Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:48, реферат
Условия прогресса теоретического мышления, а в его рамках и первые проявления философского мышления складывались неравномерно. Различались между собой отдельные регионы с разными социально-экономическими условиями. Был целый ряд специфических обстоятельств, которые ускоряли или замедляли это развитие и которые сейчас нельзя с точностью определить. В древности и средние века наравне с крупными государственными образованиями возникали и существовали менее значительные государства, где развивались различные направления мысли, которые, к сожалению, в настоящем исследовании невозможно оценить и представить в достаточной мере.
Введение…………………………………………………………. 3
1 Античная философия………………………………………... 3
1.1 Милетская школа………………………………………….. 4
1.2 Элеаты………………………………………………………. 6
1.3 Пифагор и пифагорейцы………………………………….. 7
1.4 Древнегреческие атомисты………………………………. 8
1.5 Сократ……………………………………………………….. 9
1.6 Платон……………………………………………………….. 9
1.7 Аристотель………………………………………………….. 10
1.8 Эллинистическая философия…………………………….. 11
1.9 Скептицизм…………………………………………………. 11
1.10 Стоицизм…………………………………………………... 12
2 Средневековая философия…………………………………. 13
2.1 Гностицизм…………………………………………………. 13
2.2 Аврелий Августин………………………………………… 14
2.3 Рационализм и натурализм шартрской школы……….. 15
3 Философия Ренессанса……………………………………… 15
4 Философия Нового времени………………………………... 17
4.1 Френсис Бекон……………………………………………… 17
4.2 Рене Декарт…………………………………………………. 18
5 Французская философия VIII в…………………………..... 19
5.1 Вольтер……………………………………………………… 20
5.2 Жан Жак Руссо…………………………………………… 20
6 Немецкая классическая философия………………………. 21
6.1 Иммануил Кант…………………………………………….. 21
6.2 Гегель ……………………………………………………….. 22
6.3 Л.Фейербах………………………………………………….. 22
Заключение.…………………………………………………….. 23
Список используемой литературы…………………………... 25
Если окончательное расхождение мышления Ренессанса и его философии с томистски – схоластическим средневековьем проявлялось как отвержение тогдашними прогрессивными общественными слоями феодальных отношений и «феодального» мышления, то философия Нового времени в собственном смысле слова является их программным выражением в значительной мере уже «осознанных» интересов и взглядов.
Впервые в цельной теоретической форме интересы и воззрения нарождающегося класса – буржуазии были выражены в философии Бэкона и Декарта. Период формирования их систем является временем постепенной стагнации экономического расцвета итальянских городов, а центр экономического развития постепенно перемещается в Англию, Голландию и частично во Францию.[1, с.346]
Для формирования науки Нового времени, в частности естествознания, характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство.
Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных, изолированных фактов, но определенных систем, целостностей. Одновременно с этим перед философами и учеными встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышенной значимости гносеологической ориентации новой философии.[1, с.348]
4.1 Френсис Бекон
Большая часть работ Бэкона была создана в то время, когда он был занят практической политической деятельностью, поэтому ряд из них имеет в определенном смысле слова тезисный характер.
Одну группу работ
Бэкона составляют труды, относящиеся
к вопросам формирования науки и
научного познания. Это прежде всего
трактаты, так или иначе касающиеся
его проекта «Великого
Другую группу трудов Бэкона образуют работы, которые возникают помимо проекта «Великого Восстановления». Наиболее значительная среди них – «Моральные, экономические и политические эссе».
Эссе является собственно первым философским произведением Бэкона. Они представляют собой собрание 58 сравнительных заметок, посвященным различным темам из области морали, экономики, политики и философии.[1, с.350]
Философия Бэкона исходит из объективных потребностей общества и выражает интересы прогрессивных общественных сил того времени. Его упор на эмпирические исследования, на познание природы логически вытекает из практики тогдашнего прогрессивных общественных классов, в частности нарождающейся буржуазии. Бэкон отвергает философию как созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном познании.
Основное внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания. В мире науки он видел основное средство решения социальных проблем и противоречий тогдашнего общества. Бэкон имел достаточно политического и юридического опыта, чтобы прийти к убеждению в необходимости согласия науки и власти.
