Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 06:15, реферат
Китайская специфика во многом поучительна, но слишком мало известна. Так сложилось, что в основном мы употребляем более привычные ссылки на факты и имена связаны с Древней Грецией и античным Римом. Сейчас влияние китайской философской мысли на европейскую культуру ощущается все сильнее. Значительную роль играет здесь фактор ускоренного преодоления асинхронности развития стран Востока и Запада. Новая волна интереса к китайской культуре традиционно началась с распространения заинтересованности философией времен Конфуция (551-471рр. До н.э.). Творчество Учителя в нашей стране изучают и все больше - чаще цитируют во время выступлений, в учебных аудиториях, на страницах газет.
Введение
1. Жизненный путь Конфуция
2. Конфуцианство - этико-политическое и религиозно-философское учение ....
3. Проблема человека в конфуцианстве
3.1. Конфуций о человеке
3.2. Конфуцианского начала
3.3. Ритуал и воспитание.
3.4. Низкий человек и благородный муж.
3.5. Достойный правитель
3.6. Гуманность в учении Конфуция
3.7. Учение Конфуция в афоризмах
4. Позднее конфуцианство
4.1. Противостояние Мэн-цзы и Сунь-цзы
4.2. Хань Юй и проблема человека в его трактовке
4.3. Неоконфуцианство. Чжу Си
4.4. Человек во взглядах Ван Янмина.
4.5. Современное конфуцианство Чэнь Юланя
5. Конфуцианство в истории и культуре Китая
Выводы
Литература
Введение
1. Жизненный путь Конфуция
2. Конфуцианство
- этико-политическое и
3. Проблема человека в конфуцианстве
3.1. Конфуций о человеке
3.2. Конфуцианского начала
3.3. Ритуал и воспитание.
3.4. Низкий человек и благородный муж.
3.5. Достойный правитель
3.6. Гуманность в учении Конфуция
3.7. Учение Конфуция в афоризмах
4. Позднее конфуцианство
4.1. Противостояние Мэн-цзы и Сунь-цзы
4.2. Хань Юй и проблема человека в его трактовке
4.3. Неоконфуцианство. Чжу Си
4.4. Человек во взглядах Ван Янмина.
4.5. Современное конфуцианство Чэнь Юланя
5. Конфуцианство в истории и культуре Китая
Выводы
Литература
Введение.
Прекрасное может изменить естественную злу сущность человека, сделать ее хорошей.
Сунь-цзы. (Последователь Конфуция. Китай 111 ст. До н.э.)
Китайская специфика во многом поучительна, но слишком мало известна. Так сложилось, что в основном мы употребляем более привычные ссылки на факты и имена связаны с Древней Грецией и античным Римом. Сейчас влияние китайской философской мысли на европейскую культуру ощущается все сильнее. Значительную роль играет здесь фактор ускоренного преодоления асинхронности развития стран Востока и Запада. Новая волна интереса к китайской культуре традиционно началась с распространения заинтересованности философией времен Конфуция (551-471рр. До н.э.). Творчество Учителя в нашей стране изучают и все больше - чаще цитируют во время выступлений, в учебных аудиториях, на страницах газет.
В Китае ценят философскую мысль, как нигде в мире. Мудрые изречения Конфуция, высечены на величественных стелах-страницах из белого мрамора в музее древнего философа, поражают воображение. Авторам уникального монумента удалось соединить века. Создана атмосфера, когда современное вызывает древнее и далекое, чтобы сверить ритм и направление движения, понять скрытую сущность явлений.
Значимость
и красоту древних китайских
философских трактатов
Целью данной работы является изучение жизни, взглядов, деятельности одного из известнейших философов древнего Китая - Конфуция, и рассмотреть конфуцианство как философское течение.
Жизненный путь Конфуция.
Конфуций (Кун - Это или Кун - цзы), крупнейший ученый своего времени, одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интересных идей. Всю жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и существует человек.
