Генезис философии. Проблема первоначала в философии досократиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 04:36, контрольная работа

Описание работы

Человеку всегда хотелось понять окружающий его мир, составить целостное представление о нём, объяснить различные явления природы. Для этого, естественным образом, возникла и развилась такая наука, как философия. Она дала нам представление о мире, о месте человека в нем, дала ответ на «вечные» вопросы.

Файлы: 1 файл

Filosofia.docx

— 41.02 Кб (Скачать файл)

Министерство образования республики Беларусь

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

Институт информационных технологий

 

 

 

Специальность «ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»     

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ. ПРОБЛЕМА ПЕРВОНАЧАЛА В ФИЛОСОФИИ ДОСОКРАТИКОВ»

По курсу Философия

 

Вариант № 5

 

Студент-заочник  I курса

Группы №481073

ФИО Ганчароў Я.І.

Адрес РФ, Санкт-Петербург, пр. Бакунина 19/25, кв. 40

Тел.+375447362082, +79216328150

 

 

Минск 2015

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

Человеку всегда хотелось понять окружающий его мир, составить целостное представление о нём, объяснить различные явления природы. Для этого, естественным образом, возникла и развилась такая наука, как философия. Она дала нам представление о мире, о месте человека в нем, дала ответ на «вечные» вопросы.

Представление о мире, как упорядоченном целом, естественное для современного образованного человека, рождается в античной философии. Классическая(античная) философия родилась в эпоху высшего расцвета греческой культуры как попытка постижения окружающего мира, понимания смысла и законов вселенной. Основные философские идеи и принципы были выработаны именно в то время. Истоки греческой философии мы можем обнаружить в Египте и Малой Азии, куда путешествовали греки не только в поисках новых земель и богатств, но и за сокровенными знаниями более древних цивилизаций.

Философ Древней Греции имел существенное отличие от своих будущих коллег. Он не просто говорил о жизни, он жил так как он говорил. Его философия была не столько в его книгах, сколько в его реальной жизни. Если приходилось страдать за свои убеждения, древнегреческий философ страдал и умирал.

Моя задача состоит в том, чтобы проникнуть в мир того времени, раскрыть особенности социально-политической и духовной жизни древних греков, которые способствовали возникновению у них философии, дать определение главных характеристик античного философского мышления, проанализировать проблему первоначала в философии досократиков, изложить основные идеи античного атомизма и оценить значения этих идей для последующего развития философской мысли.

 

  1. Цивилизационные и культурные предпосылки возникновения древнегреческой философии, ее основные черты (натурфилософия, космоцентризм, логоцентризм)

Древнегреческая философия одна из крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. C VI века до н. э. начался период, когда древнегреческая цивилизация обрела господство в обширном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть черноморского побережья. К данному времени завершилось формирование древнегреческих городов-государств, так называемых полисов, в которых большое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь.

Для греков природа выступает главным абсолютом, она не сотворена богами, боги сами составляют часть природы и олицетворяют основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой, но живет не только «по природе», но и «по установлению» (на основе разумного обоснования). Человеческий разум у греков освободился от власти богов, грек их уважает и не будет оскорблять, но в своей повседневной жизни будет опираться на доводы разума, полагаясь на самого себя и зная, что не потому человек счастлив, что любим богами, но потому боги любят человека, что он счастлив. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (nomos). Номос – это разумные установления, принятые всеми жителями города, его гражданами, и равнообязательные для всех. Поэтому такой город есть также государство (город – государство – полис).

Полисный характер греческой жизни (с ее ролью народного собрания, публичных ораторских состязаний и т. д.) объясняет доверие греков к разуму, теории, а поклонение безличному абсолюту (природе) – постоянную близость и даже неразделимость физики (учения о природе) и метафизики (учения о первооснованиях бытия). 

Одной из важнейших особенностей древнегреческой культуры была ее ориентация на мифологию. Миф - традиционное анонимное повествование, образно объясняющее события космоса, истории и божественной жизни, происхождение человека, условия его жизни, смерть. Становлению философии в греческом мире способствовали достигнутые греками в городах-государствах политические и религиозные свободы. Чем основательнее становилась мифология, тем больше она трансформировалась в философию.

Попытки найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений, их толкование и объяснение с целью объединения нашего общего знания о ней - сформировали такое направление философии как натурфилософия. Уже у раннегреческих философов природы (натурфилософов) – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора и его школы, Гераклита, Парменида – обоснование природы космоса служило определению природы человека. На первый план выдвигается проблема космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни, в человеческой жизни она зачастую отождествлялась с рассудительностью и справедливостью.

