История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:48, реферат

Описание работы

Условия прогресса теоретического мышления, а в его рамках и первые проявления философского мышления складывались неравномерно. Различались между собой отдельные регионы с разными социально-экономическими условиями. Был целый ряд специфических обстоятельств, которые ускоряли или замедляли это развитие и которые сейчас нельзя с точностью определить. В древности и средние века наравне с крупными государственными образованиями возникали и существовали менее значительные государства, где развивались различные направления мысли, которые, к сожалению, в настоящем исследовании невозможно оценить и представить в достаточной мере.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………. 3
1 Античная философия………………………………………... 3
1.1 Милетская школа………………………………………….. 4
1.2 Элеаты………………………………………………………. 6
1.3 Пифагор и пифагорейцы………………………………….. 7
1.4 Древнегреческие атомисты………………………………. 8
1.5 Сократ……………………………………………………….. 9
1.6 Платон……………………………………………………….. 9
1.7 Аристотель………………………………………………….. 10
1.8 Эллинистическая философия…………………………….. 11
1.9 Скептицизм…………………………………………………. 11
1.10 Стоицизм…………………………………………………... 12
2 Средневековая философия…………………………………. 13
2.1 Гностицизм…………………………………………………. 13
2.2 Аврелий Августин………………………………………… 14
2.3 Рационализм и натурализм шартрской школы……….. 15
3 Философия Ренессанса……………………………………… 15
4 Философия Нового времени………………………………... 17
4.1 Френсис Бекон……………………………………………… 17
4.2 Рене Декарт…………………………………………………. 18
5 Французская философия VIII в…………………………..... 19
5.1 Вольтер……………………………………………………… 20
5.2 Жан Жак Руссо…………………………………………… 20
6 Немецкая классическая философия………………………. 21
6.1 Иммануил Кант…………………………………………….. 21
6.2 Гегель ……………………………………………………….. 22
6.3 Л.Фейербах………………………………………………….. 22
Заключение.…………………………………………………….. 23
Список используемой литературы…………………………... 25

Файлы: 1 файл

история философии!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Если окончательное  расхождение мышления Ренессанса и  его философии с томистски  – схоластическим средневековьем проявлялось как отвержение тогдашними прогрессивными общественными слоями феодальных отношений и «феодального» мышления, то философия Нового времени в собственном смысле слова является их программным выражением в значительной мере уже «осознанных» интересов и взглядов.

Впервые в цельной  теоретической форме интересы и  воззрения нарождающегося класса –  буржуазии были выражены в философии  Бэкона и Декарта. Период формирования их систем является временем постепенной  стагнации экономического расцвета итальянских городов, а центр экономического развития постепенно перемещается в Англию, Голландию и частично во Францию.[1, с.346]

Для формирования науки  Нового времени, в частности естествознания, характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство.

Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных, изолированных фактов, но определенных систем, целостностей. Одновременно с этим перед философами и учеными встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышенной значимости гносеологической ориентации новой философии.[1, с.348]

 

4.1 Френсис Бекон

Большая часть работ  Бэкона была создана в то время, когда  он был занят практической политической деятельностью, поэтому ряд из них  имеет в определенном смысле слова тезисный характер.

Одну группу работ  Бэкона составляют труды, относящиеся  к вопросам формирования науки и  научного познания. Это прежде всего  трактаты, так или иначе касающиеся его проекта «Великого Восстановления Наук».

Другую группу трудов Бэкона образуют работы, которые возникают помимо проекта «Великого Восстановления». Наиболее значительная среди них – «Моральные, экономические и политические эссе».

Эссе является собственно первым философским произведением  Бэкона. Они представляют собой собрание 58 сравнительных заметок, посвященным различным темам из области морали, экономики, политики и философии.[1, с.350]

Философия Бэкона исходит из объективных потребностей общества и выражает интересы прогрессивных общественных сил того времени. Его упор на эмпирические исследования, на познание природы логически вытекает из практики тогдашнего прогрессивных общественных классов, в частности нарождающейся буржуазии. Бэкон отвергает философию как созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном познании.

Основное внимание Бэкон  уделял проблематике науки, знания и  познания. В мире науки он видел  основное средство решения социальных проблем и противоречий тогдашнего общества. Бэкон имел достаточно политического  и юридического опыта, чтобы прийти к убеждению в необходимости согласия науки и власти.

Материализм Бэкона отмечен, как уже говорилось, определенным компромиссом, проявляющимся в теории принятия двух истин, а также и  в его взглядах на «двойственную» душу человека.

