Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г.В.Ф. Гегеля – с идеализмом.

Файлы: 1 файл

СЕМИНАР 3.docx

— 76.49 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем использование  в социальной работе данных смежных  наук связано с определенными  трудностями. Во-первых, заимствованные идеи и данные не всегда синтезированы  и адаптированы к новым потребностям знания. Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в упрощенном варианте и порой  практически фальсифицируются в  процессе их приспособления. В-третьих, нередко бывает, что социальные работники  оперируют конкретными данными  или идеями других наук, которые  на самом деле уже устарели или, наоборот, находятся в стадии становления  и апробации.

Технология - это система  предложенных наукой алгоритмов, процедур, способов и средств, применяемых  в социальной практике, которые ведут  к заранее намеченным результатам  деятельности, гарантируют получение  продукции заданного количества и качества. ―Любая деятельность может  быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы  затем все началось сначала‖.1

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - С. 27.

Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология.

Необходимо отметить, что  деятельность социального работника  в силу своего статуса имеет ряд  ограничений, позволяющих ему проводить  свою работу лишь в определенных пределах, в частности:

-      зависимость от состояния экономической и социальной ситуации в стране: рынок труда, безработица, проблемы жилья, своевременность выплаты зарплаты, пенсий, пособий и т.д.

-      необеспеченность необходимыми ресурсами, потребность активного взаимодействия, посредничества с другими социальными учреждениями: государственными институтами, школами, органами правопорядка, медицинскими учреждениями и т.д.;

-      границы функциональных обязанностей социального работника и его профессионального статуса.

Задача теоретических  основ технологии социальной работы - изучать разнообразные аспекты  социальных явлений, анализировать, обобщать и затем передавать проверенные  данные в распоряжение тех субъектов, которые практически решают проблемы социального развития. Применение научной  теории в технологиях социальной работы -это метод мышления социального  работника о человеке, его потребностях и интересах, который в отличие  от обыденного, житейского, может быть выделен и проверен на достоверность, верифицирован.

Без знания законов, действующих  в конкретных социальных системах и  процессах, связей с гуманитарными  и естественными знаниями невозможны повышение научности технологии социальной работы, ее упорядочение и  объективизация, определение специфических  закономерностей, свойственных ей функций. Технологический процесс в практике социальной работы - одна из необходимых  ступеней познания. Технология призвана искать наиболее удобные пути решения  проблем, оптимизировать усилия, отбирать приемлемые варианты. Вместе с тем  без

должной гуманизации, предоставления субъекту более широкого выбора и  свободы действий она не имеет  права на признание и использование.

Процессы социального  развития индивидов, социальных групп  не спонтанны, они детерминированы  и регулируются общественно необходимыми мотивационными аспектами поведения  личности, ее интересами и потребностями. Социальная работа, по существу, - это  целенаправленная управленческая деятельность по решению социальных проблем, ситуаций как внутреннего, так и внешнего порядка. Все это повышает роль социального  работника как менеджера, организатора, увеличивает значимость его знаний, опыта, интуиции, умения отдавать все  силы защите интересов клиента. Работа с людьми - это также обучение и воспитание детей и взрослых, имеющая специфическую направленность, решение психологических ситуаций и проблем социального развития.

Следовательно, методы социального  управления занимают значительное место  в деятельности социального работника, включают в себя способы воздействия, совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решения, организации  его выполнения.

Итак, основой для классификации  методов практической деятельности социальной работы могут служить  интересы, потребности индивидов, а  также социальные интересы управленческих систем.  

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ способ организации исследовательской  деятельности, предусматривающий взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин.    

