Исторические типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

1.Мифологическое мировоззрение
2.Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение

Файлы: 1 файл

filosofia_ekzamen.docx

— 330.77 Кб (Скачать файл)

Еще одно значение термина «структура» даст Ж. Гурвич, который различает группы структурированные и группы организованные. Например, социальные классы всегда структурированы, но не всегда организованы. Структура — нечто неизмеримо большее, чем организация, это вся тотальность общества на всех его уровнях.

Отсюда следует, что в любом случае понятие «социальная структура» содержит идею о том, что некоторые комшкжсы социальных отношений являются базисными, необходимыми для существования и функционирования всех форм социальной жизни, пронизывают собой всю реальность общества и выступают для действующих в нем индивидов как неустранимая данность их социального бытия, проявляющаяся в них самих, их поведении, мышлении, понимании себя и общества. Эту данность индивиды не могут изменить по собственной воле, или по крайней мере изменить ее очень трудно. Социальная структура — как бы готовая, но постоянно обновляемая канва всей действительности жизни индивида в обществе.

ВОПРОС 25 Индивидуальное и общественное сознание. Уровни и формы общественного сознания.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. 
 
Особенностью общественного сознания - оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания

В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов.

Формы общественного сознания:

- политическое сознание представляет  собой систематизированное, теоретическое  выражение общественных взглядов  на политическую организацию  общества, на формы государства, на отношения между различными  социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами  и нациями;

- правовое сознание в теоретической  форме выражает правосознание  общества, природу и назначение  правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение  правового порядка, соответствующего  интересам определенного общества;

- мораль - система взглядов и  оценок, регулирующих поведение  индивидуумов, средство воспитания  и укрепления определенных нравственных  устоев и отношений;

- искусство - особая форма деятельности  человека, связанная с освоением  действительности через художественные  образы;

- религия и философия - наиболее  удаленные от материальных условий  формы общественного сознания. Общественное  и индивидуальное сознание находятся  в тесном единстве. Общественное  сознание носит межиндивидуальный  характер и не зависит от  отдельной личности. Для конкретных  людей оно носит объективный  характер.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

2 основных уровня индивидуального  сознания:

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием  на человека внешней среды, внешнего  сознания. Главные формы: понятия  и знания, в целом. Главные факторы  формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей  среды, образовательная деятельность  общества, познавательная деятельность  самого человека.

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает  мир. С этим уровнем связано  понятие инителлекта. Конечным продуктом  этого уровня и сознания в  целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро  и системообразующий элемент.

ВОПРОС 26 Категории культуры и цивилизации.

Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие “культура” употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, “античная культура”), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Духовная и материальная культуры находятся в органическом единстве.

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный), 1) синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная Ц., современная Ц.). 3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Цивилизация - синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или ином обществе; степень и характер развития культуры определённых эпох и народов. Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания (в девственной природе существование цивилизации невозможно), а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Формационные различия в европейском обществе, после выхода его из первобытного состояния, - это различия внутри европейской цивилизации.

Первые цивилизации появились там, где развитие производительных сил, общественное разделение труда, рост численности населения, социальное расслоение сделали невозможным существование человека в рамках родоплеменного строя.

Становление цивилизации связано с глубинным переворотом в культуре. Происходит отделение умственного труда от физического, развиваются различные формы общественного сознания, возникают зачатки наук. Принципиальным цивилизационным новшеством является письменность. Бесписьменных цивилизаций история практически не знает.

ВОПРОС 27 Цивилизационный подход к пониманию общественного развития.

В литературе отмечаются как положительные моменты этих двух подходов (цивилизационного и формационного), так и их недостатки. Некоторые исследователи полагают, что первый подход позволяет сосредоточить внимание именно на технологической основе общества, т. е. на производительных силах, на эволюционных и революционных («волновых») их изменениях, не привязывая их однозначно к производственным отношениям, а также к политической сфере и культуре. Цивилизация - исторически конкретное состояние общества, которое характеризуется достигнутым уровнем производительных сил, особой формой производства и соответствующей духовной культурой людей

Цивилизационный подход по-иному определяет закономерные ступени развития экономических систем

В основу цивилизационного подхода положены следующие принципы: 1) многомерности анализа экономических систем, 2) естественной эволюционной постепенности исторического процесса; 3) отказа от классовых, конфронтаций ных оценок содержания и целей системы; 4) познание системы в единстве ее экономических и социокультурных элементов

5) усиление роли человеческого  фактора в общественном развитии;

6) признание мировой  истории как единого планетарного  целого

Как видим, цивилизационный подход не страдает экономическим детерминизмом, поскольку предполагает равномерность воздействия и других факторов на развитие человеческого общества Он ориентирован не на особенности и способа производства, а прежде всего на целостность человеческой цивилизации, доминирующее значение общечеловеческих ценностей, интегрированность каждого общества в мировую сообществу.

Важнейшей чертой цивилизации является ее гуманистическая направленность Человек выступает не только главным субъектом производства и цивилизации в целом, но и их непосредственной целью, целевой функцией (рис 31 11).

Цивилизация - категория историческая, ее уровень и сущность определяются теми многогранными социально-экономическими условиями, в которых происходит жизнедеятельность того или иного народа.  выделяет три стадии индустриальной цивилизации:

- доиндустриальное (аграрное) общество;

- индустриальное общество;

- постиндустриальное общество

В доиндустриальном обществе преобладают сельское хозяйство и ручной труд Оно существовало до конца XVII в, т.е. к периоду развертывания промышленной революции

В индустриальном обществе ведущую роль играло крупное механизированное промышленное производство

Постиндустриальное общество - это новая, самая стадия человеческой цивилизации, начало которой положила научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине XX в и постепенно переросла в су участниками информационно-интеллектуальную революцию В постиндустриальном обществе доминируют наука, принципиально новые виды техники и технологий, информатика, компьютеризация, автоматизация и роботизация всех сфер экономики и управления 

ВОПРОС 28 Синергетика как методология обществознания

Синерге́тика (от греч. συν- — приставка со значением совместности и ἔργον «деятельность»), илитеория сложных систем[1] — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принциповсамоорганизации[2]. Синергетика является междисциплинарным подходом, поскольку принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же безотносительно природы систем, и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат.

Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. В обозначенных системах неприменимы ни второе начало термодинамики, ни теорема Пригожина о минимуме скорости производства энтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные. В отдельных случаях образование новых структур имеет регулярный, волновой характер, и тогда они называются автоволновыми процессами (по аналогии савтоколебаниями).

Феномен появления структур часто трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного — к сложносоставному и более совершенному. С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций, подобно тому, как некогдакибернетика определялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. д. Однако время показало, что всеобщий кибернетический подход оправдал далеко не все возлагавшиеся на него надежды. Аналогичным образом, и расширительное толкование применимости методов синергетики также подвергается критике[3]. Итак, предметом синергетики являются сложные самоорганизующиеся системы. Один из основоположников синергетики Г. Хакен . Главная идея синергетики — это идея о принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации. Решающим фактором самоорганизации является образование петли положительной обратной связи системы и среды. При этом система начинает самоорганизовываться и противостоит тенденции ее разрушения средой. Например, в химии такое явление называют автокатализом. В неорганической химии автокаталитические реакции довольно редки, но, как показали исследования последних десятилетий в области молекулярной биологии, петли положительной обратной связи (вместе с другими связями — взаимный катализ, отрицательная обратная связь и др.) составляют саму основу жизни

ВОПРОС 29 Человек как философская проблема.

Информация о работе Исторические типы мировоззрения