Кроме такого направления в древнегреческой философии как натурфилософия, существовали еще логоцентризм и космоцентризм.

Космоцентризм - система философских взглядов, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно непостижимый. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса. Было создано новое немифологичное мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе.

Космос охватывает Землю, человека, небесные светила. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается - никто не знает.

Логоцентризм - в философии критической теории и деконструкции означает тенденцию опоры, зачастую необоснованной, на центральный элемент любого текста или предмета философского анализа, в то время как такого центрального элемента может и не существовать.

Древнегреческая философия существовала в течение более чем тысячелетия (с VII в. до н.э. по VI в. до н.э.). За это время она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема первоначала в философии досократиков

В основном их произведения сохранились только во фрагментах либо в цитатах и критике более поздних античных авторов. Объединяет их то, что все досократики еще не ставили вопрос о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления и бытия и т. д., а также отсутствие собственно философской терминологии вследствие нерасчлененности и неразвитости научного знания. В своих работах почти все досократики уделяли большое внимание природе, космосу.

Вопрос о первоначале, о том, из чего все произошло, что является основным принципом мира, и какие принципы или силы определяют его развитие, является основным в онтологии древнегреческих философов, и в этом смысле их философия перекликается с мифологией. Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина стойхейон и архе. Одни философы натурфилософы или фисиологи считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые стихии или определенное вещество апейрон, другие видели ее в математических атомах, третьи усматривали основу мира в едином, незримом бытии, четвертые считали такой основой неделимые атомы. Помимо вопроса о первооснове почти все досократики обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме познания.

    1.  Милетская школа

Милетская ионийская школа известна как первая философская школа. В ней впервые был поставлен вопрос о первоначале всего сущего, и такое первоначало милетцы видели в неком материальном веществе, чувственной стихии, которая является одновременно и субстанциальным, и генетическим началом. Философов Милетской школы объединяет также то, что все они монисты, т. е признавали только одно начало сущего.

              • Фалес Милетский

Основатель милетской школы - Фалес Милетский (кон. VII в. начало VI в. до. н.э.) один из семи мудрецов, считающийся первым философом. Согласно доксографам, образование он получил в Вавилонии, Финикии и Египте, а в Милет прибыл уже глубоким стариком. Ему приписываются сочинения «О природе», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Фалес признал воду субстанциально-генетическим началом, т.е веществом, из которого все возникло и все состоит. По Фалесу, устойчивое пребывание Земли в центре мира объясняется тем, что она плавает, подобно куску дерева, на воде. В доказательство того, что именно вода является первоначалом, Фалес также приводил тот факт, что в горах Греции были найдены ракушки, значит, весь мир когда-то был покрыт водой. Фалес, по-видимому, не объяснял точнее, каким способом вещи возникают из воды, по всей вероятности, он представлял себе, что с веществом непосредственно связана действующая сила, и саму эту силу мыслил, в духе древней религии природы, как нечто аналогичное человеческой душе, на это указывают также его изречения, что «все полно богов» и что «магнит имеет душу» т.е. жизнь, так как он притягивает железо. Таким образом, он представлял себе вещество живым и одушевленным воззрение, называемое гилозоизмом от греч. материя и жизнь. Онтологический монизм Фалеса связан с его гносеологическим монизмом- всезнание надо сводить к единой основе, многословие вовсе не является показателем разумного мнения.

