Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 06:01, контрольная работа
1. Общая характеристика современной западной философии.
2. Философия позитивизма. Исторические формы позитивизма.
3. Марксистская философия: Маркс, Энгельс.
4. Неокантианство: физиологическое неокантианство, Марбургская школа, Баденская школа.
5. Философия прагматизма. Неотомизм.
6. Психоанализ (Фрейд, Фромм, Юнг, Хорни, Адлер).
7. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Дильтей, Шпенглер).
8. Философия Кьеркегора. Феноменология Гуссерля.
9. Экзистенциализм: Хайдеггер, Сартр. Религиозная философия XX в.
10. Герменевтика: Шлейермахер, Дильтей, Гадамер.
11. Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм.
1. Современная западная философия
Классическая философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. Считалось вполне возможным постигать законы природы и общества и господствовать над ними.
Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был нанесен первый удар Французской революцией 1879 г. Террор, гражданская война заставили многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки.
Надлом классической философии произошел уже в учениях А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и их последователей. Эти выдающиеся философы показали, что познание и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. Если кратко определить основные тенденции современного философского мышления на Западе, то надо назвать сциентизм, антропологизм, возврат к основам мистико-религиозной философии.
В
XX в. выдвигается целый ряд смелых
и новых идей, удачно конкурирующих
со старой классической философской
системой. Это, во-первых, идея изучение
и анализ жизни отдельного человека
над исследованием больших
Во-вторых, это движение от идеи свободного и разумного человека, способного кардинально переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко ограниченному экономикой, политикой, религией и пр.
В-третьих, сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются теперь как независимая структура.
В-четвертых, активно проводится идея двух непересекающихся линий человеческого знания (научного и философского), имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду».
Возникают
принципиально новые
По
мнению теоретиков Римского клуба, существует
шесть новых задач
1)
сохранение культурного
2)
создание мировой
3) сохранение естественной среды обитания;
4)
увеличение эффективности
5)
правильное использование
6) развитие внутренних (интеллектуальных, сенситивных (чувственных), соматических (телесных)) способностей человека.
В
то же время широко распространяются
не новые, но модернизированные
Новое
видение мира основано на мистических
переживаниях, особых состояниях сознания,
особом языке, описывающем реальную
загробную жизнь в специальных
понятиях.
2. Философия позитивизма
Позитивизм – направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е – 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 – 1857) – французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).
Позитивистский
подход предполагает два коренных преобразования.
В сфере науки он означает ее отказ
от метафизических наслоений. К которым
Конт относил претензии науки на раскрытие
причин явлений и проникновение в их сущность.
Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть,
а лишь описывает явления. Отрицая прежнюю
“ метафизическую” философию, Конт не
отказывается от философии как таковой.
Он полагает, что для адекватного познания
дейст-ти отдельных частных наук недостаточно.
Исторические формы позитивизма.
Позитивизм
сложился в 30-ые годы ХХ столетия и с
тех пор прошел длительный путь развития.
Именно благодаря своей способности
к эволюции, он оказался удивительно
прочным и устойчивым явлением в
западной философии. В центре внимания
позитивистов постоянно находился
вопрос о взаимоотношении философии
и науки, методологии и гносеологии.
Впервые в истории философии
позитивизм создал модель развития науки.
Появление позитивизма
Позитивизм
как новое философское
Позитивизм тяготеет к субъективному идеализму и агностицизму, поскольку развивает тезис о том, что наука познает не сущности предметов, явлений, не их причины, а только явления. Для него наука является инструментом систематизации данных, полученных благодаря ощущениям.
В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа. Первый этап открывается философией О.Конта и его последователей Э.Ренана и Э.Литтре (Франция). В Англии основоположниками позитивизма были Д.С.Милль и Г.Спенсер; в Польше – Ю.Охорович; в России – Г.Вырубов, В.Лесевич, Н.Михайловский; в Италии – К.Каттанео, Д.Феррари, Р.Ардиго. «Второй» позитивизм возник в результате кризиса первой исторической формы позитивизма, который случился вследствие революции в науке, прежде всего в физике. Вторая историческая форма позитивизма появляется в конце XIX в. и называется «махизм», или эмпириокритицизм. Его представители: Э.Мах, Р.Авенариус и др.
Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм – начинается с 20-х годов ХХ в. и часто называется «аналитической философией». Его представители: М.Шлик, Р.Карнап, Б.Рассел, Г.Райхенбах, Л.Витгенштейн и др.
Четвертый этап в развитии позитивизма – постпозитивизм – возник во второй половине ХХ в. из критики неопозитивизма. Он представляет собой неоднородное течение в западной философии, объединенное стремлением разработать конкретно-научную методологию. Он представлен в учениях И.Лакатоса, Дж.Агасси, Д.Уоткинса, Г.Альберта, Т.Куна и др.
Несмотря на большое разнообразие и несхожесть, неоднородность философских школ, относящихся к позитивистскому направлению, их роднит отношение к познанию, которое трактуется и рассматривается вне любой философской интерпретации. К сомнительным философским ценностям относятся мировоззренческая и аксиологическая ориентация философии. Поэтому позитивизм отрицательно оценивает всю прежнюю «классическую» философию, считая, что вся традиционная философия как «метафизическая», так и догматическая, должна быть заменена либо специальными, позитивными, науками, либо обзором системы знаний, учением о соотношении между науками, об их языке и т.д. Таким образом, философия сводится к общим выводам из естественных и социальных наук.
Наука сама должна стать философией, ограничиться описанием явлений, а при формулировке законов отвечать не на вопрос «почему», а только на вопрос «как». Позитивизм ограничивает научное знание описанием явлений, не выясняя причинных зависимостей.
Многие идеи, высказанные позитивистами, носили новаторский характер и оказались чрезвычайно прогрессивными для своего времени. Наиболее ценными для развития науковедения и логики науки явились мысли О.Конта о всеобщей классификации наук, критика Э.Махом ограниченности ньютоновской механики. Большой вклад внесли неопозитивисты и постпозитивисты в разработку средств логического анализа языка, в применение исторических методов в области специальных наук.
Основные
идеи О.Конта нашли свое выражение
в 6-томном «Курсе позитивной философии»
(1830-1842) и «Духе позитивной философии».
В этих произведениях он отстаивает
основы своей новой философии, объявляя
«метафизикой» всякую теорию, признающую
познаваемость сущности окружающего
мира. По мнению О.Конта, познать можно
только подобие последовательности
в структуре явления, поскольку
описание есть уже отчасти и объяснение.
Поэтому на основе объяснения излагаемых
и описываемых фактов действительности
можно вывести законы, формирующие
функциональные отношения между
элементами данной структуры. Осознавая
необходимость нового метода исследова-ния,
Конт строит его с целью раскрыть механизм
протекания будущих событий. Отсюда известная
формула Конта: «Знать, чтобы предвидеть,
и предвидеть, чтобы мочь».
3. Марксистская философия: Маркс, Энгельс.
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв. Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.
Главными произведениями основателей марксизма являются:
«Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;
«Капитал» К. Маркса;
«Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса;
«Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса;
«Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;
«Диалектика природы» Ф. Энгельса;
«Анти-Дюринг» Ф. Энгельса;
«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса;
«Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм). Суть исторического материализма в следующем: