Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:41, контрольная работа
Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г.В.Ф. Гегеля – с идеализмом.
В современной науке достаточно
успешно "работает" многоуровневая
концепция методологического
2. Философские методы
Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.
Нередко философские системы (и соответственно и их методы) сочетались и "переплетались" между собой в разных "пропорциях". Так, диалектический метод у Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) - с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой, и т.д.
Философские методы - это не "свод" жестко фиксированных регулятивов, а система "мягких" принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных) "этажах" абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.
Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что "чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования".
Но это не означает, что философские методы вовсе не нужны. Как свидетельствует история познания, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки (механицизм-витализм, эмпиризм-априоризм) с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта.
Все возрастающую роль в современном научном познании играет диалектико-материалистическая методология. Она реально функционирует не в виде жесткой и однозначной совокупности норм, "рецептов" и приемов, а в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности, в том числе мышления в его целостности.
Поэтому важная задача диалектико-материалистической
методологии состоит в
Чтобы стать им, всеобщие диалектические
положения должны принять форму
нормативных требований, своеобразных
предписаний, которые (в сочетании
с регулятивами других уровней) определяют
способ действия субъекта в познании
и изменении реального мира. Объективная
детерминированность
Диалектический метод нельзя, разумеется,
сводить к универсальным
Проиллюстрируем сказанное на примере некоторых важнейших принципов диалектического метода:
1. Объективность - философский,
диалектический принцип,
• исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии;
• осознать и реализовать активную роль субъекта познания и действия;
• исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий;
• выявить внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех его формообразований;
• умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее;
• рассмотреть предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций;
• подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно-критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.
2. Всесторонность - философский, диалектический
принцип познания и иных форм
деятельности, выражающий всеобщую
связь всех явлений
• вычленение предмета исследования и проведение его границ;
• его целостное "многоаспектное" рассмотрение;
• изучение в чистом виде каждой из сторон предмета;
• осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон;
• вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.
Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности.
3. Конкретное (конкретность) (от лат.
concretus - сгущенный) - философская категория,
выражающая вещь или систему
взаимосвязанных вещей в
• "вывести" данное явление из его субстанционального признака (главной, существенной стороны) и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое;
• проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях;
• учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета;
• выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного;
• рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.
4. Историзм - философский, диалектический
принцип, являющийся
• изучение настоящего, современного состояния предмета исследования;
• реконструкция прошлого - рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения;
• предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.
5. Противоречия принцип - диалектический
принцип, имеющий основой
• выявление предметного противоречия;
• всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;
• исследование другой противоположности;
• рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;
• определение места противоречия в системе других противоречий предмета;
• прослеживание этапов развития данного противоречия;
• анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результате его развертывания и обострения.
Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых "логических" противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.
При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны многочисленные искажения их требований, а значит, отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений. Это, в частности, объективизм и субъективизм (в многообразных своих формах); односторонность или субъективистское объединение случайно "вырванных" сторон предмета; игнорирование его сущности или подмена ее второстепенными, несущественными моментами; абстрактный подход к предмету без учета определенных условий места, времени и других обстоятельств; некритическое его рассмотрение; модернизация или архаизация прошлого; отождествление (смешение) предпосылок возникновения предмета с ним самим; понимание разрешения противоречия как "нейтрализации" его сторон и ряд других.
3. Общенаучные методы
Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др.
Характерными чертами
Если философские категории
воплощают в себе предельно возможную
степень общности - конкретно-всеобщее,
то общенаучным понятиям присуще
большей частью абстрактно-общее (одинаковое),
что и позволяет выразить их абстрактно-формальными
средствами. Важным критерием "философичности",
"диалектичности" того или иного
"мыслительного
На основе общенаучных понятий
и концепций формулируются
Особенно бурно в последнее
время развивается такая
Важная роль общенаучных подходов
состоит в том, что в силу своего
"промежуточного характера" они
опосредствуют взаимопереход
4. Частнонаучные методы
Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.