Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 17:57, реферат
Описание работы
Разнообразные функции философии ни в чем другом, кроме как в сообщении культуры мысли, жизненной глубины, далевого видения, внутренней сосредоточенности, не коренятся, что обусловлено самим назначением философского знания быть средством выработки предельных ценностных ориентаций, глобальных целей, сводящих к единству, означивающих все частные, конечные цели и ценности, движущие человеком. Жизнеучительское место, катарсическая миссия философии обеспечивается квалифицированным образом действия на основе знания
О чем же размышляли
и продолжают размышлять те, кого называют
философами? Их внимание на протяжении
веков привлекала природа.
Именно природу сделали
предметом изучения первые греческие
мыслители, в чьих трудах философия
предстала прежде всего в образе натурфилософии
(философии природы). Причем особый интерес
уже у них вызывали не частности. Каждое
конкретное наблюдение они старались
присоединить к пониманию волновавших
их принципиальных вопросов. Прежде всего
их занимало возникновение и строение
мира - Земли, Солнца, звезд (то есть космогонические
и космологические вопросы). Тем самым
проблема первоосновы, первоначала смыкалась
с другой важной проблемой: единого и многого.
Поиск единства в многообразии мира выражал
характерную для философской мысли задачу
синтеза человеческого опыта, знаний о
природе. Эти функции сохранялись за философской
мыслью в течение многих веков. Хотя на
зрелых стадиях развития науки, особенно
с появлением ее теоретических разделов,
они существенно видоизменялись, философский
интерес к природе не угас и, насколько
можно судить, угаснуть не может.
Постепенно в сферу
философии вошли и стали постоянным предметом
ее интереса вопросы общественной жизни
людей, ее политического, правового устройства
и др.
Подобно натурфилософии,
предвестнице будущего естествознания,
социально-философская мысль подготовила
почву для конкретных знаний об обществе
(гражданская история, юриспруденция и
т.д.).
Философы разрабатывали
картину социальной жизни людей, теоретические
принципы знания об обществе. Наряду с
изучением общества философы много думали
о его наилучшем устройстве. Последующим
векам, поколениям великие умы завещали
найденные ими гуманистические идеалы
разума, свободы, справедливости в качестве
принципов общественной жизни людей.
Предметом раздумий
философов неизменно выступал и сам человек,
а потому в поле внимания включались ум,
чувства, язык, мораль, познание, религия,
искусство и все другие проявления человеческой
природы. В греческой мысли поворот от
космоса к человеку совершил древнегреческий
философ Сократ, сделавший проблему человека
фокусом философии. Тем самым на первый
план выдвигались темы познания и истины,
справедливости, мужества и других нравственных
добродетелей, смысла человеческого существования,
жизни и смерти. Это был новый образ философии
как жизнепонимания.
Человеческие проблемы
имеют для философии принципиальное значение.
И с тех пор как философия сложилась в
самостоятельную область знания, культуры
с особыми задачами, эти проблемы в ней
постоянно присутствуют. Наибольшее внимание
им уделяется в периоды больших исторических
трансформаций общества, когда происходит
глубинная переоценка ценностей.
Итак, предметом философских
размышлений (и неразрывно связанных с
ними на первых порах научных изысканий)
стали природный и общественный мир, а
также человек в их сложном взаимодействии.
Философы создавали не сказания с фантастическими
сюжетами, не проповеди, взывающие к вере,
а главным образом трактаты, обращенные
к знаниям, разуму людей.
Формирование философии
как самостоятельной области знания, культуры
со своими особыми задачами, не сводимыми
ни к мифологическим, ни к научным, ни к
религиозным, ни к каким бы то ни было иным
задачам, продлится века. Первую попытку
выделить философию как особую область
теоретического знания предпринял древнегреческий
философ Аристотель.
1. Общие закономерности
возникновения и развития философии Востока
и Запада
Развитие философии на Востоке
и Западе при всей ее самобытности и специфичности
имеет ряд общих закономерностей. Философская
мысль, во-первых, и на Востоке, и на Западе
зарождается в лоне мифологии как первой
формы общественного сознания. Для мифологии
свойственна неспособность человека выделить
себя из окружающей среды и объяснить
явления на основе естественных причин.
Она объясняет мир и все явления в нем
действием богов и героев. Но в мифологии
впервые в истории человечества ставится
и ряд собственно философских вопросов:
как возник мир и как он развивается; что
такое жизнь и смерть, и другие.
Во-вторых, философия Запада
и Востока зарождается как форма общественного
сознания с возникновением классового
общества и государства. Так, возникновение
философии в Древней Индии относится примерно
к I тысячелетию до н. э., когда на ее территории
стали формироваться рабовладельческие
государства. В Китае философия возникает
в VI—V вв. до н. э., когда там начался процесс
классового расслоения общества: разорение
общинников и рост экономической и политической
мощи новых земельных собственников и
городских богачей.
