Конфуцианство в истории и культуре Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 06:15, реферат

Описание работы

Китайская специфика во многом поучительна, но слишком мало известна. Так сложилось, что в основном мы употребляем более привычные ссылки на факты и имена связаны с Древней Грецией и античным Римом. Сейчас влияние китайской философской мысли на европейскую культуру ощущается все сильнее. Значительную роль играет здесь фактор ускоренного преодоления асинхронности развития стран Востока и Запада. Новая волна интереса к китайской культуре традиционно началась с распространения заинтересованности философией времен Конфуция (551-471рр. До н.э.). Творчество Учителя в нашей стране изучают и все больше - чаще цитируют во время выступлений, в учебных аудиториях, на страницах газет.

Содержание работы

Введение
1. Жизненный путь Конфуция
2. Конфуцианство - этико-политическое и религиозно-философское учение ....
3. Проблема человека в конфуцианстве
3.1. Конфуций о человеке
3.2. Конфуцианского начала
3.3. Ритуал и воспитание.
3.4. Низкий человек и благородный муж.
3.5. Достойный правитель
3.6. Гуманность в учении Конфуция
3.7. Учение Конфуция в афоризмах
4. Позднее конфуцианство
4.1. Противостояние Мэн-цзы и Сунь-цзы
4.2. Хань Юй и проблема человека в его трактовке
4.3. Неоконфуцианство. Чжу Си
4.4. Человек во взглядах Ван Янмина.
4.5. Современное конфуцианство Чэнь Юланя
5. Конфуцианство в истории и культуре Китая
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

Конфуцианство контр раб.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Под «личностью»  Ван Янмин понимает целостную  существо, и духовную, и телесную, способную к деятельности.

Поскольку природа  человека воплощена в его сердце, то зло исходить из него не может. Зло появляется в стремлениях и мыслях. Поэтому исправлять надо не сердце, а стремления и мысли. Цель очищения - осознание чистоты и совершенства сердца и правильные деяния. Такая концентрация на внутреннем Я - безусловное влияние буддизма.

Ван Янмин критикует  даосизм и буддизм за допущение  эгоизма, хотя для этого автора более  характерно подчеркивать, что именно объединяет эти три учения, нежели подчеркивать различия между ними. Говоря о Лао-цзы и Будду, Ян Ванмин признает, что они стремились к совершенству, но этому помешала несдержанность их эгоистических желаний, в результате чего они вступили на ошибочный путь отрешенности и бездеятельности, с чем Ван Янмин, как конфуцианец, согласиться не может .

Современное конфуцианство Чэнь Юланя.

В последующие  два века наблюдается упадок философской  мысли в Китае, что связано  в первую очередь с маньчжурской оккупацией. Возрождение конфуцианства  начинается в 20 в. и связано главным  образом с именем Чэнь Юланя. Он развивает его принципы, осовременивая их и обогащая некоторыми достижениями современной философии, благодаря чему учение вступает в новый этап - постконфуцианство.

Традиционная  для конфуцианства отсутствие разграничения  материального и духовного, трактовка  «ци», как телесного и духовного начала одновременно, сближает это течение с позитивизмом, с его тенденцией стать выше материализма и идеализма и изучать действительность в ее данности, без теоретического давления на материальное и идеальное.

Придание конфуцианских взглядов состояло в том, что Чэнь Юлань признал двойственность человеческой природы: логическую и биологическую. Логическую природу он считает подлинно; благодаря ей человек близкий Небу и Земле (по аналогии с природой - принципом Чжу Си). Биологическая природа не является собственно человеческой, она выступает как естественные задатки (осовремененная трактовка «ци»). Переосмысление природы человека понадобилось Чэнь Юланю, чтобы указать человеку «путь к внутренней святости и внешней царственности», к «высшей просветленности и непоколебимого спокойствия». Достижение этой цели находится в слиянии с мировой гармонией, для чего необходимо поэтапное самосовершенствование с учетом особенностей человеческой природы. Если в обычном состоянии человек ограничен естественными потребностями, биологическими по происхождению, то самосовершенствование означает освоение способностей через практическую деятельность. Дальше путь лежит к осознанию внутреннего единства человека, его природы с гармонией мироздания. И наконец, последний этап - слияние человека с этой гармонией, т.е. возвращение к единству с природой.

Конфуцианство в истории и культуре Китая.

С течением времени  конфуцианство становится господствующей идеологией в Китае, а позже, в 2-1 вв. до н.э., с простой идеологии превращается в настоящую государственную религию. Если раньше конфуцианство, призывая учиться у древних, предполагало за каждым право самому размышлять, то теперь входила в силу доктрина абсолютной святости и нерушимости древних канонов и мудрецов, каждого их слова.

Эта философская  течение сумела занять ведущие позиции  в китайском обществе, приобрела  структурной прочности и идеологически  закрепила свой крайний консерватизм, нашедший свой высочайший выражение  в культе неизменной формы.

