Исторические типы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Философия, в буквальном переводе с греческого philosophia, означает любовь к мудрости. Это форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия направлена на выработку обобщенной системы взглядов на мир и на место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Содержание работы

1. Введение
2. Античная философия
2.1 Древнегреческая философия
2.2 Древнеримская философия
3. Средневековая философия
3.1 Периоды средневековой философии
3.2 Идеи средневековой философии

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 38.17 Кб (Скачать файл)

Аристотель внес выдающийся вклад в создание и развитие ряда конкретных наук, представляющий собой  широкую систематизацию изучения природы. Начатую Аристотелем работу в  области истории и естествознания продолжали его ученики: Теофаст (классическая ботаника, история физики, этические трактаты и др.), Евдем (этика, история наук), Аристоксен (теория музыки), Дикеарх (история культуры Греции).

Платонизм и аристотелизм (перипатетизм) стали одними из самых влиятельных направлений во всей последующей истории западной философии.

Со времени походов  Александра Македонского (334 - 323 гг. до н. э), в истории стран Восточного Средиземноморья начинается этап эллинизма, продолжающийся до завоевания этих стран  Римом, завершившегося подчинением  Египта в 30 г до н.э. В эту эпоху  возникают три новые философские  школы: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.

Скептицизм в древнегреческой  философии был представлен особой школой, в развитии которой различают  три периода: ранний скептицизм - основатель Пиррон; скептицизм, развивавшийся  в платоновской Академии, основанной Платоном около 387 г до н.э. в Афинах, при ее руководителях Аркесилае и Карнеаде; поздний скептицизм, представленный Энесидемом, Агриппой, Секстом Импириком и др. Скептицизм подверг критике все философские учения. Он призывал к достижению невозмутимости духа на пути отказа от поисков невозможного объективного знания, к воздержанию от суждений и следованию разумной вероятности, традициям и обычаям.

Школа Эпикура оказывала  значительное воздействие на мировоззрение  эллинистической эпохи. Эпикур создал свое учение на основе атомистического  учения Демокрита и этики киренаиков. Он проповедовал достижение счастья и духовного блаженства через умеренность в чувственных удовольствиях, самообладание и т.п.

История стоицизма распадается  на три эпохи:

1. Древняя Стоя (III - II вв. до н. э), основателями которой были Зенон из Катиона, Клеанф из Асса, Хрисипп Солский и их ученики. Древняя Стоя отличалась крайней жестокостью этического учения.

2. Средняя Стоя (II - I вв. до н. э), главными представителями которой являются Панеций и Посидоний, использовавшие методы Платона и Аристотеля, поэтому данный период получил название стоического платонизма. К этому же периоду относят и римский стоицизм.

3. Поздняя Стоя (I - II вв.) - стоический платонизм римлян Сенеки, Эпиктета, императора Марка Аврелия и др.

В дальнейшем, стоицизм слился с направлением неоплатонизма и, в результате, в нем и растворился.

Стоики ввели строгое  разделение философии на логику, физику и этику. В физике, возрождая космологизм Гераклита и его учение об огне, они представляли космос разумным огненным дыханием, которое разливается в мире и создает все вещи, вплоть до человека и животных, остывая в неорганической природе. В этике стоики были близки киникам, но не разделяли их презрения к науке и культуре. Они проповедовали идеал мудреца, который любит свой рок; творческий "огонь".

Стоики впервые ввели  термин "логика", которую они  понимали как науку о словесном  выражении. Стоическое учение о словах и предложениях оказало большое  влияние на развитие античной грамматики (Дионисий Фракийский, I век до н. э).

С середины II века до н.э. начинается процесс сближения философии с религиозно-мифологическими традициями Греции и Востока. Центральной фигурой этого процесса является Посидоний, смешавший пифагорейско-платоническую и стоитическую философию в обширную систему платонического стоицизма и оказавшую огромное влияние на античную философию вплоть до Плотина.