Бекон существенно способствовал формированию философского мышления Нового времени.  И хотя его эмпиризм был исторически и гносеологически ограничен, а с точки зрения последующего развития познания его можно по многим направлениям критиковать, он в свое время сыграл весьма положительную роль. [1, с.351-364]

 

4.2 Рене Декарт

Если Ф.Бэкон знаменует  начало формирования философского мышления Нового времени, Рене Декарт представляет собой мыслителя уже этого  времени.

Наиболее выдающимися  из его философских трудов – это  работы, посвященные методологической проблематике.

Кроме того, Декарт является автором ряда исследований, касающихся самых различных областей человеческого  познания.

Декарт интенсивно занимается и экспериментальными науками, например в связи с диоптрикой он изучает анатомию человеческого глаза. Одна из его выдающихся заслуг относится к психологии (он первым выдвигает идею условного рефлекса). Как создатель аналитической геометрии, он внес большой вклад в развитие математики и математического мышления.

Из приведенных выше следует, что Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связывал развитие научного мышления и общие философские принципы.[1, с.364-366]

Значение Декарта для  развития современной науки и  философии огромно. Кроме того, что  он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Достойны внимания и его труды, посвященные проблемам физики, в том числе оптики.

Дуализм Декарта сделал возможным двойственное, взаимоисключающее  толкование его учения, которое в Западной Европе быстро распространилось и нашло много приверженцев. [1, с.374]

 

5 Французская философия 18 в.

Французское Просвещение  представляет собой широкое и  мощное движение, которое сформировалось во второй четверти VIII в. Оно не было лишь политическим или лишь философским явлением, хотя философия, в частности материалистическая, играла в нем исключительную роль. Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей формирующегося «третьего сословия»: естествоиспытателей, представителей культурной жизни, политических деятелей рождающейся буржуазии, юристов и философов и т.д. оно было широко направлено на критику всего, что было связано с существованием тогда во Франции феодальным устройством общества. Его сторонники во Франции, как и в Англии, возвышали роль разума по отношению к вере, боролись против религиозных предрассудков и суеверий, выступали за свободу научного и философского мышления, художественного творчества и гражданских мнений. Органически соединяются в нем как идейное, так и политическое самосознание нового класса – буржуазии. Французское Просвещение весьма решительно вело радикальную критику церкви; эта критика в ряде случаев связана с не менее радикальной критикой самих принципов религии как таковой. Политическое острие французского Просвещения направлено прежде всего против абсолютизма и всего, что с ним было связано.[1, с.427]

К выдающимся представителям социально-философского мышления во Франции первой половины VIII в., бесспорно, принадлежит Шарль Луи Монтескье. Его творчество приносит во многом новый взгляд на сущность общества. Он пытается объяснить возникновение и развитие общества на основе более или менее естественных факторов.[1, с.431]

Монтескье объяснял сословные  принципы развития общества естественным образом, утверждал, что природная среда, климат и т.д. имеют влияние на формирование общественного развития.

Монтескье в определенном смысле понял, угадал роль конкретно-исторических условий при образовании общества. Однако его подход к этой проблеме не вышел за рамки механического способа мышления того времени.[1, с.432-433]

 

 

 

 

5.1 Вольтер

Несомненно виднейшим  мыслителем французского Просвещения  является Франсуа Мари Аруэ Вольтер. Он был типичным представителем слоев  «третьего сословия» - рождающейся буржуазии.

В философии Вольтера большую роль играет вопрос активности субъекта. Подчеркивание Вольтером динамичности и активности поведения субъекта значительно обогатило философию Нового времени.

В философских трудах Вольтер выражает и одно из основных требований восходящей буржуазии – равенство людей.

Все творчества Вольтера – философское, публицистическое, художественное – является предвестием острых социальных конфликтов, которые через несколько  лет после его  смерти выливаются в Великую французскую буржуазную революцию. Прогрессивность философии Вольтера обусловлена и ограниченна прогрессивностью общественного класса – буржуазии, представителем которой он был.[1, с.435-436]

 

5.2 Жан Жак Руссо

Если Вольтер был представителем высших слоев «третьего сословия», Жан Жак Руссо – представителем самых низших слоев.

Творчество Руссо весьма богато, и, если его оценивать по названиям отдельных работ, оно  может показаться весьма пестрым. Помимо театрального творчества Руссо занимался  в специальных работах целым рядом проблем: критикой науки и цивилизации, экономической проблематикой, социально – политическими вопросами, критикой основ государства и права.

