Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 22:31, курсовая работа
Цель: показать, как использование интерактивных технологий на уроках литературы способствует активизации внутренних резервов учеников, реализации их природных особенностей, стимулирует самостоятельное мышление.
Задачи:
рассмотреть современные методы интерактивных технологий преподавания литературы;
определить педагогические условия реализации интерактивных форм обучения на уроках литературы;
разработать методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения при изучении литературы.
Распространенной технологией симуляционной игры является упрощенное судебное слушание, которое дает возможность ученикам разыграть судебный процесс по конкретному делу, с минимальным количеством участников. Это процесс с участием трёх – четырёх особ: судьи, который выслушивает обе стороны, обвинителя, адвоката и обвиняемого. Технология упрощенного суда даст возможность ученикам получить представление о процедуре принятия судебного решения, принять участие в упражнении, связанном с анализом, критическим мышлением, принятием решений. Например, при изучении повести Бальзака «Гобсек» можно устроить импровизированный суд над главным героем. Это поможет разносторонне проанализировать образ Гобсека. Участники такого учебного процесса побывают в условиях, отличных от традиционного обучения. Ученикам предоставляется максимальная свобода интеллектуальной деятельности, ограниченной лишь условиями игры. А учитель выступает в роли ведущего или инструктора.
При изучении древнегреческих мифов можно провести ролевую игру «Запутанный рассказ». Классу предлагается три рассказа, подготовленные учениками из творческой группы. Слушателям нужно установить ошибки и неточности в сообщениях.
Рассказ первый может быть о жизни Геракла, рассказ второй – о Прометее, рассказ третий – о Дедале. После каждого рассказа учащиеся называют неточности и ошибки. Группа экспертов подводит итоги упражнения.
При организации ролевых игр нужно обязательно помнить, что речь идет не о демонстрации учащимися актёрских способностей, а об умелом отображении выбранного процесса. Для начала необходимо выбрать тему для симуляции и основной вопрос, который будут решать ученики, затем спланировать сценарий, продумать распределение ролей, дать учащимся достаточное количество информации, чтобы они могли убедительно выполнять свои роли и одновременно учиться.
Глава 3. Интерактивный урок литературы – особый тип урока
3.1 Структура интерактивного урока литературы
Интерактивный урок имеет свою структуру и проводится в несколько этапов.
Первый этап. Мотивация.
Цель – сфокусировать внимание учеников на проблеме и вызвать интерес к обговариваемой теме. Приемом обучения может быть беседа, обсуждение цитаты, короткой истории, выполнение небольшого задания, умственная разминка, демонстрирование наглядности. На этом этапе обычно используются несложные интерактивные технологии («мозговой штурм», «микрофон»). Этот элемент должен занимать не более 5% урока.
Второй этап. Объявление темы, сообщение ожидаемых учебных результатов.
Цель – обеспечить понимание учениками содержания их учебной деятельности, то есть того, какими должны быть их учебные достижения, чего ждет от них учитель. Этот элемент урока должен занимать не более 5% времени.
Третий этап. Предоставление необходимой информации.
Цель – дать ученикам достаточно информации, для того чтобы на ее основе выполнять практические задания. Это может быть мини-лекция, ознакомление с раздаточным материалом, презентация домашнего задания. Продолжительность этого этапа – 10% учебного времени.
Четвертый этап. Интерактивное упражнение (центральная часть занятия).
Цель – практическое освоение материала.
а) инструктирование – учитель рассказывает участникам о цели упражнения о порядке выполнения и сроке выполнения заданий;
б) объединение в группы (или распределение ролей);
в) выполнение задания (учитель является организатором, ведущим, консультантом);
г) презентация результатов работы;
д) рефлексия результатов учениками: осознание полученных результатов, достигаемое путем их специального коллективного обсуждения или с помощью других приемов.
Интерактивное упражнение может занимать около 50 – 60% времени на уроке.
Важно помнить на этом этапе урока, что рефлексия является значимым компонентом интерактивного упражнения. Она дает возможность оценить личный уровень понимания и усвоения учебного материала и спланировать реальные шаги его дальнейшей обработки, сравнить свое восприятие с мыслями, взглядами, чувствами. Для учителя это возможность увидеть реакцию учеников на обучение и внести необходимые коррективы.
Рефлексия на уроке литературы может осуществляться в разных формах: в виде индивидуальной работы, работы в парах, группах, дискуссии, в письменной и устной форме. Она должна вмещать несколько элементов: фиксация того, что произошло, определение размышлений и ощущений.
Пятый этап. Подведение итогов, оценивание результатов урока.
Цель – рефлексия – самоанализ объёма заданий выполненных на уроке.
На этот этап следует отвести до 20% урока.
По дидактическому принципу обучение осуществляется путем интеграции знаний из разных предметов. Придерживаясь этих требований, учитель литературы на уроке подает литературоведческие знания в историческом и общекультурном контексте. На каждом уроке необходимо создавать условия для ощущения простора, свободного времени для раздумий, пробуждения эмоций, побуждать к выбору определенной позиции, обязательно все это правильно оформлять в речевой ситуации.
