Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:48, реферат
Условия прогресса теоретического мышления, а в его рамках и первые проявления философского мышления складывались неравномерно. Различались между собой отдельные регионы с разными социально-экономическими условиями. Был целый ряд специфических обстоятельств, которые ускоряли или замедляли это развитие и которые сейчас нельзя с точностью определить. В древности и средние века наравне с крупными государственными образованиями возникали и существовали менее значительные государства, где развивались различные направления мысли, которые, к сожалению, в настоящем исследовании невозможно оценить и представить в достаточной мере.
Введение…………………………………………………………. 3
1 Античная философия………………………………………... 3
1.1 Милетская школа………………………………………….. 4
1.2 Элеаты………………………………………………………. 6
1.3 Пифагор и пифагорейцы………………………………….. 7
1.4 Древнегреческие атомисты………………………………. 8
1.5 Сократ……………………………………………………….. 9
1.6 Платон……………………………………………………….. 9
1.7 Аристотель………………………………………………….. 10
1.8 Эллинистическая философия…………………………….. 11
1.9 Скептицизм…………………………………………………. 11
1.10 Стоицизм…………………………………………………... 12
2 Средневековая философия…………………………………. 13
2.1 Гностицизм…………………………………………………. 13
2.2 Аврелий Августин………………………………………… 14
2.3 Рационализм и натурализм шартрской школы……….. 15
3 Философия Ренессанса……………………………………… 15
4 Философия Нового времени………………………………... 17
4.1 Френсис Бекон……………………………………………… 17
4.2 Рене Декарт…………………………………………………. 18
5 Французская философия VIII в…………………………..... 19
5.1 Вольтер……………………………………………………… 20
5.2 Жан Жак Руссо…………………………………………… 20
6 Немецкая классическая философия………………………. 21
6.1 Иммануил Кант…………………………………………….. 21
6.2 Гегель ……………………………………………………….. 22
6.3 Л.Фейербах………………………………………………….. 22
Заключение.…………………………………………………….. 23
Список используемой литературы…………………………... 25
Подобно милетским философам, Ксенофан стремился к натуралистическому объяснению природных явлений. Несомненно интересной является его мысль о постоянном снижении уровня и высыхании моря. Он обосновывает ее, подкрепляя находками окаменевших морских животных в тех местах, которые в его время были значительно удалены от моря.[1, с.86]
Онтологические взгляды Ксенофана тесно связаны с его пониманием познания. Чувства не могут дать основания истинного познания, но ведут лишь к мнениям и кажимости. Именно чувства ведут к убежденности, что мир многолик и изменчив. [1, с.87]
Собственно основателем элейской школы был Парменид из Элеи (ок.540-470 до н.э.) По своему содержанию философские взгляды Парменида ближе всего к взглядам Ксенофана.
Свои взгляды и философские мысли Парменид излагал и в стихах, в которых весьма часто используются метафоры и аллегории.
Парменид делает весьма резкое различие между подлинной истиной, являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением, опирающимся на чувственное познание. Чувственное познание нам дает образ лишь кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность.
Решение вопроса о чувственном и рациональном познании у Парменида является скорее логическим следствием его подхода к пониманию мира. Основным для него, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем.[1, с.87-88]
Ученье Парменида содержит все существенные черты философии элейской школы. Оно восходит к линии стихийного материализма. Парменид, так же как и Ксенофан, соединяет материализм с учением о неподвижности и неизменности бытия. Это соответствует абстрактному, метафизическому характеру философии элейской школы, который в определенном смысле является отрицанием предшествующей диалектики.
