Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 06:01, контрольная работа

Описание работы

1. Общая характеристика современной западной философии.
2. Философия позитивизма. Исторические формы позитивизма.
3. Марксистская философия: Маркс, Энгельс.
4. Неокантианство: физиологическое неокантианство, Марбургская школа, Баденская школа.
5. Философия прагматизма. Неотомизм.
6. Психоанализ (Фрейд, Фромм, Юнг, Хорни, Адлер).
7. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Дильтей, Шпенглер).
8. Философия Кьеркегора. Феноменология Гуссерля.
9. Экзистенциализм: Хайдеггер, Сартр. Религиозная философия XX в.
10. Герменевтика: Шлейермахер, Дильтей, Гадамер.
11. Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 63.65 Кб (Скачать файл)

  Известно, с каким вниманием Бергсон  относился к биологии, с которой  тесно связана его концепция  творческой эволюции. Ницше, Шпенглер, Зиммель также проявляли большой интерес к биологии.

  3  Вместе с тем нельзя отрицать, что скорее не естествознание, а гуманитарные дисциплины — философия, психология, история, в том числе история духа, науки о языке, культуре, — образуют проблемный центр исследований философии жизни. И в этом отношении попытки представителей данного направления раскрыть специфику человеческого духа и своеобразие наук о духе оказались перспективными. Вместе с работами Дильтея, Шпенглера, Зиммеля в западную философию буквально вторгся специфический историзм, т.е. стремление подвергнуть историю (как исторический процесс и как науку) углубленному исследованию.

  4  Философия жизни внесла заметный  вклад в исследование сознания  и бессознательного, в изучение  таких пластов, элементов, функций  духовно-психической жизни, как  интуиция, память, время (в качестве  временных структур сознания). Отстаивая  необходимость исследования духовного,  психического во всех их проявлениях,  представители философии жизни  выступили с резкой критикой  традиционного рационализма за  преувеличение роли сознательно-рациональных  элементов и сторон человеческого  духа. Интерес к абстрактному  познанию, к интеллекту сохранился, однако возобладало требование  — критически, объективно, трезво  взглянуть на разум и интеллект,  оценить как их сильные, так  и слабые стороны. Сама по  себе эта установка вполне  уместна и продуктивна и отнюдь  не тождественна антиинтеллектуализму. Философия жизни вызвала у  философов, психологов, деятелей  литературы и искусства интерес  к изучению внерационального, бессознательного, что роднит ее с фрейдизмом.

  5  Значительное место в философии  жизни занимают и попытки предложить  — в связи с новым истолкованием  исторического процесса — непривычные  для традиционной европейской  мысли типологические схемы развития  культуры, сопоставить и даже  противопоставить цивилизацию и  культуру.

    Историю философии жизни обычно  начинают с Ницше. И действительно,  обращение Ницше к понятию  жизни (о чем шла речь в  главе 1 в начале раздела о  Ницше) важно для этой истории.  Следует учесть, что апелляция  к жизни взамен ориентации  на абстрактые понятия, схемы, системы философии становится к концу XIX — началу XX в. лейтмотивом многих философских направлений и произведений. Оформление же философии жизни в сложную концепцию, богатую новыми идеями и исследовательскими достижениями, связано с именем одного из самых крупных европейских философов — французского мыслителя А. Бергсона. 
 

  8. Философия Кьеркегора. Феноменология Гуссерля.

  Основателем экзистенциализма считается датский  философ Сьорен Кьеркегор (1813 – 1855).

  Он  поставил вопрос: почему философия  занимается таким большим количеством  всевозможных вопросов – сущностью  бытия, материей, Богом, духом, пределами  и механизмами познания – и  почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного  человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

    Кьеркегор считал, что философия  должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь  ему найти истину, понятную ему,  ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний  выбор и осознать свое «Я».

  Философом были выделены понятия:

  неподлинное существование – полная подчиненность  человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного  призвания;

  подлинное существование – выход из состояния  подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение  в хозяина своей судьбы.

  Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

  • эстетическую;
  • этическую;
  • религиозную.

  На  эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек  «плывет по течению» и стремится  только к удовольствию.

  На  этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

  На  религиозной стадии человек глубоко  осознает свое призвание, полностью  обретает до такой степени, что внешний  мир не имеет для него особого  значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента  и до конца своих дней человек  «несет свой крест» (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все  страдания и внешние обстоятельства.

  Лучшими представителями экзистенциализма ХХ в., собственно создавшими его, были:

  Карл  Яспер (1883 – 1969);

  Жан-Поль Сартр (1905 – 1980);

  Альбер  Камю (1913 – 1960);

  Мартин  Хайдеггер (1889 – 1976).

  Возникновение феноменологии как философского течения связано с творчеством  Эдмунда Гуссерля (1859 — 1938). После защиты диссертации по математике, он начал свою научную деятельность в качестве ассистента выдающегося математика конца XIX в. К. Т. В. Вейерштрасса. Однако постепенно происходит изменение его научных интересов в пользу философии.