Конфуций родился в 551 году до нашей эры. Отцом его был Шу Лянхэ - великий воин своего времени, прославившийся своими подвигами. Шу Лянхэ в момент появления Конфуция был уже пожилым человеком. К тому времени у него уже было девять дочерей, что делало его очень несчастным. Ему нужен был достойный продолжатель древнего аристократического рода. Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения, и воин не решался сделать его своим наследником. Поэтому, когда его третья жена забеременела, Шу поспешил сделать богослужение в глиняном гроте (по представлениям китайцев, глиняный грот - священный). В этом гроте и родился Учитель одного из самых многочисленных философских направлений. Счастливый отец назвал его Цю (в переводе с китайского - "холм") и дал прозвище Чжун Ни (Чжун - второй из братьев, Ни - глина). Ребенок унаследовала родовое имя Кун и позже стала известной как Кун Цю или Чжун Ни.
Когда мальчику было два года и три месяца (китайцы начинают считать возраст ребенка с момента зачатия), Шу Лянхэ умер. Две предыдущие жены Шу Лянхэ, ненавидевшие молодую мать наследника, не стали сдерживать свою ненависть к ней, и женщина, чтобы забрать сына из атмосферы дрязг, ссор и скандалов, вернулась в свой родной город. Однако родители не согласились принять ее в дом, она опозорила, выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще и за человека намного старше нее. Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех. Жили они очень замкнуто, однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со сверстниками. Уже тогда он отличался от них обостренным восприятием несправедливости, чувством особой любви к родителям, знанием многих религиозных обрядов (его мать, исполняя обязанности жены, ежедневно читала молитвы по усопшему мужу). Несмотря на бедность, мать растила его достойным преемником знаменитого отца. Конфуций знал историю своего рода, насчитывает не одно столетие. Узнав об опыте своих предков, среди которых были талантливые люди, которые показали себя во многих областях человеческой деятельности, он сделал вывод, что одной военной доблести недостаточно для достижения желаемого, нужны еще и другие достоинства.
Когда Конфуцию было семнадцать лет, умерла его мать, который в ту пору едва исполнилось тридцать восемь лет. Это был жестокий удар судьбы. С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца (ни ему, ни даже его матери старше жены не разрешили проводить Шу Лянхэ в последний путь), и в соответствии с религиозными обрядами похоронил рядом мать.
Выполнив свой сыновей обязанность, юноша возвращается домой и живет один. Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую работу, которой раньше занималась его мать. О том, как Конфуций относился к работе, не соответствовала его происхождению, разные источники сообщают по-разному, но кажется более вероятно, что отвращения к "низкой" работы он не испытывал. В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества и как-то был подвергнут огромному унижению. В то время в Китае разбогатевшие мещане всячески старались наладить дружеские отношения с представителями низших слоев аристократии и давали для них званые обеды. На один из таких обедов пришел и Конфуций, однако был остановлен сторожем, который сказал юноше, что ему не место среди знатных людей. Этот
случай Конфуций запомнил на всю жизнь.
В то время Конфуций усиленно занимается самообразованием. Судьба, словно в компенсацию за неудачное начало жизни наделила его здоровьем, недюжинной силой, природным умом. В девятнадцать лет он берет замуж девушку, которая сопровождала его всю жизнь, и вскоре у них рождается сын, которого назвали Ли (карп). Исполняя обязанности главы семьи, Конфуций поступает на службу к богатому аристократа Цзи, сначала управляющим складов, затем домашним слугой и учителем. Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости образования.
Служил Конфуций до достижения зрелого возраста, ощущение которого пришло к нему в возрасте тридцати лет. Позднее он скажет: "В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал держаться желаниям моего сердца и не нарушал ритуала ".
К тридцати годам
сложились и основные его этико-философские
концепции, в основном касающиеся управления
государством и обществом. Более
четко сформулировав эти
Вернувшись в родной царства, Конфуций становится известным человеком. По личным причинам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником. Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и, продвигаясь по служебной лестнице, занимает должность сичкоу (главного советника самого царя). На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями. Вскоре обеспокоено его растущим влиянием, окружение царя заставляет Конфуция "добровольно" покинуть свой пост.