Например, устное обсуждение может проводиться по таким вопросам:
-Для чего мы выполняли это упражнение?
-Какие мысли оно вызвало у вас?
-Какие чувства?
-Чему научились лично вы?
-Чему бы хотели научиться в дальнейшем?
Можно предложить ученикам лист оценивания умений высказываться, который оформить в виде таблицы с колонками «Мои достижения» и «Баллы».
Рефлексия и подведение итогов интерактивного упражнения могут занимать 5 – 15 мин.
Пятый этап. Подведение итогов, оценивание результатов урока.
Цель – рефлексия – самоанализ объема работ, выполненных на уроке. Следует возвратиться к ожидаемым результатам, объявленным в начале урока. Для подведения итогов можно поставить ученикам такие вопросы:
- что вы узнали нового на уроке?
- Какие приобрели навыки?
- Может ли это быть полезным в жизни?
- Что понравилась на уроке?
На этот этап следует отвести до 20% урока.
По дидактическому принципу обучение осуществляется путем интеграции знаний из разных предметов. Придерживаясь этих требований, учитель литературы на уроке подает литературоведческие знания в историческом и общекультурном контексте. На каждом уроке необходимо создавать условия для ощущения простора, свободного времени для раздумий, пробуждения эмоций, побуждать к выбору определенной позиции, обязательно все это правильно оформлять в речевой ситуации. Этому существует диалогическое обучение, которое осуществляется через акт коммуникации: читателя с текстом; учителя с учеником; одноклассников между собой.
Далее учитель сообщает о достижениях учащихся на уроке и дает домашнее задание.
Спецификой интерактивных уроков является обязательная предварительная работа ученика, естественно, над ранее оглашенной учителем проблемной темой. Поэтому и проходят такие уроки интересно.
План подготовки учеником материала может быть таким:
При такой обстоятельной подготовке домашнего задания интерактивный урок будет интересным и плодотворным.
3.2 Преимущества интерактивного урока литературы
С развитием образования ставится задание постоянного обновления содержания образования и учебно-воспитательного процесса. В частности, определена роль гуманитарных дисциплин в духовном росте школьников и цель литературного образования, которая заключается во введении учеников в мир прекрасного, приобщении к национальному искусству слова, воспитании потребности к чтению, интереса к художественному слову, формировании эстетического вкуса, способности творчески воспринимать прочитанное, способствовать воспитанию духовного богатого, искреннего, верного гражданина.
Использование интерактивных технологий способствует активизации внутренних разрезов учеников, реализации их природных способностей, стимулирует самостоятельное мышление вместо переваривания готовой информации, оторванной из жизни и общественного опыта.
Интерактивные уроки литературы способствуют формированию у учеников основных познавательных умений и навыков, дают образцы моделей поведения в разных житейских обстоятельствах.
Использование интерактивных технологий на уроках литературы способствует развитию критического мышления учеников, повышению читательской и языковой культуры, формированию умений самостоятельного анализа учебного материала и личной учебной деятельности, воспитанию уважительного отношения к мнению других, развитию культуры полемики и самопрезентации.
Существенно меняется и роль учителя на таком уроке литературы. Используя интерактивные методы обучения, педагог активизирует учебную деятельность учеников, становится организатором ученического коллектива, консультантом во время проведения интерактивных занятий. Ученикам предоставляется возможность приобретать коммуникативные умения и навыки общения.
Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, создание условий для общего решения проблем в ходе аналитической деятельности. Во время такого обучения школьники учатся общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать продуманные взвешенные решения.
Использование интерактивных методов – это способ создания такой атмосферы на уроке литературы, которая более всего способствует сотрудничеству, дает возможность полнее реализовать личностно ориентированное обучение. Учитель имеет возможность рационально распределить свое время на уроке и подготовить помощников для реализации целей урока.
Заключение.
Результаты интерактивного обучения:
Что же дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?
- опыт активного освоения
учебного содержания по
- развитие личностной рефлексии;
освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;
- развитие толерантности.
- развитие навыков общения
и взаимодействия в малой
- формирование ценностно-
- приобщение к гибкой
смене социальных ролей в
-принятие нравственных
норм и правил совместной
- развитие навыков анализа
и самоанализа в процессе
- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.
- нестандартное отношение
к организации
- многомерное освоение учебного материала;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.
Преимущества интерактивных форм обучения:
- повышают мотивацию и
вовлеченность участников в
- интенсифицируют процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач;
- формируют личную заинтересованность
каждого ученика в собственном
и общем результатах, что делает
процесс обучения более
- способствуют развитию умения мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее, обосновывать свои позиции;
- формируют способность к сотрудничеству, партнерские отношения, толерантность, опыт установления контакта, опыт переживания единения.
Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений и навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для включения участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.
Информация о работе Интерактивное обучение на уроках литературы