Античная философия в Греции
возникла в городах-государствах («полисах»)
на рубеже VII—VI вв. до н. э. сначала на западном
побережье Малой Азии (в Ионии), затем –
в греческих городах острова Сицилии,
и, наконец, в Греции – в Афинах (V в. до н. э.)
и была связана с возникновением и развитием
классового, рабовладельческого общества,
которое создавало условия для расцвета
культуры древнего мира.
На Руси возникновение и развитие
философии также связано с развитием классового
(феодального) общества и формированием
государства. Наиболее крупными были древнерусское,
или Киевское, государство на Днепре, а
также древнеславянские государства на
Дунае, Висле и Эльбе.
Нельзя не отметить, что на формирование
философии в более поздних в своем возникновении
государствах (а на Руси государство возникает
в VI в. и его становление продолжается вплоть
до VIII в. н. э.) оказывают влияние более ранние
философские системы древних государств.
В-третьих, философия Запада
и Востока обращена к общечеловеческим
ценностям. Она исследует такие явления,
которые человека волнуют всегда: «как
хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо
поступать»1. А чтобы эти ценные плоды получить,
человек должен овладевать философской
мудростью: ему следует научиться разбираться
в таких проблемах, как мир и его познание,
человек и природа, смысл жизни человека
и др.
И восточная, и западная философия
древнего мира интересовались проблемами
добра и зла; прекрасного и безобразного;
справедливости и несправедливости; дружбы,
товарищества, любви и ненависти; счастья,
наслаждения и страдания и другими… Россыпью
афоризмов, фокусирующих мысли великих
философов, сопровождается все развитие
философии:
Гераклит: «Один для меня –
десять тысяч, если он наилучший»;
Демокрит: «Сильно вредят дуракам
те, кто их хвалит»;
Эпикур: «Смерть не страшна:
я до нее, она после меня»;
Платон: «Великодушие – утонченное
использование обстоятельств: величие
души, соединенное с разумом»;
Аристотель: «Дружба есть необходимое
условие совместной жизни»;
Конфуций: «Не беспокойся о
том, что люди тебя не знают, а беспокойся
о том, что ты не знаешь людей»;
Лао-цзы: «Человек, обладающий
высшей добродетелью, в отношениях с людьми
должен быть дружелюбным; в словах должен
быть искренним; в управлении (страной)
должен быть последовательным; в делах
должен исходить из возможностей; в действиях
должен учитывать время».
В-четвертых, мировоззренческий
характер философского знания – также
закономерность развития философии Запада
и Востока. Хотим мы этого или нет, но философские
идеи, взгляды, теории, системы являются
либо идеалистическими, либо материалистическими,
а иногда эклектическими (соединениями
этих двух типов мировоззрений). Так, в
Древней Греции явно материалистическая
трактовка философских проблем просматривается
у представителей Милетской философской
школы. Основатель этой школы Фалес считает
первоосновой всего сущего воду, Анаксимен
– воздух, Анаксимандр – алейрон (неопределенное).
Материалистические основы мира предлагаются
Анаксагором, который полагал, что все
вещи состоят из неких «семян», названных
им гомеомериями, т. е. подобночастными.
Эмпедокл в своем сочинении «О природе»
утверждал, что огонь, воздух (именуемый
им эфиром), вода и земля – это те элементы,
или первоосновы, из которых возникают
различные вещи. Нечто аналогичное мы
обнаруживаем и в восточной философии.
Например, в древнейшей философской книге
Индии «Упанишады», а также в философской
древнеиндийской школе «червака» утверждается,
что субстанциональной основой всего
сущего являются вода, огонь, земля, воздух.
Совсем как об этом учил Эмпедокл!
Идеализм представлен в философии
древнего мира Запада и Востока в своих
двух разновидностях: как объективный
и как субъективный идеализм. В философии
Востока – это философия «йоги», буддизма,
джайнизма, конфуцианства, даосизма. В
западной философии – это философия Пифагора
и Пифагорейского союза, элейская философия,
а также философия Сократа, Платона и др.
Древнегреческий философ IV в.
до н. э. Платон учил о существовании двух
миров – «мира идей» и «мира вещей». «Мир
идей» содержит общие понятия, а «мир вещей»
– это отблеск «мира идей»: в «мире идей»
существуют идеальные сущности, а в «мире
вещей» единичные вещи как порождение
этих сущностей. Учение об идеях Платон
дает в сочинениях «Пир», «Федон», «Федр»,
«Государство», а проблема отношения идей
к материальному миру разрабатывается
в сочинениях «Теэтет», «Парменид», «Софист»,
«Критий». Он учит, что материя – чистая
«инаковость» идеи, ее «несущее». Сущее
же материи – идея. Подлинное бытие –
это идеальное бытие, напоминающее пирамиду,
в основании которой лежит идея прекрасного,
выступающая «сутью начала познания и
движения», рядом с ней находятся идея
блага и идея мудрости (истины).