Плотин в своем учении создал сложную умозрительно-диалектическую систему неоплатонизма, всесторонне  логически обработанную Проклом. Это высшая точка и последний расцвет творческой мысли греческой философии.

В VI веке древнегреческая  философия прекратила свое самостоятельное  развитие.

 

2.2 Древнеримская  философия

 

Римская философия формировалась  непосредственно под влиянием греческой  философии эпохи эллинизма. Она  переняла ее понятийный аппарат, терминологию и важнейшие направления. Начальный  этап римской философии сопровождался  освобождением мысли от подчинения религии и мифологии, и этот этап можно назвать просветительским (III - I вв. до н. э).

Практически официальной  доктриной римского государства  стал стоицизм - кружок Сципиона Младшего, ученика греческого стоика Панеция, вторая половина II века до н.э.

Выгодно ориентированный  эклектизм на основе скептического  платонизма платоновской Академии был  представлен Цицероном.

Эклектизм - соединяет философские  учения и принципы различных школ, даже если они противоречат друг другу.

Философская поэма Лукреция "О природе вещей", излагает учение греческого философа Эпикура - главным образом его физику. Это  единственный полностью сохранившийся  памятник материалистической мысли  античной древности.

Скептицизм, равно как  и эклектизм, имели в Риме таких  приверженцев, как Варрон, представители школы Секстиев.

Некоторые шли от эпикурейства к стоицизму, например поэты Вергилий и Гораций.

Стоический платонизм  греческого философа Посидония получил в Риме огромное распространение.

Крупнейшие представители  римского стоицизма - Сенека, Эпиктет  и Марк Аврелий.

Во II - III вв. платонизм начал  решительную борьбу со стоицизмом, используя при этом Аристотеля, а  также пифагоризм. Теперь учителями были уже не стоики, а пифагорействующие платоники типа Плутарха. К платоникам относятся известный критик христианства Цельс, Север - комментатор " Тимея" Платона, и грамматик Цензорин.

III -IV века - господство неоплатонизма,  основателем которого стал греческий  философ Плотин, живший и работавший  в Риме. Затем его традиции  продолжил христианский философ  Августин.

Философы IV -V веков уже  больше переводили греков на латинский  язык, комментировали Платона и Аристотеля и занимались собиранием историко-философских  и историко-религиозных материалов. К ним относятся Халкидий, Марий Викторин, Макробий и др.

"Последний римлянин" Боэций пишет, наконец свое главное сочинение, трактат "Утешение философское", в форме диалога между автором и олицетворенной философией. Это выборочный свод античной философии, который он передает средневековью на латинском языке.

3. Средневековая  философия

 

При периодизации истории  Западной Европы новой эры за точку  отсчета обычно принимается V век - век  крушения рабовладельческой Римской  империи. Отсюда берет свое начало эпоха  средневековья, она продолжается вплоть до XIII-XIV веков.

Раньше философия выступала "законодательницей моды" в  области духа (культура, политика, педагогика и т.д.) являясь неотъемлемой его  частью, его сердцевиной. Средние  века дышали другими идеями: уже  в первые столетия до новой эры  и новой эры у европейских  племен на Ближнем Востоке появились  новые учения, основу которых составляли - Ветхий завет, а позже и Новый  завет. Переселение и расселение этих племен на бывших территориях  древней Греции сопровождалось распространением христианского учения.

