Эпоха нового
времени (18-19 в)
Задачи:
Первой важнейшей
задачей философии стала разработка теории познания,
методов научного исследования, необходимые
для прогресса науки, техники и т.д.
Вторая задача-разработка и обоснование буржуазной
концепции человека, государства и общества
в целом.
Френсис Бэкон
Английский философ, государственный
деятель. Лорд, барон Веруламский, виконт
Сент-Олбанский. Фрэнсис Бэкон родился
22 января 156 1 года в Лондоне
Важнейшую задачу науки видел
в покорении природы и целесообразном
преобразовании культуры на основе познания
природы. Среди работ Фрэнсиса Бэкона
- «Опыты, или наставления нравственные
и политические» (1597; эссе на различные
темы от морально-бытовых до политических).
Познания Фрэнсиса
Бэкона философское кредо: “Знание - сила”
Основные положения:
- В основе познания лежит исключительно
опыт;
- Чем больше опыта (как теоретического,
так и практического) накопило человечество
(и отдельный человек), тем ближе оно к
истинному знанию;
- Истинное знание не может быть
самоцелью;
- Главные задачи знания и опыта
– помочь человеку добиться практических
результатов в его деятельности, способствовать
новым изобретениям, развитию экономики,
господству человека над природой.
Пути познавательной
деятельности: “Путь паука”
- Получение знаний
рационалистическим путем.
- Данный путь игнорирует
либо значительно принижает роль конкретных
фактов, практического опыта.
- Рационалисты оторваны
от реальной действительности, догматичны
и, по Бэкону, “ткут паутину мыслей из
своего ума”.
«Путь муравья »
- Такой способ получения
знаний, когда во внимание принимается
исключительно опыт. “Чистые эмпирики”
концентрируют внимание на практическом
опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств.
- Таким образом, они
получают внешнюю картину знаний, видят
проблемы “снаружи”, “со стороны”, но
не могут понять внутреннюю сущность изучаемых
вещей и явлений, увидеть проблемы изнутри.
«Путь пчелы».
- По Бэкону, - идеальный
способ познания. Следуя по “пути пчелы”,
необходимо собрать всю совокупность
фактов, обобщить их (взглянуть на проблему
“снаружи”) и, используя возможности
разума, заглянуть “вовнутрь” проблемы,
понять ее сущность.
- Таким образом, лучшим
путем познания, по Бэкону, является эмпиризм,
основанный на индукции (сбор и обобщение
фактов, накопление опыта) с использованием
рационалистических приемов понимания
внутренней сущности вещей и явлений разумом.
“Призраки”(“идолы”),
которые препятствуют человеку (человечеству)
получить истинное знание:
- Призраки рода –
преломление познания через культуру
человека (рода) в целом, то есть человек
осуществляет познания, находясь в рамках
общечеловеческой культуры, и это откладывает
отпечаток на итоговый результат, снижает
истинность знания.
- Призраки пещеры
– влияние личности конкретного человека
(познающего субъекта) на процесс познания.
В итоге личность человека (его предрассудки,
заблуждения – “пещера”) отражается
в конечном результате познания.
- Призраки театра
– влияние на процесс познания существующей
философии. Зачастую при познании старая
философия мешает проявлять новаторский
подход, направляет познание не всегда
в нужное русло (пример: влияние схоластики
на познание в средние века).
Джон Локк (1632-1704 гг.)
Английский философ.
Родился в семье мелкого землевладельца.
Окончил Вестминстерскую школу и Оксфордский
университет, где позже и преподавал. В1668
г избран в Лондонское Королевское общество,
а годом раньше стал домашним врачом, а
затем и личным секретарем лорда Эшли
(графа Шефтсбери), благодаря которому
и приобщился к активной политической
деятельности.
Основные
положения философии Дж. Локка (сенсуализм):
- Мир материалистичен
- В основе познания
может лежать только опыт(“нет ничего в мыслях
(разуме) человека, чего до этого не было
бы в чувствах”)
- Сознание – пустое
помещение (empty cabinet),которое в течение жизни заполняется опытом (представление о сознании как о “чистой доске”, на которой записывается опыт, - tabula rasa)
- Источником опыта
выступает внешний мир.
- Джон Локк рассматривал
чувственные качества как формы восприятия,
а не свойства самих вещей, разграничивая,
напр., протяженность, реально присущую
телам, и пространство как образ, создаваемый
разумом.
- Локк настаивал, что
все знание происходит из внешнего и внутреннего
опыта, из ощущений и рефлексии.
- В основе знания лежат
простые идеи, из которых посредством
соединения, сопоставления, абстрагирования
разум образует сложные и общие идеи (модусы,
субстанции и отношения).
