Классическая и неклассические концепции научной истины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:24, реферат

Описание работы

Конечно, всякая истина есть знание, но не всякое знание есть истина. Знание может существовать и в форме заблуждения. Категория "знание" характеризует принадлежность определенной информации человеку и частичную осознанность этой информации. Знание в форме заблуждения это информация о том, чего нет в действительности, но что человек мыслит или представляет как действительное. Понятно, что знание в форме заблуждения не имеет отношения к истине, противостоит ей, но при этом остается знанием.

Файлы: 1 файл

Классическая и неклассические концепции научной истины.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 

В-третьих, в стремлении уяснить  природу совершенного поступка исследователь  невольно замыкает проблемную ситуацию на себя, ставит себя на место тех, кто совершил поступок, и судит о мотивах их поведения через себя, пытаясь оправдать или заклеймить того, кто совершил конкретный поступок.

 

В-четвертых, существует предрассудок необоснованного доверия. Считается, что люди прошлого лучше информированы о своем времени. Это далеко не так. Большое видится на расстоянии, особенно если оно подкреплено более надежными источниками, чем люди, наблюдавшие исследуемые события, но не избежавшие определенной аберрации их.

 

Проблему аберрации (искажения) рассматривает известный русский ученый Л. Н. Гумилев. Он обращает внимание на ее возможные варианты:

 

- преувеличение недавних событий  по сравнению с далеким прошлым  (аберрация близости);

 

- ложное впечатление незначительности  событий прошлого по сравнению  с настоящим (аберрация дальности);

 

- долговременно протекающий процесс  воспринимается как неизменное  состояние (аберрация состояния).

 

Кроме того, необходимо помнить о  том, что особенностью социального  познания является непрерывное изменение  объекта познания, как и непрерывное изменение знания о нем.

 

И наконец, в процессе социального  познания особенно важна исходная мировоззренческая  и методологическая установка исследователя. Она может способствовать, а может  и препятствовать установлению истины.

 

Из этого следует, что при изменении социальных явлений необходимо в качестве объекта познания брать не отдельные факты, а всю совокупность фактов проблемной ситуации, только тогда можно надеяться на раскрытие подлинной взаимосвязи и взаимозависимости фактов исследуемой ситуации. Последнее поможет избежать очередных заблуждений, блокировать конъюнктурную ложь, маскирующуюся под правду, и приблизиться к истине.

 

Истина всегда субъективна по своей  форме, однако по своему содержанию, т. е. по тому, что содержится в знании, она объективна. Содержание этого знания не зависит от сознания людей. Оно соответствует действительности, законам, явлениям природы и общества. К примеру, законы механического движения были открыты и сформулированы И. Ньютоном. Но эти законы существуют независимо от основателя классической механики.

 

Итак, объективная истина есть такое  содержание человеческих знаний, которое  не зависит от субъекта познания, не зависит ни от человека, ни от человечества.

 

Истина исторична. Она изменяется вместе с объектом познания, несущего печать гераклитовского "panta rei". Знание в системе "субъект-объект" всегда имеет относительный характер. И в этом смысле истина относительна, ибо она не отражает объект ни полностью, ни целиком, ни исчерпывающим образом, а только в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются. Это положение подтверждается рассмотрением проблемы истины в нормах права, о чем свидетельствуют незатухающие споры правоведов. (См.: Баранов В. М. Истинность норм советского права. Саратов, 1989; Баранов В. М., Кронекий В. С., Сальников В. П. Социальная справедливость и истинность советского права как ценностные ориентиры деятельности органов внутренних дел. Л., 1989).

 

Итак, относительная  истина есть такое знание, которое, будучи в основном верным отражением действительности, отличается некоторой неполнотой совпадения образа с объектом.

 

Говоря  об относительном характере истины, не следует забывать о наличии  так называемых абсолютно достоверных  фактов, имевших место в истории  объекта познания. К примеру, город на Неве основан Петром I. Наличие абсолютно достоверных фактов имеет важное значение в деятельности людей. Так, судья не имеет права рассуждать: "Неизвестно, совершил ли подсудимый преступление, но на всякий случай давайте его накажем". Абсолютные истины не имеют доказательных возражений, они являются демонстрацией тождества мышления и бытия.

 

Итак, абсолютная истина - это полное, безусловное, исчерпывающее  совпадение образа с объектом. Это  такое знание, которое не может  быть опровергнуто ни при каких обстоятельствах.

 

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные  факты, даты событий, дни рождения, смерти, т. е. те знания, которые имеют ретроспективный  характер, а посему они не претерпевают изменения по мере изменения самого объекта познания. Над ними уже не властвует время. Они есть, ибо они были.

 

Таким образом, рабочим инструментом гносеологического  отношения в системе "субъект-объект" является относительная истина. Но этот вывод не является подтверждением концепция релятивизма, абсолютизирующего относительность и условность содержания знания.

 

Знания  действительно относительны, но не в смысле отрицания объективной  истины, а в смысле признания исторической ограниченности достигнутого уровня. Познание осуществляется в направлении от неполного знания к более полному, но и то и другое имеет объективное содержание, не зависящее ни от сознания отдельного исследователя, ни от сознания всего человечества. Поэтому правомерно сделать вывод, что на этой "оси" объективности идет наращивание абсолютного знания и последнее свидетельствует о развитии истины, которая всегда конкретна.

 

Рассмотрев  уровни, формы гносеологического  отношения, выявив с позиции основополагающих принципов механизм взаимосвязи  в системе "субъект-объект" и его ориентированность на истину, можно познакомиться с характерными методами познания.


Информация о работе Классическая и неклассические концепции научной истины