"Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:05, реферат

Описание работы

В современной философии проблема бытия по-прежнему остается самой фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей истории философии. Занимаясь бытием, поисками бытия, философия, как и прежде, отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, обнаруживает уникальный и своеобразный предмет своих исследований, не сводимых ни к значению, ни к вере, не открывающийся ни в рациональных абстракциях, ни в мистической интуиции.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 86.15 Кб (Скачать файл)

   Эти четыре числа  описывают все процессы, происходящие  в мире. Им  мировой порядок  представлялся в виде  господства  чисел;  и  в  этом  смысле  они переносят на мир, «как  целое, понятие  космос,  первоначально   означавшее порядок, украшение». Если задать себе вопрос «философской  направленности Пифагора, то, кажется,  можно с полной уверенностью  сказать, что это  была прежде  всего философия числа, этим  оно  резко  отличалось  от  ионийской натурфилософии, стремившейся  свести  все  существующее  к  той  или  иной материальной  стихии с подчеркиванием ее  качественного своеобразия  (вода, воздух, огонь, земля)».

       Пифагорейцам  принадлежит  учение  о  музыке  сфер  и  о  музыкальном

   звукоряде, отражающем  гармонию  Солнечной  системы,  где  каждой  планете соответствует  определенная нота,  а  все   вместе  они  создают  интервалы  музыкальной гаммы. Ими  же  положено  и  начало  музыкальной   психологии: музыка использовалась  как средство воспитания и  исцеления души и тела.  В  пифагорейской школе начали развиваться  астрономия и медицина. Ею  создано  множество  аллегорических  комментариев  Гомера,   а   также   грамматика  греческого   языка.   Таким   образом,   пифагорейцев    можно    считать родоначальниками  гуманитарной,  естественной,  точной  и  систематической наук.

       Элейской школой называется древнегреческая философская школа,  учения которой развивались, начиная с конца VI  в.  вплоть  до  начала  второй половины V в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Два первых – Парменид и Зенон – жили  в небольшом   италийском городе  Элея, а третий – Мелисс – был уроженец далекого от  Элеи  Самоса. Но так как основные учения школы были выработаны  Парменидом  и Зеноном, гражданами  из  города  Элеи,  то  школа в целом и получила  название элейской[4].   И   если   пифагорейцы   рассматривали   мировой   порядок исключительно с его количественной стороны, то в противоположность им  в VI  веке  выступают направления,  которые подобно   древним   ионийским мыслителям, понимают идею мирового единства  качественно,  однако,  видят при этом мировое единство не  в едином  мировом веществе,  а в едином правящем мировом принципе, в едином понятии,  господствующем  над сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие,  которое остается постоянным при всяком изменении вещей. Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии  в образовании и науках.  Странствующие учителя за  деньги  могли обучить любого искусству речи. Их  главной целью было  подготовить молодежь  к активной политической жизни.  Деятельность  софистов,  релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания  – таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии.  Эти поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470 – 399  годы  до н.э.), сперва ученик софистов, а затем их  критик.  Различие  Сократа от софистов в том,  что мерилом при оценке  поступков для него  служит соображение, какими мотивами определяется  решение,  что полезно и что вредно.  Мысли Сократа послужили основой для   развития   большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой:

   «Я знаю только  одно, что я ничего не знаю».  В  своих  беседах  Сократ  не

   отвечает на вопросы,  он  ставит  их,  искусстно  побуждая  собеседника к

   самостоятельному  поиску истины. А когда тот,  казалось бы, близок  к  ней,

   находит новые  аргументы и доводы, чтобы показать  тщетность этих  попыток. Основной  философский интерес Сократа  сосредотачивается на вопросе  о  том, что такое человек,  что такое человеческое сознание. «Познай самого  себя» – любимое  изречение Сократа. Платон  объединил   в  своем  учении  ценности  двух  своих   великих предшественников:  Пифагора  и  Сократа.  У   пифагорийцев  он   воспринял искусство математики  и идею  создания  философской школы,  которую он воплотил  в   своей   Академии   в   Афинах.   Учениками   Платона   были преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов (можно вспомнить хотя бы самого известного его ученика – Аристотеля). Для занятий была построена Академия в живописном  уголке  на  северо-западной окраине города. Знаменитая философская школа просуществовала до  самого конца античности, до 529  года,  когда византийский  император Юстиниан закрыл ее. Хотя Платон, подобно Сократу, и считал, что взимание платы за мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и так же,  как и он,

 называл софистов «проститутами от философии» за  то,  что они требовали деньги с учеников, это не мешало  Платону принимать богатые подарки и всяческую помощь от сильных мира  сего.  У Сократа Платон  научился  и

 сомнению, и  иронии,  и  искусству  беседы.  Диалоги   Платона  пробуждают интерес  и  учат  размышлению  над   весьма  серьезными  проблемами  жизни, которые не сильно изменились  за две  с  половиной   тысячи  лет.  Наиболее значимыми   в  философии  Платона   являются   представления   об   Идеях, Справедливости  и  Государстве.  Он  пытался   сочетать   философское   и  политическое. Он готовил в своей   школе  правителей-философов,  способных править справедливо,  исходя из принципов общего  блага.

