Интерактивное обучение на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: показать, как использование интерактивных технологий на уроках литературы способствует активизации внутренних резервов учеников, реализации их природных особенностей, стимулирует самостоятельное мышление.
Задачи:
рассмотреть современные методы интерактивных технологий преподавания литературы;
определить педагогические условия реализации интерактивных форм обучения на уроках литературы;
разработать методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения при изучении литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.05 Кб (Скачать файл)

учителю:

  • нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
  • формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

 

Глава 2. Технологии интерактивного обучения и их использование на уроках литературы

 

Интерактивная технология обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие школьника в коллективном взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе учебного познания. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика с   другим учеником.

      Оно проходит в формате СУБЪЕКТ – СУБЪЕКТ. Существенно меняется роль учителя. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал). Ученики сами работают над учебной задачей, а учитель – КООРДИНАТОР. Он направляет их работу. Помогает разработать стратегию поиска, контролирует при необходимости промежуточные этапы как индивидуальной работы, так и деятельности учебной группы.

Коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее.  Ярким примером данного тезиса являются интеллектуальные командные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и другие, когда в считанные минуты (и даже секунды) группа единомышленников решает сложнейшие задачи, которые одиночке не под силу в течение гораздо более длительного времени. Но дело не только в этом. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается СОТРУДНИЧЕСТВОМ, СОТВОРЧЕСТВОМ. Здесь каждый работает на каждого. Учащиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями.

 

Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» ученики не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, УЧАТСЯ СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА.  С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха. Но в то же время переложение интерактивных методов на конкретные учебные дисциплины имеет свою специфику.

Возникает необходимость описания конкретных приемов педагогической техники, которые были бы наиболее эффективны на уроках по данному предмету. Действительно, место учителя, использующего метод группового обучения, принципиально меняется.

Он – не просто координатор, о чем говорилось выше, он и арбитр, и консультант, и эксперт. Это повышает ответственность, необходимость быть всесторонне готовым к уроку. Несколько каверзных вопросов могут поставить учителя в тупик, и его авторитет может пошатнуться, если он растеряется, будет не готов ответить на вопросы учеников, которые они могут задать при выполнении задания.

И даже наоборот, время от времени необходимо умышленно создавать перед группами «тупиковые» ситуации, которые иногда требуют вмешательства учителя. В данном случае «запрос» о новых знаниях идёт от учеников. Но ни в коем случае, подойдя к группе, учитель не подсказывает, а направляет её дальнейший поиск. Интерактивные приемы работы дают школьникам возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее.

 Интерактивное обучение  предполагает приобретение знаний  и навыков учащимися через активное взаимодействие с другими участниками обучения в ходе поиска ответов на значимые для них вопросы или поиск путей решения возможных проблем. Такое обучение очень нравится ученикам, и  также относится к здоровье сберегающим технологиям. 

 

2.1. Технология коллективно-группового обучения

 

К этой группе можно отнести технологии, которые предусматривают одновременную общую (фронтальную) работу всего класса [п.п.,43].

Разновидностью общегруппового обсуждения является технология «Микрофон», которая дает возможность каждому сказать что-то быстро, по очереди, отвечая на вопрос или высказывая свое мнение или позицию. Для организации этого упражнения необходимо поставить вопрос всему классу, предложить какой-нибудь предмет в качестве импровизированного микрофона.

Ученики будут передавать его из рук в руки, высказываясь по очереди. Слово можно давать только тому, кто держит «микрофон». Нужно предложить говорить ученикам лаконично и быстро. Данные ответы не комментируются и не оцениваются.

Рассмотрим это упражнение на примере.

Тема урока: Г.Ибсен – основатель европейской новой литературы.

На этапе актуализации опорных знаний проводится упражнение «Микрофон».

Ученики, получая импровизированный микрофон, отвечают на вопросы:

- Назовите роды литературы.

- Назовите жанры драмы.

- Что такое драма?

- Кто явился основоположником  перестройки драмы?

- Назовите известных драматургов  и их произведения.

- Каковы основные особенности  драматургии Б.Шоу, А.Чехова, М.Метерлинка?

После этого упражнения сообщается тема и цель урока.

Можно при выполнении интерактивного упражнения «Микрофон» предложить ответить учащимся на один поставленный вопрос. Например, что объединяет содержание прочитанных вами произведений Н.В.Гоголя? Каждый ученик сможет предложить свой вариант ответа, высказать свое мнение кратко и быстро.

Еще одна известная интерактивная технология, которую можно использовать на уроках литературы для коллективного обсуждения вопроса и выработки нескольких решений, - мозговой штурм. Он стимулирует учеников проявлять внимание и творчество, дает возможность им свободно выражать свои мысли. Мозговой штурм – это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы. Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей. Учителю легко поддерживать и трудного ученика, обратив внимание на его идею. А наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы. Учебный мозговой штурм вызывает обычно большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру [2;5].

