты многократно критиковались более поздними греческими философами, они внесли ценный вклад в развитие логики и риторики. Философия в последующие этапы своего развития неоднократно возвращалась к релятивизму в других контекстах.[54][55]
Классическая греческая философия оказала огромное влияние на мировую культуру. Эта философия в основном связана с именами трёх людей: Сократа, его ученика Платона, и в свою очередь ученика Платона —Аристотеля. Вклад Сократа в основном связан с его методом, который заключался в представлении философского вопроса в виде диалога двух сначала не соглашающихся друг с другом философов, один из которых в конце концов, исчерпав аргументы против, соглашается со своим оппонентом. Метод Сократа являлся прелюдией к формальному критическому анализу (англ.)русск. иной философской концепции и использовался Платоном, который публиковал свои сочинения в виде диалогов.[70][71]
В свою очередь Платон
и Аристотель оказались в числе самых
влиятельных людей на Земле.[72][73][74] Основная заслуга Платона
заключается в его теории идей (англ.)русск., которая сформулирована
в его самом известном диалоге «Государство». В теории идей Платон
противопоставляет материальные объекты
идеальным «формам» или «идеям» этих объектов,
которые существуют где-то в возвышенном
мире. В философии Платона материальные
объекты — лишь ущербные подобия идеальных
форм, ниспосланных свыше, подобно теням
реальных объектов из Мифа о пещере.[75] Таким образом Платон
сформировал важнейшее направление в
философии, которое позже назовут идеализмом.[76] Богатс
Заслуги Аристотеля
перед мировой культурой носят несколько
иной характер. Аристотель систематизировал
накопленные в Греции философские знания
в новой форме, которая заложила стандарты научной литературы. Его труды включали
последовательное изложение логики, метафизики,
Параллельно с систематизацией
материала Аристотель изложил свою собственную
философскую парадигму, выраженную, в частности,
в учении о четырёх причинах (англ.)русск. и теори
После Платона и Аристотеля в Г
Древнеиндийская философия
зародилась из традиции толкования Вед, древнейших текстов
традиции индуизма. Время зарождения индийской философии небесспорно. Часть
исследователей соотносят начало древнеиндийской
философии с VIII—VI вв. до н. э. — с написанием Упанишад, раннего сборника
комментариев к Ведам, считая Упанишады
уже философским произведением.[87] Более консервативный
подход относит начало собственно философии
в Индии к V—IV вв. до н. э., к так называемому
«шраманскому периоду».[88][89]
В древнеиндийской
традиции прослеживается течение софистов, «Локаята», полемическая традиция
которых способствовала появлению множества
«философских кружков».[94] В дальнейшем (IV в. до н. э. —
II в. н. э.) в Индии формируются даршаны — философские школы,
которые разбиваются на те, которые считают
Веды авторитетом, и на те, которые отрицают
их авторитет. К первой группе относятся
в первую очередь шесть классических школ философии индуизма: санкхья, йога, ньяя,
Древнеиндийская философия
в своём становлении проходила те же первые
этапы, что и греческая, однако происходило
это значительно медленнее, что предположительно
может быть связано с тем, что логикарассуждений индийских
философов была привязана к лингвистике, а не к математике, как у досократиков.[97][98] Древне
Хотя китайские классические тексты описывают период «ста философских школ», которым приписывается зарождение философии в Китае,[106] исторические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что в реальности этих школ было значительно меньше, причём учение Конфуция возникло первым, в VI—V вв. до н. э., а остальные школы, самые известные из которых — даосизм и легизм, зарождались и развивались, формулируя свои учения уже по отношению к конфуцианству.[47][107] В частности, тексты легендарного основателя даосизма Лао-цзы возникли после Конфуция.[108]
Отличительной особенностью китайской философии является абсолютное
преобладание в ней практической философии, в особенности этики и политическ
В период становления
китайской философии ряд философских
школ ставили вопросы метафизики, эпистемоло
Относительно прошедшего
и последующих периодов развитие философии
в мире в IV—XVI вв. происходило медленно.
В Европе и на Ближнем Востоке это было отчасти связано
с канонизацией текстов Аристотеля и Платона, а отчасти с доминированием
в этих регионах монотеистических религий.[113] Формула католиче
Характерно также, что и философия Европы, и философия Китая проделали в этот период своеобразный круг. Европейская философия, оттолкнувшись от античной философии, надолго приросла к христианской теологии,[⇨] только затем, чтобы вернуться обратно к античной философии в эпоху Возрождения.[⇨] Аналогично философия Китая ещё быстрее возвращается к конфуцианству после многовекового «увлечения» буддизмом.[⇨] В Индии же в этот период философия просто очень медленно прогрессирует, почти не изменившись со времён своего эпического периода II в. до н. э. — II в. н. э.[⇨]
Философия в регионах, где практиковалось христианство, развивалась медленно, в связи с тем, что была подчинена определённой доктрине.[116] Первоначальный период христианской философии (до IV века) характеризуется попытками рационально обосновать христианство, придать ему дополнительный вес. Этот период философии называется «патристикой», а его наиболее яркой фигурой считается Блаженный Августин, который провёл интеграцию неоплатонизма и христианства, устранив из неоплатонизма всё, что противоречило Библии. Более поздний период христианской философии называется «схоластикой», которая характеризуется формированием философских школ при церковных организациях, которые выполняли различные поручения церкви. Самым известным философом этого периода является Фома Аквинский, который, выполняя такое поручение, объединил христианство с аристотелизмом. Философия Фомы Аквинского по сей день является «официальной» философией Католической церкви, преподаваемой в её колледжах и семинариях. Фома Аквинский также известен своими пятью доказательствами существования бога (англ.)русск..[79][117]
Зарождение исламской философии относится к VIII—IX вв. Один из первых известных философов ислама, Аль-Кинди, познакомился с трудами Аристотеля и Платона, дал «неоплатоническое» определение Аллаха как абсолютного и трансцендентного сущего, а затем стал приверженцем аристотелизма. Попытки одновременной интеграции в ислам и неоплатонизма, и аристотелизма были характерны для последователей Аль-Кинди, среди которых наиболее известными были Авиценна и Ибн Рушд.[132] Характерно, что работы Аристотеля лучше сохранились в арабских переводах на Востоке, чем в средневековой Европе, и некоторые трактаты сохранились благодаря переводам с арабского на латынь.[80]
Одной из основных проблем исламской философии, растянувшейся на несколько веков, было противостояние между каноном ислама и мистическими исламскими сектами. Многие исламские философы предпринимали попытки рационально поддержать канон, однако основное мистическое направление — суфизм — к XIII веку выделилось в отдельное направление ислама. Суфизм во многом приближается к неоплатонизму и содержит элементы теософии. Наконец, в XVI веке персидский философ мулла Садра провёл интеграцию аристотелизма, неоплатонизма и ислама, и его философия стала наиболее влиятельной концепцией в исламе вплоть до настоящего времени.[133][134]