Социальное неравенство  становится предметом рассмотрения уже в первой его значительной работе – «О влиянии наук на нравы». В ней он критикует современную цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов. Это, однако, не значит, что он отвергал науку и культуру как таковые. Во введении к работе он говорит: «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель».

Хотя Руссо и отстаивает тезис о том, что наука и  культура не принесли человечеству ничего хорошего, корни общественных проблем  и бесправия он видел совсем в другой сфере – в области общественного развития. Главный источник социального зла он усматривал в социальном неравенстве, которое он понимал прежде всего как неравенство имущественное.

Имущественное неравенство, расслоение на бедных и богатых, является, по Руссо, первой ступенью общественного неравенства. Вторая ступень связана с возникновением государства. Согласно Руссо, богатые и бедные заключили договор, ведущий к образованию государственной власти, которая должна быть гарантом справедливости и мира. Третья ступень неравенства в обществе появляется с превращением законной власти в деспотизм. Если раньше народ был обманут государством и законами, то деспот обманывает законы и народ. Такое понимание ступеней неравенства позволяет Руссо морально и юридически обосновывать право народа на бунт против деспота.

Таким образом, причину  неравенства Руссо видит, с одной  стороны, в имущественном неравенстве, с другой – во взаимной зависимости  людей друг от друга. Эта зависимость, по его мнению, вызвана развитием  разделения труда и цивилизации. Поэтому острие свой критики он обращает против цивилизации.[1, с.436-438]

 Руссо первым постиг  противоречивые стороны цивилизации  и пришел к выводу, что развитие  производства, культуры и науки  приносит и нечто иное, чем  выгода и польза. Эти важные наблюдения были импульсом для дальнейшего развития социальной мысли.[1, с.442]

Французское Просвещение, подчеркивая момент активности человека, обращало внимание на анализ социальной практики того времени и тем самым  в немалой степени способствовало познанию действительных закономерностей развития общества.[1, с.442]

 

6 Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами 18 столетия, с одной стороны, и менее по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще.

В социальном плане немецкая философия – свидетельство идейного пробуждения «третьего сословия» Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии. Этот момент весьма положительный.[1, с.456-458]

Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая  впоследствии стала для нее роковой. Вместе с тем она способствовала – несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий характер, который исключал строгий причинный анализ исследуемых феноменов, - тому, что отражение новых научных познаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.[1, с.458]

 

6.1 Иммануил  Кант 

Иммануил Кант выражает два основных направления и два основных источника своей философии. «Звездное небо надо мной» - это намек на механику Ньютона, которая была для Канта предпосылкой теоретической философии; «моральный закон во мне» - стимул разработки моральной философии, которую он называл «практической». Эти два направления – главные в решении Кантом задач философии своего времени.

В решении этих вопросов Кант провел бескомпромиссную критику старой метафизической философии, которая существовала в Германию благодаря задачам, которые он решил, а также способу их разрешения Кант становится основателем немецкой классической философии.[1, с.467]

 

6.2 Гегель

Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Философия Гегеля не была философией прусского двора, она  была, однако, в тогдашней Германии властвующей интеллектуальной силой. Вокруг Гегеля сосредоточилась многочисленная группа последователей, которые вплоть до 40-х годов представляли главное направление немецкой классической философии. Берлинский период является в философском отношении завершением деятельности Гегеля.

Пантеистический характер философии Гегеля наиболее заметен  в его «Философии религии» и в разделе о религии в «Феноменологии духа». Исходным пунктом его философии религии является идея о том, что неличное начало мира познает самое себя. Религиозные представления лишь неадекватная идея самопознания «абсолютного духа».  Адекватной же формой этого сознания может быть лишь философия.[1, с.519-520]

Гегель помещает историю  в рамки, заранее определенные идеей  как началом, которое реализуется  в истории, общественное развитие выступает  как несоединимое с теологическим  понятием Гегеля. Так случилось, что большие достижения философии Гегеля пали жертвой системы, которая была не только опровергнута теоретически, но и очутилась в противоречии с самим развитием общества. Символично, однако, то, что именно в этот период к Гегелю приходят вожди пролетариата К.Маркс и Ф.Энгельс, а в 20 столетии и Ленин, которые приняли философию Гегеля не только лишь как преходящую «идею своего времени», но и как пример устойчивых духовных ценностей человечества, сохранить которые берется пролетариат.[1, с.560]

Информация о работе История философии