После этого для Конфуция наступает пора путешествий. Долгие четырнадцать лет он в окружении своих учеников путешествует по Китаю, прославившись еще больше. Однако его желание вернуться на родину усиливается, и вскоре, при содействии одного из бывших учеников, Конфуций с большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек. По его помощью обращаются цари, многие из них зовет к себе на службу. Но Конфуций прекращает поиски "идеального" государства и все больше внимания уделяет своим ученикам. Вскоре он открывает школу. С целью сделать ее более доступной, Учитель назначает минимальную плату за обучение.
После нескольких лет преподавания в своей школе, на семьдесят четвертом году жизни (в 478 году до нашей эры) Конфуций покидает этот мир.
Конфуцианство - этико-политическое и религиозно-философское учение.
Конфуцианство - одна из главных идейных течений в древнем Китае. Почему эта философская течение возникло именно в этой стране? В чем специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае
Трезво мыслящий китаец много не задумывался над проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон добродетели и считал свой священный долг ему подражать. Китаец выше всего ценит материальную оболочку, то есть свое материальное жизни. Большими и общепризнанными пророками здесь всегда считались, прежде всего те, кто учил достойно и в соответствии с принятой нормой - жить ради жизни, а не во имя благополучия на том свете или спасения от страданий.
Все эти специфические особенности системы ценностей, сложившихся в Китае за тысячелетия, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под названием «конфуцианство». Суть их задолго до Конфуция, сводилась к обособлению иррациональных онов религии и возвеличивания рациональных основ этики, подчинение религиозно-этических норм требованиям социальной политики и администрации. В ряде публикаций дается двойное, «компромиссное», определение конфуцианства - как религии и как этико-политического учения. Конфуций, создатель нравственно-религиозного учения, оставил глубочайший след в развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни - политической, экономической, социальной и моральной, в искусстве и религии.
По определению Л.С.Васильева: «Не будучи религией в полном смысле этого слова, конфуцианство стало большим нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов, - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации ». По своему миропониманию, способу объяснения мира и места человека («цивилизованного», а не «варвара») в этом мире конфуцианство выступает скорее в этико-политическом, чем в религиозном плане.
Конфуций основал свою школу в 50 лет. У него было много учеников. Они записали мысли как своего учителя, а также и свои. Так возник главный конфуцианской произведение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») - произведение несистематический и даже противоречив. Это сборник, в основном, нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно увидеть философское произведение. Эту книгу каждый образованный китаец учил наизусть еще в детстве, ею он руководствовался и всю свою жизнь.
Основная цель Конфуция - гармонизировать жизнь государства, общества, семьи и человека вообще. В центре внимания конфуцианства - взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуций не доволен существующим, однако его идеалы не в будущем, а в прошлом. Он считает, что человек обращена лицом к прошлому, к будущему же повернута спиной. Древность постоянно присутствует в настоящем. Будущее не привлекает слишком много внимания - ведь время движется по кругу, и все возвращается к своему началу. Кульминация конфуцианского культа прошлого - «исправления имен» («чжэн мин»).
Конфуций признавал, что «все течет» и что «время бежит, не останавливаясь». Поэтому конфуцианские «исправление имен» означало не приведение общественного сознания в соответствие с общественным бытием, меняется, а попытку привести вещи в соответствие с их былым значением. Поэтому Конфуций учил, что государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, а сын - сыном не по имени, а реально, на самом деле. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности - конфуцианская этика. Она опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» - дао.
В своем учении Конфуций основывался на традиционных китайских взглядах на устройство мира. По представлениям древних китайцев, человек возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, «ци») делится на 2 начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением она как бы призвана преодолеть этот раскол мира,
так как сочетает в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение.
Информация о работе Конфуцианство в истории и культуре Китая