Интерактивное обучение на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: показать, как использование интерактивных технологий на уроках литературы способствует активизации внутренних резервов учеников, реализации их природных особенностей, стимулирует самостоятельное мышление.
Задачи:
рассмотреть современные методы интерактивных технологий преподавания литературы;
определить педагогические условия реализации интерактивных форм обучения на уроках литературы;
разработать методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения при изучении литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.05 Кб (Скачать файл)

В первых двух случаях построение аналогичное (учитель - ученик), отличие в масштабе реализации. Групповая форма организация учебной деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и учащимися, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса.

Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.

Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:

  • конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
  • коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
  • социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

  • развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
  • решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
  • развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
  • обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Технологии интерактивного обучения.

  1. Работа в парах.
  2. Ротационные (сменные) тройки.
  3. Карусель.
  4. Работа в малых группах.
  5. Аквариум.
  6. Незаконченное предложение.
  7. Мозговой штурм.
  8. Броуновское движение.
  9. Дерево решений.
  10. Суд от своего имени.
  11. Гражданские слушания.
  12. Ролевая (деловая) игра.
  13. Метод пресс.
  14. Займи позицию.
  15. Дискуссия.
  16. Дебаты.

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - "большой круг", "вертушка", "аквариум", "мозговой штурм", "дебаты".

 

Дискуссионные формы интерактивного обучения

 

Учебную дискуссию нельзя отнести к новым формам организации учебной деятельности. Вместе с тем методика и практика преподавания последних лет существенно обогатили представления о многообразии вариантов урока-дискуссии. Назовем некоторые из них.

«Круглый стол». Обсуждение проблемы ведется группами учащихся, но обмен мнениями происходит не только между группами (или внутри одной группы), но и с аудиторией.

«Заседание экспертной группы» (или «панельная дискуссия»). Намеченная проблема обсуждается первоначально в рамках небольшой группы (4-6 человек), а затем ее участники кратко излагают свои позиции всему классу.

«Форум». Эта форма сходна с предыдущей. Отличие состоит в том, что группа не просто излагает свои позиции, а вступает в обмен мнениями с аудиторией.

«Симпозиум». Форма, предполагающая выступление с заранее подготовленными сообщениями, отражающими их позиции по неоднозначному (или спорному) сюжету. После заслушивания сообщений аудитория задает докладчикам вопросы.

«Дебаты». Заявляются две различные, а часто противоположные, точки зрения - Каждую выдвигает и отстаивает одна из групп учащихся.

«Судебное заседание». Моделируется ситуация судебного разбирательства с участием всех предусмотренных законом сторон.

Несколько особняком стоит вариант коллективного взаимодействия так называемая «техника аквариума». Эту разновидность дискуссии обычно применяют при обращении к материалу, который содержит явные противоречия в подходах, оценках. Процедурно данная педагогическая технология может быть представлена следующими этапами.

1. Учитель выдвигает проблему, показывает классу ее противоречивость и неоднозначность.

2. Класс делится на подгруппы.

3. Участники каждой группы  выбирают того, кто будет представлять ее позицию всему классу.

4. Группам дается время на обсуждение проблемы и выработку к ней своего отношения.

5. Представители групп  собираются в центре и отстаивают  коллективно выработанную точку зрения. Кроме них, право высказываться никому не предоставляется, но участники группы могут влиять на ход обсуждения, передавая своему представителю записки, содержащие дополнительные сведения, комментарии.

6. Учитель может разрешить  представителям групп (как и группе в целом) взять тайм-аут для консультаций.

7. «Аквариумное» обсуждение  проблемы представителями групп заканчивается либо по истечении отведенного времени, либо в результате выработки общей позиции.

8. В конце обсуждения  классом проводится его критический разбор.

Данный вариант проведения дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на представлении точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном обсуждении вопроса в группах, в поддержке своего представителя на «презентации» выработанной позиции, критическом осмыслении хода и итогов коллективной работы.

Дерево решений.  Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают  на деревьях соседей свои идеи.