- По мнению Локка,
уму присуща спонтанная сила, и познание
истинно постольку, поскольку идеи соответствуют
действительности.
Рене Декарт
Декарт происходил
из старинного, но обедневшего дворянского
рода и был младшим (третьим) сыном в семье.
Он родился 31 марта
1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine), ныне
Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара,
Франция.
Его мать
умерла, когда ему был 1 год.
Отец Декарта был
судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся
редко; воспитанием мальчика занималась
бабушка по матери.
В детстве Рене отличался
хрупким здоровьем и невероятной любознательностью
Рационализм
Рене Декарта
- Обосновал ведущую
роль разума в познании (рационализм)
- Выдвинул учение
о субстанции.
- Стал автором теории
дуализма.
- Выдвинул теорию
о научном методе познания.
- Сформулировал концепцию
о "врожденных идеях".
Рационализм предполагает
первичность разума по отношению к бытию
и познанию:
- В мире
существует много вещей и явлений, которые
непонятны человеку (Например: есть ли
Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.).
- За то
абсолютно в любом явлении, любой вещи
можно усомниться (существует ли окружающий
мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа?
и т. д.).
- Следовательно,
сомнение реально существует, этот факт
очевиден и не нуждается в доказательствах.
Учение о субстанции:
- Cубстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.
- Такой субстанцией
может быть только Бог, который создал
мир состоящий из субстанций.
- Единичные вещи обладают
главным качеством субстанции — не нуждаются
в своем существовании ни в чем, кроме
самих себя. Причем сотворенные субстанции
самодостаточны лишь по отношению друг
к другу. По отношению же к высшей субстанции
— Богу они производны, вторичны и зависят
от него.
Все сотворенные
субстанции Декарт делит на:
- Материальные (вещи,
обладающие протяженностью);
- Модусы( другие свойства: форма, движение и др.);
- Духовные (идеи);
Человек, по мнению
Декарта, состоит из двух, отличных друг
от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной)
и духовной (мыслящей) и это позволило
ему возвыситься над природой.
Дуализм
Декарта
Человек совмещает
в себе две субстанции, следовательно,
двойственен.
C точки зрения
дуализма Декартом решается и
"основной вопрос философии":
спор о том, что первично —
материя или сознание, бессмыслен.
Материя и сознание
соединяются только в человеке, а поскольку
человек дуалистичен (соединяет в себе
две субстанции — материальную и духовную),
то ни материя, ни сознание не могут быть
первичны — они существуют всегда и являются
двумя различными проявлениями единого
бытия.
Учение «О врожденных
идеях»
Существует особый
род знаний, который не нуждается ни в
каких доказательствах.
Данные истины изначально
очевидны и достоверны ("врожденные
идеи«)
Они существуют в
разуме Бога и разуме человека и передаются
из поколения в поколение.
Данные идеи могут
быть двух видов:
- понятия ("число" (существует), "воля", "тело", "душа);
- суждения ("целое больше своей части", "из ничего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть).
Бенедикт
(Барух) Спиноза (1632-1677) – яркий представитель
рационализма.
- Основные труды: «Богословско-политический
трактат», «Политический трактат», «Этика».
- На основе теории
субстанции Декарта разработал собственную
систему о единой субстанции;
- разработал учение о трех родах знания;
- дал объяснение проблем детерминизма, соотношения свободы и необходимости, творчества как деятельного начала.
Готфрид
Лейбниц (1646-1716) – немецкий ученый-математик,
юрист, предшественник немецкой классической
философии.
Учение Лейбница
о монадах:
- Весь мир состоит
из огромного количества субстанций, имеющих
единую природу;
- принципиально следует различать мир умопостигаемый (мир истинно сущего)и мир феноменальный (чувственно воспринимаемый физический мир);
- в основе мира лежат неделимые первоэлементы - монады ( с греч. «единое») – «духовные атомы»;
- все они объединены принципом предустановленной гармонии;
- монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
- монады замкнуты и независимы друг от друга; существует четыре класса монад: «голые
монады», «монады животных», «монады человека»,
«Бог».
Томас Гоббс
(1588-1679) – английский философ и политический
мыслитель.
- Основные труды: «О
гражданине», «Левиафан», «О теле», «О
человеке».
- Продолжал философские
традиции Ф.Бэкона;
- был убежденным материалистом;
- познание происходит благодаря чувственному восприятию;
- сигналы из окружающего мира являются своеобразными знаками;
- провел классификацию сигналов;
- считал важнейшей проблемой вопросы общества и государства;
- первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный
договор.