Обычно штурм проводится в группах численностью 7 – 9 учащихся. До штурма группу инструктируют. Основное правило – никакой критики! В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила её из виду, поработала над её развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи ключевыми словами, рисунком, знаком. Затем проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске. Первым этапом является создание банка идей. Главная цель – набрать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение. Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему. Вторым этапом является анализ идей. Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. Третий этап должен быть посвящен обработке результатов. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. В некоторых случаях целью группы является найти как можно больше решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений.

Например, можно предложить идею оригинального памятника Тарасу Бульбе, обсуждение идей позволит еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни.

Вот ещё один пример. При изучении романа Гете «Собор Парижской Богоматери» можно предложить ответить на вопрос, кто виноват в смерти Эсмеральды. Продумывая возможные варианты ответа, учащиеся еще раз коснутся проблем, поставленных в романе.

К технологиям коллективно-группового обучения относится и «Ажурная пилка». Она используется для создания на уроке ситуации, которая даст возможность ученикам работать вместе для усвоения большого объема информации за короткий промежуток времени. Это очень эффективная технология, которая может заменить лекции в тех случаях, когда начальная информация должна быть донесена ученикам перед проведением основного (базисного) урока или дополняет такой урок. «Ажурная пилка» привлекает учеников к помощи друг другу.

Рассмотрим это упражнение на примере.

Тема урока: «Сочинение – рассуждение по рому Дж.Свифта «Путешествие Лемюэля Гулливера». Что воплощает в себе образ Гулливера?»

Ученики по группам получают задание на карточках. Группы, которые заранее выполняли задание в классе, делятся информацией. Ученики объединяются в три экспертные группы (по числовым обозначениям на карточках) – обмениваются информацией. Затем снова возвращаются в свои «домашние» группы и анализируют материал в целом.

Задание для первой группы может быть заполнение таблицы «План характеристики образа Гулливера».

Вторая группа может разработать сложный план к характеристике.

Третья группа по данной схеме определяет отношения между героями романа и главным героем , показывая направление стрелками.

Четвёртая группа доказывает, что Гулливер аллегорический образ.

Пятая группа доказывает, что события в романе происходят в европейских странах.

Такое упражнение позволит задействовать всех учащихся в подготовке к сочинению и обработать большое количество необходимого материала.

Как вариант технологии решения проблем можно использовать «дерево решений», которое помогает детям проанализировать и лучше понять механизм принятия сложных решений. Необходимо выбрать проблему, которая не имеет однозначного решения, предложить ученикам для домашнего чтения необходимую информацию, подготовить на доске или раздать каждому ученику образец «дерева решений». Затем нужно сформулировать проблему для решения, определить суть этой проблемы и записать на доске, заполняя схему.

Можно объединить учеников в малые группы и предложить заполнить схему. Группа должна прийти к одному варианту решения. Затем необходимо провести голосование для выбора одного варианта всем классом.

Например, изучая роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», можно предложить учащимся подумать над тем, как сложилась судьба главного героя после финальной встречи с Татьяной.

 

 

2.2. Технология ситуативного моделирования

 

Модель обучения в игре – это построение учебного процесса при помощи включения ученика в игру. Игровая модель обучения призвана реализовать комплекс целей: обеспечение контроля выведения эмоций, предоставление ребенку возможности самоопределения, помощь в развитии творческого воображения, предоставление возможности высказать свою мысль. Игровая модель, как правило, реализуется в 4 этапа:

    1. ориентация;
    2. подготовка к проведению игры;
    3. основная часть – проведение игры;
    4. обсуждение.

Примером ролевой игры может послужить пресс – конференция на уроке литературы.

Тема урока: Образ Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза». Возле доски стоит поставить несколько парт, за которые сядут участники пресс-конференции. За первыми партами можно разместить журналистов с фотоаппаратами, видеокамерой. Один из журналистов может представить участников пресс-конференции. Сильные ученики класса могут сыграть роли И.А.Гончарова, А.А.Плетнёва, А.Д.Галахова, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, М.А.Антоневича. Учащиеся – журналисты задают вопросы критикам:

- Что Вы можете сказать  о главной героине пьесы «Гроза»?

- Какой представляется  Вам душа главной героини?

- Как Вы считаете, насколько  верно изображена действительность  в драме?

- Что вы можете сказать  о характеристике Катерины?

- Решительность характера  Катерины – это её протест  против кабановских понятий?

- В чем цельность и  гармония характера Катерины?

Группа экспертов под руководством педагога должна подвести итоги пресс-конференции. Такая ролевая игра требует, конечно, хорошей предварительной подготовки. Есть один важный момент – распределение ролевой игры по времени. На объяснение условий игры можно отвести 10 – 15% времени, на работу в малых группах – 15 – 25%, на презентацию и обсуждение – 40 – 50%, на подведение итогов – до 15%.

Информация о работе Интерактивное обучение на уроках литературы