Материализм Бэкона отмечен, как уже говорилось, определенным компромиссом, проявляющимся в теории принятия двух истин, а также и в его взглядах на «двойственную» душу человека.
Бекон существенно способствовал формированию философского мышления Нового времени. И хотя его эмпиризм был исторически и гносеологически ограничен, а с точки зрения последующего развития познания его можно по многим направлениям критиковать, он в свое время сыграл весьма положительную роль. [1, с.351-364]
4.2 Рене Декарт
Если Ф.Бэкон знаменует начало формирования философского мышления Нового времени, Рене Декарт представляет собой мыслителя уже этого времени.
Наиболее выдающимися из его философских трудов – это работы, посвященные методологической проблематике.
Кроме того, Декарт является автором ряда исследований, касающихся самых различных областей человеческого познания.
Декарт интенсивно занимается и экспериментальными науками, например в связи с диоптрикой он изучает анатомию человеческого глаза. Одна из его выдающихся заслуг относится к психологии (он первым выдвигает идею условного рефлекса). Как создатель аналитической геометрии, он внес большой вклад в развитие математики и математического мышления.
Из приведенных выше следует, что Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связывал развитие научного мышления и общие философские принципы.[1, с.364-366]
Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно. Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Достойны внимания и его труды, посвященные проблемам физики, в том числе оптики.
Дуализм Декарта сделал возможным двойственное, взаимоисключающее толкование его учения, которое в Западной Европе быстро распространилось и нашло много приверженцев. [1, с.374]
5 Французская философия 18 в.
Французское Просвещение представляет собой широкое и мощное движение, которое сформировалось во второй четверти VIII в. Оно не было лишь политическим или лишь философским явлением, хотя философия, в частности материалистическая, играла в нем исключительную роль. Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей формирующегося «третьего сословия»: естествоиспытателей, представителей культурной жизни, политических деятелей рождающейся буржуазии, юристов и философов и т.д. оно было широко направлено на критику всего, что было связано с существованием тогда во Франции феодальным устройством общества. Его сторонники во Франции, как и в Англии, возвышали роль разума по отношению к вере, боролись против религиозных предрассудков и суеверий, выступали за свободу научного и философского мышления, художественного творчества и гражданских мнений. Органически соединяются в нем как идейное, так и политическое самосознание нового класса – буржуазии. Французское Просвещение весьма решительно вело радикальную критику церкви; эта критика в ряде случаев связана с не менее радикальной критикой самих принципов религии как таковой. Политическое острие французского Просвещения направлено прежде всего против абсолютизма и всего, что с ним было связано.[1, с.427]
К выдающимся представителям социально-философского мышления во Франции первой половины VIII в., бесспорно, принадлежит Шарль Луи Монтескье. Его творчество приносит во многом новый взгляд на сущность общества. Он пытается объяснить возникновение и развитие общества на основе более или менее естественных факторов.[1, с.431]
Монтескье объяснял сословные принципы развития общества естественным образом, утверждал, что природная среда, климат и т.д. имеют влияние на формирование общественного развития.
Монтескье в определенном
смысле понял, угадал роль конкретно-исторических
условий при образовании
5.1 Вольтер
Несомненно виднейшим мыслителем французского Просвещения является Франсуа Мари Аруэ Вольтер. Он был типичным представителем слоев «третьего сословия» - рождающейся буржуазии.
В философии Вольтера большую роль играет вопрос активности субъекта. Подчеркивание Вольтером динамичности и активности поведения субъекта значительно обогатило философию Нового времени.
В философских трудах Вольтер выражает и одно из основных требований восходящей буржуазии – равенство людей.
Все творчества Вольтера – философское, публицистическое, художественное – является предвестием острых социальных конфликтов, которые через несколько лет после его смерти выливаются в Великую французскую буржуазную революцию. Прогрессивность философии Вольтера обусловлена и ограниченна прогрессивностью общественного класса – буржуазии, представителем которой он был.[1, с.435-436]
5.2 Жан Жак Руссо
Если Вольтер был представителем высших слоев «третьего сословия», Жан Жак Руссо – представителем самых низших слоев.
