Классическая и неклассические концепции научной истины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:24, реферат

Описание работы

Конечно, всякая истина есть знание, но не всякое знание есть истина. Знание может существовать и в форме заблуждения. Категория "знание" характеризует принадлежность определенной информации человеку и частичную осознанность этой информации. Знание в форме заблуждения это информация о том, чего нет в действительности, но что человек мыслит или представляет как действительное. Понятно, что знание в форме заблуждения не имеет отношения к истине, противостоит ей, но при этом остается знанием.

Файлы: 1 файл

Классическая и неклассические концепции научной истины.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Касаясь вопроса о соотношении  «абсолютной» и «относительной»  истины  в социальном знании, отметим, что, специфика социального познания и мироконструирования выражается в том, что в социально-гуманитарной сфере имеет место тяготение к созданию глобальных абсолютистских концепций в силу особенностей социально-гуманитарного знания.

Вопрос  об абсолютности и относительности  истин в социально-гуманитарном познании еще раз возвращают нас  к важному вопросу об определении  границ, в рамках которых действуют те или иные теории, концепции, гипотезы в данной отрасли научного знания.  В СГН наиболее очевидно, что достижение истины связано с полемикой, дискуссиями. История познания, по меткому определению А.Эйнштейна, есть «драма идей», смена одних теорий другими.

Наряду с понятием «истина» в  социально-гуманитарном знании используется понятие «правда». На протяжении XIX века правда понималась как основная цель идейных исканий русских  мыслителей и философов. Искать правду, бороться за правду - провозглашалось делом жизни,  в ней усматривался, прежде всего,  нравственный аспект.

Социальный опыт, основанный на здравом  смысле, позволяет обыденному сознанию через категорию «правда» подниматься  до понимания сущности многих сторон общественной жизни, формировать верные представления о современных событиях в области политической, художественной, научной сферах жизни общества.

Сознательное и преднамеренное искажение истины характеризуется  понятием «ложь». Ложное высказывание говорит о вещах не то, что они  есть в реальной действительности, и его можно отнести к высказыванию о несуществующих референтах. В отличие от лжи, которая есть аномалия сознания и результат сознательного выбора, заблуждение обусловлено исторически ограниченными возможностями познания.

Заблуждение есть компонент не только научного познания, но и оценки людьми происходящих социальных событий. Здесь причинами заблуждения людей выступают их необразованность, непросвещенность, косность, невежество, пристрастия, ограниченность общественно-исторической практики. Особый тип заблуждения детерминируется идеологией

 

КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ – концепция, сводящая проблему истинности к критерию когерентности (coherence) – самосогласованности, непротиворечивости: напр., предложение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной системы. В основании когерентной теории истины лежит восходящая к Античности (Парменид, элеаты, Аристотель) философская идея о том, что только непротиворечивое и согласованное знание может быть знанием о реальности, противоречивое же знание ничего не описывает и не объясняет. Поэтому истинность каждого отдельного фрагмента знания (предложения, теории, гипотезы и т.п.) может быть удостоверена его принадлежностью к непротиворечивой и согласованной системе. Эта идея была реставрирована в дискуссиях о применении принципа верификации: первоначальный вариант верификационизма, связанный с тезисом о конечном обосновании научного знания через редукцию к «протокольным предложениям» о наблюдениях (Карнап), был отвергнут, поскольку была показана невозможность такой редукции (см. Верификационизм); взамен был предложен вариант, предполагающий верификацию как способ установления непротиворечивости и согласованности системы предложений (Нейрат). В качестве методологического образца применения критерия когерентности были взяты логические и математические теории, допускающие высокую степень формализации.

 

 Когерентная теория истины  является попыткой переформулировать  условия применения классической  теории истины (см. Истина, Корреспондентная теория истины) т.о., чтобы, с одной стороны, избежать трудностей этой теории (неясности относительно того, как можно установить соответствие между некоторым фрагментом знания и фрагментом реальности, описываемой или объясняемой этим знанием), а с другой стороны, придать ей такую форму, которая допускает методологический анализ с применением точных логических методов. Схема анализа состоит в следующем: всякое предложение p, входящее в эмпирически значимое множество М, может рассматриваться как истинное только в том случае, если удается найти подмножество N⊂M, непротиворечивость и логическая взаимосвязанность которого доказана, и p∈N. Т.о., чем в большее число когерентных подмножеств входит высказывание p, тем с большей вероятностью оно может считаться истинным (Решер). Эта схема объединяет логические и эмпирические методы анализа систем знаний с математической теорией вероятности.