       В 335 г. до н.э.  Аристотель,  ученик  Платона,  основал собственную школу – Ликей,  или Перипат,  отличавшуюся  исключительно философской направленностью. Однако стройную систему Аристотеля тяжело  синтезировать по его работам,  представляющими из  себя  зачастую  сборники  лекций  и курсов. Одним из  самых важных  результатов деятельности  Аристотеля  в политике было воспитание Александра Македонского. На  развалинах  Великой Империи возникли Эллинистические государства и новые философы. Если прежние этические учения видели главное средство  нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное  целое, то теперь,  напротив, философы считают условием добродетельной и  счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего –  от политически-социальной сферы. Такова в значительной мере установка  школы стоиков.  Эта  школа,  основанная  Зеноном  в  конце  IV  в.   до   н.э., существовала еще во времена Римской империи. Философия для стоиков – не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость.  Только философия в состоянии научить человека  сохранять   самообладание   и

 достоинство в трудной  ситуации, сложившейся в эпоху  эллинизма, особенно в поздней  Римской Империи, где разложение  нравов в первые  века  новой   эры достигло высшей точки.  Свободу от  власти  внешнего  мира  над  человеком стоики  считают главным достоинством  мудреца; сила его в том,  что  он  не есть раб собственных  страстей. Настоящий  мудрец,  согласно  стоикам,  не боится  даже смерти; именно от стоиков  идет понимание философии как   науки умирать. Главной идеей  стоицизма является покорность  судьбе и фатальность всего  сущего. Зенон так говорил о  стоике: «Жить последовательно, то  есть согласно с единым и  гармоническим жизненным правилом, ибо те,  кто  живет непоследовательно,  несчастливы». Природа для стоика  – это рок или судьба: примирись  с роком, не сопротивляйся ему  – вот одна из заповедей  Сенеки.

        Полный  отказ  от  социального  активизма  в этике встречается    знаменитого материалиста Эпикура (341  – 270  годы  до  н.э.).  Наиболее известным из римских эпикурейцев был Лукреций  Кар (ок.  99  – 55  годы н.э.). Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид – первичен;  все общественные  связи,  все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их  субъективных  желаний и рациональных  соображений пользы  и удовольствия.  Общественный   союз, согласно  Эпикуру,  не  высшая  цель,  но  лишь  средство   для   личного благополучия  индивидов;  в этом  пункте  Эпикур  оказывается близок  к софистам. В 306 г. до н.э. в Афинах  он  основал школу.  В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична:  целью человеческой  жизни Эпикур считал счастье,  понимаемое  как удовольствие.  Однако  подлинное удовольствие  Эпикур  видел вовсе не  в том,  чтобы без всякой  меры предаваться грубым чувственным наслаждениям. Как и большинство греческих мудрецов, он был привержен идеалу меры. Высшим  удовольствием считалось, как и у стоиков,  невозмутимость  духа  (атараксию),  душевный  покой и безмятежность,  а такое состояние может быть  достигнуто  только  при условии, что человек научиться умерять свои страсти и плотские  влечения, подчиняя их разуму. Особенно много внимания эпикурейцы уделяют  борьбе  с суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией[5]. 3. Творчество Платона и Аристотеля – выдающееся достижение в  истории мировой культуры. Платон и Аристотель создавали свои философские картины мира  в  эпоху  великих потрясений, происходивших  в  современном  им   обществе. С  этой точки  зрения  было  бы  интересно,  изучая  философские  и  политические взгляды Платона и Аристотеля, рассматривать мировоззрения этих  философов не в законченном виде, а проследить за их развитием, за тем,  как  бурные события общественной жизни в эпоху Платона  и  Аристотеля  находили  свое отражение в становлении их   философских систем.

