Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 06:15, контрольная работа
Мировоззрение можно представить как многоуровневое образование, в котором наличествует житейское, обыденное мировоззрение с его рационально-иррациональными элементами, рассудком и предрассудками, мифологическое, религиозное, художественное, политическое, научное мировоззрения и пр.
1. Мировоззрение и его структура……………………………………………….2
2.Общая характеристика русской философии…………………………………..3
3. Проблема бытия в философии средних веков………………………………..4
4. Современная философия науки………………………………………………10
5. Сознание и мозг………………………………………………………………14
6. Регулятивные функции морали и права. Справедливость как идеал……...17
7. Гражданское общество и государство……………………………………….23
8. Проблема единства человечества……………………………………………27
9. Материя— это...................................................................................................31
10. Телеологизм— это...........................................................................................31
Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.
Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.
Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.
Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.
Можно
говорить и об общественном нравственном
идеале как об образе совершенного
общества, построенного на требованиях
высшей справедливости, гуманизма.
7.
Гражданское общество
и государство.
Исходной идеей гражданского общества является преобразование коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества — человека, общества и государства. Доминирование одной из этих сфер разрушает гражданское общество.
Формулирование понятия гражданского общества предполагает выявление его составляющих, присущих ему черт и свойств, осмысление особенностей его функционирования и развития.
Несомненно, что первым, исходным элементом гражданского общества является функционирующая в условиях правового государства и демократии суверенная личность. Гражданское общество потому и называется «гражданским», что состоит не из стесненных в своих действиях, подневольных подданных, а из свободных граждан. Личность гражданского общества ориентирована на созидание и во многом существует и функционирует в автономном режиме, вне рамок и без вмешательства государства, общественных структур, других личностей, но в постоянном, разнообразном взаимодействии с ними. Реализация личностью своего суверенитета, своей автономии, своих прав и свобод предполагает добросовестное выполнение ею своих гражданских обязанностей. «Простые» свойства порядочности, честности, человечности составляют фундаментальные устои гражданского общества и его второй составляющей — правового государства.
В условиях гражданского общества государство не остается прежним, а становится правовым, деятельность которого ограничивается строго установленными законом рамками. Оно позволяет, с одной стороны, преодолеть мертвящее огосударствление жизненных сфер, а с другой стороны, обеспечить их необходимое эффективное регулирование. Однако подобное государство практически невозможно без целостного политического, идеологического, культурного, этического механизма воздействия гражданского общества на структуры власти и социальную жизнь страны. Такой механизм фактически составляет реализацию демократизма на практике.
Признаками
правового государства
1.
Безраздельное верховенство в
государственной и
а) Правовой закон, принимаемый либо высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением населения (например, на референдуме), составляет основу всей системы права и обладает наибольшей юридической силой. Любые другие нормативные акты (указы, постановления, решения, распоряжения, приказы директивы, инструкции) являются подзаконными.
б) Правовой закон распространяется на все сферы общественной жизни, все составляющие общество элементы, всех без исключения граждан. Везде утверждается приоритет правового закона, и никто не обходить его предписания. В случае нарушения предписаний виновные несут предусмотренное правовым законом наказание.
в)
Правовой закон распространяется не
только на общество, но и на само породившее
его государство. Он ограничивает, связывает
деятельность государственных органов,
должностных лиц строго установленными
рамками компетенции и не допускает
какого-либо выхода из них. Этим предотвращается
произвол, вседозволенность и злоупотребления
властью в государственных
г)
Правовой закон регулирует ключевые
вопросы государственной и
2.
Признание за личностью
3.
Организация и
Третьей составляющей гражданского общества является собственно общество и различные элементы, его составляющие, такие как семья, трудовые коллективы, общественные организации, кооперативы, ассоциации и союзы предпринимателей, средства массовой информации, церковь.
Разумеется, прежде всего речь должна идти об экономике. Центральное место в экономике, имущественных отношениях гражданского общества занимает человек-собственник, причем содержание понятия «собственник», очевидно, неправильно ограничивать только владением средствами производства.
Еще одна специфическая особенность жизни гражданского общества состоит в том, что в основе его функционирования и развития лежат самоуправленческие начала, согласно которым граждане являются управляющими и управляемыми одновременно. Если демократия образует политическую оболочку гражданского общества, то сами управленческие начала гражданскому обществу присущи внутренне, составляют его неотъемлемую качественную черту. Гражданское общество является саморегулирующейся, самоорганизующейся и саморазвивающейся системой.
В
органичном единстве с самоуправленческими
началами находится и такая
Наконец,
к числу существенных специфических
особенностей жизни гражданского общества
по праву следует отнести
Таким
образом, гражданское общество —
это совокупность самостоятельных,
независимых социальных элементов
(отдельных индивидов и
8.
Проблема единства
человечества.
На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира.
Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира - в его материальности. Проблема единства мира по-своему решалась и другими античными мыслителями, которые исходили из признания основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей, или ощущений человека. Последовательность в признании единого начала - материи или духа - называется философским монизмом.
Противоположностью монизма является дуализм. Дуалисты считали, что существуют два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции: материя и дух.
Виднейшим представителем дуализма был французский философ и математик XVI в. Р. Декарт.
В
этот же период материалистическую линию
в решении вопроса о единстве
мира проводили представители
Глубже, чем другие материалисты, подошли к решению проблемы единства мира русские философы середины XIX века. Опираясь на достижения философии, а также на новые успехи естествознания, они пытались взглянуть на мир как на процесс развития. По Чернышевскому, природа представляет собой не что иное, как разнородную материю с многообразными качествами. Он утверждал, что органические и неорганические "комбинации элементов" образуют единство и что органические элементы возникают из неорганических. Однако, идеалистически рассматривая сущность общественных явлений, русские революционные демократы не смогли до конца последовательно разрешить проблему материального единства мира.
Проблему
единства мира с материалистических
позиций решали Маркс и Энгельс,
опиравшиеся на достижения естественных
и общественных наук. Они отвергли
метафизическое представление о
непроходимой пропасти между живой
и неживой материей, обосновав
положение о возникновении
Марксизм при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени.
Материальное единство мира как диалектическое единство многообразия проявляется двояко. Во-первых, как своеобразная дискретность строения объективной действительности. Наличие в ней качественно различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем. Во-вторых, как иерархические отношения между системами разной степени сложности, организованности, выражающиеся во "включении" менее сложных систем в более сложные. Несводимости специфических закономерностей последних к первым.
Диалектико-
Овладение методом спектрального анализа позволило установить, что Солнце и другие звезды, звездные ассоциации и планеты имеют в своем составе те же химические элементы, что и Земля. Многообразие химических элементов раскрывается периодической системой элементов Д.И. Менделеева.