Еще в 3 ст. в. н.э. Конфуций был канонизирован, его личность была окружена ореолом святости, в его честь возводятся храмы. На основе его учения и древних религиозных верований образуется конфуцианство как религиозная система. Эта религия продвигала идею тотального государства и подчинения, ее важнейшим догматом было обожествления императора и освящение его власти. Эта религиозная система заимствовала из древних верований многих богов и духов, ее пантеон также все время пополняется за счет обожествления отдельных исторических личностей. Все божества делились на три категории. Выше включала верховное божество, обладателя земли и умерших предков императора. К средней категории входили боги солнца, эха, грома, дождя и ветра, Конфуций и 188 правителей прошлого. К низшей же категории вошли боги воды и огня, войны, местные духи земли, год, покровители городов и поселков.

Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции  верховного жреца выполнял сам император, общение же незначительными божествами было привилегией государственных чиновников, так называемого ученого сословия. Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: это было главным критерием при выборе их на службу, и именно они были главными хранителями конфуцианских заповедей.

Таким образом, к началу новой эры государство и конфуцианская религия в Китае становится единой системой, сутью которой стало стремление закрепить за укрепить старые общественные нормы и добиться безупречного повиновения народных масс. Конфуцианство было идеологией тех слоев аристократии, которые были заинтересованы в сохранении патриархально родовых пережитков и общинного земледелия. Они оправдывали классовое неравенство, но отрицательно относились к обогащению и возвышения незнатных людей.

Конфуцианство воспитывало и освещало. Начиная с эпохи Хань, конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы ценности стали общепризнанными, превратились в символ «истинно китайского». Практически это привело к тому, что каждый китаец по рождению и по воспитанию должен быть прежде конфуцианцем. Это означало, что с первых шагов жизни китаец в быту, в общении с людьми, в выполнении важных семейных и общественных обрядов и ритуалов действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими традициями.

Воспитание  начиналось в семье, с детства, с  приучения к культу предков и  норм сяо, к строгому соблюдению церемониала  в семье, и особенно на людях, в  обществе.

В стране возник небывалый культ грамотности, иероглифа, культ конфуцианских образованных моралистов-начетчиков, ученых-чиновников, умеющих читать, понимать и толковать мудрость священных книг, слой грамотных интеллектуалов, которые сосредоточили в своих руках монополию на знания, образование и руководство , заняв в Китае место, которое в других обществах занимало дворянство, духовенство, бюрократия вместе взятые.

Вся система  образования в средневековом  Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства. Доскональное знание древних текстов, умение свободно оперировать высказываниями мудрецов и, как образец, умение писать сочинения, в которых свободно преподавался и комментировалась мудрость древних

- такой была  программа обучения в китайской  школе - государственной или частной.  На протяжении тысячелетийименно это считалось в Китае наукой.

Дать сыну образование  и вывести его «в люди» - мечта  каждой семьи в Китае, но осуществить  ее было нелегко. Необходимо было изучить  несколько тысяч иероглифов и  с их помощью уметь разбираться  в сложных древних текстах, написанных малопонятной грамотным языком. На это тратились долгие годы упорного труда, и давалась образование не всем. Однако следует отметить, что облагодетельствовать и выучить бедного, но способного родственника считалось делом чести всей семьи и приносило им в случае успеха немалую выгоду, что, конечно, стимулировало благотворительность.

Конфуцианцы и  набранные из их числа чиновники  эффективно управляли всей великой  империей, за исключением тех периодов, когда Китай находился в состоянии  кризиса и центральная власть заметно ослабевала. В периоды кризиса особенно становилась заметной характерная закономерность: мздоимство и коррупция (которые никогда не исчезали, но в период эффективного функционирования власти определенным образом ограничивались и официально сурово преследовались) усиливались. Но именно в периоды глубокого упадка и разложения империи в среде чиновников всегда были популярны деятели, мужественно сопротивлялись и разоблачали недостатки современного им общества. При этом они не только руководствовались интересами многострадального народа, но и пытались спасти вечные и священные принципы конфуцианской государства. Призывы этих честных чиновников не мешали, конечно, кризис идти своим путем. Однако их деятельность не была бесплодной. Некоторые из них присоединялся к восставших крестьян и даже возглавлял движение, в случае его победы - становился советником нового императора. После смерти честных чиновников, особенно если они были жертвами репрессий со стороны правительства, их действия становились легендарными. Такие легенды поддерживали в народе культ мудрых, справедливых и заботливых конфуцианских ученых-чиновников. Культ этот всегда существовал в Китае.

Понятие «китайские церемонии» касались жизни и быта каждого китайца настолько, насколько  каждый китаец в старом Китае был причастен к конфуцианству. В этом смысле церемониальные нормы можно было бы сопоставить с религиозными: подобно тому, как в рамках других религий все детали ритуала, как правило, были известны только профессиональному духовенству, знание всего комплекса церемоний было привилегией ученых-чиновников.

