Интерактивное обучение на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: показать, как использование интерактивных технологий на уроках литературы способствует активизации внутренних резервов учеников, реализации их природных особенностей, стимулирует самостоятельное мышление.
Задачи:
рассмотреть современные методы интерактивных технологий преподавания литературы;
определить педагогические условия реализации интерактивных форм обучения на уроках литературы;
разработать методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения при изучении литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.05 Кб (Скачать файл)

Маршрут экскурсии будет разрабатываться следующим образом: учитель отбирает, какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны произвести учащиеся. Также при разработке маршрута виртуальной экскурсии для себя учитель отмечает и затем строго соблюдает санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере. При подготовке к виртуальной экскурсии учитель должен учитывать  стихийность и неконтролируемость  размещаемой в Интернете информации. Учитель  готовится к виртуальной экскурсии не накануне ее проведения, а как минимум за несколько дней, т.к. во время проведения экскурсии могут возникнуть непредвиденные обстоятельства: низкая скорость передачи информации по выделенному каналу, или же остановка работы или, наоборот, обновление сайта или странички, на которую была дана ссылка.    Создание сайта виртуальной экскурсии поможет исключить подобные неприятности и в значительной мере облегчит предварительную работу учителя при подготовке виртуальной экскурсии, а учащимся предоставит возможность вновь обратиться к материалам экскурсии, но уже самостоятельно. Все сайты в глобальной сети Интернет по своей структуре похожи друг на друга, и отличаются своим дизайнерским оформлением и, конечно же, содержанием. Любой сайт начинается с главной странички, на которой приводится название сайта, его краткое структурное описание (какие разделы содержит сайт) или описание его содержания (какие основные темы).  Необходимо учитывать, что в настоящее время темп развития компьютеров и программного обеспечения к ним довольно высок. Ни для кого уже не секрет, что зачастую учащиеся овладевают компьютерными технологиями быстрее своих преподавателей. Поэтому уже при планировании итоговых мероприятий учитель должен учитывать, что, во-первых, расширяется диапазон самих отчетных мероприятий, а, во-вторых, средствами информационных технологий усиливается их техническая поддержка. Это дает возможность создания «ситуации свободного выбора», при которой учащийся из ряда предложенных учителем форм отчетности по экскурсии выбирает одну или предлагает свою в соответствии со склонностями и возможностями:  создание презентации Power Point или разработки веб-узла.  Информация, собранная школьниками во время учебной экскурсии, может получить материальное воплощение в виде Flash-роликов и стать, таким образом, средством обучения литературы, которое учитель сможет использовать для работы в других классах.

       Выводы: виртуальные экскурсии по Интернету  являются одной из наиболее  перспективных форм проведения  учебных экскурсий. Но  не нужно  отказываться и от реальных  экскурсий, необходимо найти оптимальное  сочетание реальности и виртуальности  в экскурсиях, исходя из интересов  учащихся и задач обучения  литературы.

Займи позицию (шкала мнений).

Этот метод – хорошее начало для работы с дискуссионными вопросами и проблемами. Метод можно использовать как вводное упражнение, для того, чтобы продемонстрировать разнообразие мнений по определённой проблеме, дать каждому учащемуся возможность выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения. Его также можно использовать в конце занятия.

Порядок проведения.

Предварительно:

    1. Сформулируйте дискуссионный вопрос, предусматривающий противоположные ответы
    2. Подготовьте «шкалу мнений»: нарисуйте линию:

За_________________

скорее за_______________________________

скорее против______________

против____________________

При проведении:

  1. Задайте классу дискуссионный вопрос и дайте время подумать над своей позицией по данному вопросу;
  2. Попросите учащихся занять позицию, т.е. встать у соответствующего их мнению варианта ответа;
  3. Объясните правила упражнения:
  • уточните свою позицию (за или против);
  • объясните, почему вы заняли эту позицию;
  • при ответе можно использовать ПОПС – формулу: позиция – обоснование – пример – следствие;

П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что…

О – обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - … потому, что…

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - … например…

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) - … поэтому…

  • каждый может привести по одному аргументу в защиту своей позиции;
  • в процессе дискуссии можно поменять позицию, если аргументы других участников вас убедили.
  1. Задайте вопросы учащимся. Почему вы заняли эту позицию?
  1. Спросите также тех, кто поменял позицию, почему это произошло?
  2. Подведите итоги. Можно аргументировать итоги по-разному:
  • Во-первых, оцените аргументы участников (особенно это полезно делать в том случае, если только часть учащихся занимала позицию; в этом случае оценку должны давать другие учащиеся). При оценке попросите назвать наиболее убедительный аргумент, который они услышали от противоположной стороны.
  • Во-вторых, проанализируйте количественное соотношение сторонников разных позиций, сравните это соотношение с общественным мнением.
  • В-третьих, обсудите, при каких условиях возможно изменение позиции.

  Наиболее простая  форма группового взаимодействия  — «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту — не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.

Метод проектов.  Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делает учебный процесс творческим, а ученика – раскованным и целеустремленным. 

 

 

    1. Правила организации интерактивного обучения на уроках литературы.

           Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения. С другой стороны, освоение учителями активных методов обучения просто невозможно без непосредственного включения учителей в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только попробовав их непосредственно, только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.

          Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к "непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

         Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

         Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить "елочкой", чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены пособия или раздаточные материалы, необходимые для творческой работы.

          Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.

          Правило шестое. Деление участников семинара на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

  • контролирует ход работы в группах;
  • отвечает на вопросы;
  • регулирует споры, порядок работы;
  • в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.

         Совместная деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно – обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Используются формы групповой работы: уроки-конференции, математический бой, уроки-консультации. Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия.

          По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).

          Как показывает опыт, групповая работа – форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу "от простого - к сложному". Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.

Основные требования успешного обучения в режиме групповой технологии.

  1. Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.
  2. Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находится в тесном контакте с друг другом.
  3. Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несет ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.
  4. Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.
  5. Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

 

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику:

  • развитие личностной рефлексии;
  • осознание включенности в общую работу;
  • становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
  • развитие навыков общения;
  • принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
  • повышение познавательной активности.

классу:

  • формирование класса как групповой общности;
  • повышение познавательного интереса;
  • развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

Информация о работе Интерактивное обучение на уроках литературы