Исторические типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

1.Мифологическое мировоззрение
2.Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение

Файлы: 1 файл

filosofia_ekzamen.docx

— 330.77 Кб (Скачать файл)

 

   Таким образом, философия  в Греции возникает как принципиально  новый способ духовного самовыражения  и мировоззренческой самоидентификации  человека, который имплицитно содержит  в себе все протофилософские  формы знания - находясь в контексте  философии, данные формы изменяют  свою структуру, приобретая строго  логическую форму.

 

     В итоге, можно  отметить, что особенностью античной  философии в аспекте ее зависимости  от культуры является тот факт, что и сама культура античной  эпохи во многом была конституирована  философским пониманием мира, в  споре с которым культура зачастую  изменяла направление своего  развития.

 

  1. ВОПРОС 34Антропологический поворот в древнегреческой философии (софисты и Сократ).

Антропологические иэтические воззрения представителей древнегреческой философии Демокрит, софисты, Сократ, Платон,Аристотель, стоики и эпикурейцы . Софисты. Историясофистики делится на два периода. Первый связан с деятельностью старшихсофистов . К ним относятся Протагор из Абдер, Гиппий из Элеи, Антифонт иГеоргий.

 

 Второй этап - деятельность младших  софистов это Алкидам, Ликофрон,Фразимах. История характеризуется бурными  спорами между самими софистами, какмежду ними и их противниками - Сокритом, сократиками, а затем  и Платоном.Две проблемыбольше  всего занимали спорящих общество, гос-во и нравственность, с однойстороны, природа и познание с другой. Но все это - на фоне размышлений  о человеке.

 

Накладываясьна теоретическую проблематику, порождается проблема понимания самого общества,его сущности и судеб, путей преобразования, а также принципов человеческогоповедения вообще и нравственности в частности.Распространяяучение о внеприродном происхождении общества, софисты противопостовляют природное и искусственное . Платон так описывает софитическую концепциюгос-ва В гос. управлении разве лишь незначительная часть принадлежитприроде, большая же - искусству.

 

 Стало быть, и всякое законодательствообусловленно  не природой, а искусством вот  почему его положения и далеки  отистины .Универсальноепротивопостовление  природы искусству развертывается  в трояком плане в планевозникновения  общества и гос-ва, законодательства, религии и веры в богов.Согласнотеории  Протагора, с одной стороны, искусство  есть божественный дар, благодарякоторому  человек отличается от других  животных, С другой - искусство само  посебе способно преобразовать  жизнь людей.

 

Гегель писал,что софистика встала на путь свободного мышления, которое должно было вывестиза пределы существующих нравов и наивной религиозной веры .Это был путькритики и сомнени, описанный впервые Протагором. Он первый заявил, что овсяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом .Сократ.По словамАлкивиада, главным предметом речей и бесед Сократа были вопросы этиким -вопросы о том, как следует жить. БеседаСократа, изображенная Платоном в первой книге Гос-во , посвящена понятию о справедливости . Теория выдвинутая Платоном состоит в том, что следуетпризнать безусловный, всеобщий божественный разум и между ним и разумомчеловеческим не должно быть разногласий. Божественный мировый закон лежит воснове гос-ва и человеческих законов, которые, однако, могут отклоняться отсвоего назначения в силу людского несовршенства.

 

Сократ неотрицает существующего он признает значение общественной жизни и гос-ва,требует участия в гос. деятельности он требует исполнения обязанностей поотношению к отеческим богам он проповедует справедливость как исполнениезаконов отечества и т.д.Любое общество,основанное на антогонизме классов, чревато нравственными парадоксами. Моральноедействие зачастую влечет аморальный результат. Разрешить этот парадокс впределах этики невозможно - здесь требуется перестройка общественных отношений.

 

Сократ же довольствовался призывом к самосовершенствованию. При этом он избралодносторонне-рационалистическое понимание нравственности. Он по существупревратил добродетель в знание, знание того, что такое благо. Более того,уповая на знание блага как необходимое и достаточное условие добродетели,Сократ не замечает того, что знанием-то блага он как раз и не обладает.