Таким образом, Платон разрабатывает
философскую систему объективного идеализма,
в которой «мир идей» порождает «мир вещей».
И хотя Платон настаивает на том, что невозможно
разорвать идеи и вещи, все же первичным
для него оказывается «мир идей».
Аристотель в сочинении «Метафизика»
не соглашается с учением Платона об идеях
как основе возникновения вещей. Им выдвигается
тезис, что нет идеи-сущности вне чувственно
воспринимаемой вещи. Общее, возражая
Платону, говорил Аристотель, существует
лишь в единичном: «Если бы не было единичного,
не было бы и общего». В своей «Метафизике»
Аристотель отмечает, что философия исследует
сущее и его атрибуты, высшие принципы
или причины бытия. Это проблемы «общей
метафизики». Но есть еще и «частная метафизика»,
которая изучает «неподвижную субстанцию
или первый вечный двигатель».
Вместе с тем следует подчеркнуть,
что философские взгляды у многих восточных
и западных философов не выступают однозначно
– только как материалистические или
только как идеалистические. В них сочетаются
те и другие идеи. Однако то или иное решение
проблемы соотношения материи и сознания
в ее различных формах – от осмысления
космоса и природы до человека и его личностного
бытия – всегда свидетельствует об определенных
мировоззренческих ориентирах того или
иного философа или философской школы.
Следующей общей закономерностью
развития философии Запада и Востока является
ее стремление к научному поиску истинного
знания, имеющего методологическую значимость.
Речь идет об отношении к науке и методологической
функции философии.
С помощью философских учений,
концепций, идей осуществляется анализ
самых различных явлений, даются практические
рекомендации. В этом отношении показательно
конфуцианство, которое, возникнув в V
веке до н. э., получило широкое распространение
не только в Китае, но и в других странах
Востока, ряд его концепций жив и сейчас.
Так, например, концепция «сяо», или сыновней
почтительности, уважения к старшим, предлагает
на основе понимания сущности всех добродетелей
строить свое поведение в отношении старших
и по возрасту, и по социальной иерархии.
Забота о престарелых, уважительное и
милосердное к ним отношение, терпимость
к их недостаткам, умение использовать
ценное из жизненного опыта старших –
вот далеко не полный перечень того благоразумного
и почтительного поведения, которое Конфуций
предлагает людям.2
Если обратиться к западной
философии, то и в ней хорошо просматривается
методологическая функция философии.
Например, греческие философы – софисты,
которые вошли в историю философии под
названием учителей мудрости и красноречия,
ставили своей задачей научить своих учеников
хорошо, «сильно» мыслить, выступать со
знанием сущности предмета, о котором
ведется речь, и использовать свои философские
знания в политической деятельности.
Как известно, древнегреческий
философ Сократ поплатился жизнью за свои
убеждения. Он учил своих учеников разбираться
в существовавших в то время политических
традициях, утверждая, что управлять государством
должны не люди богатые и знатные, а знающие,
умелые и лучшие. Именно за это ему пришлось
выпить чашу с цикутой (ядом).
Как на Западе, так и на Востоке
философы вырабатывают свой собственный
метод исследования, анализа, объяснения
явлений. Исследователи Нового времени,
начиная с Гегеля, называют два основных
философских метода – диалектический
и метафизический. В условиях развития
философии древнего мира эти методы не
воспринимаются философами осознанно.
Они выступают как стихийные, а точнее,
внутренне присущие философским учениям,
системам, взглядам. Философы, как правило,
схватывают общую взаимосвязь явлений,
их противоречивость, движение и развитие,
единство и многообразие мира, «общий
путь», или Логос; как некий природный
Закон и др. По Гераклиту природа (огонь)
находится в беспрерывном процессе изменения.
Он видит источник развития и изменений:
«Все происходит через борьбу и по необходимости.
Всякое явление переходит в свою противоположность:
холодное становится теплым, теплое –
холодным, влажное – сухим, сухое – влажным».
Как само Солнце каждое мгновение обновляется,
так изменяются все явления. «Нельзя дважды
вступить в одну и ту же реку: на входящего
во второй раз текут уже новые воды». Гераклит
видит качественные противоположности:
«В нас всегда одно и то же: жизнь и смерть,
бдение и сон, юность и старость. Ибо это,
изменившись, есть то; и, обратно, то, изменившись,
есть это». Или читаем: «Морская вода –
чистейшая и грязнейшая: рыбам она питательна
и спасительна, людям же она не пригодна
для питья и пагубна»3. Как видим, древнегреческий философ
замечает, что всеобщность изменения и
переход каждого свойства в противоположное
делают все качества вещей относительными,
т. е. обусловленными конкретными обстоятельствами.