Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:24, лекция
Необходимость повышенного внимания к мировоззрению обусловливается не только теоретическим значением выдвигаемых вопросов, но и сугубо практическими обстоятельствами, связанными с современным состоянием общества.
В современной философии имеется значительное количество подходов к понятию «мировоззрение». Отмечаются, как правило, две основные характеристики: мировоззрение всегда означает наиболее общее понимание человеком природного и социального мира и своего места в нем, причем мир понимается как материально-духовная целостность, как единство природы (космоса), общества и человека с его сознанием и духовностью.
Структура и содержание мировоззрения.
Типология мировоззрения.
Особенность философского знания.
АО Медицинский университет Астана»
Кафедра философии и социологии
ЛЕКЦИЯ
Тема № 1: Философия как исторический тип мировоззрения .
Количество часов: 2
Курс: 2
Специальность: «Общая медицина»
Составитель: к.ф.н., и.о. доцента Елеукулова А.К.
Астана, 2010 г.
1. Тема: Философия как исторический тип мировоззрения
2. Цель: определить взаимосвязь философии и мировоззрения, а также специфику мировоззрения как духовно-практического продукта.
3. Тезисы лекции:
План:
Необходимость повышенного
внимания к мировоззрению
В современной философии имеется значительное количество подходов к понятию «мировоззрение». Отмечаются, как правило, две основные характеристики: мировоззрение всегда означает наиболее общее понимание человеком природного и социального мира и своего места в нем, причем мир понимается как материально-духовная целостность, как единство природы (космоса), общества и человека с его сознанием и духовностью.
В.Г. Иванов считает, что «целостность и единство материального мира, всеобщая связь явлений, существование общих объективных законов, детерминизм общественно-исторической практики - главное, что обеспечивает целостность сознания и мировоззрения».
Второй основной характеристикой мировоззрения личности называется ее позиция, выраженная эмоционально-чувственным и рациональным отношением к внешней среде.
Содержание мировоззрения людей выражает прежде всего совокупность их многообразных убеждений и идеалов. Таким образом, под мировоззрением личности следует понимать переосмысленные, подвергшиеся оценке знания, а также сформулированные на их основе и на основе жизненного опыта идеалы, нормы, принципы жизни, понимание ценностей и отношения к ним, выработанные убеждения, принятые верования.
Содержание мировоззрения структурно выражается в присущих ему формах, главной из которых является картина мира и отношение субъекта к природе, обществу и себе. Мировоззрение — это дихотомия обобщенных переосмысленных знаний и позиций (убеждений) субъекта.
Мироощущение — это отношение человека к окружающему миру, проявляющееся в его настроениях, чувствах и соответствующих им действиях. Мироощущение выражает поверхностную, ситуативную, фрагментарную связь человека с миром и самим собой, представляющую первичную ступень обыденно-практического освоения мира человеком, его оценку в соответствии с потребностями и интересами. Но именно через мироощущение осуществляются первые осознаваемые контакты людей с окружающим миром и между собой как представителями этого мира.
Миросозерцание — это совокупность взглядов, воззрений на мир. Оно формируется как итог всего чувственного познания и его оценки. В нем используются ощущения, восприятия, представления, память и другие формы чувственного познания. Миросозерцание подчеркивает также некоторую умиротворенческую, спокойную позицию человека (субъекта), возникшую как согласование обыденного познания и жизненной позиции. Миросозерцанием личности обозначается также ее избирательная способность к наблюдению своего природного и социального окружения, определению обыденно-практического, часто утилитарного смысла жизни. Миросозерцание — необходимая духовная база для возникновения форм мировоззрения на абстрактно-логическом уровне сознания и мышления людей.
Мировидение — это вариант мировосприятия и мироощущения, формирующийся преимущественно на основе зрительного отражения. Оно состоит в фиксированном, достаточно стабильном восприятии и представлении о переживаемом моменте. В мировидении человека содержится активная оценка среды пребывания как сферы собственной деятельности. Иногда мировидение связывается с иррациональными способами переживания мира: религиозные видения, божественные провидения, откровение и озарение, гадание, магия и т.п. Наука не оперирует данными смысловыми значениями.
Миропонимание — это абстрактно-логическое осмысление действительности, система понятий, интеллектуальный уровень мировоззрения. Миропонимание характеризует умение личности выделять для себя наиболее значимое в мире, глубоко проникать рассудком и разумом в сущность постигаемых явлений, осмысливать целеполагание и осуществлять выбор адекватных средств достижения желаемого.
Из приведенных определений видно, что мировоззрение имеет сложную и многозначную структуру. Многие стороны и элементы мировоззрения получили в ходе исторического развития общества и познания самостоятельные названия (обозначения). При всем богатстве и изменчивости сознания людей достаточно устойчивой в нем остается картина мира.