       Вопрос  о тысячелетней значимости Платона   возникает  у  каждого,  кто

   соприкоснулся   с  его  мировоззрением  и   с  художественным  стилем   его

   произведений.  Интерес   к  древнегреческому  философу  Платону,   к   его

   творчеству не  ослабевает, быть может, даже усиливается  в наше время.  Во-

   первых,  мнение  даже  самого  обыкновенного   человека,  жившего  две   с

   половиной тысячи  лет назад, интересно  само  по  себе.  Конечно,  интерес

   многократно усиливается,  если этот человек – Платон. «... Платон  –  один

   из учителей человечества. Не будь его книг, мы не  только  хуже  понимали

   бы, кем были древние  греки, что они дали миру,  –  мы  хуже  понимали  бы

   самих себя, хуже  понимали бы,  что  такое   философия,  наука,  искусство,

   поэзия,  вдохновение,  что  такое человек, в чем  трудности его  исканий   и

   свершений»[6],  –   писал   В.Ф.   Асмус.  Платон  –   первый   в   Европе последовательный представитель объективного  идеализма,  основатель  этой

 философии. Объективный  идеализм Платона  есть  учение  о  самостоятельном существовании  идей как общих и родовых  понятий. Платон является первым  в Европе  философом,  заложившим   основы   объективного   идеализма   и разработавшим его в целостном  виде. Мир по Платону и не  телесный космос, лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные  вещи,  наполняющие Вселенную.   Прекрасный,   материальный   космос,   собравший   множество  единичностей в одно нераздельное  целое,  живет  и  дышит,  весь  наполнен бесконечными  физическими  силами,  но  зато  он  управляется   законами, находящимися вне его,  за его пределами.  Это самые общие закономерности, по  которым живет  и  развивается  весь  космос.  Они  составляют  особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не физическим  зрением,  а умственным,   мысленно.   Идеи,   управляющие

 Вселенной,   первичны. Они определяют жизнь материального  мира. Мир идей находится вне  времени, он не живет, а пребывает,  покоится в  вечности.  И  самая высшая идея идей –  это абстрактное благо, тождественное   абсолютной красоте. Платоновский  идеализм потому и называется  объективным,  что  он признает  существование  вполне  реального,  независимого   от   сознания  человека, то есть объективного  идеального  бытия.  Платон  создал  теорию общего  как  закона  для  единичного,   теорию   необходимых   и   вечных  закономерностей  природы   и  общества,  противостоящую  их   фактическому смешению  и слепой  нерасчлененности,  противостоящую  всякому  донаучному пониманию.  Именно эта сторона учения  Платона об идеях в значительной  мере обусловила его тысячелетнюю  значимость  в  истории  человеческой  мысли. Ученик Платона Аристотель  развил и критически переосмыслил  философию своего учителя. На  путях художественного осмысления  действительности  ему пришлось  столкнуться с тем искаженным  пониманием Платона, что идеи  резко противопоставлены миру  вещей. На первый  план  выдвигались   идеи  вещей, существующие где-то  в недосягаемых небесах, а вещи  оказывались брошенными в мир  без  всякого  их  идейного  наполнения.  По  мнению  Аристотеля,  в реальном  бытии  совершенно  невозможно  оторвать  одно  от  другого и устанавливать резкое  противопоставление  вещей  и   идей.  Таким  образом, Аристотель  сам не отрицал роли идей  в осмыслении материального мира,  но,  становясь на путь критики  крайнего идеализма, свое собственное  учение  об идеях пытался использовать  исключительно ради  жизненных   целей  и  ради понимания   всей   действительности   как   художественного   произведения, пронизанного глубочайшим идейным  смыслом.  Аристотель  создает   первую  в истории систему логики  – силлогистику, главную задачу  которой он видит  в установлении  правил  получения  достоверных   выводов   из   определенных  предпосылок.  Центр   аристотелевской   логики   составляет   учение   об умозаключениях и  доказательствах,  основанных  на  отношениях  общего  и частного. Формальная логика, созданная  Аристотелем, на протяжении  многих  веков служила главным средством  научного доказательства. Небывалый  размах и расцвет философской  мысли Платона    и  Аристотеля  всегда   соединялся   у   них    с    весьма    активной     политической деятельностью.   Как  истые греки,  они были   бесконечно  преданы  своим патриотическим интересам и всеми    силами  хотели    сохранить    Грецию именно   периода ее  классики. Но уже тут им   пришлось   столкнуться  с весьма    суровой  судьбой  греческого  классического   полиса,    быстро шедшего  к  своей  неминуемой  гибели.   Система  политических   взглядов изложена у Аристотеля   более богато и развернуто,  чем  у  Платона.   В трудах   Аристотеля можно  найти описание около  420  существовавших   в его  время   законодательных   систем   и   государственных    устройств. Аристотель,     в    отличие    от    Платона,     не замыкается  на построении   какого-то      наилучшего    государственного  устройства, а   рассматривает   основные    принципы  функционирования   государства, описывая  при  этом    несколько  типов   как   положительных,    так   и отрицательных,   по его мнению, государственных  систем.  Платон  в  свою очередь был   убежден,    что  существует  абсолютная    истина,  и  весь трагизм его положения заключается  в  том,   что он  верил  в немедленное и   всестороннее   осуществление     этой   истины.     Будучи  именно реставратором    погибшей    старины,  Платон   хотел оставаться фактически  всегда    оставался  по  преимуществу   идеологом   греческой классики   давнего периода греко-персидских войн.  Гармония  человеческой личности,     человеческого   общества  и   всей   окружающей   человека природы – вот   постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего его творческого пути. Творчество античных  философов  Платона  и Аристотеля представляет интерес еще и потому,  что они имели   редкую    возможность практически  реализовывать  свои  философские   системы. Платон  приложил немало   усилий   в   просвещении     сиракузского   тирана    Дионисия Младшего,   Аристотель имел   большое влияние на  императора Александра Македонского, был его   учителем.    Он   и   его    ученики   предлагали законодательные системы для новых греческих городов и   колоний. Если подробно  изучить биографию Аристотеля,   можно только    удивляться, как    последовательно    и   естественно совпадали у Аристотеля  его философская теория  и жизненная практика. Жизнь трагична. Но эту трагедию жизни может понимать   только тот,    кто   в   глубине   этой   трагедии видит   не  трагическую,  а    чисто    эйдетическую,    или   идеальную, действительность.  Судьба  героев  в греческой   трагедии    как     раз свидетельствует о наличии высших  основ жизни,  которые    только    способны     осмыслить     трагическую     судьбу    действительности.  И Аристотель  доказал это как в своей философской теории,  так и в своей практической   жизни   и    деятельности,  для   него   и   сама   смерть оставалась актом мудрости  и невозмутимого спокойствия.        Идейный порыв,      принципиальная    настроенность,    самоотверженное  служение идеалу  —   все   это   на   целые    тысячелетия  сделали      философии Платона  и  Аристотеля   необходимыми. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но   истина для   него дороже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОКРАТ, ЕГО УЧЕНИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ  МЕТОДЫ

