Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 06:15, контрольная работа

Описание работы

Мировоззрение можно представить как многоуровневое образование, в котором наличествует житейское, обыденное мировоззрение с его рационально-иррациональными элементами, рассудком и предрассудками, мифологическое, религиозное, художественное, политическое, научное мировоззрения и пр.

Содержание работы

1. Мировоззрение и его структура……………………………………………….2
2.Общая характеристика русской философии…………………………………..3
3. Проблема бытия в философии средних веков………………………………..4
4. Современная философия науки………………………………………………10
5. Сознание и мозг………………………………………………………………14
6. Регулятивные функции морали и права. Справедливость как идеал……...17
7. Гражданское общество и государство……………………………………….23
8. Проблема единства человечества……………………………………………27
9. Материя— это...................................................................................................31
10. Телеологизм— это...........................................................................................31

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.docx

— 56.57 Кб (Скачать файл)

    Сторонники  же идеализма фактически обходили все  эти вопросы, просто утверждая, что  человеческая личность есть только "сознание", только "дух", к которым телесно-физиологическое  и биологическое в человеке не имеет особого отношения. Однако в наши дни такое решение мало кого может удовлетворить, поэтому  большинство обсуждающих психофизическую  проблему философов придерживаются того или иного варианта материализма.

    Наиболее  последовательным и крайним вариантом  материалистического подхода к  проблеме "сознание-тело" является так называемая теория тождества, согласно которой наши ощущения, восприятия и мыслительные процессы тождественны определенным состояниям мозга. Сразу  же может возникнуть вопрос: как  же так может быть, ведь мы ясно видим, что состояния сознания совсем не похожи на состояния мозга. Однако сторонники теории тождества отвечают на это, что  для описания сознания мы пользуемся представлениями "народной психологии" с ее устарелым обыденным языком (который в будущем будет сменен языком нейрофизиологии) и к тому же систематически заблуждаемся, видя две вещи там, где в действительности есть лишь одна. Здесь можно привести такую аналогию. Известно, что перед  самым заходом солнца на небе можно  видеть очень яркую звезду. Ее с  древних времен называли "вечерней звездой". Но столь же яркую звезду видно и сразу после восхода солнца. Древние люди часто называли ее "утренней звездой". В течение долгого времени люди не понимали, что две эти звезды, появляющиеся в разных частях небосвода, на самом деле тождественны друг другу и представляют собой одно и тоже небесное тело. Так же и состояния сознания могут быть тождественными состояниям мозга, а современная наука должна показать, что так оно и есть, как когда-то астрономия доказала, что "вечерняя звезда" и "утренняя звезда" - это одна и та же планета Венера.

    Но  такой последовательный материализм  не является самой распространенной позицией. Все же, описывая свои собственные  проявления сознания и разумную деятельность других людей, мы применяем существенно  иной язык, чем при описании телесных органов, пусть даже столь сложных, как человеческий мозг. Явления сознания также обладают свойствами, из-за которых  их трудно представить только лишь оборотной стороной материальных вещей. Одним из главных таких свойств  является то, что современные философы называют интенционалъностью. Это свойство, благодаря которому наше сознание "направлено на", "указывают на" объекты и процессы в окружающем нас мире. Интенциональными являются наши восприятия и мысли, а также такие проявления сознания, как намерение и надежда, любовь и ненависть, отвращение и радость. Все они каким-то непонятным образом имеют отношение к вещам, существующим отдельно от них самих, все они говорят нечто о мире. Но как мозг, это серое вещество внутри головы, может быть "о чем-либо"? Ведь в конечном счете мозг состоит из атомов, как и все материальные вещи. Почему же совокупность этих атомов может иметь представление о других вещах, а атомы составляющие камни и деревья таким свойством не обладают?