 

 И этосвидетельствует о бессилии  его этического учения. Платон.Новую  модельобщества гос. устройства  Платон строит в первом своем  произведении Гос-во .Гос-во возникает  потому, что каждый из людей  не в силах удовлетворить своипотребности  и вынужден обращаться к помощи  других - крестьянам, торговцам,ремеслиникам. Защита гос-ва от внутренних  и внешних врагов обусловливаетнеобходимость  в сословии стражей - воинов, а  нужды управления - в тех, ктоовладел  царским искусством , т.е. сознает  идеалы справедливости и добра  испособен их осуществлять. Это - философы .Для того,чтобы в гос-ве  не образовались два гос-ва , богатых  и бедных, в высшихсословиях частная  собственность упразднена. Упразднена  и семья, замененнаявоспроизведением  подбора пар гос-вом. После рождения  дети отбераются уродителей и  направляются в особое воспитательное  учреждение, причем 

 

ни ребенокне знает своих родителей, ни они его.Гос-во -сплоченное единство безличных существ, исполняющих свои социальные функциибезотносительно к своим интересам, запросам, потребностям.Аристотель.Аристотельисслед ует добродетели в контексте общественной жизни античного общества. Особоеместо занимает у него справедливость. Справедливое - середина между двумяродами несправедливости нарушением закона и неодинаковым отношением к равным.

 

Сопоставление справедливости с законом и равенством приводит к заметномуделению ее на уравнивающую и распределяющую. Цель первой - способствоватьвозданию равным за равное второй - распределение благ согласно достоинствулиц, вступающих в общество.Учение осправедливости образует прямой переход к гос-ву. В Политике Аристотеляобщество и гос-во по существу не различаются. Гос-во предстает в его сочинениикак естественный и необходимый способ существования людей - общение

 

подобныхдруг другу людей в целях возможно лучшего существования . В гос-во, в качестверавноправных граждан, входят только свободные. Ограничениячастной собственности направлены на достижение той же цели, что и у Платона -сделать так, чтобы свободные не разделялись на враждующие лагеря.Эпикуреизм.Изосновоположений своей этики Эпикур выводит учение о гос-ве обществе . Обществопредставляет собой сумму индивидов, каждый из которых, руководствуясьстремлением к удовольствиям, действует таким образом, чтобы не мешать другим.Из принципа удовольствия выводится понятие о справедливости, определяемое наоснове общественного соглашения не вредить друг другу.Стоицизм.По мнениюЗенона - основателя данной школы - обычаи общества гос-ва общеприняты, но заними лежит космос - огромное гос-во с единым гос. устройством и единымзаконом.

 

 Естественный разум предписывает, что следует делать и запрещает  то,чего делать не следует. Но  ограниченные местом гос-ва многочисленны  поколичеству и имеют различные, ни в коем образом не одинаковые  устройства изаконы . Это обусловливается  тем, что трудно общаться со  странами,расположенными в удаленных  частях мира или на остравах  и т.д. Но главное - этостремление  к власти и богатству за  счет других и вырастяющее  отсюда взаимноенедоверие. Выход - единение  людей и богов в всеобъемлющем  едином космосе.

 

Есть основаниясчитать, что Зенон включал в понятие жизни, своеобразной с природой, также социальную справедливость травенство. Его продолжатели же склонны думать, что существующий строй включен вединый мировой процесс, и надежда на золотой век справедливости и равенствасвязывается лишь с мировым пожаром, за которым последует в порядке времени, ноопять-таки лишь на время, этот блаженный век.

 ВОПРОС 35 Платон и Аристотель.

Философия и эстетика Платона.

 

 Философия Платона - первое на  европейской почве разработанное  и продуманное учение объективного  идеализма. По учению Платона, существует  мир вечных, неизменных идей, которые  изливают свою энергию на материальный  мир. Материальный мир никак не  может быть совершенным уже  по одному тому, что идеи, являясь  образцом для него, воплощаются  в бесчисленных вещах всегда  раздробленно, частично, распыленно. Отсюда  представление Платона о чувственно  воспринимаемом мире как только  о слабом отражении высшего  абсолютного идеала, который он  именует благом, добром, демиургом, устроителем мироздания.

 

 Для Платона познание мира  заключается в проникновении  сначала в идею, определяющую  каждую отдельную вещь. Когда  же человек сумеет понять, "увидеть  умом" эту отдельную прекрасную  вещь, он познает, что такое прекрасное  многих вещей. Проникнув в самую  суть прекрасного материального  тела, человек поймет и его  прекрасную идею, то есть как  бы его прекрасную душу. Переходя  от познания единичного прекрасного  предмета к нескольким, а затем  к еще большему их количеству  и, наконец, к прекрасному множеству; шаг за шагом, ступенька за  ступенькой можно подняться до  самой общей идеи красоты и, следовательно, от частного и  конкретного к общему и, наконец, к наивысшему обобщению. Платон  предстает здесь как подлинный  античный философ, разработавший  систему именно объективного  идеализма. Платоновская идея - чисто  античная, так как она мыслится  не как порождение субъективного  сознания, а вечно пребывает вовне, отражаясь в осязаемой и видимой  действительности. Только философ, то есть "любитель мудрости", искатель высшей истины и поэт  в душе, может ощутить за внешней  однообразностью жизни высшую  красоту, к которой он неизменно  и страстно стремится.