Это был очень сложный, болезненный и противоречивый процесс - происходило вытеснение из сознания людей языческой античной культуры (и философии) и утверждение новой  культуры, стержнем которой становилась  религия одного бога (утверждался  монотеизм). Смена духовной модели (парадигмы) бытия имела огромное значение, как  для людей эпохи средневековья, так и для всей последующей  истории. Возникла новая парадигма, составляющая самые глубинные основания  человеческой жизни. Изменилось отношение  человека к самому себе и к другим людям, к власти, к государству, к  истории, к знанию. Возникли совершенно новые авторитеты, социальные структуры, на историческую арену вышли новые  народы. С приходом и утверждением христианства люди получают равные возможности  в смысле духовного бытия: перед  единым и единственным Богом были все равны; все, кто веровал в  него, могли обращаться к нему лично  и рассчитывать на его внимание и  благосклонность. Это означало индивидуализацию духовности, давало стимул к работе мысли и поискам истинных путей  в жизни. Вместе с тем монотеизм  сплачивал общество, придавал общественной жизни общинный характер, однако при этом неизбежно оборачивается неизбежно религиозной нетерпимостью в отношении других религий, что не раз использовалось светской властью для расправы с инакомыслящими, для подготовки и осуществления захватнических войн (крестовые походы, например) и т.д.

 

3.1 Периоды  средневековой философии

 

Философское знание средних  веков принято условно разделять  на несколько периодов, самые крупные  из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится  на несколько различных периодов и направлений.

Патристика (II-VI века).

Свое название патристика получила от латинского слова "патрис", означающее "отцы церкви". Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии. Патристику можно условно разделить на несколько периодов:

1. Апостольский период (до  середины II века) - время деятельности  апостолов-евангелистов.

2. Апологетика (середина II века - начало IV) - Апологетами называли  образованных христиан, вставших  на защиту христианства от  языческой философии. Для защиты  христианства апологеты прибегали  к помощи античной и греческой  философии, используя аллегорию  и логические доказательства, пытаясь  показать что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертеллиана.

3. Зрелая патристика (IV-VI) - Выделяют восточную (греческую)  и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная  патристика связана с античной  философией сильнее западной. Наиболее  известные деятели восточной  патристики: Григорий Богослов, Афанасий  Александрийский, Иоанн Златоуст  и другие; западной: Авралий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.

Схоластика (VII-XIV).

Слово "схоластика" происходит от слова schola (школа), пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.

Реализм: Средневековое понятие  реализма не имеет ничего общего с  современным значением этого  слова. Под реализмом подразумевалось  учение, согласно которому подлинной  реальностью обладают только общие  понятия, или универсалии, а не единичные  предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя  собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому  человеческий разум в состоянии  познавать сущность вещей, ибо эта  сущность и есть не что иное, как  всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие  понятия есть форма сущностного  бытия. Наиболее известные последователи  реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога - он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.

Номинализм: Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Наиболее известным номиналистом был Пьер Абеляр Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности.

Концептуализм - термин, используемый для обозначения философских  направлений, занимающих промежуточное  положение между реализмом и  номинализмом в решении проблемы универсалий. Исторически концептуализм  возник как направление ранней схоластики. По существу он являлся теистическим: общее не самосуще, как у Платона, и не сотворено в "вещном мире", как у Аристотеля; лежащее в основе доказательств фактическое единообразие природы и логоса уже предполагает общее (в божественном разуме) как источник этого единообразия или как его форму (предустановленная гармония).

 

3.2 Идеи  средневековой философии

 

Средневековая философия  была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии - теоцентризм.

Теоцентризм: В соответствии с принципом теоцентризма в средние века центром всего является Бог. Бог является источником всякого бытия, блага, высшую цель жизни видят в служении Богу. В средние века бог и религия - вот главные объекты философии, именно бог и религия изучается в то время ее служителями.

Монотеизм: В отличие от античного многобожия - политеизма, средневековая философия признает лишь одного Бога.

Идея богочеловека: В средние  века человека лишь только начал осознавать свою специфичность. Идея исключительности человека в полной мере проявит себя лишь в эпоху Возрождения (антропоцентризм), но зарождение ее приходится на средние  века, и огромную роль здесь сыграет  Евангелие. Иисус Христос бог, сын  бога, но он в то же время и человек, гораздо более близкий у обыденному, чем его отец.

Информация о работе Исторические типы философии