 

 

О жизни и деятельности Сократа - одного из величайших философов  Древней Греции - можно узнать лишь по произведениям его современников  и учеников, в первую очередь Платона, потому что сам Сократ письменных источников после себя не оставил. Платон же познакомился с Сократом за восемь лет до гибели последнего, когда  Сократу было уже за шестьдесят, и встреча эта произвела революцию  в душе будущего знаменитого философа. Платон же написал и "Апологию Сократа", из которой можно узнать о некоторых аспектах сократовской философии. "Апология Сократа" представляет собою оправдательную речь Сократа, произнесенную им на афинском суде в 399 году до н.э., после того, как были заслушаны речи обвинителей. Надо заметить, что это художественное воспроизведение речи Платоном, и с точки зрения именно художественности она заслуживает высокой оценки. Композиция включает в себя:

1. Речь после обвинения,  предшествующая приговору. В ней  Сократ критикует прежних и  новых обвинителей за клевету  и дает самому себе общую  характеристику. Он говорит, что  не боится смерти, а боится  лишь малодушия и позора; что  будет всегда заниматься философией; что убийство его будет страшно  для судей, потому что после  смерти Сократа вряд ли найдется  человек, который будет заставлять  их стремиться к истине. Философ  говорит также, что внутренний  голос препятствует ему принимать  участие в общественных делах,  которые полны несправедливости. Он утверждает, что никого ничему  не учил, а только не препятствовал  задавать вопросы и отвечать  на них - это было поручено  Сократу богом, и нет свидетелей, которые утверждали бы, что Сократ  говорил дурное и развращающее.

2. Речь Сократа после  общего обвинения. Он удивлен,  что обвинение поддержано незначительным  большинством голосов, и говорит,  что судьи ему не верят и  поэтому его не поймут.

3. Речь Сократа после  смертного приговора. Те, кто голосовал  за смертную казнь, - говорит Сократ - причинили зло себе, ибо их  будут все обвинять, а его считать  мудрецом. Сократу же не хватает  бесстыдства и дерзости, чтобы  унижаться перед не понимающими  его судьями. Смерть Сократ  в данном случае признает благом, а если это есть, как говорят,  переход в Аид, то и приобретением:  он найдет там справедливых  судей и станет бессмертным. 

Информация о работе "Контрольная работа по "Философии"