 

 Имея определенное значение  как направление методологического  анализа, когерентная теория истины  не может рассматриваться как альтернатива классической теории истины, являясь по существу вариантом последней.

Когерентная теория истины. Она существует в нескольких различных вариантах. Самый популярный и известный из них утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Здесь происходит сближение с трактовкой истины в смысле логической правильности и корректности.  
Другой вариант теории когеренции утверждает, что истинной должна быть признана та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существующему в науке. Например, если какая-то физическая гипотеза противоречит закону сохранения энергии, то есть все основания считать, что она ложна. Данный критерий также нельзя абсолютизировать, ибо любая новая фундаментальная теория всегда какому-то общепризнанному знанию да противоречит.  
Прагматическая концепция. Ее суть сводится к тому, что знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального общезначимого результата (экспериментального, утилитарно-прагматического и т.д.). Иными словами, истинность отождествляется здесь с пользой или результативностью. В принципе, знание, особенно научное, весьма прагматично. Если ученый-теоретик не получает новых результатов, его научная репутация, а потом и квалификация могут быть поставлены под сомнение. Если инженер не изобретает новых технических устройств и приспособлений, ему могут перестать платить зарплату. Прагматисты не обсуждали вопрос и достоверности. Рассматривали ее не через соответствие с реальностью, а через общезначимую полезность.  
Конвенциональная концепция. Здесь утверждается, что истина есть всегда продукт гласного (а чаще негласного) соглашения между участниками познавательного процесса. В разных науках и разных научных сообществах существуют разные «правила игры», а все доказательства строятся лишь на основе принятых конвенций. Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание; в другом будет расценено как знание ложное. Так всегда бывает, когда сталкиваются представители разных школ в науке и философии.  
3 концепции истины:

 

1) Корреспондентная - соответствие  теории экспериментальным данным. Теория проверяется верифицируется  экспериментом. Либо она проходит  проверку, либо нет. Поппер нашел здесь пробел: т. к. теории рано или поздно опровергаются, фальсифицируются, то он считает. Что соответствия эксперименту не являются проверками.

 

2) Когерентная – все научные  утверждения образуют единое  целое. Новые теории и эксперименты  д - е проходят проверку на соответствие с уже известными доказательствами.

 

3) Прагматическая – практика  – критерий истины.

 

Критерии научности: 1) Последовательность, обоснованность и желательность  доказуемости результатов. 2) Логический – отсутствие противоречий 3) Воспроизводимость результата 4) Отсутствие чего - либо сверхъестественного в соответствии с существующей картиной мира. 5) Простота (эстетический критерий) 6) Соц - психологический (авторитет, когда нет информации).

 

 

С точки зрения польского  философа К. Айдучевич, все, так называемые неклассические истины, усматривают сущность истины не в соответствии с реальностью, а в соответствии с «конечным критерием». К концепции истины, как полезности, прагматизм приходит на основе следующего аргумента: «… наши убеждения не являются независимыми от нашей практической деятельности. Наши убеждения влияют на наши действия, дают им направления, указывают средства, ведущие к достижению намеченной цели» .

 Согласно прагматизму, полезность  не является ни критерием, ни корректором истины. Иначе говоря, нельзя утверждать, что знания, обладающие свойствами полезности, также оказываются соответствующими реальности.

 В настоящее время имеются  теории, которые можно рассматривать  как продолжение и развитие  прагматизма, например операционализм. Основная его проблема – значения. Операционализм рассматривает проблему истины как проблему существования. По выводам, вытекающим из операционализма, можно судить, что принесла науке прагматическая концепция. Бриджмен утверждал, что общая теория относительности не имеет физического смысла и неистинна, поскольку она пользуется неоперациональными понятиями. Операционализм требует устранения абстрактных систем, которые играют в современной физике важную роль.

