Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 11:27, контрольная работа
Философия, в буквальном переводе с греческого philosophia, означает любовь к мудрости. Это форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия направлена на выработку обобщенной системы взглядов на мир и на место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
1. Введение
2. Античная философия
2.1 Древнегреческая философия
2.2 Древнеримская философия
3. Средневековая философия
3.1 Периоды средневековой философии
3.2 Идеи средневековой философии
Аристотель внес выдающийся
вклад в создание и развитие ряда
конкретных наук, представляющий собой
широкую систематизацию изучения природы.
Начатую Аристотелем работу в
области истории и
Платонизм и аристотелизм (перипатетизм) стали одними из самых влиятельных направлений во всей последующей истории западной философии.
Со времени походов
Александра Македонского (334 - 323 гг. до
н. э), в истории стран Восточного
Средиземноморья начинается этап эллинизма,
продолжающийся до завоевания этих стран
Римом, завершившегося подчинением
Египта в 30 г до н.э. В эту эпоху
возникают три новые
Скептицизм в древнегреческой
философии был представлен
Школа Эпикура оказывала значительное воздействие на мировоззрение эллинистической эпохи. Эпикур создал свое учение на основе атомистического учения Демокрита и этики киренаиков. Он проповедовал достижение счастья и духовного блаженства через умеренность в чувственных удовольствиях, самообладание и т.п.
История стоицизма распадается на три эпохи:
1. Древняя Стоя (III - II вв. до н. э), основателями которой были Зенон из Катиона, Клеанф из Асса, Хрисипп Солский и их ученики. Древняя Стоя отличалась крайней жестокостью этического учения.
2. Средняя Стоя (II - I вв. до н. э), главными представителями которой являются Панеций и Посидоний, использовавшие методы Платона и Аристотеля, поэтому данный период получил название стоического платонизма. К этому же периоду относят и римский стоицизм.
3. Поздняя Стоя (I - II вв.) - стоический платонизм римлян Сенеки, Эпиктета, императора Марка Аврелия и др.
В дальнейшем, стоицизм слился с направлением неоплатонизма и, в результате, в нем и растворился.
Стоики ввели строгое разделение философии на логику, физику и этику. В физике, возрождая космологизм Гераклита и его учение об огне, они представляли космос разумным огненным дыханием, которое разливается в мире и создает все вещи, вплоть до человека и животных, остывая в неорганической природе. В этике стоики были близки киникам, но не разделяли их презрения к науке и культуре. Они проповедовали идеал мудреца, который любит свой рок; творческий "огонь".
Стоики впервые ввели термин "логика", которую они понимали как науку о словесном выражении. Стоическое учение о словах и предложениях оказало большое влияние на развитие античной грамматики (Дионисий Фракийский, I век до н. э).
С середины II века до н.э. начинается процесс сближения философии с религиозно-мифологическими традициями Греции и Востока. Центральной фигурой этого процесса является Посидоний, смешавший пифагорейско-платоническую и стоитическую философию в обширную систему платонического стоицизма и оказавшую огромное влияние на античную философию вплоть до Плотина.
Плотин в своем учении
создал сложную умозрительно-
В VI веке древнегреческая философия прекратила свое самостоятельное развитие.
2.2 Древнеримская философия
Римская философия формировалась
непосредственно под влиянием греческой
философии эпохи эллинизма. Она
переняла ее понятийный аппарат, терминологию
и важнейшие направления. Начальный
этап римской философии
Практически официальной доктриной римского государства стал стоицизм - кружок Сципиона Младшего, ученика греческого стоика Панеция, вторая половина II века до н.э.
Выгодно ориентированный эклектизм на основе скептического платонизма платоновской Академии был представлен Цицероном.
Эклектизм - соединяет философские учения и принципы различных школ, даже если они противоречат друг другу.
Философская поэма Лукреция "О природе вещей", излагает учение греческого философа Эпикура - главным образом его физику. Это единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли античной древности.
Скептицизм, равно как и эклектизм, имели в Риме таких приверженцев, как Варрон, представители школы Секстиев.
Некоторые шли от эпикурейства к стоицизму, например поэты Вергилий и Гораций.
Стоический платонизм греческого философа Посидония получил в Риме огромное распространение.
Крупнейшие представители римского стоицизма - Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.
Во II - III вв. платонизм начал решительную борьбу со стоицизмом, используя при этом Аристотеля, а также пифагоризм. Теперь учителями были уже не стоики, а пифагорействующие платоники типа Плутарха. К платоникам относятся известный критик христианства Цельс, Север - комментатор " Тимея" Платона, и грамматик Цензорин.