Данная методика позволяет понять механику принятия сложных решений, «переварить» противоречивые данные. Она помогает преподавателю с большой точность в ненавязчивой форме оценить уровень базовых знаний и степени подготовленности обучающегося.

Участники обучения детально анализируют все возможные варианты решений и выписывают в колонки преимущества и недостатки каждого из них.

Проблема.

Вариант 1.

Преимущества_________________________________________________

Недостатки____________________________________________________

Вариант 2.

Преимущества_________________________________________________

Недостатки____________________________________________________

 

Методика проведения.

  1. Вначале преподаватель ставит задачу для обсуждения.
  2. Участникам даётся базовая информация по проблеме, исторические факты и т.д. (это может быть частью домашнего задания).
  3. Преподаватель делит участников на группы по 4-6 человек. Каждой группе раздаются таблицы и яркие фломастеры. Преподаватель определяет время на выполнение задания (10-20 минут).
  4. Работая в группах, учащиеся заполняют таблицу, записывая в колонки преимущества и недостатки каждого варианта, и принимают решение по проблеме.
  5. Представители каждой группы рассказывают о результатах. Преподаватель может сравнить полученные результаты, рассказать, почему в том или ином случае группы приняли одинаковые или различные решения, ответить на вопросы.

Дебаты. (Суд от своего имени. Гражданские слушания).

Цель участников дебатов - убедить других в том, что его подход к решению проблемы правилен.

Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение.

Дискуссия в форме дебатов используется при обсуждении сложной или противоречивой проблемы, мнения участников уже четко определены и резко отличаются друг от друга.

Цель этой формы - научить ребят высказывать свою точку зрения спокойно, в дружелюбной манере. Участники приводят аргументы за или против обсуждаемой идеи и стараются убедить оппонентов в правильности своей позиции, а не просто набрасываются на них с нападками (см. приложение № 1)

Время выступления каждого участника во время дебатов ограничено и одинаково для всех. Решившись на такую форму дискуссии, надо быть готовым к тому, что оценки многих участников будут носить субъективный характер.

Учитель делит учеников на две группы (число групп зависит от числа возможных точек зрения на проблему). Ученики или сами выбирают группу или распределяются по жребию.

Учитель рассказывает о теме дебатов и о правилах проведения дискуссии: время на подготовку в группах, общее время на выступление группы в дебатах. Представители групп выступают поочередно. Каждая группа имеет право на три выступления.

Во время подготовки учащиеся распределяют роли между собой и решают, как лучше распорядиться отведенным временем. Представители одной группы могут задавать вопросы представителям других групп, а также комментировать аргументы своих оппонентов. Группы могут использовать рисунки, схемы и другую наглядность. Представители групп должны договориться об очередности своих выступлений.

Учитель начинает дебаты, предоставляет участникам слово, следит за регламентом.

В завершении дебатов можно провести опрос среди участников тайным голосованием.

Ролевая (деловая) игра.

 Ребятам предлагается  выступить в роли редакторов, корректоров, оформителей стенгазет, составителей рекламы, экскурсоводов и др .Такая работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах.

 Особенно интересны  стали виртуальные экскурсии  на уроках литературы. Проведение виртуальной экскурсии по литературе будет очень похоже на проведение обыкновенной экскурсии: понадобится разъяснение учащимся цели экскурсии, сообщение им знаний, необходимых для успеха экскурсии.

 Требования в виртуальной  экскурсии как к организационной  форме работы практически не  отличаются от требований к  проведению реальных традиционных экскурсий. Но характерными признаками виртуальной реальности будут являться следующие: моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

      Объектами  экскурсии станут размещаемые  в сети Интернет  изображения  и отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий  писателей,  фотогалереи,  иллюстрации  к произведениям,  озвученные  произведения писателей, критические  материалы… Следовательно, при предварительном знакомстве с объектом экскурсии учитель будет обращаться не к реальному месту, а он будет знакомится с информацией того или иного сайта, который впоследствии по его настойчивой рекомендации посетят учащиеся.

Информация о работе Интерактивное обучение на уроках литературы