Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 06:01, контрольная работа

Описание работы

1. Общая характеристика современной западной философии.
2. Философия позитивизма. Исторические формы позитивизма.
3. Марксистская философия: Маркс, Энгельс.
4. Неокантианство: физиологическое неокантианство, Марбургская школа, Баденская школа.
5. Философия прагматизма. Неотомизм.
6. Психоанализ (Фрейд, Фромм, Юнг, Хорни, Адлер).
7. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Дильтей, Шпенглер).
8. Философия Кьеркегора. Феноменология Гуссерля.
9. Экзистенциализм: Хайдеггер, Сартр. Религиозная философия XX в.
10. Герменевтика: Шлейермахер, Дильтей, Гадамер.
11. Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 63.65 Кб (Скачать файл)

  Систематизировал  и превратил в универсальное  учение, охватившее педагогику, этику, социологию, историю - это был Дьюи. Осуществил он это на основе науки и демократии. Он разработал логику науки, теорию научного исследования и применил созданный им научный метод к человеческим проблемам во всех сферах общественной жизни. Критикуя, существующую до него философию Дьюи настаивал на том, что единственный путь к решению социальных, практических и теоретических проблем состоит в методе разума и науки, который в отношении к природе и технологии дал уже всем известные блестящие результаты. Он рассматривал научный метод ни как метод познания, а как метод, обеспечивающий успешное поведение человека в мире, объективное знание, которое невозможно. Научный метод Дьюи не признает объективную реальность, как предмет исследования. Он утверждает, что она возникает в процессе познания, поэтому знания о предмете расцениваются как создание реальности. С его точки зрения быть объектом научного исследования. Научное исследование ставит человека в проблематические неопределенные ситуации, задача философии состоит в том, чтобы преобразовать неопределенную ситуацию в определенную, нерешенную проблему в решенную. С этой целью и создаются понятия, идеи, законы, которые имеют инструментальное значение. Наука - это комплекс инструментов, которые используются в тех или иных обстоятельствах, поэтому некоторые ученые прагматизм Дьюи называли инструментализмом. Он включает 5 ступеней исследования:

  1. чувства затруднения 

  2. осознание проблемы 

  3. пометки ее решения (выдвижение  ее гипотезы)

  4. развитие идеи, решение ее до  имперических последствий

  5. наблюдение и эксперимент, которые  осуществляются ради решения  проблемы 

  Неотомизм — философия современной католической церкви — основывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объективно-идеалистическую ориентацию. В числе его признанных представителей — Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция),

    И. Бохеньский (Германия), Й. ван Стенберген (Голландия). Католические философы подчеркивают, что они стремятся быть верными учению церкви и следовать католической традиции.

  Вслед за Фомой Аквинским, провозгласившим, что философия должна быть использована для защиты и обоснования католического  вероучения, неотомизм принимает  утверждение «Философия — служанка богословия». По словам Жильсона, философия свободна лишь в той мере, в которой она принимает контроль теологии, ее цель — интеллектуальная интерпретация истин откровения. Более того, за образец философского исследования неотомизмом принимается средневековая философия, и большое число работ неотомистов посвящено изучению средневековой схоластики, а развитие западной философии, начиная с Декарта, ими оценивается как философские заблуждения. Из учения Фомы Аквинского неотомизм заимствовал и принцип гармонии веры и разума, утверждающий, что вера и разум не исключают, а дополняют друг друга: путь разума ведет через постижение сотворенных вещей к богу, путь веры — к познанию сотворенного мира путем божественного откровения. Вере в этом процессе принадлежит главенствующая роль. На принципе гармонии веры и разума основывается неотомистский принцип иерархии, когда система знаний представляет собой пирамиду, вершиной которой является теология, в середине находится философия, а подножие составляют все остальные науки.

  Религиозной представляется и натурфилософия неотомизма. Признается факт божественного творения мира, когда все вещи в силу божественного  всемогущества возникают из ничего. Богом творится и материя, поэтому  ее существование не является вечным. Божественное провидение управляет  развитием и изменением мира.

  Бог обусловливает единство мира. С точки  зрения неотомизма, «быть» — значит быть Богом или быть сотворенным  Богом, и, так как Бог — духовная субстанция, единство мира состоит  в его духовности. Человек как  единственное существо, обладающее душой, занимает в мире особое, привилегированное  положение. Единство мира дается человеку как откровение.