Внимание к междисциплинарным  исследованиям и даже выделение  их в специальный тип исследовательской деятельности относится ко 2-й пол. 20 в., хотя обсуждение различных аспектов междисциплинарного взаимодействия традиционно привлекало историков и философов науки. При этом рассматривались прежде всего два типа междисциплинарного взаимодействия: 1) взаимодействие между системами дисциплинарного знания в процессе функционирования наук, их интеграции и дифференциации; 2) взаимодействие исследователей в совместном изучении различных аспектов одного и того же объекта. В дальнейшем проблематика, связанная с первым типом междисциплинарности, практически полностью стала изучаться в рамках исследований по классификации науки и ее развития.     

В настоящее время междисциплинарные исследования рассматриваются прежде всего как проблема исследовательской практики и перевода ее результатов в систему знания. При этом главная задача состоит в том, чтобы преодолеть в процессе исследований отмеченное в свое время И. Кантом противоречие между строением реальности, закономерности организации которой нам не всегда известны, и наукой, знания которой организованы по научным дисциплинам с характерными для каждой из них базовыми допущениями, гипотезами и расширительными интерпретациями сведений о реальности и ее организации. Эта задача, хотя и не всегда в явной форме, стоит перед участниками междисциплинарных исследований любого масштаба.    

Успешное осуществление междисциплинарных  исследований предполагает одновременное решение трех видов проблем: методологической (формирование предмета исследований, в котором объект был бы отражен т. о., чтобы его можно было изучать средствами всех участвующих дисциплин, а полученные в ходе исследований результаты могли уточнять и совершенствовать исходное изображение); организационной (создание сети коммуникаций и взаимодействия исследователей с тем, чтобы они могли профессионально участвовать в получении и обсуждении, а также привлекать к нему своих коллег из соответствующих дисциплин); информационной (обеспечение передачи прикладных результатов междисциплинарного исследования в практику принятия решений и их технологического воплощения и одновременно передачу собственно научных результатов, полученных участниками, для экспертизы в системы дисциплинарного знания).    

Практика реализации крупных междисциплинарных  проектов, где вся эта проблематика вынужденно формулируется в явной  форме, позволила накопить уже довольно большой опыт. Ключевую роль играет методологическое обеспечение междисциплинарных исследований, которое предполагает создание предметной конструкции, функционально аналогичной предметной конструкции дисциплины. В эту конструкцию входят следующие главные компоненты: 1) систематически организованное отображение эмпирических данных об объекте, обычно в виде его классификации и одно- или многомерных изображений в виде карт и баз данных; 2) исследовательские средства (методы наблюдения и эксперимента, математические и физические модели и т. д.); 3) набор теорий разной степени общности, разработанных в различных дисциплинах; 4) языковые средства, с помощью которых строятся и модифицируются теоретические описания; 5) содержательные предпосылки (как правило, полностью не эксплицируемые), в духе которых происходит интерпретация новых данных, а также выборнаправления их поиска.    

В условиях нарастающей глобализации науки особое значение приобретает комплекс проблем, связанных с передачей результатов крупных междисциплинарных исследовательских проектов. С одной стороны, речь идет о передаче собственно научных результатов для экспертизы и включения в системы знания соответствующих дисциплин. С другой стороны, необходимо организовать каналы и правовое обеспечение прикладных результатов (их патентную защиту, в некоторых случаях рекламу и т. п.), а также практических рекомендаций для принятия политических и управленческих решений.

Междисциплинарные исследования

это исследование какого-либо объекта методами различных наук. Междисциплинарные исследования являются частью общенаучного теоретического синтеза. Последний может иметь, согласно существующей типологии, несколько  форм - внутриотраслевой, межотраслевой  и собственно междисциплинарный. В  более распространенном словоупотреблении  междисциплинарные исследования включают в себя как межотраслевой, так  и междисциплинарный синтез.