 

 В поисках прекрасного мы  находим у Платона основу для  создания его учения о выразительных  и совершенных формах бытия, то  есть того, что современная наука  именует эстетикой. На этой эстетической  теории Платона тоже лежит  печать идеализма, в сущности  говоря, сужающего границы искусства  и значение художника или поэта.

 

 Если материальный мир, по  Платону, есть только отражение  мира идеального, а художник и  поэт в своих произведениях  стремятся подражать окружающим  его вещам, воспроизводить их  как можно более жизненно, значит, его мастерство ложное, так как  он подражает тому, что само  является только бледной копией  и слабым отблеском истинных  высших идей. Такого рода искусство  не может существовать в идеальном  обществе, и поэтому даже великий  Гомер должен быть изгнан из  стен города, которым управляют  философы, где охрана возложена  на воинов, а труд - на ремесленников  и земледельцев - сословие, близкое  к государственным крепостным. Единственное, что допустимо в таком государстве,- военные марши и песни, которые  поддерживают гражданские доблести  и боевой дух.

 

 Итак, художники и поэты обречены  у Платона на роль недостоверных  подражателей.

 

 Лишь потеряв разум, впав  в безумие, поэт, по убеждению  Платона, открывает неожиданный  мир идеальной красоты и, забыв  о подражании и правилах искусства, становится творцом, вдохновленным  Музами. Вот как описывает Платон  в диалоге "Ион" этот процесс  вдохновенного творчества. "Все  хорошие эпические поэты слагают  свои прекрасные поэмы не благодаря  искусству, а лишь в состоянии  вдохновения и одержимости; точно  так и хорошие мелические поэты: подобно тому как корибанты  пляшут в исступлении, так и  они в исступлении творят свои  прекрасные песнопения; ими овладевают  гармония и ритм, и они становятся  вакханками и одержимыми. Вакханки, когда они одержимы, черпают из  рек мед и молоко, а в здравом  уме не черпают; так бывает  и с душой мелических поэтов,- как они сами о том свидетельствуют. Говорят же нам поэты, что они  летают, как пчелы, и приносят  нам свои песни, собранные у  медоносных источников в садах  и рощах Муз. И они говорят  правду: поэт - существо легкое, крылатое  и священное; и он может творить  лишь тогда, когда сделается вдохновенным  и исступленным и не будет  в нем более рассудка; а пока  у человека есть этот дар, он  способен творить и пророчествовать. И вот поэты творят и говорят  много прекрасного о различных  вещах, не с помощью искусства, а по божественному определению. И каждый может хорошо творить  только то, на что его подвигнула  Муза" (533е-534с, Боровский).

 

 Для Платона высшим воплощением  красоты является соразмерный, прекрасный, гармоничный, построенный по геометрическим  законам космос. Все остальное, что  имеется внутри космоса, прекрасно  в меру своего приближения  к.вечной правильности небесных  движений и через них к надкосмическому  царству чистых идей. Человек, порождая  и создавая прекрасное, непрестанно  стремится к этому царству  высшей красоты, и это стремление  Платон называет эросом, то есть  любовью.

 

 Платон является, несомненно, идеалистом, но именно античным идеалистом, так как он -придает важное  значение материи, которую он  называет "кормилицей", "восприемницей" идей и в лоне которой появляются  реальные вещи. Материальная, телесная  красота ценится Платоном очень  высоко, и ею он наделяет даже  свои высшие идеи, которые лишены  у него всякой абстрактности. Недаром "идея" по-гречески означает  не что иное, как "видимое", причем, по словам Платона, изучая идею  чего-то, ее можно, рассматривая со  всех сторон, обстучать, как глиняный  сосуд, и почувствовать по звуку, нет ли в ней трещины. В философии  Платона сказалась стихийная  тяга греческих мыслителей к  материальному, вещественному, конкретному, осязаемому представлению о самых, казалось бы, отвлеченных понятиях. Это одна из характерных черт  вообще классического греческого  мышления.

Информация о работе Исторические типы мировоззрения