Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:41, контрольная работа
Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г.В.Ф. Гегеля – с идеализмом.
Если наблюдение
проводилось в естественной обстановке,
то его называют полевым, а если условия
окружающей среды, ситуация были специально
созданы исследователем, то оно будет
считаться лабораторным 64. Результаты
наблюдения могут фиксироваться
в протоколах, дневниках, карточках,
на кинопленках и другими
Описание – это
фиксация признаков исследуемого объекта,
которые устанавливаются, например,
путем наблюдения или измерения.
Описание бывает: 1) непосредственным,
когда исследователь
Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Количественный метод широко применяется в юридической статистике, криминологии для изучения преступности и личности преступников. Так, юридическая статистика изучает количественную сторону массовых и других юридически значимых явлений и процессов, т.е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве 65.
Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется для определения: расстояния между предметами; скорости движения транспортных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных явлений и процессов; температуры, размера, веса и т.п.
Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.
В научном исследовании
этот метод применяется, например, для
сравнения государственно-
Криминологи указывают
следующие разновидности
При использовании метода сходства устанавливаются, в частности, повторяющиеся свойства преступности в разных государствах или его регионах либо повторяющиеся личностные характеристики преступников.
При использовании метода различий определяются те характеристики преступности, которые встречаются в одних государствах, регионах и не обнаруживаются в других.
Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения основной (экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по всем признакам, кроме изучаемого.
Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.
Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:
- по отраслям
научных исследований –
- по характеру
взаимодействия средства
Приведенная классификация не является исчерпывающей.
Социальные эксперименты
иногда проводятся в правовой сфере.
Например, закрепленный в уголовном
и уголовно-исполнительном законодательстве
новый вид исправительной колонии
– колония-поселение – прошел
вначале экспериментальную
Научный эксперимент зачастую применяется в криминалистике, например при производстве экспертных исследований.
Моделирование – это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.
В теории моделирования различают:
1) идеальные (мысленные, символические) модели, например, в виде рисунков, записей, знаков, математической интерпретации;
2) материальные (натурные,
вещественные) модели, например, макеты,
муляжи, предметы-аналоги для опытов
при экспертизах,
Метод моделирования применяется ученым-юристом в том случае, когда он в результате исследования предлагает включить в закон новую норму права или изменить содержание уже существующей. Любая норма права, регулирующая поведение людей, есть формально-определенная его модель, закрепленная в официальном акте.
Моделирование помогает
при поиске наиболее эффективных
схем организации государственного
аппарата, административно-
Диалектический метод К. Маркса
Свой метод мышления
Маркс сам определял как
Говоря о методе мышления Маркса, надо еще учесть, что он как бы распадается на два подхода — исторический и логический. Об этих двух подходах, идущих, собственно, от того же Гегеля, писал Энгельс в рецензии на работу Маркса «К критике политической экономии». При этом он пояснял, что если исторический подход направлен на воспроизведение реальной истории с ее зигзагами и случайностями, то логический подход «является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей».
Если логический подход, выявляющий общий ход истории, отвлекается от всего субъективного и случайного, то значит ли это, что история общества, по Марксу, сводима к чисто объективному, однолинейному, жестко детерминированному процессу развития, в котором люди — всего лишь исполнители не зависящих от их воли механизмов и законов?
Отдельные высказывания
и выражения Маркса, такие, например,
как: действие законов «с железной необходимостью»,
развитие экономической общественной
формации как «естественно-исторический
процесс», действительно давали повод
характеризовать его взгляды
как объективистско-
Маркс пришел к мысли
о недостаточности обоснования
коммунизма одними философско-гуманистическими
соображениями, к тому же носящими нормативно-оценочный,
телеологический характер (изначально
заданная сущность человека теряется,
но должна восстановиться). В самом
деле, если ненормально отчужденное
состояние рабочего при капитализме,
то еще более ненормально
Резюмируя философскую проблематику у Маркса, можно сказать следующее. Философия Маркса — это социальная философия, ориентированная на освобождение человека. При этом человек понимался прежде всего как практически действующее существо, взаимодействие которого с природой (развитие производительных сил) — основа других взаимодействий в обществе. Хотя человек — существо социальное, отношения людей в обществе никто специально не организовывал. Они складывались стихийно, в зависимости от того или иного уровня развития производительных сил. Так, стихийно сложилось разделение людей на классы — в зависимости от владения или невладения этими производительными силами. Возникло подчинение одних людей другим, а в капиталистическом обществе — еще и подчинение людей вещам, как отчужденным результатам их собственной деятельности. Средство для устранения этого — переход к общественной собственности, предпосылки к чему создаются самим капитализмом. «Поэтому, — говорит Маркс, — буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества», и люди начинают сознательно сами творить свою историю.
Если социальная философия (исторический материализм) — это творение, главным образом, Маркса, хотя и Энгельс внес сюда существенный вклад, то попытка построить всеобщую философию, охватывающую природу, общество и мышление (диалектический материализм), — дело рук Энгельса. Эту попытку никак нельзя считать завершенной, ибо из двух основных работ, в которых излагается эта философия, одна — «Анти-Дюринг» (1878) носит полемический характер, а другая — «Диалектика природы» (1873–1883) представляет собой неоконченную рукопись, не приведенную в систематический вид.
Занявшись в 70-е годы проблемами
естествознания, Энгельс искал ответа
на вопрос: действуют ли и в природе
те же общие диалектические закономерности,
которые Маркс и он находили в
истории общества. На этот вопрос пробовал
ответить и Гегель в своей философии
природы. Но как раз эта часть
его философской системы
Энгельс выразил это общее настроение и свои соображения на этот счет сначала в «Анти-Дюринге», а затем в небольшой обобщающей работе под характерным названием «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (опубликованной по частям в 1886-м и отдельной брошюрой в 1888 году).
Согласно Энгельсу, основной порок всей прежней философии заключается в попытках решить неразрешимую задачу — построить завершенную систему абсолютных истин в условиях, когда развитие человеческих знаний не только не завершилось, но и не собирается завершаться. «У всех философов, — пишет он, — преходящей оказывается как раз „система“, и именно потому, что системы возникают из непреходящей потребности человеческого духа: потребности преодолеть все противоречия». Но требовать от философии разрешения всех противоречий — значит требовать, чтобы один философ сделал такое дело, которое под силу только всему человечеству в его поступательном развитии. «Раз мы поняли это, — а этим мы больше, чем кому-нибудь, обязаны Гегелю, — то всей философии в старом смысле слова приходит конец».
Но если старой философии
«приходит конец», то, по Энгельсу, это
вовсе не значит, что ее надо просто
отбросить. С диалектической точки
зрения как нет абсолютной истины,
так и нет абсолютного
Эта задача, по Энгельсу, решается путем разделения гегелевской философии на систему и метод и выявления противоречия между консервативной системой, кладущей предел развитию, и революционным диалектическим методом, такого предела не допускающим. Правда, как он сам признавал, это была уже определенная интерпретация гегелевского метода, но интерпретация, буквально напрашивавшаяся, поскольку она приходила в голову не ему одному.