    • Анаксимандр

Анаксимандр (VII в.- VI в. до н.э.) - ученик и последователь Фалеса. Ему приписываются сочинения «О природе», а также «Карта земли» и «Глобус». Анаксимандр считал субстанциально-генетическим началом всего сущего некий апейрон, что в переводе означает беспредельное, безграничное, бесконечное. Апейрон бесконечен, вечен, вневременн и объемлет все миры, ибо Анаксимандр считал наш мир лишь одним из многих. Он материален, вещественен, но трудно сказать, что это за вещество внутренне и качественно он неопределен. В качестве основания того, что именно апейрон является первоначалом, Анаксимандр приводил следующие доказательства. Ни одна из стихий не может быть первоначалом, т.к., во-первых, тогда она была бы наиболее мощной, а это бы привело к поглощению ею всех остальных стихий во-вторых, субстанциальное начало, лежащее в основе всего сущего, должно быть общим для всех стихий, иначе превращение их друг в друга будет невозможно. Генетическое начало должно быть бесконечно мощным и изобильным, дабы не иссякнуть оно не должно иметь другого начала и не может иметь предела в смысле начала и конца во времени. Апейрон, как нечто беспредельное, безграничное, бесконечное, обладает всеми этими свойствами. Апейрон обладает некоторыми признаками единого бога он самодостаточен, все объемлет и всем управляет , вечен, бессмертен и неуничтожим и находится в вечном движении, в ходе которого произошло образование миров. Миры возникли не в результате творения, но в результате развития. Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет противоположности влажное и сухое, холодное и теплое, парные композиции которых образуют все четыре стихии. В центре собирается как самое тяжелое земля, окруженная водой, воздушной и огненной сферами, между которыми происходит взаимодействие. Под действием небесного огня часть воды испаряется, и земля выступает частично из мирового океана, образуется суша. Небесная сфера разрывается на три кольца, окруженных воздухом движимые течениями воздуха, они вращаются вокруг Земли. В нижнем ободе множество отверстий, через которые просматривается огонь — это звезды в среднем и верхнем по одному — это луна и солнце. Земля имеет форму цилиндра и сохраняется в покое благодаря тому, что она находится со всех сторон на одинаковом расстоянии от границ мира, который, по-видимому, мыслился в форме шара. Вначале она находилась в жидком состоянии, и при ее постепенном высыхании на ней произошли живые существа. Анаксимандр говорил, что из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое все исчезает по необходимости. Все получает возмездие за несправедливость и согласно порядку необходимости. Несправедливость вещей состоит в том, что они нарушают меру, преступают установленные границы. Вода, огонь и земля должны находиться в мире в определенной пропорции, но каждый элемент, понимаемый как Бог, вечно стремится расширить свои владения. Но по Анаксимандру, отличие всех вещей этого мира в том, что все они имеют свой предел, т. е меру. Если же вещь преступает свой предел, то она превращается в безмерное, беспредельное, т. е в апейрон, т.е. вещи поглощаются апейроном.

  • Анаксимен

Анаксимен - ученик Анаксимандра, оказал значительное влияние на Пифагора, а также на многие последующие философские построения. Из его сочинения «О природе» сохранился лишь небольшой отрывок. В качестве первоначала Анаксимен признает воздух, который он называл апейрос, т.е. беспредельный. Он не только простирается в бесконечность, но вместе с тем находится в постоянном движении и изменении и является основой всей жизни и всякого движения в живых существах. Воздух все объемлет. Воздух постоянно изменяется он либо разрежается размягчается, нагревается либо сгущается охлаждается, уплотняется. Через разрежение воздух становится огнем, а затем эфиром через сгущение ветром, далее тучами, водой, землей, камнями. Таким образом, Анаксимен делает все различия между субстанциями количественными различиями, зависящими исключительно от степени сгущения. При возникновении мира сначала образовалась Земля, которую Анаксимен представлял себе плоской и потому неподвижно висящей в воздухе. Поднимающиеся от нее испарения, разрежаясь, становятся огнем, из которого образуются звезды, которые вращаются вокруг Земли воздушными вихрями. Анаксимен полагал, что солнце — это земля, раскалившаяся от слишком быстрого движения. Боги так же созданы из воздуха, причем не богами был создан воздух, а они сами из воздуха.

  • Гераклит

Труд Гераклита, согласно одним источникам, назывался «О природе», согласно другим – «Музы». По Гераклиту, субстанциально-генетическим началом всего сущего является огонь. Этот огонь не просто пламя, а некий божественный огонь, огнелогос. Логос — это объективный закон мироздания, принцип порядка и меры, которому подчинены все изменения для чувственного восприятия он выступает как огонь, для разума как логос. Жизнь мира зависит не от промысла богов, но от логоса. Этот космос не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим. Космос возникает из огня, далее огонь превращается в воздух, воздух в воду, вода - в землю, земля в огнь, и обратно смерть земли рождение воды, смерть воды рождение воздуха, а воздуха огня. Возникновение космоса Гераклит связывал с недостатком огня и называл это путем вниз. Но космос Гераклита не вечен, и путь вниз периодически сменяется путем вверх, недостаток огня- его избытком, и космос сгорает. Все, подобно пламени в костре, рождается лишь благодаря чьей-либо смерти. В подобном мире следует ожидать постоянного изменения, поэтому Гераклит учил, что все находится в состоянии потока, все течет, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Мир постоянно движется, меняется, но он не является хаосом.

Информация о работе Генезис философии. Проблема первоначала в философии досократиков