  Неотомизм принимает тезис Фомы Аквинского о том, что человеческое бытие  отличается неполнотой благодаря тому, что деятельность его разума сопряжена  с чувственно-телесным началом, и  формулирует религиозный смысл  бытия индивида. Человеку богом дарована свобода воли, но он не волен, обладать ему этой свободой, или нет, она  дается ему Богом с необходимостью, поэтому он всегда ответственен за свой выбор.

  Согласно  католицизму, необходимо принимать  мир таким, какой он есть, принимая зло как благо, ибо благодаря  страданию и жертвенности человек  приближается к идеалу, становится более совершенным.

  Задача  человека состоит в том, чтобы  правильно пользоваться данной ему  свободой, развивать в себе божественное начало и видеть смысл своего бытия  в Боге. Любовь к Богу соединяет  людей с принципом бытия и  потому обладает абсолютным первенством, но очень важной является также любовь как форма единения всего сущего, в том числе людей в Боге. Нетомизм выдвигает новый тип межчеловеческой связи — солидаризм, основанный на любви к ближнему, которая вдохновляется любовью к Богу. По словам

    Ж. Маритена, «вера в человека спасается через веру в Бога», отвечая злом за зло, человек демонстрирует тем самым свою гордыню, полагая, что он сам может творить справедливость, тогда как это лишь в божественной власти.

  Необходимо  подчеркнуть, что в отличие от традиционной религиозной философии, сводившей все философские проблемы, в том числе и вопрос о человеке, к проблеме Бога, неотомизм гораздо  больше внимания уделяет широко понятой  проблеме человека, человеческих ценностей, добрым началам человеческой сущности. 

  6. Психоанализ (Фрейд, Фромм, Юнг, Хорни, Адлер).

  Психоанализ - одно из важнейших направлений  современной психологии, в своё время  совершивший переворот не только в психологической науке, как  таковой, но и в философии, мировоззрении, обществе. Психоанализ позволил совершенно по-новому взглянуть на природу личности человека, его сознания и значительно  глубже понять происходящие в психике  процессы. Психоанализ как направление  в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным  изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усилившейся конфликтности.

  Уникальность, необычность психоанализа связана  с тем, что он возник на границе  между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом, объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности и также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Не будет преувеличением, следуя Фрейду, назвать психоанализ "коперниканским переворотом", поскольку он открыл подходы к пониманию многих явлений, которые раньше наукой игнорировались, принимались как нечто очевидное или объяснялись как результат пережитков, человеческой глупости и порочности. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.

  Необходимо  различать три проблемно-теоретических  слоя в психоанализе. Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами: свободных ассоциаций, толкования сновидений, группового тренинга и другими. Цель практического психоанализа - это коррекция психики, переработка  индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в  систему, поскольку они возникают  на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как  между уникальными личностями.

  Второй  слой идей психоанализа совпадает с  общей теорией личности. Она складывалась у психоаналитиков на основе их практического  опыта, теоретических размышлений  и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, такими, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология.

  По  поводу конкретного пациента лечащему врачу желательно иметь "одну теорию", с тем, чтобы поставить диагноз  и последовательно вести лечение. Но по поводу "психики вообще" как человеческого феномена может  существовать множество теорий, благодаря  конкуренции которых поддерживается научная дискуссия, ставятся эксперименты и добываются новые знания. В психоанализе как научном движении очень быстро произошло размежевание на ряд течений. Пять психоаналитических течений, развитых его основоположниками, представлены в настоящем пособии. Но за пределами  нашего внимания осталось еще очень  много концепций, с которыми читатель легко сможет познакомиться - поток  литературы по психоанализу непрерывно растет.

  Наконец, третий теоретический слой психоанализа касается таких предметов как  человеческая природа, эволюция человека, взаимоотношения полов, происхождение  и роль культуры, взаимодействие культуры и личности, социо-культурные причины невротизма. При обсуждение этих предметов психоанализ вливается в общую антропологию, этнологию, социальную философию. Объясняя о происхождении и функциях культуры, таких ее форм, как религия, мораль, искусство, политика, разные психоаналитики конструируют разные бессознательные механизмы. Свои клинические наблюдения и свой метод неврозов каждый психоаналитик использует в качестве исходного пункта для объяснения массовых социо-культурных процессов. Таким образом, религия, взаимоотношения полов, культура получают разную трактовку, например, у Фрейда, Юнга и Хорни.

  Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ  Фрейда и его учеников был издан  в 20-30е годы на русском языке в  основанной проф. Д. А. Ермаковым "Психоаналитической библиотечке". Среди советских  марксистов были в то время сторонники и противники психоанализа. Первые акцентировали его естественно-научные, материалистические основания, атеизм, разоблачение идеологии как "рационализации" классовых интересов. Другие обращали внимание на мифотворчество Фрейда, указывали, что психоанализ преувеличивает роль психических, внутриличностных конфликтов и не изучает социальных конфликтов, национальной и классовой специфики культуры. В течение нескольких десятилетий (с середины двадцатых до начала шестидесятых годов) психоанализ в СССР фактически находился под запретом. И только с середины восьмидесятых годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и других крупнейших психоаналитиков. Сегодня многие образованные люди в нашей стране знакомы с психоанализом. Но обилие психоаналитической литературы, множественность оценок психоанализа, сложность идей, отсутствие в сегодняшней социо-гуманитарной литературе хорошо разработанной методологии - все это рождает потребность в обзорной, систематизирующей учебной литературе.

  Психоанализ следует рассматривать не только как научно-философское учение, но и как симптом культуры. Он возник в эпоху кризиса старой системы  ценностей, дал остро почувствовать  неустроенность духовного бытия  личности и шаткость многих нравственных установок. Им затронуты "нервные  окончания" самых острых этико-политических проблем нашей эпохи. Знакомство с психоанализом ни для кого не проходит даром. Каждый человек, вникнув  в его суть, становится более искушенным, более самокритичным, менее склонным доверять рекламе, броским лозунгам, идеологическим штампам. Психоанализ  воспитывает в людях терпимость, самоконтроль, ответственность, уважение к своей и чужой свободе. А  это как раз те качества, в которых  мы сегодня больше всего нуждаемся.  

  7. Философия жизни.

  "Философией  жизни" называют направление  западной философской мысли конца  XIX—начала XX в., предтечей которого считают А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и к которому относят В. Дильтея, А. Бергсона, О. Шпенглера, Г. Зиммеля, Л. Клагеса, Э. Шпрангера и др. Каковы же отличительные особенности философии жизни?

  1  Как явствует уже из названия, философы данного направления выдвигают на первый план понятие и принцип жизни. Сам по себе обращенный к философии призыв — повернуться лицом к жизни — неоригинален; его, как и понятие жизни, можно встретить и в произведениях философов прошлого. Отличие же философии жизни от традиционной мысли заключается в том, что как раз через понятие жизни ее последователи стремятся решительно размежеваться с классической философией, ее мировосприятием. Традиционную философию, особенно философию нового времени, представители философии жизни обвинили в том, что она создала культ разума и науки, в жертву которым была принесена именно жизнь — и жизнь природы, и жизнь человека. Правда, понятие жизни, которому сторонники философии жизни придавали фундаментальное значение и в деле критики, и в обосновании новых философских позиций, так И осталось в их произведениях расплывчатым, неопределенным, метафорическим. И почти каждый мыслитель данного направления, критикуя за это предшественников, пытаясь предложить свое, как ему казалось, более чёткое и содержательное видение жизни. Заметного успеха до биться не удалось. Однако влияние философских размышлений о жизни на культуру, философию нашего столетия было весьма велико. Оно ощущается и поныне.

  2  Другое критическое устремление философии жизни связано с расшатыванием основ сциентизма (от лат. scientia — наука), т.е. воззрения на мир, ставящего во главу угла научные достижения, критерии научности, научный разум, методы науки. Правда, борьба против сциентизма не вылилась у выдающихся мыслителей Бергсона или Дильтея в антинаучную позицию. Утверждая это, следует отметить: в отечественных учебниках представителям философии жизни приписывалось стремление решительно порвать с наукой и научностью. С этим трудно согласиться. Ведь отвергались не науки как таковые, а безраздельное господство классических моделей в естествознании, власть механицизма. В этом философия жизни шла в ногу с неклассическим естествознанием. Можно даже утверждать, что обнародование А. Эйнштейном принципов теории относительности, появление генетики повлияло на создание А. Бергсоном работы "Творческая эволюция" (1907), которую оправдано считать одним из образцов нового, "неклассического" философствования. Позднее, в произведении 1922 г. "Длительность и одновременность" Бергсон предложил философскую трактовку открытия Эйнщтейна.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"