    До  известной степени избежать подобных труднейших вопросов позволяет теория, которая в современной философии  сознания получила название функционализма. В ней явления и процессы сознания рассматриваются не как физические состояния мозга, а как его "функциональные состояния". При этом мозг понимается как очень сложная система, которая  помимо физических свойств обладает свойствами более высокого уровня - системными и функциональными свойствами. Для более конкретного объяснения этого сторонники функционализма предполагают аналогию между мозгом и компьютером. В самом деле, все части компьютера, несомненно, чисто материальны, они сделаны из железа, меди, кремния и других веществ. Но в функционировании компьютера эти физические элементы и их состояния являются только основой для работы разнообразных и часто очень сложных программ. Вот эти-то программы и есть то, что аналогично работе сознания: психические состояния и процессы должны быть описаны как программное обеспечение сложнейшего биологического компьютера-мозга, как его "функциональная организация". И подобно тому, как компьютерные программы могут работать на разных по своему устройству компьютерах, с разными процессорами и т.п., так и сознательные процессы нельзя отождествлять с непосредственными физико-химическими или физиологическими состояниями мозга, но их можно понять как его функциональные состояния.

    Разумеется, и у такого подхода есть свои слабости, главная из которых, по мнению его  критиков, состоит в том, что это  решение проблемы "сознание-мозг" все еще остается в рамках картезианского дуализма. Поэтому некоторые представители  современной философии сознания предлагают вообще отказаться от закрепившегося в нашей культуре представления  Декарта о человеке как о "духе в машине". Можно исходить, например, из того, что человек изначально есть разумное животное, способное  к различным видам сознательного  поведения, что личность нельзя разделять  на два особых мира, и что в  свете этого нужно дать новое  истолкование всех основных понятий, в  которых мы описываем сознание, - от простейших ощущений до самосознания и интеллектуальных процессов. 

    6. Регулятивные функции  морали и права.  Справедливость как  идеал. 

    Регулятивная  функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с  точки зрения учета интересов  других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

    Воспитательная  функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию  человеком своего достоинства, долга  перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту  функцию принято характеризовать  как гуманистическую. Она оказывает  влияние на регулятивную и другие функции морали.

    Мораль  рассматривают и как особую форму  общественного сознания, и как  вид общественных отношений, и как  действующие в обществе нормы  поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность .

    Нравственное  сознание является одним из элементов  морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение  и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни  и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание — форма общественного  сознания и одновременно область  индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с  нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

    Мораль  нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

    Выступая  против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович  писал: "Нравственное сознание —  это взгляды, убеждения, идеи о добре  и зле, о достойном и недостойном  поведении, а нравственность — это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения".

    Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей  нравственный характер. Они различаются  по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к  кому и какие нравственные обязанности  несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и  т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

    Нравственная  деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

    Совокупность  поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято  называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного  облика.

    Нравственная  деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь  являются побуждения, которыми руководствуется  человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь  определенного идеала и т. д.

    В структуре морали принято различать  образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные  принципы, нравственные идеалы, моральные  критерии и др.

    Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в  обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного  мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений  о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели  и пороке, должном и осуждаемом.

    Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в  определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих  регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков  людей. Нравы повседневно воспроизводятся  в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении  при определенных условиях.

    В отличие от простых обычаев и  привычек, когда люди однотипно поступают  в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в  армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям  и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного  общепринятого порядка, а находят  идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном  поведении как вообще, так и  в конкретной жизненной ситуации.

    В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре  и зле и т. д., действующие в  обществе.

    Выполнение  нравственных норм обеспечивается авторитетом  и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном  или недостойном, нравственном или  безнравственном, что определяет и  характер нравственных санкций.

    Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие  в отрицательной оценке и осуждении  поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как  конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет  нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

    Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций  санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами  общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в  соответствии со степенью его тяжести  на основании воинских уставов последует  соответствующая реакция.

    Моральные нормы могут выражаться как в  негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так  и в позитивной (будь честен, помогай  ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

    Моральные принципы — одна из форм выражения  нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том  или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера  взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

    Если  моральная норма предписывает, какие  конкретно поступки должен совершать  человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип  дает человеку общее направление  деятельности.

    К числу моральных принципов относятся  такие общие начала нравственности, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная  и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в  чем-либо нуждающемуся; коллективизм —  сознательное стремление содействовать  общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"