Резкое противопоставление чувственного и рационального познания вытекает из спекулятивного характера взглядов Парменида, согласно которым истина постигается лишь разумом. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие. И хотя Парменид вместе с исключением движения отбрасывает и объективную стихийную диалектику его мысли об отношении «сущего» и «не сущего» становятся важным стимулом для дальнейшего этапа развития субъективной диалектики, в частности в трудах Платона.[1, с.89-90]
1.3 Пифагор и пифагорейцы
Следующим выдающимся философской школы, действовавшей в западной части «Великой Греции», являются пифагорейцы.[1, с.94]
Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли математике. Считается, что Пифагор первый обосновал, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (теорема Пифагора). В отличие от других мыслителей, которые в то время занимались математикой, он идет дальше решения геометрических задач, которыми занимались Фалес или Анаксимен. Пифагор исследует и взаимоотношения чисел. Можно справедливо утверждать, что Пифагор и пифагорейская школа закладывают основы теории чисел и принципы арифметики. Изучение зависимости между числами, и в частности между рядами чисел, требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления, и этот факт отразился на философских взглядах Пифагора. Интерес, с которым он и его последователи изучали характер чисел и отношения между ними, вел к определенной абсолютизации чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей.[1, с.96]
Все пифагорейское учение о сущности бытия имеет отчетливо выраженный спекулятивный характер. Пифагорейское учение в начальной стадии своего развития является, собственно, исторически первой попыткой постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами.[1, с.97]
Четко выраженный идеализм Пифагора и его последователей имел свои корни в общественных, политических, этических и, в частности, религиозных взглядах. Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества.[1, с.98]
Пифагорейский способ философствования является противоположностью стихийной диалектике милетской школы и Гераклита. Заметно отличается он и от строгого рационализма элейской школы. Конструируемое пифагорейцами учение о противоположностях «есть лишь грубое начало более точного определения противоположностей, начало, в котором, как в индусских перечислениях первоначал и субстанций, нет ни порядка, ни смысла». Так характеризует Гегель ту часть пифагорейской философии, которая имеет, хотя и вербальное, наибольшее сходство с диалектикой.
Пифагорейское учение представляет собой в зародышевой форме соединение идеализма с метафизическим способом мышления.[1, с.100]
1.4 Древнегреческие атомисты
Левкипп (ок.500-440) выдвинул основные принципы атомистической философии. Он «признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы-атомы, имеющие бесконечное множество форм, так как видел в вещах постоянное возникновение и изменение». Он учил, что «сущее не более чем не сущее и оба они являются равной причиной возникновения вещей. Полагая суть атомов плотной и полной, он учил, что они есть сущее, движущееся в пустоте; пустоту называл не сущим, утверждая, что она является не меньшим, чем сущее». В этом фрагменте освещены принципы атомистической науки о бытии. Единственное, что существует,- атомы и пустота.[1, с.109-110]
Понятие атома выступает качественно новым элементом в античном материализме.
Атомизм Левкиппа и Демокрита органически связан с материалистическими элементами в учениях предшествующих философских школ, в частности милетской, школы Гераклита и Анаксагора.[1, с.111]
Качественно новым в античном мышлении является Демокритово понимание бесконечности, неуничтожимости и несотворенности вселенной, убежденность в существовании бесконечного множества миров, которые возникают и гибнут.[1, с.112]
Философия Демокрита представляет наиболее завершенный материалистический способ мышления в Древней Греции. Значение учения Демокрита для развития античного материализма было так велико, что В.И. Ленин называл всю материалистическую линию в греческой философии «линией Демокрита». Материализм Демокрита был камнем преткновения для всех позднейших представителей идеализма.[1, с.120-121]
1.5 Сократ
В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта – человека, его отношение к общине, обществу, законам и не в последнюю очередь отношение к богу или богам. Главной задачей он полагал рациональное обоснование религиозно – нравственного мировоззрения. Считал излишним и принципиально невозможным изучение природы и объяснение природных явлений. Говоря современными терминами, основной вопрос философии Сократ решает идеалистически.
