Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 06:01, контрольная работа
1. Общая характеристика современной западной философии.
2. Философия позитивизма. Исторические формы позитивизма.
3. Марксистская философия: Маркс, Энгельс.
4. Неокантианство: физиологическое неокантианство, Марбургская школа, Баденская школа.
5. Философия прагматизма. Неотомизм.
6. Психоанализ (Фрейд, Фромм, Юнг, Хорни, Адлер).
7. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Дильтей, Шпенглер).
8. Философия Кьеркегора. Феноменология Гуссерля.
9. Экзистенциализм: Хайдеггер, Сартр. Религиозная философия XX в.
10. Герменевтика: Шлейермахер, Дильтей, Гадамер.
11. Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм.
4. Неокантианство: физиологическое неокантианство, Марбургская школа, Баденская школа.
Неокантианство — идеалистическое философское течение, возникшее в Германии в конце 1860-х гг. и получившее широкое распространение в Европе (в том числе и в России) в период 1870—1920 гг. Начало его обычно связывают с выходом в свет работы О. Либмана «Кант и эпигоны» (1865), где был провозглашен знаменитый лозунг: «Назад к Канту!». Неокантианство называли также неокритицизмом и реализмом.
Неокантиантство представляло собой совокупность разнородных течений, первым из которых стало Физиологическое неокантианство, А двумя крупнейшими школами были Марбургская И Баденская (фрейбургская).
Предпосылки
неокантианства. К середине XIX в. обнаружилось
и обрело невиданную ранее остроту
расхождение между «
Физиологическое неокантианство
Крупнейшие представители физиологического неокантианства — О. Либман (1840—1912) и Ф. А. Ланге (1828—1875). Условная дата зарождения физиологического неокантианства — 1865 г., к концу XIX в. оно постепенно «сходит со сцены».
Основные труды. О. Либман: «Кант и эпигоны» (1865), Ф. А. Ланге: «История материализма» (1866).
Философские
воззрения. Толчок для развития физиологического
неокантианства дали исследования знаменитого
ученого Г. Гельмгольца (физика, химика,
физиолога, психолога), который сам
был стихийным материалистом. Изучая
деятельность органов чувств (зрения,
слуха и т. д.), он уже в 1855 г. отметил
некоторое сходство между отдельными
идеями кантовской философии и современного
естествознания, а именно: само строение
органов чувств задает особенности
человеческого восприятия, что может
служить «физиологическим»
Марбургская школа
Основоположником и главой марбургской школы был Герман Коген (1842—1918), ее крупнейшие представители — Пауль Наторп (1854—1924) и Эрнст Кассирер (1874—1945) (К неокантианцам Кассирер принадлежал только в первый период своего творчества, во второй период (примерно с 1920 г.) он разработал оригинальную концепцию философии культуры). Школа возникла в конце XIX в. (условная дата — 1871) и распалась после Первой мировой войны.
Основные труды. Г. Коген: «Кантова теория опыта» (1871), «Влияние Канта на немецкую культуру» (1883), «Принцип бесконечно малых и его история» (1883); «Обоснование Кантом эстетики» (1889).
П. Наторп: «Учение Платона об идеях» (1903), «Логические основы точных наук» (1910), «Общая психология» (1912).
Э. Кассирер: «Понятие о субстанции и понятие о функции. Исследование фундаментальных вопросов критики познания» (1910), «Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции» (1912), «Философия символических форм» (1923—1929).
Философские
воззрения. Своей задачей Коген объявил
«ревизию Канта», поэтому в магбургской
школе прежде всего было отброшено кантовское
понятие «вещи-в-себе» как «досадное наследие
Средневековья». Но ведь и Бог у Канта,
и сам внешний мир, из которого к нам (на
наши органы чувств) поступают ощущения,
есть трансцендентные сущности, т. е. «вещь-в-себе».
И если мы ее выбрасываем из кантовской
философии, что же тогда останется? Только
человек как субъект познания, сами познавательные
способности и процессы. Кант выделял
в теоретическом разуме три уровня познания:
чувственность, рассудок и разум. Но, отбросив
внешний мир как «вещь-в-себе», мы тем самым
меняем познавательный статус чувственности:
она более не дает нам информацию о внешнем
мире, соответственно, утрачивает смысл
и трансцендентальная апперцепция и многие
другие кантовские понятия. Кантовское
учение о разуме, рождающем три идеи о
безусловном (о душе, мире и Боге), также
в значительной степени утратило свое
значение. Ведь «мир» и «Бог» — это «вещи-в-себе»,
а понятие «души» вообще вышло из моды,
на его место в эту эпоху было поставлено
понятие «сознания», а несколько позднее
— понятие «психики» (содержащей «сознание»
и «бессознательное»). Таким образом, практически
единственным достойным внимания из кантовских
объектов исследования оказался рассудок,
являющийся основой теоретического естествознания.
Впрочем, понятие «сознание», или «мышление»,
которым в духе времени оперировали неокантианцы,
включает не только рассудок, но и некоторые
черты кантовского «разума», между ними
только не проводится теперь строгая разделительная
черта. Содержит сознание и чувственные
впечатления — меняется только их статус.
Таким образом, можно сказать, что сознание
как объект исследования у неокантианцев
близко к кантовскому понятию теоретического
разума.