 Прагматизм, суливший сделать  науку более «реалистической» оказывается концепцией, создающей для нее серьезную угрозу.

 

 

 

 

 

ВОПРОС №3

Истина и правда. Истина и заблуждение.

Конспект по философии

 

Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой какая она есть вне и независимо от сознания. Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с т. з. их объективного содержания. Объективная истина исторически развивается, с каждым новым открытием ее полнота возрастает. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности , строгости и полноты, которая достигнута на данном этапе познания, называют относительной истиной. Совершенно полное и точное знание о каком либо явлении называют абсолютной истиной. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной

 

Заблуждение - неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно - исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов, приемов, подходов. Понятие З фиксирует состояние значения качественно отличное как от истины так и от лжи. В противоположность истине З. Есть одностороннее, иллюзорное воспроизведение действительности. В отличии от лжи З. Есть непреднамеренное искажение действительности. Заблуждение может быть следствием как необдуманных, поспешных выводов, предубеждений, так и необоснованных экстраполяций истины за пределы ее применимости. Ложь – преднамеренное искажение действительности.

 

 

 

Непосредственная цель познания – постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке.

 

Автор классической концепции истины – Аристотель. Ее суть: истина –  соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с  Аристотеля истина понимается как отношение, а не как самостоятельная сущность.

 

Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектического материализма: познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с  этих позиций – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

 

Существует ряд форм истины: обыденная  или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная, научная истина и т. д. Истина также бывает абсолютной и относительной, объективной и субъективной.

 

Классически истина может быть только одна. Истина – понятие однозначное. Истина объективно может быть разнообразна. Впервые удар был нанесен естественными науками, убравшими грань между объектом и субъектом. Знание может быть разнообразно, т. к. субъект в процессе познания получает субъективные знания. При познании объекта мы не просто должны включать знание субъекта, мы не можем исключить субъекта из результата знания.

 

Сам факт многообразия истины подводит нас к многомерности истины: одна истина может иметь множество  измерений (толкований). Но истина должна быть однозначной. Истина не определяется фиксированным набором познавательных актов. Истина – не результат, а процесс. Очень близко к пониманию истины примыкает понимание плюрализма (множественности) истины. Именно плюрализм позволяет ввести в научный оборот мнение как содержательный компонент истинного знания.

 

Проблема критерия истины до конца не разрешена.

 

Истина сама по себе может являться сущностью. С точки зрения философской  концепции истины: истина – то, чем  предмет должен стать (а не то, что  есть).

 

Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т. о. , истина существует как субъективная реальность в ее информативном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Знание есть отражение и существование в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть отражением и наличного бытия, и прошлого.

 

Т. о. истина – адекватное отражение  объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением.

 

Но человечество редко достигает  истины иначе, как через крайности  и заблуждения. Заблуждение –  это содержание сознания, не соответствующее  реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективную действительность. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

 

Т. е. заблуждения имеют гносеологические, психологические, социальные основания, они отличны от лжи как нравственно - психологического феномена. Ложь – искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого - то в обман. Ложь – измышление о том, чего не было, или сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть логически неправильное мышление.

 

Правда – не ложь, но правда не есть истина. Это точка видения, понимание  какого - либо субъекта. В правде доля истины может быть больше или меньше.

 

Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, так же, как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.

 

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины – всего  лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки

 

Истина и заблуждения. Правда и ложь

 

 Целью познания является  истина. Истину можно определить как достоверное знание об объекте познания. Отсюда понятие истины распространяется на результат познания. Однако не только результат, но и ведущий к нему путь познания должен быть истинным.

 

 Философское учение об истине  располагает тремя концепциями  по этому поводу. Первая рассматривает истину в контексте соответствия знания отражаемому объекту. Ее принято называть концепцией корреспонденции истины. Она была особенно характерна для философии и науки в так называемый классический период их истории.

Информация о работе Классическая и неклассические концепции научной истины