Основой понимания этических принципов, отношения к полису и религии Сократ считал именно последовательное познание «самого себя». В отличие от предшественников ему материалистов, которые искали ответы на вопросы, касающиеся человека, прежде всего в отношении к природе, Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который он называл даймонином и который был гарантией постижения подлинной истины. Целью всего в мире, по Сократу, является человек.[1, с.128-130]
У Сократа мы встречаемся
с первой попыткой классификации
форм государства. Здесь он опирается
на свой религиозно-этический
Сократ является первым
из трех великих философов
1.6 Платон
В трудах Платона (427-347) до н.э.) своеобразным способом отражены почти все элементы прежних идеалистических философских учений. Однако по сравнению с ними философия Платона является качественно более высокой ступенью развития идеалистической мысли. Идеализм до Платона проявлялся лишь «в намеках» и во многом имел интуитивный характер. Платон же создает рациональную идеалистическую систему с рационально обоснованными принципами.
Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью»и производен от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.[1, с.136-137]
Объективные идеалисты в основном ссылаются на те места у учении Платона, которые направлены против материалистического мышления. В этом смысле Платон и платонизм играют определенную консервативную роль. С другой стороны, его диалектика идей, сделала его концепции привлекательными для философии Ренессанса, давая ей во многом опору в конфронтации со схоластикой, аристотелевско – томистическим видением мира.[1, с.143]
1.7 Аристотель
Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но, можно сказать, логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии.
Столкновение
Более однозначно Аристотель высказывается о сущности познания. Он полностью признает первичность материального мира относительно воспринимающего субъекта. Основным и исторически первым уровнем познания мира он считает чувственное познание. При его посредстве мы познаем конкретное бытие, т.е. то, что он характеризует как первые сущности. При помощи чувственного познания человек, таким образом, овладевает единичным, индивидуальным.
Познание Аристотелю представлялось как развивающийся процесс. Оно развивается от простейших ступеней к предельно абстрактным. Его грация такова: ощущение, представление, опыт, искусство, наука, которая представляет вершину.
Научное познание, таким образом, в понимании Аристотеля, представляется как вершина всего процесса познания. Его содержанием является познание общего.[1, с.156]
С позитивным развитием теории познания связана и критика Аристотелем Платоновой концепции идей, весьма последовательная для этого времени.
Аристотель дал начало
в том или ином смысле большинству
последующих философских
1.8 Эллинистическая философия
Эпикуреизм. Наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур (342-271 до н.э.) его философское мышление восприняло материалистические элементы предшествующей греческой философии. Доминантную роль среди теоретических источников Эпикурова учения играет атомистическая система Демокрита. Главный упор Эпикур, как почти все направления эллинистического и позднейшего, римского периода, делает на этику. В учение о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа – это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души.
В области теории познания
Эпикур – сенсуалист. В сущности
он перенял стихийно-
Большое внимание уделял Эпикур и понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Общие понятия характеризуются им как обобщение опыта, накопленного чувственным познанием.
В соответствии с возросшим интересом к человеку и его проблемам, который происходит в эллинистический период, Эпикур придавал этическому учению существенно большое значение, чем Демокрит. Он исходил из индивидуалистических, а в сущности сенсуалистских позиций. Человек, по Эпикуру, является чувствующим существом, и его чувства суть основной критерий морали.[1, с.170]
Эпикуреизм представлял собой в греческой философии III – I вв. до н.э. наиболее четко выраженное материалистическое направление и в принципе сыграл положительную роль.[1, с.172]
1.9 Скептицизм
В конце 4 в до н.э. в греческой философии формируется еще одно, менее распространенное по сравнению с философским направлением – скептицизм. Его основателем был Пиррон из Элиды(ок.360-270 до н.э.) он, так же как и Сократ, излагал свои идеи лишь в устной форме и не оставил после себя ни одного произведения. Поэтому сведения о его наиболее выдающегося ученика – Тимона (ок.320-230 до н.э.)
Скепсис имел место в
греческой философии и раньше.
В эллинистическую эпоху
Скептицизм отрицал истинность любого познания. Удержаться от суждения – основой его тезис. [1, с.176]
Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику сложности развития познания, его основной чертой были, однако, безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму.[1, с.178]
1.10 Стоицизм
В конце IV в. до н.э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становятся одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон из Китая (336-264 до н.э.). в Афинах он познакомился с послесократовской философией и приблизительно в 300 г. до н.э.основывает собственную школу.