Межотраслевой синтез (синтез различных отраслей в рамках того или иного блока научных  знаний - естественно-научного, социального, гуманитарного) может идти тремя  путями. Первый - синтез разобщенных  сторон предмета через объединение  смежных дисциплин. Таким образом, напр., был осуществлен синтез физики и химии в химической термодинамике  и физической химии через закон  сохранения и превращения энергии. Аналогичным образом возникли геохимия, биохимия, геобиохимия, а в гуманитарных науках - геоистория, социальная антропология, геополитика. Второй путь - перенос

методов наук, исследующих  более низкие уровни организации  материи, на изучение более высоких  уровней организации. Примером новых  дисциплин, полученных через такой  синтез, являются астрофизика и геофизика, социальная психология, психоистория, историческая социология. Наконец, третий путь - объединение частных отраслей науки через более общие, напр., биоматематика и биокибернетика (объединение различных биологических  дисциплин через более общий  математический подход), семиотика (объединение  гуманитарных наук по модели лингвистики).

Междисциплинарный, или внешний, синтез - это синтез между отдельными ветвями научного знания (техническими науками, математическими, естественными, социальными, гуманитарными). Первым путем здесь были получены бионика (естественные и технические  науки), а также статистика и география (которые могут быть как физическими, так и социально-экономическими). Вторым путем были получены трудовая теория антропогенеза и общая эволюционная теория. Третьим путем были созданы кибернетика, синергетика и общая теория систем.

Необходимость появления  междисциплинарных исследований можно  связать с двумя факторами - логическим и историческим. Логический фактор - это внутренняя закономерность развития самой науки через процессы дифференциации к интеграции и построению единой научной картины мира. Исторический фактор связан с процессами глобализации, которые вызывают потребность в  комплексном и системном освоении природных ресурсов при учете  человеческого фактора, необходимость  в единстве природы и общества в рамках экологической парадигмы, человека и человечества в рамках парадигмы толерантности, природы  и человека в рамках парадигмы  космизма. Вследствие наличия этих двух факторов можно говорить и о  двух смыслах понятия междисциплинарных  исследований. Первый, более широкий, это любые исследования, в которых  осуществляются интеграция и синтез наук. Во втором, более специфическом  значении, междисциплинарные исследования - это разработки комплексных исследовательских  программ в рамках трех указанных  парадигм. Наконец, существует и самый  узкий, но в последнее время наиболее распространенный смысл понятия  «междисциплинарные исследования» - исследование объектов гуманитарных наук как наиболее сложных и поэтому требующих  всестороннего междисциплинарного изучения.

 
1. Аспекты классификации методов  

 

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный  спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным  основаниям (критериям). Прежде всего  следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. В настоящее время  стало очевидным, что система  методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы  и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.

Что касается методов науки, то оснований  их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и  теоретические, фундаментальные и  прикладные, методы исследования и  изложения и т.п. Содержание изучаемых  наукой объектов служит критерием для  различения методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские  и вероятностные, методы непосредственного  и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.

В современной философско-методологической литературе различают несколько  аспектов метода как такового. Так, некоторые исследователи считают, что каждый метод имеет три  основных аспекта: объективно-содержательный, операциональный и праксеологический. Первый аспект выражает обусловленность (детерминированность) метода предметом  познания через посредство теории. Операциональный аспект фиксирует  зависимость содержания метода не столько  от объекта, сколько от субъекта познания, от его компетентности и способности  перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод. Праксеологический  аспект метода составляют такие его  свойства, как эффективность, надежность, ясность, конструктивность и т.п.

К числу характерных признаков  научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др. Так, например, рассуждая  о методе, крупный британский философ  и математик XX в. А. Уайтхед считал, что любой метод задает "способ действий" с данными, с фактами, значимость которых определяется теорией. Последняя и "навязывает метод", который всегда конкретен, ибо применим только к теориям соответствующего вида. Поэтому, хотя, согласно Уайтхеду, каждый метод представляет собой "удачное  упрощение", "однако с помощью  любого данного метода можно открывать  истины только определенного, подходящего  для него типа и формулировать  их в терминах, навязываемых данным методом", а не каким либо методом "вообще".

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"