Баденская школа
Лидеры баденской (фрейбургской) школы - Вильгельм Виндельбандт (1848—1915) и Генрих Риккерт (1863—1936). Условной датой возникновения школы считают 1894 г. или даже 1903 г., начиная с которого Виндельбандт активно занялся разработкой философии ценностей.
Основные труды. В. Виндельбандт: «История новой философии» (1878—1880), «Прелюдии» (1884), «История философии» (1892), «История и наука о природе» (1894), «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия» (?), «Обновление гегельянства» (1910).
Г. Риккерт: «Предмет знания» (1892), «Границы естественнонаучного образования понятий» (1896), «Система философии» (1921).
Философские воззрения. «Науки о природе» и «науки о духе». Если в марбургской школе основное внимание уделялось естественным наукам, то для представителей баденской школы главным объектом исследования стали так называемые исторические науки (в частности, изучающие историю, искусство и мораль) и специфика их методологии. Виндельбандт выдвинул, а Риккерт позднее развил тезис о принципиальном различии «наук о природе» и «наук о духе» (культуре).
Главное
различие между «науками о природе»
и «науками о духе» лежит не
в объекте, а в предмете, методе
и цели исследования. Так, если мы начнем
искать в истории человечества повторяющиеся
события и общие
Однако различие в объектах исследования все-таки существенно. При изучении природных объектов человек стоит перед внешним миром, при изучении культурных — перед самим собой, поскольку культурные объекты есть то, что создано человеком. И изучая эти «плоды» деятельности своего «духа», человек постигает самого себя, свою собственную сущность.
Говоря о взаимоотношении «наук о природе» и «наук о духе», стоит также помнить, что все науки, будучи порождением человеческого сознания, являются тем самым культурными объектами и частью культуры.
Риккерт, развивая концепцию Виндельбандта, усложнил классификацию наук, добавив к характеристикам «генерализирующие» и «индивидуализирующие» еще такие, как «оценивающие» и «неоценивающие», что связало эту классификацию с «теорией ценностей», разрабатываемой в баденской школе. В результате у него получилось четыре типа наук:
Судьба
учения. Неокантианство в целом оказало
значительное влияние на современную
ему и всю последующую
5. Философия прагматизма. Неотомизм
Одним
из направления философии в
Сегодня прагматизм в США является господствующим философским течением. Прагматизм подчинил себе философию образования, сделался полуофициальной философией американского образа жизни.
Центральная задача прагматизма - опустить абстрактные философские понятия на землю и искать смысл философских проблем в их отношении к человеческой жизни. Именно те философские проблемы значимы, которые имеют прямое отношение к человеческой жизни, поэтому они должны излагаться и рассматриваться в терминах человеческого действия и его успешности.
По их мнению человек действует в иррациональном мире. Попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к любой концепции, к любому понятию, к любой теории и социальным учениям, а также моральным требованиям следует подходить инструментально, с позиции целесообразности конкретных вещей. Что приносит успех то и истинно - это общее понятие этой теории.
В прагматизме выделяются 3 направления:
- Пирс - он выделяет 2 доктрины:
а). "Теория сомнения веры"
б). "Теория значения"
"Теория
сомнения веры", согласно ей - это
не отражает реальность в
Субъективизм верований допустим путем принятия Шпотеры, и тем самым обеспечивается единство и всеобщность.
"Теория
сомнения веры" обосновывает отказ
от понимания познавательной
деятельности, как деятельности
отражательной по существу и
направленной на достижение
"Теория
значения"- Пирс решал задачу
установить значение понятий
не в словарном смысле, а в
практических действиях
Понятие истины Пирс связывает и отождествляет с успешностью. Истина по его мнению - это будущая полезность для цели. Истина то во что мы верим, или устойчивое верование. А чтобы быть устойчивым, верование должно быть всеобщим, т.е. разделяться всеми заинтересованными в нем.
Джеймс - в центр философии ставит человека, а значение всех философских проблем оценивается по той роли, которую они могут играть в жизни индивида.
Философа должно интересовать не устройство мира, а какое значение он имеет для человека, что следует для него из его знания. Склоняемся мы к тому или иному философскому направлению не из-за его истинности, а потому, что оно в наибольшей степени соответствует нашему умонастроению, эмоциональному состоянию, нашим интересам. Истина по Джеймсу - полезность или успех, а прониатизм, и есть метод улаживания споров. Сознание человека - это избирательная активность, направленная на отбор того, что отвечает целям индивида, их чувствам, настроениям и эмоциям.
По мнению Джеймса необходимо отдать предпочтение не доводам разума, а верить в любую гипотезу и идти на риск. В центре его концепции стоит воля к вере: с одной стороны вера настраивает на убеждения, в совершенную иррациональность и непознаваемость окружающего мира, с другой - помогает комфортно жить в хаосе не связанных событий, плюралистической вселенной. Воля к вере определяет успех человека в теории и практике. Т.к. объекты веры - суть, единственные реальности, о которых можно говорить, но объектами они становятся лишь тогда когда в той или иной вере подвергаются напряжениям или усилиям воли в опыте. Опыт характеризуется как некая совокупность ощущений, эмоций, переживаний. В опыте мы не имеем дело с реальностью, поэтому понятие идеи, теории, созданные в процессе опыта лишены объективного содержания и должны оцениваться прагматически, т.е. с точки зрения практических последствий, поэтому истинность понятий и идей в их полезности.