III -IV века - господство неоплатонизма,
основателем которого стал
Философы IV -V веков уже
больше переводили греков на латинский
язык, комментировали Платона и Аристотеля
и занимались собиранием историко-философских
и историко-религиозных
"Последний римлянин" Боэций пишет, наконец свое главное сочинение, трактат "Утешение философское", в форме диалога между автором и олицетворенной философией. Это выборочный свод античной философии, который он передает средневековью на латинском языке.
3. Средневековая философия
При периодизации истории Западной Европы новой эры за точку отсчета обычно принимается V век - век крушения рабовладельческой Римской империи. Отсюда берет свое начало эпоха средневековья, она продолжается вплоть до XIII-XIV веков.
Раньше философия выступала "законодательницей моды" в области духа (культура, политика, педагогика и т.д.) являясь неотъемлемой его частью, его сердцевиной. Средние века дышали другими идеями: уже в первые столетия до новой эры и новой эры у европейских племен на Ближнем Востоке появились новые учения, основу которых составляли - Ветхий завет, а позже и Новый завет. Переселение и расселение этих племен на бывших территориях древней Греции сопровождалось распространением христианского учения.
Это был очень сложный, болезненный и противоречивый процесс - происходило вытеснение из сознания людей языческой античной культуры (и философии) и утверждение новой культуры, стержнем которой становилась религия одного бога (утверждался монотеизм). Смена духовной модели (парадигмы) бытия имела огромное значение, как для людей эпохи средневековья, так и для всей последующей истории. Возникла новая парадигма, составляющая самые глубинные основания человеческой жизни. Изменилось отношение человека к самому себе и к другим людям, к власти, к государству, к истории, к знанию. Возникли совершенно новые авторитеты, социальные структуры, на историческую арену вышли новые народы. С приходом и утверждением христианства люди получают равные возможности в смысле духовного бытия: перед единым и единственным Богом были все равны; все, кто веровал в него, могли обращаться к нему лично и рассчитывать на его внимание и благосклонность. Это означало индивидуализацию духовности, давало стимул к работе мысли и поискам истинных путей в жизни. Вместе с тем монотеизм сплачивал общество, придавал общественной жизни общинный характер, однако при этом неизбежно оборачивается неизбежно религиозной нетерпимостью в отношении других религий, что не раз использовалось светской властью для расправы с инакомыслящими, для подготовки и осуществления захватнических войн (крестовые походы, например) и т.д.
3.1 Периоды средневековой философии
Философское знание средних
веков принято условно
Патристика (II-VI века).
Свое название патристика получила от латинского слова "патрис", означающее "отцы церкви". Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии. Патристику можно условно разделить на несколько периодов:
1. Апостольский период (до середины II века) - время деятельности апостолов-евангелистов.
2. Апологетика (середина
II века - начало IV) - Апологетами называли
образованных христиан, вставших
на защиту христианства от
языческой философии. Для
3. Зрелая патристика (IV-VI)
- Выделяют восточную (греческую)
Схоластика (VII-XIV).
Слово "схоластика" происходит от слова schola (школа), пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.
Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога - он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.
Номинализм: Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Наиболее известным номиналистом был Пьер Абеляр Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности.
Концептуализм - термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между реализмом и номинализмом в решении проблемы универсалий. Исторически концептуализм возник как направление ранней схоластики. По существу он являлся теистическим: общее не самосуще, как у Платона, и не сотворено в "вещном мире", как у Аристотеля; лежащее в основе доказательств фактическое единообразие природы и логоса уже предполагает общее (в божественном разуме) как источник этого единообразия или как его форму (предустановленная гармония).
3.2 Идеи средневековой философии
Средневековая философия
была неразрывно связана с христианством,
поэтому общефилософские и
Теоцентризм: В соответствии с принципом теоцентризма в средние века центром всего является Бог. Бог является источником всякого бытия, блага, высшую цель жизни видят в служении Богу. В средние века бог и религия - вот главные объекты философии, именно бог и религия изучается в то время ее служителями.
Монотеизм: В отличие от
античного многобожия - политеизма,
средневековая философия
Идея богочеловека: В средние
века человека лишь только начал осознавать
свою специфичность. Идея исключительности
человека в полной мере проявит себя
лишь в эпоху Возрождения (антропоцентризм),
но зарождение ее приходится на средние
века, и огромную роль здесь сыграет
Евангелие. Иисус Христос бог, сын
бога, но он в то же время и человек,
гораздо более близкий у