Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:41, контрольная работа
Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г.В.Ф. Гегеля – с идеализмом.
Вместе с тем использование в социальной работе данных смежных наук связано с определенными трудностями. Во-первых, заимствованные идеи и данные не всегда синтезированы и адаптированы к новым потребностям знания. Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в упрощенном варианте и порой практически фальсифицируются в процессе их приспособления. В-третьих, нередко бывает, что социальные работники оперируют конкретными данными или идеями других наук, которые на самом деле уже устарели или, наоборот, находятся в стадии становления и апробации.
Технология - это система предложенных наукой алгоритмов, процедур, способов и средств, применяемых в социальной практике, которые ведут к заранее намеченным результатам деятельности, гарантируют получение продукции заданного количества и качества. ―Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала‖.1
1 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - С. 27.
Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология.
Необходимо отметить, что деятельность социального работника в силу своего статуса имеет ряд ограничений, позволяющих ему проводить свою работу лишь в определенных пределах, в частности:
- зависимость от состояния экономической и социальной ситуации в стране: рынок труда, безработица, проблемы жилья, своевременность выплаты зарплаты, пенсий, пособий и т.д.
- необеспеченность необходимыми ресурсами, потребность активного взаимодействия, посредничества с другими социальными учреждениями: государственными институтами, школами, органами правопорядка, медицинскими учреждениями и т.д.;
- границы функциональных обязанностей социального работника и его профессионального статуса.
Задача теоретических основ технологии социальной работы - изучать разнообразные аспекты социальных явлений, анализировать, обобщать и затем передавать проверенные данные в распоряжение тех субъектов, которые практически решают проблемы социального развития. Применение научной теории в технологиях социальной работы -это метод мышления социального работника о человеке, его потребностях и интересах, который в отличие от обыденного, житейского, может быть выделен и проверен на достоверность, верифицирован.
Без знания законов, действующих
в конкретных социальных системах и
процессах, связей с гуманитарными
и естественными знаниями невозможны
повышение научности технологии
социальной работы, ее упорядочение и
объективизация, определение специфических
закономерностей, свойственных ей функций.
Технологический процесс в
должной гуманизации, предоставления субъекту более широкого выбора и свободы действий она не имеет права на признание и использование.
Процессы социального
развития индивидов, социальных групп
не спонтанны, они детерминированы
и регулируются общественно необходимыми
мотивационными аспектами поведения
личности, ее интересами и потребностями.
Социальная работа, по существу, - это
целенаправленная управленческая деятельность
по решению социальных проблем, ситуаций
как внутреннего, так и внешнего
порядка. Все это повышает роль социального
работника как менеджера, организатора,
увеличивает значимость его знаний,
опыта, интуиции, умения отдавать все
силы защите интересов клиента. Работа
с людьми - это также обучение
и воспитание детей и взрослых,
имеющая специфическую
Следовательно, методы социального управления занимают значительное место в деятельности социального работника, включают в себя способы воздействия, совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решения, организации его выполнения.
Итак, основой для классификации методов практической деятельности социальной работы могут служить интересы, потребности индивидов, а также социальные интересы управленческих систем.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ способ
организации исследовательской
деятельности, предусматривающий взаимодейств
Внимание к междисциплинарным
исследованиям и даже выделение
их в специальный тип исследовател
В настоящее
время междисциплинарные исследования
рассматриваются прежде всего как проблема исследовательской практики и перевода
ее результатов в систему знания. При этом
главная задача состоит в том, чтобы преодолеть
в процессе исследований отмеченное в
свое время И. Кантом противоречие между строением реальности, закономерности орг
Успешное осуществление
Практика реализации крупных междисциплинарных проектов, где вся эта проблематика вынужденно формулируется в явной форме, позволила накопить уже довольно большой опыт. Ключевую роль играет методологическое обеспечение междисциплинарных исследований, которое предполагает создание предметной конструкции, функционально аналогичной предметной конструкции дисциплины. В эту конструкцию входят следующие главные компоненты: 1) систематически организованное отображение эмпирических данных об объекте, обычно в виде его классификации и одно- или многомерных изображений в виде карт и баз данных; 2) исследовательские средства (методы наблюдения и эксперимента, математические и физические модели и т. д.); 3) набор теорий разной степени общности, разработанных в различных дисциплинах; 4) языковые средства, с помощью которых строятся и модифицируются теоретические описания; 5) содержательные предпосылки (как правило, полностью не эксплицируемые), в духе которых происходит интерпретация новых данных, а также выборнаправления их поиска.
В условиях нарастающей глобализации
науки особое значение приобрет
Междисциплинарные исследования
это исследование какого-либо объекта методами различных наук. Междисциплинарные исследования являются частью общенаучного теоретического синтеза. Последний может иметь, согласно существующей типологии, несколько форм - внутриотраслевой, межотраслевой и собственно междисциплинарный. В более распространенном словоупотреблении междисциплинарные исследования включают в себя как межотраслевой, так и междисциплинарный синтез.
Межотраслевой синтез (синтез различных отраслей в рамках того или иного блока научных знаний - естественно-научного, социального, гуманитарного) может идти тремя путями. Первый - синтез разобщенных сторон предмета через объединение смежных дисциплин. Таким образом, напр., был осуществлен синтез физики и химии в химической термодинамике и физической химии через закон сохранения и превращения энергии. Аналогичным образом возникли геохимия, биохимия, геобиохимия, а в гуманитарных науках - геоистория, социальная антропология, геополитика. Второй путь - перенос
методов наук, исследующих
более низкие уровни организации
материи, на изучение более высоких
уровней организации. Примером новых
дисциплин, полученных через такой
синтез, являются астрофизика и геофизика,
социальная психология, психоистория,
историческая социология. Наконец, третий
путь - объединение частных отраслей
науки через более общие, напр.,
биоматематика и биокибернетика
(объединение различных
Междисциплинарный,
или внешний, синтез - это синтез
между отдельными ветвями научного
знания (техническими науками, математическими,
естественными, социальными, гуманитарными).
Первым путем здесь были получены
бионика (естественные и технические
науки), а также статистика и география
(которые могут быть как физическими,
так и социально-
Необходимость появления
междисциплинарных исследований можно
связать с двумя факторами - логическим
и историческим. Логический фактор
- это внутренняя закономерность развития
самой науки через процессы дифференциации
к интеграции и построению единой
научной картины мира. Исторический
фактор связан с процессами глобализации,
которые вызывают потребность в
комплексном и системном
1. Аспекты классификации методов
Многообразие видов
Что касается методов науки, то оснований
их деления на группы может быть
несколько. Так, в зависимости от
роли и места в процессе научного
познания можно выделить методы формальные
и содержательные, эмпирические и
теоретические, фундаментальные и
прикладные, методы исследования и
изложения и т.п. Содержание изучаемых
наукой объектов служит критерием для
различения методов естествознания
и методов социально-
В современной философско-
К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др. Так, например, рассуждая о методе, крупный британский философ и математик XX в. А. Уайтхед считал, что любой метод задает "способ действий" с данными, с фактами, значимость которых определяется теорией. Последняя и "навязывает метод", который всегда конкретен, ибо применим только к теориям соответствующего вида. Поэтому, хотя, согласно Уайтхеду, каждый метод представляет собой "удачное упрощение", "однако с помощью любого данного метода можно открывать истины только определенного, подходящего для него типа и формулировать их в терминах, навязываемых данным методом", а не каким либо методом "вообще".