Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:48, реферат
Условия прогресса теоретического мышления, а в его рамках и первые проявления философского мышления складывались неравномерно. Различались между собой отдельные регионы с разными социально-экономическими условиями. Был целый ряд специфических обстоятельств, которые ускоряли или замедляли это развитие и которые сейчас нельзя с точностью определить. В древности и средние века наравне с крупными государственными образованиями возникали и существовали менее значительные государства, где развивались различные направления мысли, которые, к сожалению, в настоящем исследовании невозможно оценить и представить в достаточной мере.
Введение…………………………………………………………. 3
1 Античная философия………………………………………... 3
1.1 Милетская школа………………………………………….. 4
1.2 Элеаты………………………………………………………. 6
1.3 Пифагор и пифагорейцы………………………………….. 7
1.4 Древнегреческие атомисты………………………………. 8
1.5 Сократ……………………………………………………….. 9
1.6 Платон……………………………………………………….. 9
1.7 Аристотель………………………………………………….. 10
1.8 Эллинистическая философия…………………………….. 11
1.9 Скептицизм…………………………………………………. 11
1.10 Стоицизм…………………………………………………... 12
2 Средневековая философия…………………………………. 13
2.1 Гностицизм…………………………………………………. 13
2.2 Аврелий Августин………………………………………… 14
2.3 Рационализм и натурализм шартрской школы……….. 15
3 Философия Ренессанса……………………………………… 15
4 Философия Нового времени………………………………... 17
4.1 Френсис Бекон……………………………………………… 17
4.2 Рене Декарт…………………………………………………. 18
5 Французская философия VIII в…………………………..... 19
5.1 Вольтер……………………………………………………… 20
5.2 Жан Жак Руссо…………………………………………… 20
6 Немецкая классическая философия………………………. 21
6.1 Иммануил Кант…………………………………………….. 21
6.2 Гегель ……………………………………………………….. 22
6.3 Л.Фейербах………………………………………………….. 22
Заключение.…………………………………………………….. 23
Список используемой литературы…………………………... 25
Зенон первый провозгласил в трактате «О человеческой природе», что основная цель-«жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью». Этим самым он дал стоической философии основную ориентацию на этику и ее разработку. Выдвинутый идеал он сам реализовал в своей жизни. От Зенона исходит также усилие соединить три части философии в одну цельную систему. Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логику он считал скелетом, этику- мышцам, а физику – душой.
Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости». Орудием философии, ее основной частью они считают логику. Они учат обращаться с понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоической философии.[1, с.172]
Большое внимание стоики уделяют проблеме истины. Свою, по сути, сенсуалистическую позицию в вопросах теории познания они дополняют моментами, которые в значительной мере имеют спекулятивный характер.
Стоистическая философия лучше всего отражает развивающийся кризис духовной жизни греческого общества, который являлся следствием экономического и политического разложения. Именно Стоистическая этика адекватно отражает «свое время». Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса Римской республики и затем в период начинающегося распада Римской империи.[1, с.175-176]
2 Средневековая философия
Средневековая философия представляет
собой тот длительный отрезок
в истории европейской
Христианство возникает в 1 -2 столетиях нашего летосчисления в восточных провинциях Римской империи и распространяется на Средиземном побережье. Время его возникновения характеризовалось глубоким кризисом рабовладельческого строя, сопровождавшимся усиленной эксплуатацией народов в Римской империи, в частности рабов и свободной бедноты. Многочисленные восстания рабов подавлялись, их сопротивление было бесполезным – они не могли стать революционным носителем новых общественных отношений. Все попытки изменить реальные общественные условия терпели поражение, оставалось лишь верить и надеяться на чудо, на помощь «божьего спасителя» и его сверхъестественные силы. Эту веру принесла новая религия – христианство, которая кроме всего прочего обратилась ко всем людям, без различия их национальности и сословий, как к равным перед богом.[1, с.197]
Основным источником христианства была иудейская религия, самая монотеистическая из всех религий античности. Христиане полностью приняли еврейский Старый завет. Одним из источников христианского учения о Христе стали философские воззрения «отца христианства», как назвал Ф.Энгельс Филона Александрийского.
