Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 06:15, контрольная работа
Мировоззрение можно представить как многоуровневое образование, в котором наличествует житейское, обыденное мировоззрение с его рационально-иррациональными элементами, рассудком и предрассудками, мифологическое, религиозное, художественное, политическое, научное мировоззрения и пр.
1. Мировоззрение и его структура……………………………………………….2
2.Общая характеристика русской философии…………………………………..3
3. Проблема бытия в философии средних веков………………………………..4
4. Современная философия науки………………………………………………10
5. Сознание и мозг………………………………………………………………14
6. Регулятивные функции морали и права. Справедливость как идеал……...17
7. Гражданское общество и государство……………………………………….23
8. Проблема единства человечества……………………………………………27
9. Материя— это...................................................................................................31
10. Телеологизм— это...........................................................................................31
Сторонники умеренного
Противоположное решение этой
проблемы предлагали
Правда, крайние номиналисты пошли
дальше и объявили общие
Номиналисты утверждали, что и
в Божественном Разуме
Доказательства бытия Бога
Если Бога нельзя познать, то каким образом доказать, что Он существует? Так, представители «реализма», в частности Ансельм Кентерберийский, опираясь на свои философско-гносеологические принципы, приводили так называемое онтологическое доказательство. Его суть в том, что из понятия вещи - в данном случае из понятия Бога, как идеи высшего совершенства - выводится доказательство Его реального существования. Обязательно должна быть сущность, совершеннее которой ничего нет, ею и является Бог. Если Бог как идея содержит в себе свою реальность, то, значит, Сам Он действительно существует.
Сторонник «умеренного
Другое, которое получило название космологического, исходит из того, что каждое явление имеет свою причину. Поднимаясь по «лестнице» причин, мы приходим к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех вещей и явлений.
Третье доказательство
Четвертым доказательством
Последнее, пятое
В отличие от «реалистов»
4.
Современная философия
науки.
Анализируя изменения в образе и смысле науки, сегодня можно выделить следующие моменты.
1.
Появились принципиально иные
идеи и совершенно новые
2.
В современную науку активно
проникают системные методы
3.
Сфера естественнонаучного
4.
Современная медицинская наука
фактически переходит к
5.
Знания из разных научных сфер
теперь как бы перекрещиваются,
Все
это очень серьезные научные
проблемы современности, решение которых
не представляется возможным без
философского осмысления и обоснования.
Главная же задача, которую решает
современная философия науки, состоит
в ценностном обогащении результатов
научной деятельности. Теперь, когда
открыты новые сферы теоретико-
Первейшая задача любой философии - рационализация мышления, обеспечение интеллектуальных условий для создания «цельного знания». Такое знание должно «схватывать» мир во всем его многообразии и в неделимой полноте с целью мобилизации всех уровней человеческого сознания, синтеза всех научных методов освоения бытия. Долгое время философия, двигаясь главным образом по пути «отвлеченных начал», стремилась оценивать механизмы познания и, абсолютизируя их, тем самым дискредитировала себя. Крайний рационализм заводил науку в тупик, а философию - в дебри схоластики. В то же время безапелляционный эмпиризм вырождался в сенсуализм и с неизбежностью приводил к крайнему скептицизму в гносеологии. Сопряжение же эмпиризма с рационализмом сыграло положительную роль в совершенствовании познавательных механизмов в науке, особенно в медицине. Сегодня, в век всеобщей рационализации сознания и интеллектуализации образа мышления, отношения «философия - наука» становятся как никогда сложными и острыми.
Наблюдаемые
ныне трудности в сфере естественной
науки (противоречивые отношения между
учеными и философами, субъективистская
взаимосвязь между отдельными отраслями
наук и философией) позволяют говорить
о надвигающемся кризисе, который
во многом определяется тенденцией к
глубокой интеграции рационального
начала во все сферы научного познания
бытия. Однако рационализм, верящий
не в универсальную способность
разума, а скорее в универсальность
определенной его способности, в
выработанный естествознанием инструментарий
(теоретический и
То, чем сегодня занимается биологическая наука, нельзя назвать отысканием истины в полном смысле этого слова. В биологии стремление ученого познать истину носит слишком уж активный характер, то есть в данный процесс привносится немало субъективности (своего собственного «Я»). Отметим, что это нисколько не умаляет значения биологической науки в практическом познании жизни: она имеет свой предмет и собственные научно-исследовательские методы. Но еще до того, как начинается научное исследование в биологии, незаметно для субъекта познания уже вершится процесс субъективного понимания объекта исследования, например природной свободы. Такое исследование происходит спонтанно, подсознательно. Биологическая наука должна помочь найти те пределы, при которых свобода остается природосообразной. Разрешима ли такая задача, примет ли человечество найденные ограничения свободы, покажет будущее. Однако совершенно очевидно, что решение этой проблемы - дело не одной биологической науки.
Происходящая дифференциация (дробление) в естественных и особенно в медико-биологических науках повлияла на активность исследовательской деятельности, на ее результативность в технологических сферах, сказалась на увеличении числа так называемых цивилизационных благ, в том числе касающихся здоровья людей. Однако все это, к сожалению, привело и к непонятному самоустранению многих ученых от философского, морально-этического, правового осмысления результатов научных и технологических достижений. В результате происходит потеря ценностного видения будущей судьбы человечества, утрата чувства ответственности за его здоровье. Поэтому проблема сохранения живой природы на планете, укрепления здоровья людей и выживания человечества ныне незамедлительно требует интеграции всех естественных наук и их сближения с гуманитарными, и прежде всего с их альма-матер - философией.
Методологический анализ медицинских наук как философская рефлексия на познание проблем здоровья и болезни человека имеет свою специфику. Основная задача всех отраслей медицинской науки заключается в получении адекватного знания о здоровье людей.
5.
Сознание и мозг.
У истоков современной трактовки психофизической проблемы стоял Р. Декарт, который дал ей истолкование, столь глубоко закрепившееся в философии и науке, что его и в наше время можно считать доминирующим.
Декарт учил, что существуют два рода субстанций - мыслящая, представленная человеческими сознаниями, и телесная. Эти две субстанции или два мира принципиально отличаются друг от друга. Если вещи и события телесного, физического мира пространственны и доступны внешнему наблюдению, то сознание и события, происходящие в нем непространственны, не доступны публичному наблюдению и могут осознаваться посредством внутреннего опыта только самим обладателем сознания. Все бы было ясно, если в мире не существовало бы человеческих существ, представляющих собой сочетание этих двух субстанций - тела и сознания, разума, которые должны каким-то образом взаимодействовать между собой. При этом человеческие тела, в том числе и мозг, как это считали Декарт и его многочисленные последователи, подобно всему остальному в телесном мире функционируют в соответствии со строгими механическими причинными законами, т.е. являются очень сложными материальными машинами. Тогда как сознания подчинены своим особым законам душевной жизни. В результате картезианского дуализма материи и сознания мы получаем картину, в которой человеческое существо предстает как "дух в машине".
При
такой постановке психофизической
проблемы возникает целый ряд
труднейших вопросов. Как связаны
наши тела и наши бестелесные мысли?
Ведь в обычной жизни мы убеждены,
что наши мысли и чувства могут
оказывать причинное