Она выступает исходным информационным основанием самого сознания, а также и мировоззрения. Значительная часть переосмысленной и переоцененной картины мира выступает и элементом содержания мировоззрения людей. Картина мира, в отличие от мировоззрения, — это вся совокупность знаний о бытии, которой обладает человек. В научной литературе выделяются также философская, религиозная, целая серия естественнонаучных картин: физическая, химическая, биологическая, космологическая, причинно-механическая и другие. Существуют теории чувственно-пространственной, духовно-культурной и метафизической картин мира. Для картины мира характерен объективный подход. Прежде всего, важно выделить три основных ведущих компонента всякой картины мира: а) знания о природе; б) знания об обществе; в) знания о человеке и его сознании (духовности).
Образ мира — это целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности.
Мировоззрение, как явление духовной жизни общества и ядро духовного мира личности, является специфической формой отражения действительности. В качестве объекта мировоззрения выступает в совокупности вся объективная и субъективная реальность. Предметом мировоззрения являются существенные признаки и содержание бытия, другие важные его характеристики, связанные с ценностными ориентирами и смысложизненными интересами субъекта. Под субъектом мировоззрения понимается личность, социальные группы и общности.
2. Типология мировоззрения.
Тип мировоззрения — это устойчивая система смыслообразующих и смыслозначимых знаний, идеалов, норм и принципов жизни, убеждений и верований, функционирование которой детерминируется каким-либо одним конструктивным элементом. Если определяющую роль в мировоззрении играет религиозный компонент — это религиозный тип. Совокупность нерелигиозных элементов определяет светский тип мировоззрения. Доминирование в мировоззрении мифологии формирует мифологический тип мировоззрения.
Мифологическое мировоззрение представляет собой сплав мистики фантастичных образов и специфических представлений о материальных объектах, духовных ценностях, на основе которых первобытный человек постигал, осознавал окружающий мир и самого себя. Мифологическому мышлению свойственно неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, веши и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. Объяснение вещи и мира в целом сводится к рассказу о происхождении и творении в категориях сакрального (от лат. sacrum - священный) и профанного (от лат. profanus — лишенный святости, непосвященный) времени как парадигмы и прецеденты для воспроизведения. Мифологическое мироощущение выражается не только в преданиях, но и деятельности в виде обрядов, танцев, ритуалов. Мифология включает в себя прообраз религии, философии и различных форм искусства.
Философия, как основание
типологии, образует три основных типа
мировоззрения. Доминирование в
мировоззрении религиозной
Философский элемент мировоззрения личности предполагает отражение его объекта, предмета, субъекта, содержания, структуры, типа, аспектов, методологии исследования средствами и способами социальной философии. Естественнонаучный элемент мировоззрения предполагает рассмотрение его с позиции освоения природы личностью. Он базируется на обобщенных знаниях о космосе и природе Земли, об обществе, как обособившейся части природы, и о человеке в мире природы. Естественнонаучный элемент мировоззрения личности в современных условиях постоянно актуализируется, выступает одним из показателей культуры личности. Гуманитарный элемент мировоззрения личности отражает осознание ею социального бытия и своего места в нем. Он включает взгляды и идеалы социально-исторического, культурологического, формационного, экономического, социального, политико-правового, нравственного, художественно-эстетического, религиозно-атеистического и иного характера. Научно-социальный элемент мировоззрения личности отражает и выражает ее статус в обществе в соотношении со статусом других субъектов, права и свободы личности, меру их реализации, общественные и индивидуальные интересы, потребности, ролевую характеристику личности. Религиозный (теистический и атеистический) элемент мировоззрения отражает отношение личности к свободе совести (как свободы верований), свободе критики верований (свободомыслие), свободе от верований (атеизм). Биоэтический элемент мировоззрения личности проявляется в отношении человека к живой природе, ко всему живому и человеку как представителю живого на Земле на основе общепризнанных человеческих норм нравственности в интересах гармонизации отношений человека с окружающей его природой. Психолого-антропологический элемент мировоззрения личности характеризует эмоционально-волевое освоение знаний, ценностей, норм поведения и превращение их в личные взгляды, убеждения, верования, в волевую установку к определенным действиям.
Выделение перечисленных элементов не является исчерпывающим. Жесткому разнесению мировоззрения личности по доминирующим элементам присущ недостаток, обусловленный взаимосвязанностью и взаимодополняемостью элементов мировоззрения. Очевидно, что наиболее плодотворным будет являться системный подход, когда мировоззрение личности рассматривается в единстве онтологического, гносеологического и психологического, социального, аксиологического, исторического элементов в единстве познавательного, теоретического и практического отношения человека к действительности и к самому себе.
3.Особенность философского знания.
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по разному и мудрствовали каждый по своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».
Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2 я пол. VI – нач. V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины» . Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.
Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427–347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
Информация о работе Философия как исторический тип мировоззрения