Распространение христианства и начала христианской философии приходятся на период, когда с разложением Римской империи развиваются религиозно – мистические аспекты в идеалистической философии. Упадок римской империи ярчайшим образом характеризует такие направления как неопифагорейство, учение Филона Александрийского и неоплатонизм.[1, с.198]
Учение Филона Александрийского, одного из предшественников ранней христианской философии, имело значительное влияние на идеологию христианства прежде всего через понятие логоса. Логос содержится в боге и сам является богом. В христианстве логос переходит в форме второго лица божественной особы.[1, с.199]
Всякое развитие мысли и философии в средние века происходит в религиозно-теологических рамках. В этом развитии отражены внутренние сложности и противоречивость социального и духовного процессов.[1, с.200]
2.1 Гностицизм
Христианство было вынуждено с самого начала противостоять враждебному окружению. Однако его единству угрожали и внутренние противоречия – необходимо было разделаться со многими течениями, пытавшимися соединить христианство с нехристианскими элементами.
Самым распространенным и наиболее опасным для христианства течением был гностицизм, наибольший расцвет которого приходиться на середину II в. Гностицизм был одним из многочисленных и сложных явлений в истории религии. Он предшествовал христианству и исходил из религиозно – мифологических представлений Востока. К ним присоединялись философские идеи учения стоика Посидония, Платона и неопигорейцев.
Гностицизм был предзнаменованием зарождения нового этапа в развитии мышления – средневековой христианской философии. Его характеризовал религиозно – философский синкретизм, проявившийся в христианской форме.
Особой чертой, присущей всем направлениям гностицизма, является дуалистическое объяснение мира, источник которого – в персидском зороастризме и в некоторых греческих религиозно – философских направлениях. Согласно воззрениям гностиков, борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальное , космическое значение. Она выступает борьбой материи, т.е. зла, с духом, носителем света и добра. Зло происходит из материи, добро – от бога.
Существенной чертой гностицизма была мистика. Превращение бога в человека и соединение с ним являются великим таинством христианского учения. Мистическая направленность этого учения отвергает логику разума и основывается на неописуемом, бессознательном, экстатическом соединении с богом и другими сверхъестественными силами и явлениями. Познание бога у гностиков не рационально, а имеет сверхъестественное содержание.[1, с.202-204]
2.2 Аврелий Августин
Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из «отцов церкви» был Аврелий Августин.
Философия Августина
возникает как симбиоз
Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Никто из авторов периода патристики не достиг той глубины мысли, которая характеризовала Августина. Он и его последователи в религиозной философии считали познание бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа. Весьма мало места он отводил искусству, культуре и естественным наукам.
Христианской основе своей философии Августин придавал большое значение. Он осуществил то, что только обозначало у его предшественников: сделал бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Это первенство имеет как метафизический, так и гносеологический и этический характер.
Вся философия Августина сосредоточилась на боге как едином, совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и отблеск. Без бога ничего нельзя совершить, ни познать. Во всей природе ничего не может произойти без участия сверхъестественных сил. Мировоззрение Августина очень четко противостояло натурализму.
Характерной чертой понимания Августином процесса познания является христианский мистицизм. Главным предметом философского исследования были бог и человеческая душа.[1, с.211-215]
2.3 Рационализм и натурализм шартрской школы
В период расцвета ранней схоластики культурным центром наряду с Парижем была философская школа в Шартре. Основал ее в конце X в. Фульбех, знаток арабской науки. Постепенно она становится местом, где были воспитаны многие специалисты, которые черпали из древних источников естественных наук и математики. Школа приобрела известность своими гуманистическими традициями, из ее стен вышел ряд энциклопедистов.
В Шартрской школе впервые в истории средневековой западноевропейской философии изучались идеи античных атомистов – Демокрита, Эпикура, Лукреция – в переводах с арабского на латинский язык.