Творчество Руссо весьма богато, и, если его оценивать по названиям отдельных работ, оно может показаться весьма пестрым. Помимо театрального творчества Руссо занимался в специальных работах целым рядом проблем: критикой науки и цивилизации, экономической проблематикой, социально – политическими вопросами, критикой основ государства и права.
Социальное неравенство становится предметом рассмотрения уже в первой его значительной работе – «О влиянии наук на нравы». В ней он критикует современную цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов. Это, однако, не значит, что он отвергал науку и культуру как таковые. Во введении к работе он говорит: «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель».
Хотя Руссо и отстаивает тезис о том, что наука и культура не принесли человечеству ничего хорошего, корни общественных проблем и бесправия он видел совсем в другой сфере – в области общественного развития. Главный источник социального зла он усматривал в социальном неравенстве, которое он понимал прежде всего как неравенство имущественное.
Имущественное неравенство, расслоение на бедных и богатых, является, по Руссо, первой ступенью общественного неравенства. Вторая ступень связана с возникновением государства. Согласно Руссо, богатые и бедные заключили договор, ведущий к образованию государственной власти, которая должна быть гарантом справедливости и мира. Третья ступень неравенства в обществе появляется с превращением законной власти в деспотизм. Если раньше народ был обманут государством и законами, то деспот обманывает законы и народ. Такое понимание ступеней неравенства позволяет Руссо морально и юридически обосновывать право народа на бунт против деспота.
Таким образом, причину неравенства Руссо видит, с одной стороны, в имущественном неравенстве, с другой – во взаимной зависимости людей друг от друга. Эта зависимость, по его мнению, вызвана развитием разделения труда и цивилизации. Поэтому острие свой критики он обращает против цивилизации.[1, с.436-438]
Руссо первым постиг
противоречивые стороны
Французское Просвещение, подчеркивая момент активности человека, обращало внимание на анализ социальной практики того времени и тем самым в немалой степени способствовало познанию действительных закономерностей развития общества.[1, с.442]
6 Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами 18 столетия, с одной стороны, и менее по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще.
В социальном плане немецкая
философия – свидетельство
Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая впоследствии стала для нее роковой. Вместе с тем она способствовала – несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий характер, который исключал строгий причинный анализ исследуемых феноменов, - тому, что отражение новых научных познаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.[1, с.458]
6.1 Иммануил Кант
Иммануил Кант выражает два основных направления и два основных источника своей философии. «Звездное небо надо мной» - это намек на механику Ньютона, которая была для Канта предпосылкой теоретической философии; «моральный закон во мне» - стимул разработки моральной философии, которую он называл «практической». Эти два направления – главные в решении Кантом задач философии своего времени.
В решении этих вопросов Кант провел бескомпромиссную критику старой метафизической философии, которая существовала в Германию благодаря задачам, которые он решил, а также способу их разрешения Кант становится основателем немецкой классической философии.[1, с.467]
6.2 Гегель
Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Философия Гегеля не была философией прусского двора, она была, однако, в тогдашней Германии властвующей интеллектуальной силой. Вокруг Гегеля сосредоточилась многочисленная группа последователей, которые вплоть до 40-х годов представляли главное направление немецкой классической философии. Берлинский период является в философском отношении завершением деятельности Гегеля.
Пантеистический характер философии Гегеля наиболее заметен в его «Философии религии» и в разделе о религии в «Феноменологии духа». Исходным пунктом его философии религии является идея о том, что неличное начало мира познает самое себя. Религиозные представления лишь неадекватная идея самопознания «абсолютного духа». Адекватной же формой этого сознания может быть лишь философия.[1, с.519-520]
Гегель помещает историю в рамки, заранее определенные идеей как началом, которое реализуется в истории, общественное развитие выступает как несоединимое с теологическим понятием Гегеля. Так случилось, что большие достижения философии Гегеля пали жертвой системы, которая была не только опровергнута теоретически, но и очутилась в противоречии с самим развитием общества. Символично, однако, то, что именно в этот период к Гегелю приходят вожди пролетариата К.Маркс и Ф.Энгельс, а в 20 столетии и Ленин, которые приняли философию Гегеля не только лишь как преходящую «идею своего времени», но и как пример устойчивых духовных ценностей человечества, сохранить которые берется пролетариат.[1, с.560]