Среди этого  образованного слоя общества тщательное соблюдение всех церемоний и деталей  этикета, регламент в поступках, движениях, одежде, было не только естественным и обязательным, отличительным признаком, считалось условием престижа, критерием образованности. Подчеркнутым соблюдением всех условностей и формальностей сановники старались подчеркнуть ту цель, которая отделяла их от необразованной массы китайцев, знакомых с церемониалом лишь в общих чертах.

Культ формы  породил в сфере конфуцианцев странное переплетение чувства самоуважения с показательным самоуничтожением. Нормы поведения предполагали уничижительный тон каждого из представителей обеих  сторон относительно самого себя. Однако такая форма поведения не означала, что собеседник (даже если его позы, жесты, мимика соответствовали же разрушительном тона) на самом деле считает себя никчемным. Форма в конфуцианском Китае была эквивалентом религиозного ритуала. Чем плотнее была сеть обязательного церемониала, тем более человек приближалась к состоянию автомата. Ни свободного проявления воли, ни смелости и непосредственности в чувствах, ни стремления к реализации гражданских прав - все это заменялось, витискалося постоянной тенденцией к полному и автоматического и подробно разработанного годы ритуала.

По Конфуцием - каждый человек должен занимать строго определенное место в государстве: «государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, а сын - сыном». Понятно, что крайне необходимой становится поддержка патриархальных отношений в обществе.

На основе конфуцианства  были выработаны критерии для оценки всех поступков, от бытовых - до государственного уровня. Так, мужчина требовалось  неоспоримое исполнения обязанности, несения службы, подчинения главе рода. Женщина должна была всегда быть смиренным и слушаться своего мужа, свекра и свекровь, ее главной обязанностью было служение мужу, усердие в труде и продолжение рода. Она не должна была выделяться умом, талантом, красноречием или остроумием, от нее не требовалось даже красоты или прелести. Идеалом женщины была покорная жена, которая шла за своим повелителем даже в могилу.

Нарушение конфуцианских  заповедей строго каралось, даже смертной казнью, как «величайшее преступление». Обычным наказанием было превращение в рабов, как самого нарушителя, так и всей его семьи.

Конфуцианство - регулятор жизни Китая. Конфуцианская  централизованное государство, которое  существовало за счет ренты - налога с  крестьян, не поощряло чрезмерного развития частного земледелия. Если усиление частного сектора превышало допустимые пределы, это приводило к существенному снижению доходов в казне и расстройству всей административной системы. Начинался кризис, и в этот момент начинала действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их чиновников за неразумное руководство. Кризис удавалось преодолеть, но восстание, которое его сопровождало, уничтожало все, что было достигнуто частным сектором. После кризиса центральная власть в лице нового императора и его окружения становилась более сильной, а частный сектор должен был начинать все сначала.

Примерно такую  же роль играло конфуцианство и в  социальных процессах.

Конфуцианство выступало и как регулятор  во взаимоотношениях между государством и Небом, и - от имени неба - с различными племенами и народами, которые наполняли мир.

Конфуцианство поддержало и вознесло создание культа правителя, императора, «сына Неба», который управлял Поднебесной от имени Неба. С течением времени  сложился подлинный культ Поднебесной срединной государства, которое рассматривалось как центр Вселенной, вершина мировой цивилизации, сосредоточение истины, мудрости, знания и культуры, реализации священной воли Неба. Отсюда начинался разделение всего мира на цивилизованный Китай и варваров, населявших окраины, и которые прозябали в темноте, бескультурье и черпали культуру из одного источника - из центра мира - Китая.

В конкретных условиях китайской империи конфуцианство  играло роль основной религии, выполняло  функции основной государственной идеологии. Выдвинутая конфуцианством на первый план и тщательно культивируемая социальная этика с ее ориентацией на моральное совершенство индивида в рамках корпорации и строго фиксированных, освященных авторитетом давности норм быта, является по сути эквивалентом той слепой и окрашенной истины, иногда даже экстазом веры, которая лежит в основе других религий. Но будучи религией в полном смысле этого слова, конфуцианство стало намного больше - оно стало образом жизни целого народа.

Выводы.

Учение Конфуция, появившись на основе древнекитайских  религиозных и философских учений, тем не менее сильно отличается от них, а в некоторых вопросах даже имеет противоречия с ними. Одной  из таких противоречий является мнение о первостепенность общественных отношений и их приоритет над природой. Если древнекитайские учения считают совершенным естественной порядок и, как следствие, идеальным все, что было создано не человеческим трудом, то Конфуций в первую очередь подверг это сомнению и доказал

Информация о работе Конфуцианство в истории и культуре Китая