  Философские взгляды Э. Гуссерля формировались под влиянием крупнейших философов XIX в. Особую роль в формировании его взглядов сыграли идеи Бернарда Больцано (1781 — 1848) и Франца Брентано (1838 — 1917). Первый критиковал психологизм и полагал, что истины могут существовать независимо от того, выражены они или нет. Этот взгляд, будучи воспринятым Гуссерлем, содействовал его стремлению очистить познавательный процесс от наслоений психологизма.

  От  Брентано Гуссерль воспринял идею интенциональности. По Брентано, интенциональность «есть то, что позволяет типизировать психологические феномены». Интен-циональность в феноменологии понимается как направленность сознания на предмет, свойство переживать.

  Свои  идеи Э. Гуссерль изложил в следующих работах: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Трансцендентальная логика и формальная логика» (1921), «Картезианские размышления» (1931). В 1954 г. была опубликована рукописная работа «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», написанная за два года до смерти, и другие работы.

  Значительная  часть работ мыслителя переведена на русский язык.

  Особенность философии Э. Гуссерля состояла в выработке нового метода. Суть этого метода отразилась в лозунге «Назад к вещам!» Разобраться в том, что такое вещи, по Гуссерлю, можно лишь через описание «феноменов», т. е. явлений, «которые предстают сознанию после осуществления «эпохе», т. е. после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей».

  Феноменологический  метод, по мнению Э. Гуссерля, помогает постичь сущность вещей, а не факты. Так, «феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она — норма. Изучить обряды и гимны той или иной религии, несомненно, важно, но важнее понять, что такое религиозность вообще, что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными». Феноменологический анализ вникает в состояние, скажем, стыда, святости, справедливости с точки зрения их сущности.

  «Предмет  феноменологии — царство чистых истин, априорных смыслов — как  актуальных, так и возможных, как  реализовавшихся языке, так и  мыслимых. Феноменология определяется Гуссерлем как «первая философия», как наука о чистых принципах сознания и знания, как универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения. Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности.

  Феноменологическая  установка реализуется с помощью  метода редукции (также эпохе). На этом пути достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а  как трансцендентального субъекта», т. е. перешагивающего, выходящего за пределы  конечного эмпирического мира, способного иметь доопытное знание. Способность к непосредственному усмотрению объективно-идеальной основы языковых выражений называется Гуссерлем идеацией. Допущение возможности исследования этой способности в рамках феноменологии превращает ее в науку о способе постижения мира через анализ «чистого сознания». Так как сознание, субъективность нельзя взять в скобки, оно и выступает основанием всякой реальности. Мир, по мнению Гуссерля, конструируется сознанием.

  Судя  по высказываниям Э. Гуссерля, феноменологический метод призван был превратить философию в строгую науку, т. е. теорию научного познания, способную дать правильное представление о «жизненном мире» и его конструировании.

  Новая философия с ее особым, обещающим  достижение более глубоких знаний методом, согласно Э. Гуссерлю, необходима потому, что старая философия не давала того уровня глубины знания, опираясь на которое человечество могло бы развиваться благополучно. Именно в недостатках прежней философии, по Гуссерлю, надо искать причины кризиса европейских наук и кризиса европейской цивилизации. Такие мысли мы находим в ранее упоминавшихся работах Э. Гуссерля: «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1934 — 1937), «Картезианские размышления» (1931), «Кризис европейского человечества и философия» (1935). 

  9. Экзистенциализм: Хайдеггер, Сартр. Религиозная философия XX в.

  Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование) или философия существования - самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века.

  Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны  в России (Лев Шестов, Николай  Бердяев), после войны - в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии  ХХ-го столетия.

  Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны  и уходят вглубь XIX в. К ним относятся: религиозно - мистическое учение датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941), феноменологические концепции. Близки к экзистенциализму были и позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная, которую за рубежом представляли К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая - М. Хайдеггер. Ж.-П. Сартр, А. Камю. Обе эти ветви различаются по ряду позиций. В то же время экзистенциализм в целом как современное западное философское течение содержит ряд принципиальных общих черт.

  Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует  экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.

  Согласно  экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в  их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого  бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире.

  Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые  всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл  его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия.

  Немецкий  экзистенциализм ( К. Ясперс, М. Хайдеггер)

  В Германии, где экзистенциализм стал развиваться после Первой мировой войны 1914-1918 гг., крупным представителем этого течения был Карл Ясперс (1883-1969). По образованию медик, написал специальные работы «Всеобщая психопатология», «Психология мировоззрений». В 1937г. За свои демократические убеждения был удален фашистами из Гейдельберского университета, где занимал должность профессора. Основные философские труды мыслителя: трехтомник «Философия»; написанные в 30-е годы «Разум и экзистенция», «Ницше», «Декарт и философия», «Экзистенциальная философия», и др. 

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"