Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г.В.Ф. Гегеля – с идеализмом.

Файлы: 1 файл

СЕМИНАР 3.docx

— 76.49 Кб (Скачать файл)

В современной науке достаточно успешно "работает" многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени  общности и широте применения). 

 

2. Философские методы 

 

Философские методы, среди которых  наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

Нередко философские системы (и  соответственно и их методы) сочетались и "переплетались" между собой  в разных "пропорциях". Так, диалектический метод у Гегеля был соединен с  идеализмом, у Маркса (как, кстати, и  у Гераклита) - с материализмом. Гадамер  пытался совместить герменевтику с  рационалистической диалектикой, и  т.д.

Философские методы - это не "свод" жестко фиксированных регулятивов, а система "мягких" принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся  на самых высших (предельных) "этажах" абстрагирования. Поэтому философские  методы не описываются в строгих  терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат  познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что "чем более  общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении  предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность  в определении конечных результатов  исследования".

Но это не означает, что философские  методы вовсе не нужны. Как свидетельствует  история познания, ошибка на высших этажах познания может завести целую  программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки (механицизм-витализм, эмпиризм-априоризм) с самого начала предопределяют искажение  объективной истины, приводят к ограниченному  метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта.

Все возрастающую роль в современном  научном познании играет диалектико-материалистическая методология. Она реально функционирует не в виде жесткой и однозначной совокупности норм, "рецептов" и приемов, а в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности, в том числе мышления в его целостности.

Поэтому важная задача диалектико-материалистической методологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально  адекватны всеобщим законам существования  самой объективной действительности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и  она не превращается автоматически  в методологический принцип.

Чтобы стать им, всеобщие диалектические положения должны принять форму  нормативных требований, своеобразных предписаний, которые (в сочетании  с регулятивами других уровней) определяют способ действия субъекта в познании и изменении реального мира. Объективная  детерминированность диалектико-логических принципов, как и вообще всех социальных норм, служит основанием для последующего субъективного использования их в качестве средства познания и практического  овладения действительностью.

Диалектический метод нельзя, разумеется, сводить к универсальным логическим схемам с заранее отмеренными  и гарантированными ходами мысли. Однако ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории "развитие", "противоречие", "причинность" и т.п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы. При  этом они хотят четко знать, как  последние могут помочь в реальном научном исследования, каким образом  они могут способствовать адекватному  постижению соответствующей предметной области и познанию истины. Вот  почему все еще приходится слышать  от ученых призывы к созданию прикладной философии - своеобразного моста  между всеобщими диалектическими  принципами и методологическим опытом решения конкретных задач в той  или иной науке.

Проиллюстрируем сказанное на примере  некоторых важнейших принципов  диалектического метода: 

 

1. Объективность - философский,  диалектический принцип, основанный  на признании действительности  в ее реальных закономерностях  и всеобщих формах. Основное содержание  данного принципа можно представить  в виде следующих требований:

•     исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии;

•     осознать и реализовать активную роль субъекта познания и действия;

•     исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий;

•     выявить внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех его формообразований;

•     умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее;

•     рассмотреть предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций;

•     подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно-критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.

2. Всесторонность - философский, диалектический  принцип познания и иных форм  деятельности, выражающий всеобщую  связь всех явлений действительности. Включает в себя следующие  основные требования:

•     вычленение предмета исследования и проведение его границ;

•     его целостное "многоаспектное" рассмотрение;

•     изучение в чистом виде каждой из сторон предмета;

•     осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон;

•     вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.

Принцип всесторонности наиболее тесно  связан с философским принципом  конкретности и общенаучным принципом  системности.

3. Конкретное (конкретность) (от лат. concretus - сгущенный) - философская категория,  выражающая вещь или систему  взаимосвязанных вещей в совокупности  всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или  как мысленно-конкретное (на теоретическом  этапе). На основе этой категории  развертывается диалектический  принцип конкретности, включающий  ряд требований:

•     "вывести" данное явление из его субстанционального признака (главной, существенной стороны) и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое;

•     проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях;

•     учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета;

•     выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного;

•     рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.

4. Историзм - философский, диалектический  принцип, являющийся методологическим  выражением саморазвития действительности  в плане его направленности  по оси времени в виде целостного  непрерывного единства таких  состояний (временных периодов) как  прошлое, настоящее и будущее.  Данный принцип включает в  себя следующие основные требования:

•     изучение настоящего, современного состояния предмета исследования;

•     реконструкция прошлого - рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения;

•     предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

5. Противоречия принцип - диалектический  принцип, имеющий основой реальные  противоречия вещей и сводящийся  к следующим основным требованиям:

•     выявление предметного противоречия;

•     всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;

•     исследование другой противоположности;

•     рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;

•     определение места противоречия в системе других противоречий предмета;

•     прослеживание этапов развития данного противоречия;

•     анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результате его развертывания и обострения.

Диалектические противоречия в  мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых "логических" противоречий, которые  выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.

При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны многочисленные искажения их требований, а значит, отклонения от пути к истине и возникновение  заблуждений. Это, в частности, объективизм  и субъективизм (в многообразных  своих формах); односторонность или  субъективистское объединение случайно "вырванных" сторон предмета; игнорирование  его сущности или подмена ее второстепенными, несущественными моментами; абстрактный  подход к предмету без учета определенных условий места, времени и других обстоятельств; некритическое его  рассмотрение; модернизация или архаизация прошлого; отождествление (смешение) предпосылок  возникновения предмета с ним самим; понимание разрешения противоречия как "нейтрализации" его сторон и ряд других. 

 

3. Общенаучные методы 

 

Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между  философией и фундаментальными теоретико-методологическими  положениями специальных наук. К  общенаучным понятиям чаще всего  относят такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др.

Характерными чертами общенаучных  понятий являются, во-первых, "сплавленность" в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных  наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической  логики.

Если философские категории  воплощают в себе предельно возможную  степень общности - конкретно-всеобщее, то общенаучным понятиям присуще  большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными  средствами. Важным критерием "философичности", "диалектичности" того или иного "мыслительного формообразования" является его необходимое "участие" в решении основного вопроса  философии (во всем его объеме).

На основе общенаучных понятий  и концепций формулируются соответствующие  методы и принципы познания, которые  и обеспечивают связь и оптимальное  взаимодействие философии со специально-научным  знанием и его методами. К числу  общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

Особенно бурно в последнее  время развивается такая общенаучная  дисциплина как синергетика - теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы - природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики  такие понятия, как "порядок", "хаос", "нелинейность", "неопределенность", "нестабильность", "диссипативные  структуры", "бифуркация" и др. Синергетические понятия тесно  связаны и переплетаются с  рядом философских категорий, особенно таких, как "бытие", "развитие", "становление", "время", "целое", "случайность", "возможность" и др.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего "промежуточного характера" они  опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также  соответствующих методов). Дело в  том, что первое не накладывается  чисто внешним, непосредственным образом  на второе. Поэтому попытки сразу, "в упор" выразить специально-научное  содержание на языке философских  категорий бывают, как правило, неконструктивными  и малоэффективными. 

 

4. Частнонаучные методы  

 

Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских  приемов и процедур, применяемых  в той или иной науке, соответствующей  данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. 

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"