Шартрская школа черпала
из двух главных философских
Шартрские ученые были и естествоиспытателями, и гуманитариями, их объединял единый фронт борьбы против спекулятивной теологии. Философию природы они соединяли с логикой, причем их единым источником они считали реальность. Философия должна быть не формальной спекуляцией, но дисциплиной, которая черпает данные из внешнего мира.[1, с.238-239]
Средневековая философия в целом развивалась в рамках теологии, ее смыслом является в конце концов «рациональное» обоснование веры, способствование укреплению теологии. Религиозно-теологическую форму имеют философские взгляды и аргументация как церковной ортодоксии, так и у оппозиционных еретических течений и направлений. [1, с.287]
3 Философия Ренессанса
Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций, имеющих самобытную ценность. Его элементы начинаются проявляться на поздней фазе феодальной системы. Весь процесс длятся вплоть до ранних буржуазных революций.
Главными носителями идеологии Ренессанса – городские высшие слои, умельцы, мещане, монастырские и церковные интеллектуалы – находились в остром политическом противоборстве со средним и низшим слоями городского населения, презирали бедноту, неимущих. В тот период еще не созрели классовые противоречия между мещанами и феодальным дворянством, наоборот, дворяне и даже высокие представители церкви симпатизировали мещанским слоям, положение и образ жизни которых представлялись привлекательными.
Ренессанс охватывает ту фазу истории, в которой христианская религия уже не имеет доминирующей монолитной позиции. Этот переворот совершается, прежде всего, в религиозных рядах; ни в философии, ни в искусстве или литературе сразу не устраняется существовавший столетиями традиционный образ мыслей.[1, с.290]
Философия природы –
типичное выражение философии
Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок оно приносит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших источников новой философии. Отбрасываются господствовавшие в средние века философские и методологические основы науки, и создаются новые. [1, с.320]
Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея. Важнейшим полем боя, на котором происходило сражение между новым и старым миром, между консервативным и прогрессивными силами общества, религией и наукой, была астрономия. Николай Коперник разгромил искусственную систему, основанную на геоцентрических представлениях, и создал гелиоцентрическую теорию. Его основной труд «О круговом движении небесных тел» вышел в годы его смерти.
Учение Коперника было революционным событием в истории науки.[1, с.321]
С именем немецкого астронома Иоганна Кеплера связана прежде всего теория о закономерностях движения планет, которую он доказал математически.
Гениальный физик и астроном Галилео Галилей путем экспериментальных исследований делает ряд открытий, формулирует научные законы. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, он обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный путь является сложной системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры и т.д.
К вершинам философской мысли Ренессанса, бесспорно, принадлежит пантеистическая философия природы Джордано Бруно, в которой наиболее полно выражен гуманистический стихийно-диалектический характер философии и науки Ренессанса.
Теория познания Бруно исходит из идеи, что в человеческой душе проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима от одушевленной материи.
Пантеистическая философия природы Бруно завершает развитие ренессанского мышления. Последующее развитие философии связано с эрой, в которой естествознание развивается на экспериментальных и математических основах, что обуславливает новые способы философского отражения мира, новый подход к вопросам методологии наук.[1, с.329-333]
Этап философии ренессанса занимает видное место в истории философской мысли.
Значение философии
Ренессанса можно кратко представить в том смысле, что
в целом она, собственно, создала основу
философии Нового времени. Период философии
Ренессанса представляет собой необходимый
и закономерный переход от средневековых
философских традиций к философии Нового
времени. [1, с.342-344]
4 Философия Нового времени
Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали поиски новых путей, нового способа, но также и нового содержания философствования. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Выливается он во вновь сформировавшийся способ философского мышления, который можно определить как философскую мысль Нового времени. Было бы слишком сложно и нецелесообразно искать четкую границу между философией Ренессанса и философией Нового времени в собственном смысле слова. В период, когда формируется философские системы Бэкона и Декарта, в Италии и остальной Европе еще не отзвучали идеи завершающегося Ренессанса.